Практическая работа " Моделирование дрейфа генов митохондриальной ДНК. Митохондриальная Ева".
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Практическая работа

«Моделирование дрейфа генов митохондриальной ДНК»

 

Цель работы: создать модель дрейфа генов митохондриальной ДНК, определить митохондриальную Еву, понять принцип работы генетического дрейфа, и закономерности эволюционного процесса.

Оборудование: лист бумаги A4, случайный генератор чисел (игральная кость).

Инструкция:

1.     Допустим, что есть популяция, включающая 6 самок (самок может быть любое количество), у каждой самки свой вариант митохондриальной ДНК (мтДНК). Предположим, что каждая самка оставляет за собой с равной вероятностью либо 0 дочерей, либо 1, либо 2.

2.     Обозначьте исходные варианты мтДНК как:

A B C D E F ( это поколение 1)

3.     Чтобы смоделировать второе поколение воспользуйтесь случайным генератором чисел (возьмите обычную игральную кость)

Бросайте кость 6 раз ( изначальное количество самок по условию)

Если выпадает  . или ..запишите 0 (самка не оставила дочерей, те или была бесплодна, или родила мольчиков, или погибла)

Если выпадает или .. - запишите 1 (одна дочь)

                                          ..

Если выпадает      или   - запишите 2 (две дочери)

                                 ..              …

Например:

A B C D E F

0  1  2  0  1  0

4.     В с этими последовательностями запишите для каждой самки распределение мтДНК во 2 поколении

Например:

B C C E  ( A, D, Fне оставили потомство, соответственно их мтДНК не будет во 2поколении)

5.     Повторите действия п.3-4 пока в последнем поколении не останется единственный вариант мтДНК  из 6 исходных

Например:

A B C D E F(1 поколение)

B C C E  (2)

BBCCCCE (3)

BCCCCCCC (4)

CCCCC (5)

6.     Определите митохондриальную Еву – последнюю общую проматерь всех особей в популяции по непрерывной женской линии

7.     Сделайте вывод.

8.     Ответьте на вопросы: При каких фантастических условиях Ева никогда не появится? Что будет, если популяция разделится на две, например, часть переселится на другой материк, возникнут ли новые митохондриальные Евы? Будет ли у них общая проматерь для обеих популяций? См. рис. 1

 

 

image

Рис. 1 Пример гениалогического древа мтДНК

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практическая работа «Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»

Урок-практическая работа "Моделирование. Классификация моделей" проводится в 7(8) классе средней школы. Для проведения данной практической работы необходимо оборудование стандартного компьютерного каб...

Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"

Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...

Практическая работа "Моделирование в Paint"

6 задач на построение в PaintРасчитаны на 45 минут...

10 класс (профиль). Исследовательская практическая работа «Моделирование аналого-цифрового преобразования звука»

Практическая работа "Моделирование аналого-цифрового преобразования звука" средствами Excel, дает наглядное представление о дискретизация по времени звуковой волны и процессе квантования амплитуды. Но...

Практическая работа "Моделирование в графическом редакторе"

Практическая работа "Моделирование в графическом редакторе" предназначена для студентов 1 курса по "Информатике и ИКТ".Цель работы - усвоить основные этапы моделирования, сформировать умение проводить...

Практическая работа «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»

Раздаточный материал с ходом работы по моделированию в 6 классе....