Разработка учебного авторского продукта: элективный курс «Центральная нервная система человека»
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Назарова Ирина Петровна

Элективный курс рассчитан для учащихся 9-х классов. Целью: его является изучение учащимися теоретических и прикладных основ анатомии, физиологии человека, подробнее курса анатомии нервной системы, дополнение и углубление базовых знаний о строении, жизнедеятельности ЦНС. Задача: курса -сохранение здоровья человека, понимание сущности биологических процессов центральной нервной системы..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка учебного авторского продукта:

Программа элективного курса

«Центральная нервная система человека»  для учащихся 9 классов

Автор: Назарова  Ирина Петровна, учитель биологии  МОУ «СОШ №8»

г. Саратова

Пояснительная  записка.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Центральная нервная система человека» для учащихся составлено в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г.  Кроме того, при отборе содержания  учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний, умений и навыков в сохранении и укреплении здоровья, в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельной работы и познавательной активности,  в углублении знаний о ЦНС человека.

Курс рассчитан на 34 часа  (1ч. в неделю).

 Целью:  является  изучение учащимися теоретических и прикладных основ  анатомии, физиологии  человека, подробнее курса анатомии нервной системы, дополнение и углубление базовых знаний о строении, жизнедеятельности ЦНС

Задачи: сохранение здоровья человека,  понимание сущности  биологических процессов  центральной нервной системы. Особое внимание уделяется строению и физиологическим процессам ЦНС. Ранее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научной деятельности.  Подготовка к самостоятельной исследовательской работе учащихся ,проведение исследований, имеющих практическое значение;   реализация исследовательских проектов. Развитие у  учащихся логического мышления, смысловой и механической памяти, воображения, совершенствование умений и навыков по анализу, синтезу, сравнению, установлению причинно-следственных связей между объектами, процессами, явлениями, проведению опытов, решению проблемных задач.

 Содержание элективного курса «Центральная нервная система человека»

Тема № 1. Общая анатомия и физиология центральной нервной системы.

  1. Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем. Нервная ткань.

Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС и сенсорных систем.

Общая характеристика нервной ткани.

2. Нейроны и их строение.

Нейроны. Тело нейрона.   Отростки нейронов.  Классификация нервных клеток по количеству отростков

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить задания,  выполнить лабораторную работу.

  1. Классификация нейронов по выполняемым функциям.

Функции нейронов

 4.Нейросекреторные клетки. Нейроглия.

Нейроглия и ее значение.

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить задания, тест.

5. Нервные волокна, типы, значение.

Нервные волокна, их типа и значение

6. Нервы, их строение,  типы, значение.

Нервы, их строение, значение, типы.

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить задания.

7. Нервные окончания, их типы и значение.

Классификация нервных окончаний. Рецепторы и эффекторные нервные окончания.

8. Синапсы.

Синапсы: их типы и значение. Строение и функционирование синапса. Электрические синапсы. Нервно-мышечные соединения.

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить задания.

9. Возбудимые ткани и их свойства.

Свойства возбудимых тканей. Мембранный потенциал покоя.

10. Биоэлектрические явления в клетках возбудимых тканей.

Биоэлектрические явления, возникающие при возбуждении клетки. Реполяризация мембраны и значение этого процесса. Проводимость нервной ткани.

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить тест.

11. Рефлекс — главный принцип функционирования нервной системы.

Рефлекс и рефлекторная дуга.

12. Классификация рефлексов.

Классификация рефлексов.

Контроль знаний:

выполнить лабораторную работу №2, выполнить тест,

Тема № 2. Анатомия и физиология центральной нервной системы.

13. Строение и функции спинного мозга.

Общие сведения о спинном мозге

14. Внутреннее строение спинного мозга.

Внутреннее строение спинного мозга. Функции спинного мозга.

 Контроль знаний:   выполнить тест.

15. Головной мозг человека, строение.

16. Головной мозг человека, функции.

Общие сведения о головном мозге. Строение и функции продолговатого мозга. Строение и функции мозжечка. Строение и функции среднего мозга. Строение и функции промежуточного мозга.

 Контроль знаний:     выполнить тест.

17. Строение большого (конечного) мозга.

Общие сведения о большом мозге. Строение полушарий большого мозга.

18. Функции большого (конечного) мозга.

Функциональные зоны коры больших полушарий. Локализация функций в коре больших полушарий.

Контроль знаний:   выполнить тест.

Тема № 3.Анатомия и физиология периферической нервной системы

19. Периферическая нервная система.

Общие сведения о периферической нервной системе.

20.  Спинномозговые и черепно-мозговые нервы. 

Спинномозговые нервы. Черепные нервы.

Контроль знаний:   ответить письменно на вопросы:

  • Чем образована периферическая нервная система?
  • Сколько насчитывается у человека спинномозговых нервов»
  • Сколько пар черепных нервов отходит от головного мозга  человека?
  • Какие из черепных нервов являются двигательными, какие – чувствительными, а какие смешанными?
  • Почему черепные нервы десятой пары получили название блуждающий нерв?

21.  Вегетативная (автономная) нервная система.

Особенности строения вегетативной нервной системы. Части вегетативной нервной системы и их характеристика

22. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы.

Эффекты симпатической и парасимпатической частей в организме.

Контроль знаний:   выполнить тест.

Тема № 4. Органы чувств.

23. Органы чувств и сенсорные системы.

Понятие об органах чувств и сенсорных системах (анализаторах).

24.  Глаз человека – важнейший орган чувств.

Строение глазного яблока. Вспомогательные органы глаза.

 Контроль знаний:   выполнить тест

25.   Функции органа зрения.

Оптическая система глаза. Аккомодация. Дальнозоркость и близорукость. Светочувствительный аппарат глаза. Восприятие цвета.

26. Бинокулярное зрение и его значение.

Бинокулярное зрение и его значение.

 Контроль знаний:     выполнить тест

27.  Строение и функции органов слуха.

Слух. Строение и функции наружного уха. Строение и функции среднего уха.

 Строение и функции внутреннего уха.

28.  Строение и функции органов равновесия.

Строение и функции органа равновесия.

 Контроль знаний:   выполнить тест

29.   Органы обоняния.

Строение и функции органа обоняния.

30. Органы вкуса и осязания.

 Строение и функция органа вкуса. Кожная чувствительность. Кожные анализаторы. Общие свойства анализаторов.

 Контроль знаний:   выполнить тест

Тема №5. Значение органов чувств и анализаторов.

31. Тест и задание по теме 5.

32. Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы».

33. Обобщающее занятие.

34. Повторение.

Календарно - тематическое  планирование элективного курса «Центральная нервная система человека»

№ занятия

                                 

                           Тема занятия

Дата

Примечание

Тема № 1. Общая анатомия и физиология центральной нервной системы

1

Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем.

2

Нервная ткань. Нейроны и их строение.

3

Классификация нейронов по выполняемым функциям.

4

Нейросекреторные клетки. Нейроглия.

5

Нервные волокна, типы, значение.

6

Нервы, их строение,  типы, значение.

7

Нервные окончания, их типы и значение.

8

Синапсы.

9

Возбудимые ткани и их свойства.

10

Биоэлектрические явления в клетках возбудимых тканей.

11

Рефлекс — главный принцип функционирования нервной системы.

12

Классификация рефлексов.

Тема № 2. Анатомия и физиология центральной нервной системы.

13

Строение и функции спинного мозга.

14

Внутреннее строение спинного мозга.

15

Головной мозг человека, строение.

16

Головной мозг человека, функции.

17

Строение большого (конечного) мозга.

18

Функции большого (конечного) мозга.

 Тема № 3.Анатомия и физиология периферической нервной системы

19

Периферическая нервная система.

20

 Спинномозговые и черепно-мозговые нервы. 

21

 Вегетативная (автономная) нервная система.

22

Симпатическая и парасимпатическая нервные системы.

 Тема № 4. Органы чувств.

23

 Органы чувств и сенсорные системы.

24

 Глаз человека – важнейший орган чувств.

25

  Функции органа зрения.

26

Бинокулярное зрение и его значение.

27

 Строение и функции органов слуха.

28

 Строение и функции органов равновесия.

29

  Органы обоняния. 

30

  Органы вкуса и осязания.

Тема №5. Значение органов чувств и анализаторов.

31

Тест и задание по теме 5.

32

Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы»

33

Обобщающее занятие.

34

Повторение.

Требования к знаниям и умениям, формированию  компетенций.

Формы контроля:
- текущий контроль и  тематический контроль (оценка ответов на письменные задания, выполнение практических заданий);

-
итоговый контроль (оценка всех выполненных работ в ходе изучения  курса- выполнение тестовых работ).

 Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

Программа кружка  предусматривает выполнение заданий, имеющихся в

контрольно-измерительных материалах ГИА.

Требования: понять взаимосвязь строения и функций органов нервной системы;  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач; охрана своего здоровья.

                                                       Литература:
Основная:
1. Петунин О.В. Анатомия и физиология нервной системы М. «Вентана-Граф» 2008
Дополнительная:
1. Батуев Загадки и тайны психики. М. «Дрофа» 2003
2. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология Т. 1-3 М. Мир 1996
3. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. Пособие для учащихся 8 – 9 классов М. «Вентана-Граф» 2000
4. Каменский А.А. Организм человека. Просто о сложном М. «Дрофа» 2007
5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология человека в вопросах и ответах. Саратов ИЦ Добродея, ГП Саратовтелефильм 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока биологии нервная система человека

очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).

В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...

Центральная нервная система презентация, 8 класс

на уроке рассматриваемые задачи сопровождаются слайдами презентации....

Опорные схемы для изучения темы: "Нервная система человека"

Опорные схемы для изучения темы: "Нервная система человека". 8 класс....

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы

Представлена презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»....