Урок по теме "Размножение организмов" 5 класс ФГОС
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Дмитриева Ирина Валерьевна

Урок в 5 классе (ФГОС)по теме "Размножение организмов", с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Размножение живых организмов.

Цель урока: сформировать понятия о формах размножения живых организмов

                     (бесполом и половом).

Задача урока:

- Сформировать знания о размножении организмом, его биологическом значении, о способах размножения, особенностях полового и бесполого размножения.

- Развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания, воспроизведении потомства;

- Развивать мышление ученика, речь.

- Развивать наблюдательность детей.

- Научить учащихся формулировать выводы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с размножением организмов как важнейшим их свойством, его ролью в преемственности поколений, способами размножения организмов — бесполым размножением растений и животных.

Метапредметные: учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Основные понятия урока: размножение — бесполое, половое, вегетативное.

Вид урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий, таблиц, схем, рисунков.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы, используемые на уроке: репродуктивный, с опережающим заданием, проблемные.

Приёмы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, практическая работа.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и дополнительной литературой,

заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Оборудование:

  • проектор
  • компьютер
  • презентация «Размножение организмов»
  • Программное обеспечение для оперативного контроля знаний системы RESPONS/

Ход урока

Начинается урок

Он пойдёт Вам только впрок

Постарайтесь все понять

Учитесь тайны открывать

Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Слайд 2. Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.

Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.

- О каком свойстве живых организмов идёт речь? (О размножении).

Сегодня речь пойдёт ещё об одном свойстве живого организма способности - размножаться.

СЛАЙД 3  Наш повседневный опыт печально свидетельствует о том, что все живое подвержено смерти. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Существа болеют, старятся и, наконец, умирают. У многих жизнь еще более короткая — их съедают хищники. Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку.

Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,

чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

Чтобы жизнь на Земле не прекратилась, все существа наделены универсальным свойством — способностью к размножению.

СЛАЙД 3

Вывод: размножение – это единственный путь к бессмертию,

именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

СЛАЙД 4  Тема урока: Размножение организмов

               Задачи урока:

  1. раскрыть сущность понятия…
  2. расширить представления о…
  3. научиться выделять … размножения.

СЛАЙД 5 Рассмотрите рисунки и сравните организмы (рис.1)

В ходе беседы выясняются разные способы размножения организмов.

СЛАЙД 6 При всем разнообразии живых организмов, населяющих планету, при всех различиях в строении и образе жизни, способы их размножения в природе сводятся к двум формам: бесполой и половой. Некоторые растения сочетают эти две формы, размножаясь клубнями, черенками или отводками (бесполое размножение) и одновременно — семенами (половое).

Способы размножения: бесполое и половое.

Работа с учебником- стр. 124 3-й и 4-й абзац-объяснить сущность каждого способа.

СЛАЙД 6 проверка работы с учебником.

СЛАЙД 7 При половом размножении развитие нового существа начинается с единственной клетки, образовавшейся от слияния двух родительских — мужской и женской. Сущность размножения состоит в сохранении не только жизни в целом, но и каждого отдельного вида животных и растений, в организации преемственности между потомством и родительскими существами. При половом размножении имеет место половой процесс, заключающийся в обмене клеток генетическим материалом. Чаще всего происходит образование специализированных половых клеток с гаплоидным (одинарным) набором хромосом – гамет с последующим их слиянием – оплодотворением.

Какой организм возник раньше и каким способом он размножался? (изображение: амёба и рыба)

При половом размножении, как правило, принимают участие 2 особи: мужская и женская.
У животных мужские особи называются 
самцами, а женские – самками, у человека – это мужчины и женщины. Слайд 8)

Такие организмы, у которых есть мужские и женские особи называются раздельнополые.
У человека и животных есть органы размножения, в которых образуются половые клетки 
– гаметы  (от греч.Gamete — жена, gametes — муж). (Приложение 1. Слайд 9)
В мужских половых органах образуются мужские гаметы – 
сперматозоиды. Обозначают знаком Марса.
В женских половых органах образуются женские гаметы – 
яйцеклетки. Обозначают знаком Венеры. Яйцеклетка содержит запас питательных веществ.
Начало новой жизни может дать женская половая клетка, слившаяся с мужской половой клеткой. Этот процесс называется 
оплодотворение.  (Приложение 1. Слайд 10)

Оплодотворение бывает наружное, при котором половые клетки сливаются вне организма. 
Оно характерно для рыб и земноводных.
Бывает 
внутреннее оплодотворение, происходящее внутри половых органов особи. Оно характерно для рептилий, птиц, млекопитающих,.(Приложение 1. Слайд 11)

Образуется зигота, а из нее – зародыш, а из зародыша развивается новый организм.

Самки откладывают икру, а самцы изливают на икру семенную жидкость. Сперматозоиды, которые находятся в жидкости, сливаются с яйцеклетками, и происходит процесс оплодотворения.

Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, и под ее оболочкой формируется зародыш. У зародыша есть желточный мешок. Это запас питательных веществ. За счет желтка зародыш растет и развивается, потом сбрасывает покровы икринки и превращается в личинку. Личинка уже питается самостоятельно и вскоре становится маленькой рыбкой.

Вопрос: Как она называется? (Малек.) 

На кого похож малек? (На взрослую рыбу.)

Помимо раздельнополых организмов в природе встречаются, живые организмы, которые соединяют в себе признаки сразу двух полов – и мужского, и женского. Их называют обоеполыми организмами или гермафродитами.

Гермафродиты – это особи, способные в своем организме воспроизводить два типа половых клеток гамет (мужские и женские). (Приложение 1 Слайд 13)
Представителями являются плоские  черви, некоторые кольчатые черви, кишечнополостные, моллюски.

Слово «Гермафродит» впервые появилось в древнегреческих мифах. Так звали сына вестника богов Гермеса и прекрасной Афродиты – богини любви. Гермафродита полюбила нимфа Салмакида, но юноша, увы, не ответил на ее чувства. Тогда боги, вняв мольбе нимфы, соединили ее навеки с возлюбленным – их тела срослись в одно двуполое существо.

Итак, ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – способ размножения, осуществляемый с помощью половых клеток – гамет. (Приложение 1. Слайд 14)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

С половым способом размножения животных мы познакомились.
Оказывается для животных характерно и бесполое размножение.

В чем заключается сущность бесполого размножения?

В природе есть такие животные, которые могут размножаться бесполым путем. Давайте откроем с.93 и прочитаем об одном таком животном.
Такой способ бесполого размножения у гидры называется 
почкованием. (Приложение 1. Слайд 15)
А вот амеба – это одноклеточное животное, размножается делением пополам.

Размножаются амёбы

Пополам, рождая жизнь!

Размножаются микробы

Заражая всё кругом!

(Приложение 1. Слайд 16)

Что же такое бесполое размножение? (Приложение 1. Слайд 17)

СЛАЙД 8. В случае бесполого размножения потомство развивается из клеток исходного организма. Бесполое размножение может происходить путем митоза (у микроорганизмов и других одноклеточных), спорами (у папоротников), почкованием (у гидры), частями организма и вегетативными органами (вегетативное размножение растений). При бесполом размножении обеспечивается быстрое образование многочисленного потомства с теми же признаками, что и у родителей. Что полезно в благоприятных условиях, например, летом у водорослей.

СЛАЙД 9. Формы бесполого размножения.

Работа с дополнительной информацией.(распечатана на каждую парту)

Заполните в тетради таблицу, характеризующую разные формы бесполого размножения.

Формы размножения

Суть процесса

Примеры организмов

СЛАЙД 10-11  Проверка работы с дополнительной информацией

Формы размножения

Суть процесса

Примеры организмов

Деление клетки

Происходит деление ядра, затем деление цитоплазмы

Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли

Спорообразование

Размножение с помощью одноклеточных спор

Простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники.

Почкование

На материнской особи происходит образование выроста – почки, из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё.

Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки.

Деление тела

Из каждой части вырастает полноценный организм

Плоские и кольчатые черви, иглокожие

Вегетативное размножение

Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур

Многие растения.

Слайд 12. Биологическая роль бесполого размножения

Поддержание наибольшей приспособленности в малоизменяющихся условиях окружающей среды. Оно усиливает значение стабилизирующего естественного отбора; обеспечивает быстрые темпы размножения; используется в практической селекции. Бесполое размножение встречается как у одно-, так и у многоклеточных организмов. У одноклеточных эукариот бесполое размножение представляет собой митотическое деление, у прокариот – деление нуклеоида, у многоклеточных форм – вегетативное размножение.

Слайд 13.

Этот универсальный для всех покрытосеменных растений половой процесс носит название двойного оплодотворения. Он открыт в 1898 г. известным русским ботаником С. Г. Навашиным

Мы с вами рассмотрели два способа размножения животных – половое и бесполое размножение. У нас получилась следующая схема. (Приложение 1. Слайд 14)

Давайте подумаем, какой способ размножения дает огромные преимущества новому поколению. Они лучше приспосабливаются к изменениям условий окружающей среды.

(Приложение 1. Слайд 15).

  • В половом размножении принимают участие две родительские особи.
  • Оплодотворенная яйцеклетка – зигота, несет наследственные признаки обоих родителей.
  • Потомство лучше приспосабливается к условиям окружающей среды и более жизнеспособно.
  • В бесполом размножении принимают участие одна особь, потомство несет признаки одного родителя.

Слайд 16. Значение размножения:

В процессе размножения происходит передача генетического материала от родительского поколения следующему. Для вида смысл размножения состоит в замещении тех его представителей, которые гибнут, что обеспечивает непрерывность существования видов; кроме того, при подходящих условиях размножение позволяет увеличить общую численность вида.

Закрепление материала (задание на индивидуальных картах)

СЛАЙД 17. Верны ли утверждения. ( ставите цифру и+ или-)  

1. Спорообразование характерно для гидры.  -

2. Амёба размножается  путём деления клетки.  +

3. При бесполом размножении участвует одна особь.  +

4.  Мхи и папоротники размножаются почкованием.  -

5. При бесполом размножении потомство  сильно отличается от родительских организмов.  –

6. Для простейших характерно деление пополам. +

7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.  +

8. Гидра размножается почкованием. +

9.Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно. +

10.В бесполом размножении участвуют одна особь. +

Слайд 18-22. Опрос (с помощью программного обеспечения Respons)

1. Что такое размножение? (Размножение – это способность организмов производить себе подобных особей того же вида). 
2. Какие виды размножения существуют на Земле? (
Бесполое и половое). 
3. Какой вид размножения является самым древним? (
Бесполое размножение).
4. В чём сущность полового размножения? (
При половом размножении потомство получается в результате слияния половых клеток – гамет. Участвуют, как правило, два родителя).
5. В чём сущность бесполого размножения? (
Бесполое размножение происходит без образования специальных клеток, в нём участвует один организм, одна особь, при этом размножении образуются  потомки, которые являются копиями материнского организма).

Проверка работы и оценка за урок .

6. Рефлексия Слайд 23

Закончить предложение

Своей работой на уроке я …

Итак, сегодня мы вновь узнали много нового из курса биологии по теме «Размножение», дали ответы на волнующие вопросы. Современная наука биология не стоит на месте, каждый день исследует неизвестное, непостижимое и находит  верные ответы. Что и сделали сегодня на уроке вы. Значит все мы с Вами чуть- чуть биологи!!!

Спасибо за урок, за проделанную работу. (Слайд 24)

       Оценки…

Домашнее задание СЛАЙД 25

Изучить §13  , записи в тетради.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 5 классе ФГОС

Разработанный урок по новым стандартам, проверен и оценен на "5" методистом математики Астраханской области....

Урок истории в 5 классе ФГОС

Урок истории в 5 классе "Нововавилонское царство".Разработка ....

Урок математике в 5 классе ФГОС

Урок математике в 5 классе по новым стандартам. Тема " Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Контрольный урок по МХК 5 класс ФГОС ООО к учебнику Даниловой Г.И. "Искусство. 5 класс"

презентация в виде слайд-шоу для проведения контрольной работы по учебнику Даниловой Г. И. "Искусство" 5 класс по ФГОС ООО...

Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.

 Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии  горных породах и их происхождении;продолжить ...

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...