Учебно-методическая статья в помощь школьному учителю биологии и экологии "Щи да каша -пища наша"
занимательные факты по биологии (9 класс) на тему

Старченко Екатерина Викторовна

Статья дает учителю возможность ознакомиться с материалом об истории земледелия, центрах происхождения культурных растений Н.И.Вавилова и взаимосвязи рациона питания с чертами характера человека. Вы можете включить ее частично в свой урок в качесте занимательной странички или интересных фактов, чтобы дать учащимся отдохнуть с пользой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Щи да каша — пища наша.

  Возникновение земледелия в ходе исторического развития человечества было столь внезапным, что получило название «неолитическая революция». -

   Культурные растения появились 10-12 тыс лет назад. К этому времени — времени окончания последнего оледенения — следы земледельческой культуры обнаруживаются уже у разных народов в разных районах земного шара.

   Что же заставило древнего человека взращивать семена, клубни и корни возле своей хижины? Использовать каменную мотыгу и серп? Почему людям понадобилось возделывать именно злаки, а не, к примеру, орехи, которые хранятся не хуже зерновых? Или почему нельзя было ограничиться только скотоводством?

   Историки полагают, что к земледелию человек перешел чуть ли не шутя, собирая для еды плоды и семена диких предков современных культурных растений. Попадая на удобренную почву возле жилищ, семена прорастали, а ростки чутко отзывались на уход. Отсюда лишь шаг к их возделыванию.

   Можно предположить, что развивать земледелие человеку пришлось после того, как истощились возможности добывать пищу охотой, собирательством и рыболовством.  Хотя и сейчас некоторые народы живут за счет сбора плодов диких растений. Например, в пустыне Калахари кочевники собирают дикие арбузы. Жители Огненной Земли разыскивают скопления моллюсков или выброшенных на берег китов, поедая их тушу, они могут прокормиться много дней. Переходить к земледелию у этих людей нет необходимости и желания.

   В письменной истории приводится немало примеров истощения продовольственного потенциала у различных неземледельческих народов, особенно у кочевых. И каждый раз эти народы переходили не к земледелию, а к воинственным набегам на более богатых соседей. Или же принимались за разведение скота на более дальних пастбищах. Это пример экстенсивного развития сельского хозяйства.

    Важные места в питании многих народов мира, кроме мяса, занимают рис, пшеница, кукуруза. Охотники и собиратели редко употребляют в пищу дикие злаки и травы, есть и  исключения, например, теосинте -предшественница маиса, как считается. А у подавляющего большинства культурных растений даже неизвестны их дикие предшественники. Согласно В.Л.Комарову, громадное число культурных растений в диком виде никогда и не встречались, а возделываемые человеком кукуруза, батат, маниок, культурные формы банана, финиковой пальмы, хлебного дерева и некоторые другие уже не способны вновь «одичать», так как испытывают трудности с опылением, не могут образовывать или распространять свои семена без помощи человека. Почти все возделываемые культуры требую искусственного полива.

    Как ни пытались селекционеры, а ничего подобного неолитическим пшенице, гороху, рису,  льну, хлопчатнику, сое им вывести не удалось. Н.И.Вавилов: «Сколько бы мы не культивировали дикий ячмень, так же как и дикую пшеницу и овсюг, они не теряют присущей им ломкости соцветий и остаются отличными от культурных форм, что делает самую их роль как прямых родоначальников более чем сомнительной.» Ни из одного вида культурного растения или домашнего животного не удалось получить  другой культурный вид — получаются только разные сорта одного и того же вида или подроды. Кроманьонского селекционера за все эти тысячелетия превзойти не смог никто.

    Известно, что Н.И.Вавилов выявил 7 основных центра происхождения культурных растений. Из Средиземноморского центра берут началомногие овощные культуры, включая свеклу, репу и капусту. Юго-Западный центр дал начало пшенице, ржи, гороху, горчице и многим европейским плодам. Из горных районов Южного Китая распространились гречиха, соя, редька, грецкий орех, многие цитрусовые. Огурец, суходольный рис и некоторые цитрусовые вышли из Восточных Гималаев, горной Индии и Бирмы. Эфиопское нагорье — это родина кофе и ячменя, а Мексиканское нагорье — родина хлопчатника и кукурузы. Западные склоны Анд дали начало томатам и картофелю. У многих видов растений оказалось два или три центра происхождения, так  как в разных местах на планете сходные почвенно-климатические условия.

     Между продуктами питания и человеком и даже его культурным миром существовала извечная связь. Антрополог В.П.Алексеев  установил, что с центрами появления культурных растений связана этническая карта мира. Европеоиды соотносятся со Средиземноморьем и Юго-Западным центром, монголоиды — с Китайским и Юго-Восточноазиатским, а американские индейцы — с центрами Нового Света.

    Интересны наблюдения за влиянием традиционного питания на характер людей. Кочевники-скотоводы, долго сохранявшие почти исключительно мясное питание, вспыльчивы и нетерпеливы, склонны к конфликтам и жажде войны. Племена лесных жителей Африки пигмеев, в рацион которых напротив входят коренья, множество ягод и фруктов, гораздо более миролюбивы и автономны. Переход к земледелию существенно изменил, смягчил характер человека и привил полезную привычку трудиться. Благодаря существующему обмену продуктами между странами и континентами у нас есть возможность разнообразить свой рацион, хотя многие овощи и фрукты на нашем столе вовсе не являются для нас родными, ведь наши русские предки в основном питались репой, капустой, корнеплодами и ягодами. Далеко не сразу в рацион вошел привычный нам картофель, который распространил в Российской Империи ПетрI, и многие крестьяне отравились им, потому что в пищу употребляли не подземные части-видоизмененные побеги, а надземные-ягоды, содержащие в себе яд. Человечество учится на своих ошибках и идет вперед, но для русского народа щи да каша по-прежнему вкусны и актуальны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока сбо для 5 класса " Каша-пища наша"

Конспект открытого занятия по социально-бытовой ориентировке для 5 класса для слабовидящих детей с легкой степенью умственной отсталости....

Интегрированный урок « Каша – пища наша».

Русский язык и технология. 6 класс.Цели: формирование умения анализировать материал;            повторение темы « Фразеология. Фразеологический о...

Внеклассное мероприятие "Каша-пища наша"

Актуальность данной разработки в том, что внеклассные мероприятия способствуют созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в классном коллективе, а также проведению цел...

Внеклассное мероприятие "Хлеб и каша - пища наша"

Цель мероприятия:расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимост...

Презентация к воспитательному занятию "Каша-пища наша"

Презентация является приложеним к воспитательному занятию "Каша-пища наша".Для более полноты впечатлений рекомендую использовать клип " Кашка" в исполнении группы Талисман. ...

Воспитательное занятие "Каша-пища наша" 5 класс коррекционной школы

Воспитательное занятие на обобщение и систематизацию знаний о каше как истинно народном продукте питания....

Разработка занятия по правильному питанию "Хлеб да каша - пища наша"

Цель: расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;            сформировать представление детей о многообразии ассортимента...