Тематические контрольные работы по курсу "Человек"
учебно-методическое пособие по биологии (8 класс) на тему

Белик Ольга Алексеевна

Примеры контрольных заданий с вариантами по двум темам курса "Человек"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        –  –

Тематический контроль знаний

В целях индивидуального подхода в обучении можно использовать разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.

В связи с этим объективность учета успеваемости во многом связана с принятой учителем системой контроля.

Система тематического учета знаний и умений  предполагает:

  • выделение обязательных знаний и умений;
  • исключение вопросов, излишне детализирующих учебный материал;
  • контроль общеучебных навыков, а не только биологических (умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, переосмысливать учебную информацию, и т.д.).

Задания предусматривают возможность проверить знание материала на уровне запоминания, понимания, применения, а также умения (предметные, общеучебные и надпредметные) применять знания при сравнении, выявлении причин и следствий, решении задач, обобщении, формулировке выводов.


                                            Примеры заданий

8 класс. Курс «Человек и его здоровье».

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА».

Эта работа может быть проведена несколькими способами. Например, работы по темам 1-2 и 3-4 можно провести на разных уроках. Или можно провести зачетный урок, когда ученики работают в группах, и группа получает карточки со следующей темой только после зачета по предыдущей. Если ученики выполняют задания индивидуально, можно, например, за задание по теме 4 (наиболее сложное) поставить отдельную оценку.

Вариант 1.

1. Тема. Строение и соединение костей.

Найдите ответы на вопросы 1-й части во 2-й части. Пример: 7) – ж)

1-я часть. Вопросы.        2-я часть. Ответы.

1) придают костям упругость.        а) неподвижное соединение.

2) это способ соединения костей        б) надкостница.

черепной коробки.        в) трубчатое строение.

3) это наружный слой кости.        г) органические вещества.

4) придает длинным костям легкость.        д) красный костный мозг.

5) это особенность строения длинных костей.        е) полуподвижное соединение.

2. Тема. Отделы скелета и их функции. Установите соответствие между отделами скелета и их функциями. Пример: 4) – б), и), к)

1) череп.        а) прикрепление конечностей к осевому скелету.

2) верхняя конечность.        б) защита головного мозга.

3) тазовый пояс.        в) речь.

        г) амортизация толчков при ходьбе.

        д) хватательные движения.

        е) поддержание внутренних органов брюшной полости.

        ж) точные движения.

3. Тема. Мышцы.

Поставьте +, если вы согласны с утверждением, или , если не согласны.

Пример: 11 +

                12 –

1) межреберные мышцы поднимают ребра.

2) гладкие мышцы работают произвольно.

3) мышцы голени сгибают пальцы ног.

4) мышцы состоят из соединительной ткани.

5) мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели могут быть одновременно расслаблены.

6) мимические мышцы прикрепляются к костям и к коже.

7) для работы мышц необходимо окисление веществ.

8) мышцы сокращаются только под влиянием нервных импульсов.

9) мышцы, поднимающие плечо, находятся в предплечье.

4. Тема. Особенности скелета человека по сравнению с животными.

Для каждого отдела скелета подберите подходящее описание из первого списка и второго списка. Пример: тазовый пояс   –   2 г,   7 е

Отделы: позвоночник,  верхняя конечность,  грудная клетка.

Список 1 (особенности скелета человека):

1) большой палец противопоставляется остальным.

2) есть 4 плавных изгиба.

3) очень подвижные суставы.

4) сплюснута в направлении спереди назад.

5) нижние кости массивнее верхних.

Список 2 (биологический смысл):

а) смягчение толчков при передвижении.

б) обеспечивает возможность мелких точных движений.

в) облегчает дыхательные движения.

г) объясняется большой нагрузкой из-за тяжести всей верхней части тела.

д) обеспечивает большую свободу движений, т.к. этот отдел не участвует в передвижении.

Вариант 2.

1. Тема. Строение и соединение костей.

Найдите ответы на вопросы 1-й части во 2-й части. Пример: 7) – ж)

1-я часть. Вопросы.        2-я часть. Ответы.

1) придают костям твердость.        а) надкостница.

2) это способ соединения позвонков.        б) кость без полости внутри.

3) это особенность строения плоских и        в) суставная жидкость.

коротких костей.        г) минеральные соли.

4) уменьшает силу трения костей в суставе.        д) подвижное соединение.

5) за счет этого кость растет в толщину.        е) полуподвижное соединение.

2. Тема. Отделы скелета и их функции. Установите соответствие между отделами скелета и их функциями. Пример: 4) – б), и), к)

1) позвоночник.        а) передвижение.

2) грудная клетка.        б) защита спинного мозга.

3) нижняя конечность.        в) защита сердца.

        г) дыхательные движения.

        д) опора для внутренних органов.

        е) амортизация толчков при прямохождении.

3. Тема. Мышцы.

Поставьте +, если вы согласны с утверждением, или , если не согласны.

Пример: 11 +

                12 –

1) к мышцам головы относятся жевательные и мимические.

2) пассивная часть мышцы – это сухожилие.

3) мышцы голени сгибают и разгибают стопу.

4) в состав мышцы входят нервные окончания.

5) мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели не могут сокращаться одновременно.

6) работа по перемещению тела в пространстве – статическая.

7) скелетные мышцы работают непроизвольно.

8) мышцы живота выполняют защитную функцию.

9) для работы мышц необходим только кислород.

4. Тема. Особенности скелета человека по сравнению с животными.

Для каждого отдела скелета подберите подходящее описание из первого списка и второго списка. Пример: тазовый пояс   –   2 г,   7 е

Отделы: череп,  нижняя конечность,  плечевой пояс.

Список 1 (особенности скелета человека):

1) самый длинный отдел скелета.

2) имеет большой объем.

3) образует один из самых подвижных суставов в теле человека.

4) часть этого отдела выполняет функцию опоры и представляет собой арку.

5) в этом отделе самые прочные кости скелета.

Список 2 (биологический смысл):

а) в связи с трудовой деятельностью обеспечивает большую подвижность конечности.

б) смягчение толчков при передвижении.

в) выдерживает нагрузку всей массы тела.

г) особенно развит в связи с усилением мыслительной деятельности.

д) это основной отдел, осуществляющий передвижение в пространстве.

Ответы:

1 вариант

 1 г

2 а

3 б

4 в

5 в

 1 – б,в

2 – д,ж

3 – а,г,е

 1 +

2 –

3 +

4 –

5 +

6 +

7 +

8 +

9 –

 позвоночник – 2 а

5 г

верхняя конечность – 1 б

5 г

грудная клетка – 4 в


2 вариант

 1 г

2 е

3 б

4 в

5 а

 1 – б,д,е

2 – в,г

3 – а,е

 1 +

2 +

3 +

4 +

5 –

6 –

7 –

8 +

9 –

 череп – 2 г

нижняя конечность – 1 д

4 б

5 в

плечевой пояс – 3 а

Следующую работу – тест по всей теме – можно провести на обобщающем уроке, например, с взаимопроверкой, не оценивая эту работу, а ученики смогут сами примерно оценить уровень своих знаний по теме. Можно также в менее подготовленных классах для  тематического контроля комбинировать этот тест с каким-либо одним заданием из предыдущей работы.


Опорно-двигательная система. Тест.

Вариант I.

1. К плоским костям относятся:

а) кости предплечья

б) кости таза

в) фаланги пальцев

2. Уменьшает трение в суставе:

а) надкостница

б) суставная сумка

в) гладкий хрящ

3. Сколько пар ребер прикрепляется к грудине:

а) 10

б) 12

в) 15

4. Как меняется с возрастом соотношение органических и минеральных веществ в костях?

а) не меняется

б) увеличивается доля органических веществ

в) увеличивается доля минеральных веществ

5. Основу скелетной мускулатуры составляют:

а) гладкие мышечные волокна

б) поперечно-полосатые многоядерные волокна

в) хрящевая волокнистая ткань

6. Исключите лишнее:

а) бедренная кость

б) большая берцовая кость

в) лучевая кость

7. В состав скелетных мышц не входят:

а) нервные окончания

б) хрящи

в) кровеносные сосуды

8. Позвоночник человека:

а) состоит из 20 позвонков

б) имеет 4 плавных изгиба

в) не имеет в своем составе хрящей

9. Неловкое движение в суставе может вызвать:

а) ушиб

б) открытый перелом

в) вывих и растяжение связок

Напротив каждой цифры поставьте только одну выбранную Вами букву.


Опорно-двигательная система. Тест.

Вариант II.

1. К трубчатым костям относятся:

а) грудина

б) ребра

в) лучевая кость

2. Придают кости упругость:

а) минеральные вещества

б) органические вещества

в) вода

3. Соединение костей в черепной коробке:

а) подвижное

б) неподвижное

в) полуподвижное

4. Сухожилия и хрящи образованы:

а) поперечно-полосатой мышечной тканью

б) эпителиальной тканью

в) соединительной тканью

5. К мышцам головы не относятся:

а) двуглавая

б) жевательная

в) мимические

6. Выберите неверное утверждение:

а) межклеточное вещество костей расположено пластинами

б) мышцы бывают гладкими и поперечно-полосатыми

в) в суставе поверхности костей тесно соприкасаются друг с другом

7. Какие кости человека особенно прочны в связи с прямохождением?

а) бедренная кость

б) кости стопы

в) кости черепа

8. Какие мышцы работают произвольно?

а) поперечно-полосатые

б) гладкие

в) сердечная

9. У человека мозговой отдел черепа больше, чем лицевой. Это способствует:

а) развитию мышления

б) использованию твердой растительной пищи

в) прямохождению

Напротив каждой цифры поставьте только одну выбранную Вами букву

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА».

Вариант I.

Часть 1. Тест.

Напротив каждого номера вопроса в своем листочке поставьте «+» или «–».

  1. Кровь – это разновидность соединительной ткани.
  2. Кровь состоит только из клеток.
  3. Лейкоциты переносят О2.
  4. Тромб – это застрявшие в сети из нитей фибрина клетки крови.
  5. Красная окраска крови зависит от ионов железа.
  6. Эритроциты имеют двояковогнутую форму.
  7. Клетки иммунной памяти – разновидность лейкоцитов.
  8. Клетки иммунной памяти участвуют в защитных реакциях.
  9. Эритроциты способны к перевариванию других клеток.
  10. Клеточный иммунитет осуществляют Т-лимфоциты.
  11. В-лимфоциты выделяют антитела.
  12. Фибриноген – это фибрин.
  13. Иммунитет защищает организм от паразитов.
  14. Все бактерии – паразиты.
  15. Вещества несовместимых групп крови вступают в химическую реакцию.
  16. Прививка – разновидность естественного иммунитета.
  17. Иммунитет может сохраняться всю жизнь, благодаря клеткам иммунной памяти.
  18. Прививка – введение в организм готовых антител.
  19. Артерии могут нести венозную кровь.
  20. Лимфа движется от сердца к органам.
  21. Кровь в капиллярах является смешанной.
  22. Наименьшая скорость крови – в капиллярах.
  23. В большом круге кровь приобретает углекислый газ.
  24. Створчатые клапаны в сердце открываются только в одну сторону.
  25. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке.
  26. Гормоны переносятся в большом круге.

Часть 2. Вопросы.

  1. Опишите путь кислорода в организме (начиная от легких). Можно написать ответ в виде схемы.
  2. Почему в миокарде сеть кровеносных сосудов в два раза гуще, чем в скелетных мышцах?
  3. Зачем свертывается кровь?

Часть 3. Какая связь существует между объектами?

выберите любые 5 из 7 заданий.

  1. эритроциты – плоские кости
  2. вена – сердце
  3. тромбоцит – фибрин
  4. эритроцит – кислород
  5. антиген – антитело
  6. сердце – легкие
  7. сердце – адреналин

Вариант II.

Часть 1. Тест.

Напротив каждого номера вопроса в своем листочке поставьте «+» или «–».

  1. Жидкая часть крови – плазма.
  2. Кровь и лимфа – особые виды соединительной ткани.
  3. Кровь, лимфа и межклеточное вещество образую внутреннюю среду.
  4. Эритроциты образуются в печени.
  5. Гемоглобин – белок, содержащийся в эритроцитах.
  6. Форма лейкоцитов постоянна.
  7. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.
  8. Клетки иммунной памяти – разновидность лимфоцитов.
  9. Эритроциты имеют крупное ядро.
  10. Лейкоциты могут выделять антитела.
  11. При переливании несовместимой крови происходит свертывание.
  12. Фагоциты – разновидность лейкоцитов.
  13. Свертывание крови происходит при ранении.
  14. Анемия – несвертываемость крови.
  15. Прививка – введение в организм ослабленных бактерий или вирусов.
  16. Антитело – это чужеродное тело в организме.
  17. Артериальная кровь содержит много СО2.
  18. Кровь приобретает вредные вещества в большом круге.
  19. Лимфа – это просочившаяся в лимфатические капилляры межклеточная жидкость.
  20. Артериальная кровь движется только по артериям.
  21. В артериях есть клапаны.
  22. Наибольшая скорость крови – в венах.
  23. У капилляров стенки однослойные.
  24. Венечные сосуды питают кровью сердце.
  25. Сердце отдыхает половину жизни.
  26. Большой круг начинается в левом желудочке.

Часть 2. Вопросы.

  1. Опишите путь углекислого газа  в организме (заканчивая выдохом в легких). Можно написать ответ в виде схемы.
  2. В какой из четырех камер сердца миокард самый толстый, в каких – самый тонкий. Объясните, почему.
  3. Что такое иммунитет?

Часть 3. Какая связь существует между объектами?

выберите любые 5 из 7 заданий.

  1. лейкоцит – бактерия
  2. артерия – капилляр
  3. клетки крови – тромб
  4. иммунитет – вирус
  5. эритроцит – гемоглобин
  6. плазма – питательные в-ва
  7. сердце – пульс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая контрольная работа по теме "Профессии" 2 класс

Тематическая контрольная работа по теме "Профессии" 2 класс...

Тематическая контрольная работа по теме "Спорт" 2 класс Верещагина

Тематическая контрольная работа по теме "Спорт" 2 класс Верещагина...

тематические контрольные работы по химии 9 класс

Контрольные работы разработаны в тестовой форме для тематического контроля по школьному курсу химии 9 класса к авторской программе О.С. Габриэляна....

Тематические контрольные работы для 8 класса

Контрольные работы в тестовой форме ко всему курсу 8 класса  по программе О.С. Габриэляна...

Проектирование тематических контрольных работ в формате ФГОС

Проектирование тематических контрольных работ  в формате ФГОСна примере курса информатики в 9 классе по теме «Алгебра логики и логические основы компьютера»...

Тематическая контрольная работа по теме «Глагол».

Цель урока: проверить знания и навыки учащихся по теме «Глагол»; умения применять теоретический материал на практике....