Организация познавательного конфликта на уроках биологии.
статья по биологии на тему
Выступление на метод. обьединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация познавательного конфликта на уроках биологии.
В процессе обучения возникают различного рода конфликты: внутренние, межличностные, познавательные…Конфликт- это всегда несоответствие собственных представлений и окружающей действительности.
Познавательный конфликт на уроке можно рассматривать, как создание ситуации неуспеха и её влияние на уровень познавательной активности. Рассмотрим пример такой ситуации на уроке биологии.
При определении простейших животных ученик допускает серьёзную ошибку считая, что Эвглена зелёная относится к растениям. При ответе не учитывались особенности строения организма , а только его цвет.
В данной ситуации учителю необходимо придерживаться следующего алгоритма для разрешения возникшего противоречия.
- Оценивание деталей деятельности.
- Акцентирование трудностей.
- Временное ограничение деятельности.
- Мотивационное усиление.
Оценивание деталей деятельности.
Учитель
«На фоне твоих предыдущих успехов такая оплошность меня по настоящему расстраивает…»
Исключить сравнение с другими учениками!
Ученик
Оценивает правильность своего ответа, анализирует ситуацию.
Акцентирование трудностей.
Учитель
«В данной ситуации важно учесть признаки строения , а не цвет объекта…»
Не отвечать за ученика!
Ограничить время раздумий!
Ученик
Активизирует мыслительную деятельность.
Временное ограничение деятельности.
Учитель
«Попросим помощи у класса! Назовите признаки строения животных.»
Не исправлять ошибку, а помочь осознать её!
Ученик
Внутренний протест.
Мотивационное усиление.
Учитель
«Мне бы не хотелось разочаровываться в твоих способностях. Срочно исправляйся!»
Вселить уверенность в свои силы!
Ученик
Желание восстановить свою репутацию.
Познавательный конфликт так же можно рассматривать, как нежелание учиться и быть успешным. Педагогическое стимулирование всегда способствует повышению мотивации к познавательной деятельности.
Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:
-словесное поощрение;
-оценка;
-запись благодарности в дневник;
-назначение консультантом;
-групповая работа;
-конкурс лучших работ.
Возможна постановка следующих целей:
-сбор и изучение стимульного материала;
-выяснение характера взаимоотношений стимулов и мотивов;
-выработка своего отношения к понятию «Стимулирование учебной деятельности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Использование ЭОР при организации познавательной деятельности на уроках информатики".
Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В настоящее время современное образование носит, как правило, репродуктив...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-228289-1364490274.jpg)
Проект "Организация познавательной деятельности на уроках биологии".
Проект раскрывает значение познавательного интереса для качественного усвоения знаний....
Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии
В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...
Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся
Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся...
Организация учебно-познавательной деятельности на уроке биологии в 6 классе
В статье рассматривается организация учебно-познавательной деятельности, в основе которой лежит индивидуально-групповая методика, позволяющая успешно реализовать основные требования усовершенствованны...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/20/picture-1502573-1703067893.jpg)
Методы исследования в биологии. Дидактическая информационно-познавательная пятиминутка на уроке биологии в 5 классе
Цель: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.Задачи Образовательные: закрепить полученные знаний на практи...