Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Рымарчук Оксана Васильевна

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства  Злаковые.

Викторина Двудольные растения .. Общая  характеристика однодольных.  Основные  семейства относящиеся к Однодольным

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnodolnye.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  № 50

Тема. Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства

            Злаковые

Цель урока: сформировать  у  учащихся  представление об  особенностях  

           строения  растений  класса  однодольные,  относящиеся  к  семейству

          злаковых,  познакомить  учеников  с  основными  представителями  

          этих  семейств,   продолжить формировать  умения  определения

           растений  разных  семейств.

Оборудование   и материалы: таблицы  « Семейство Злаковые»

Базовые понятия и термины: однодольные, злаки,  зерновка, трубчатые  цветы, язычковые цветы,  ложно язычковые цветы,  воронковидные цветы.

Тип урока : комбинированный

                                              ХОД УРОКА

1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

2. Контроль  ранее изученного.

Викторина Двудольные растения

Класс делится на две команды. Кто больше даст правильных ответов на вопросы

1.По какому признаку пастушью сумку можно отличить от других растений семейства крестоцветных? (плод стручочек)

2. У растений, какого семейства лепестки венчика обозначают части кораблика? (горох)

3 Что находится на корнях растений принадлежащих к семейству бобовых? (клубеньки с азотофиксирующими бактериями)

4. К какому растению подходит название «земляной орех»? (арахису)

5. Назовите родину картофеля? (Америка)

6. В каком растении, принадлежащем семейству «Пасленовых» содержится яд-никотин? (табак душистый)

 7.Какое слово одновременно обозначает название растения и необычное состояние человека? (дурман)

8. Назовите плод у перца? (ягода)

9. Назовите плод баклажана? (ягода)

10. Какие цветки в соцветии у одуванчика? (язычковые)

11. Какие цветки в соцветии у василька синего? (воронковидный)

Охарактеризуйте Одуванчик лекарственный. Чёрный  принц (томат), Пастушья сумка

3. Актуализация опорных знаний.

Беседа  с  учениками.

1. Скажите,  какая  профессия  ценилась больше  всего еще  с  древних  времен?

2. Какой  этап  в  развитии  человеческого  общества   определил  его  не кочевой образ  жизни?

Представить  учащимся  различные  продукты, приготовление из  переработанных  злаков.

4. Изучение нового материала

Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить  основные  семейства однодольных  растений,  научиться  определять  их  представителей  с  помощью  определительных  карточек,

1. Общая  характеристика однодольных.  Основные  семейства.

Однодольные -  менее  обширная  группа  растений,  нежели  двудольные около 4 тыс видов,  однако,  она  имеет  не меньшее  значение  для человека,  чем  двудольные.

  Жизненные формы  многолетние травянистые растения с подземными запасающими органами- корневищами-Ландыш, Воронний глаз,  луковицами- Лук, чеснок, , клубнелековицами иногда древовидные формы- Драцена, бамбук

   Листья крупные, цельные, по форме  ланцетовидные или линейные с параллельным  жилкованием.

Растения насекомо и ветроопыляемые(рожь, кукуруза)  и  самоопыляемые(ячмень, пшеница, рис)

   Цветки  собраны в соцветия: зонтик (лук , чеснок), кисть(лилия, ландыш, пролеска, гиацинты), одиночные (тюльпан), сложный колос (рожь, ячмень, пырей), метёлка (рис просо, овёс, кукурузы только у  тычиночных цветков, ковыль),    початок(пестичные цветки кукурузы)

 Формула  цветков:    Л6  или  ( 3+3) Т6 или по 3 в два кругаП1

  Злаковые  имеют  пустой внутри  стебель – соломину,  на  котором  четко  видны  узлы  и  междоузлия..

   Плод  ягода- ландыш, коробочка – тюльпан, зерновка- (злаковые)

Семейство Злаковые  или Мятликовые  п. 54  с. 224.

Около 11 тыс.

Доминантные растения   степе, лугов, саван.

                                 Сорта пшеницы

                      озимые                         яровые

 Огромно  практическое  значение  злаков.  Рис,  кукуруза,  пшеница -  основные хлебные  культуры.  Рожь,  ячмень,  овес -  используются  в  пищу  человеком,  но  их  основное значение -  корм  для  домашних  животных.

Сахарный  тростник используют  для  производства  сахара в   тропических и субтропических странах. ( Бразилия,  Китай,  Куба).

Бамбук -  тропический древовидный  злак.  Это  самое  быстрорастущее  растение.  Его  стебель  удлиняется  на  30 -40 см  в  сутки.  Из  стеблей  бамбука  делают  мебель,  предметы  декора,  бумаги,  водопроводных  труб,  строят  жилища. Молодые  побеги   употребляют в пищу.

5. Закрепление и систематизация  знаний

с. 226   по рис. 193- 194   определите типы соцветий

Графический диктант (Правильные утверждения знак   «+», если не правильное знак  «- «

1.Яровые  сорта зерновых сеют осенью.

2. Корневая система мочковатая.

3. Листья  у семейства Злаковых черешковые, сложные.

4. Соцветие у пшеницы  сложный колос.

5. Бамбук  древовидный злак

6. Пшеница, ячмень ветроопыляемые растения.

7. Плод- зерновка.

8. Жилкование параллельное.

9.Листорасположение  мутовчатое

10.Стебельу семейства Злаковых называют соломинкой.

11. У представителей злаковых нет узлов и междоузлий.

12. Кукуруза многолетнее травянистое растение

Ответы:

- ,+, - ,+, +, -, +, +, -, +, -, -.

6. Подведение итогов урока  и  домашнее задание.

п. 54.  Дать характеристику  Мятлик луговой

 Подготовить рассказ по плану

1. Вид              2.Род.                  3. Семейство           4.Жизненная форма                                       5.Корневая система       6.Листья, жилкование , листорасположение                    7.Строение цветка; соцветие,              8.Плод

Вопросы:

1.По какому признаку пастушью сумку можно отличить от других растений семейства крестоцветных? (плод стручочек)

2. У растений, какого семейства лепестки венчика обозначают части кораблика? (горох)

3 Что находится на корнях растений принадлежащих к семейству бобовых? (клубеньки с азотофиксирующими бактериями)

4. К какому растению подходит название «земляной орех»? (арахису)

5. Назовите родину картофеля? (Америка)

6. В каком растении, принадлежащем семейству «Пасленовых» содержится яд-никотин? (табак душистый)

 7.Какое слово одновременно обозначает название растения и необычное состояние человека? (дурман)

8. Какое слово одновременно обозначает название птицы и название декоративного растения семейства лилейных? (рябчик)

9. Из какого злака варят пшенную кашу? (пшено)

10.Из какого злака варят геркулесовую кашу? (овес)

11. Какой цветок означает женское имя из изученных семейств? (лилия)

12. Как называется плод у картофеля? (ягода)

13. Назовите соцветие лука? (зонтик)

14. Назовите плод у перца? (ягода)

15. Назовите плод баклажана? (ягода)

16. Какие цветки в соцветии у одуванчика? (язычковые)

17. Какие цветки в соцветии у василька синего? (воронковидный)

18. Переведите с латыни на русский Bella donna (прекрасная дама)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"

Разработка  конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". А так жетуда  входят приложение1 с тестом, и презентация к теме урок...

разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"

Разработка  конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". Куда  входитят приложение1 (с тестом)....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме:Ткани растений...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

урок на тему "Семейства класса Однодольные растения" биология – 6 класс

знакомлю шестиклассников с типичными представителями семейств Лилейные и Злаки, их отличительными признаками, биологическими особенностями;вместе с учащимися выясняем их значение....

Конспект урока по теме: Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" , в 7 классе

Обучающие:-  повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;- совершенствовать умения и навыкиобнаруживать союзы, ...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс «Морфология листа. Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах»

Урок биологии «Морфология листа» проводился в 7 классе в ходе программного изучения раздела  «Строение и жизнедеятельность семенных растений. Лист.»Данный урок позволил пр...