Землетрясения
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Гладышева Татьяна Александровна

урок по природоведению, 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №22

Тема: Землетрясения.

Цель: познакомить учащихся с сутью, причинами грозного природного явления.

Задачи: - дать понятие «Землетрясения», показать причины землетрясений;

               - развивать умение выдвигать гипотезы на основании житейских представлений;            

               - продолжить воспитание умения применять правила безопасного поведения в природных условиях.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: рисунки, фотографии землетрясений, мультимедийный аппарат.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Слушают учителя.

2. Повторение, проверка знаний.

  • Каково внутреннее строение Земли?
  • Что собой представляет земное ядро?
  • Какими свойствами обладает вещество мантии?
  • Как называются неровности земной поверхности?

Терминологический диктант: учитель называет, а ученики пишут в тетрадях для проверочных работ определение.

  • Ядро Земли;
  • Рельеф;
  • Горная порода;
  • Земная кора;
  • Мантия;
  • Минерал.

Отвечают на вопросы.

3 Изучение нового материала:    (1 слайд)

В недрах нашей планеты непрерывно происходят внутренние процессы, изменяющие лик Земли. Чаще всего эти изменения медленные, постепенные. Точные измерения показывают, что одни участки земной поверхности поднимаются, другие опускаются. Не остаются постоянными  даже расстояния между континентами. Иногда внутренние процессы протекают бурно, и грозная стихия землетрясений превращает в развалины города, опустошает целые районы.   Землетрясение – это грозное природное явление, о котором слышал каждый из вас. Ежегодно регистрируется до 1 млн. слабых и несколько тысяч сильных землетрясений. (2 слайд) Сильные землетрясения способны вызвать сильные разрушения. За несколько секунд окружающая местность может стать неузнаваемой от разрушенных зданий и сооружений. В результате землетрясений нередко гибнет много людей.

В поисках причин землетрясений Аристотель обратился к недрам Земли. Он полагал, что атмосферные вихри внедряются в землю, в которой много пустот и сквозных щелей. Вихри, думал он, усиливаются огнём и ищут себе выхода, вызывая таким образом землетрясения, а иногда извержения вулканов. Эти представления существовали много веков, и до сих пор бытует фраза «сейсмическая погода». Он говорил, что когда воздух затягивается в землю перед землетрясением, оставшийся над землёй воздух становится спокойнее и разреженней, затрудняя дыхание.

В мифологии разных народов наблюдается интересное сходство в представлениях о причинах землетрясений. Это будто бы движение некоего реального или мифического животного, гигантского скрытого в глубинах Земли. У древних индусов это слон, у даяков Суматры – огромный вол. Древние японцы вину за землетрясение возлагали на сома, который сотрясал землю. Если бы он не был под надзором доброго бога, Даймедзина, то Земля сотрясалась бы постоянно. Однако добрый дух время от времени утрачивал бдительность, и совесть злого сома отягощалась следующим землетрясением. Землетрясения чаще рассматривали как наказание, ниспосланное рассерженными богами. В греческой мифологии землетрясение вызывает разъярённый Посейдон, владыка морей. Нептун, его аналог в римских мифах, мог не только вселять страх в людей, но и насылать на Землю потопы, а на берега огромные волны. В Европе 18в. духовенство пыталось привить людям моралистический взгляд на землетрясения. В 1752г в лондонской газете писали: «Землетрясения обычно случаются в больших городах. Карающий бич направлен туда, где есть жители». Знаменитое Лиссабонское землетрясение в 1755г. произошло в День всех святых, в момент, когда люди были в церкви. Огромное число жертв было вызвано серией из некоторых толчков и гигантским цунами, обрушившимся на набережную. Положение усугубили пожары, разбушевавшиеся по всему городу. Те, кто верил в божью кару за грехи, видели в этом возмездие. (3 слайд)

В настоящее время существует наука о землетрясениях – сейсмология. Учёные – сейсмологи, пришли к выводу, что обычно землетрясения происходят вблизи границ плит из которых сложена земная кора и верхняя часть мантии. Когда края соприкасающихся плит «застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки. (4 слайд)

Помогает учёным специальный прибор, который называется сейсмограф. Он помогает предсказать землетрясение и определить его силу. Сила землетрясения измеряется в баллах по шкале Рихтера. (5 слайд) 

Землетрясения опасны своей внезапностью. С давних пор люди стремились научиться предсказывать эти явления природы. В мире организована целая сеть станций, которые постоянно ведут наблюдения за состоянием земной коры. Они регистрируют все, даже слабые землетрясения, улавливая те волны, которые расходятся от места подземных ударов. К сожалению, надежно и точно предсказывать землетрясения пока не удаётся.

 Районы, где особенно часты землетрясения, называются сейсмически активными (от греческого «сейсмос» - землетрясение). Землетрясение начинается с разрыва и перемещения горных пород в каком-нибудь месте в глубине Земли. Место, где происходит сдвиг горных пород, называют очагом землетрясения. Обычно он находится на глубине нескольких километров, не больше 30 км, но в отдельных местах доходит и до 700км. Над очагом на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения. Его называют эпицентром. (6 слайд)

Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержения вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи человек. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек. В1995г полностью разрушен город Нефтегорск. Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек. Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988г в Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стёрт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.

  • Как же предсказать грозящее бедствие?

Признаки близкого землетрясения:

  • Резкие изменения уровня воды в водоёмах или её помутнение;
  • Запах газа в районах, где раньше этого не было;
  • Беспокойство птиц и домашних животных;
  • Слабые толчки земной поверхности;
  • Нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов;
  • Некоторые домашние животные начинают беспокойно метаться по квартире.

         Очень важно знать правила безопасного поведения во время землетрясения:

  • При первом толчке постарайтесь немедленно покинуть здание в течение 15-20 минут;
  • Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание;
  • Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проём или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал;
  • Не допускать возникновения паники;
  • Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Пытаются ответить на вопрос.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

4. Закрепление изученного материала: с. 72, ответить на вопросы рубрике «Проверьте свои знания»

Отвечают на вопросы.

5. Домашнее задание: с. 72, приготовить сообщения о мифах, легендах о землетрясениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Землетрясения". Урок ОБЖ в 7 классе. Презентация урока.

"Землетрясения"., тема урока в 7 классе. В данной презентации (разработке к уроку) автор расскрыл такие вопросы: 1. Происхождение землетрясений. 2. Основные параметры землетрясений. 3. Последствия ...

Вулканизм и землетрясения

Использование ИД в курсе 6 класса...

Интерактивный кроссворд по ОБЖ в 7 классе на тему «Землетрясение»

Данную презентацию можно использовать, для закрепления знаний после изучения темы ЧС природного характера "Землетрясение"...

11.03.11. Точка отсчета, или постфактум землетрясения в Японии

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, соор...

Урок "Землетрясения и вулканы"

На уроке учащимся дается возможность осознанать и осмыслить блок информации о природных явлениях; ребята учатся основным понятиям.Урок проводится с использованием материалов ЦОР....

План-конспект урока "Происхождение землетрясений" 7 класс

Цель урока:познакомить учащихся с природным явлением геофизического происхождения – землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения.Задачи урока:расширить знания учащихся об опасных и чр...

Презентация "Правила безопасного поведения при землетрясении и меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений", 7 класс

Данная презентация разработана для учащихся 7 класса по теме "Землетрясения".  Рекомендуется для просмотра на заключительном уроке по данной теме....