Урок биологии в 7 классе "Класс Земноводные" (презентация)
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Федяева Галина Николаевна

Данный материал предназначен для изучения класса Земноводных в 7 классе по УМК Пасечника В.В.. В данном файле содержится разработка урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_zemnovodnie.rar524.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе разработала учитель биологии МОУ Иващенковская СОШ    Федяева Галина Николаевна

Урок биологии

Тема урока: «Внешнее и внутреннее строение земноводных в связи со средой обитания»

Задачи урока:

1) сформировать знания об особенностях внешнего и

внутреннего строения земноводных как первых наземных

позвоночных животных, вышедших на сушу; добиться

понимания взаимосвязи строения органов с

выполняемыми функциями;

2) продолжить формирование умений выдвигать гипотезы,

доказывать и опровергать факты, сравнивать, работать с

текстом и рисунками учебника;

3) развивать коммуникативные и рефлексивные качества

личности, расширять кругозор обучающихся.

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Рыбы.»,  «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные», остеологический препарат «Скелет лягушки», компьютерная презентация «Класс Земноводные».

Тип урока – урок изучения нового материала.

Метод обучения – проблемный (на данном уроке использую алгоритм проблемного подхода в обучении по Е.Л. Мельниковой).

Ход урока

1. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.

Слайд №1 Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с одним из удивительных животных, которое освоило 2 среды обитания. Относится оно к типу Хордовых подтипу Позвоночных. Тело его состоит из головы, туловища и конечностей.

Животное это очень полезное. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен первый памятник этому животному. Второй памятник воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами-медиками. Оба памятника – дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки. Кто это?

Слайд № 2 Подсказка учителя: (одновременно на проекторе идет показ слайда)

А сколько лягушек – бесчисленно много.

Их можно считать и считать без конца.

Отдали науке лягушачьи ноги.

На пользу науке отдали сердца.

И если случайно лягушку ты встретишь,

Ты тихо скажи ей:

«Лягушка, прости!»

Погладь осторожно прохладную лапку.

На волю, как в сказку, ее отпусти.

Учитель:

Слайд №3 Земноводные – это первые позвоночные животные, вышедшие на сушу. С какими проблемами они столкнулись в наземно-воздушной среде? Выскажите свои предположения.

Класс делится на несколько групп, которые независимо друг от друга штурмуют свою задачу, выдвигают идеи, а затем выбирают лучшие. Задачи групп объединяются общей темой – адаптацией земноводных к наземно-воздушной среде обитания.

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.

Используется метод «Мозговой штурм» для активизации творческой деятельности обучающихся.

Слайды  № 4-8 Задания для групп:

  1. сравнить внешнее строение лягушки и рыбы.
  2. Выявить особенности формы тела земноводных, связанных с передвижением и ориентацией в пространстве.
  3. Выявить особенности строения земноводных в связи с жизнью в воде.
  4. Выявить особенности строения земноводных в связи с жизнью на суше.
  5. Выявить особенности размножения земноводных.

Каждая группа штурмует свою проблему

3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.

(Обсуждение проблем, формулировка выводов).

1 группа

Заполнение сравнительной таблицы «Сравнительная характеристика надкласса рыб и класса Земноводные»

№п/п

Сравниваемый признак

Группа Хордовых

Рыбы

Земноводные

1

Отдел головы

2

Покровы тела

3

Конечности

4

Наличие шеи

5

Особенности черепа

6

Хорда у взрослых животных

7

Симметрия тела

8

Среда обитания

9

Органы дыхания

10

Строение сердца

11

Круги кровообращения

12

Особенности головного мозга

13

Оплодотворение

14

Развитие

 – Приспособления к среде обитания оформить в виде таблицы.

2 группа - особенности формы тела земноводных, связанных с передвижением и ориентацией в пространстве:

1.Тело состоит из головы, туловища и конечностей.

2. Позвоночник делиться на отделы: шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой (у хвостатых). Подвижное соединение головы с туловищем.

3.Хорошо развиты конечности: передние и задние ноги. Опорой задних конечностей земноводных служит тазовый пояс, образованный тазовыми костями.  Каждая конечность состоит из 3 отделов, которые сочленены между собой подвижно при помощи суставов. Задние ноги длиннее передних – передвижение прыжками.

Черты приспособленности лягушки к жизни:

3 группа - В воде

1.Пальцы задних конечностей соединены

плавательной перепонкой.

2.Глаза и ноздри расположены на верхней

стороне головы.

3.Голая кожа, богатая железами.

4.Ноздри сообщаются с ротовой полостью.

4 группа - На суше

1.Конечности наземного типа.

2.Глаза защищены веками, имеющими

слезные железы.

3.Барабанная перепонка. Имеется среднее ухо

4.Слизь, покрывающая кожу, защищает ее от высыхания.

5 группа - особенности размножения земноводных.

1.Раздельнополые

2.Откладывание самками икры, самцы выпускают на нее жидкость, содержащую сперматозоиды.

3. Развитие с метаморфозом (длительность 2- 3 месяца). Личинки-головастики внешне напоминают рыб,  развиваются в воде, дышат жабрами, имеют хвост.  Затем идет превращение головастика в лягушку: появление конечностей – развитие легких – укорачивание хвоста.

4.Размножение происходит с третьего года жизни.

Отчеты групп о своих исследованиях.

4.Творческое применение открытых знаний.

1. Составить  по 2 «тонких вопроса» и «толстых вопроса» другой группе.

2. Составить секвейн «Земноводные».

3. Составить опорный-графический конспект к уроку.

Учащиеся каждой группы задают друг другу вопросы, оценивая самостоятельно правильность ответа.

Зачитывание секвейнов каждой группы.

Показ опорных конспектов к уроку.

Слайд.№ 9 Просмотр презентации  Классификация Земноводных.

Слайды № 10-12 Амфибии – рекордсмены.

Слайд № 13. Домашнее задание

Подготовьте параграф

Составьте кластер по теме урока «Земноводные».

Сделайте информационную подборку: «Это интересно».

Слайд № 14. Рефлексия

Моя мыслительная деятельность на уроке была,,,,,,,,

Самым сложным для меня было,,,,,,,,,

Больше всего мне понравилось,,,,,,

Что осталось непонятным на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...