Лабораторные работы по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Сидоркина Вера Николаевна

Предварительный просмотр:

Биология 9 класс

Лабораторная работа

«Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

Цель работы: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

О б о р у д о в а н и е: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), могут быть использованы антропометрические данные учащихся, например рост, раздельно для девушек и юношей.

ХОД РАБОТЫ

  1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок. Результаты занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

  1. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.
  2. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости данной длины листовой пластинки.
  3. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 9 класс

Лабораторная работа

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

 О б о р у д о в а н и е: таблица с изображением  различных типов конечностей насекомых, изображения животных одного рода, источники дополнительной информации, определители и определительные карточки.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различного? Объясните причины этих отличий?
  2. Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

Вид

Ареал

Место

обитания

Форма и

окраска тела

Развитие когтей

Агама кавказская

Агама степная

  1. Сделайте вывод приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 9 класс

Лабораторная работа

«Решение генетических задач и составление родословных»

Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления.

О б о р у д о в а н и е: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

ХОД РАБОТЫ

Моногибридное скрещивание.

Полное доминирование.

  1. При скрещивании гороха с серой окраской семенной кожуры с таким же растением получено 118 растений с серой и 39 с белой кожурой; если же исходное растение скрестить с растением, имеющим белую кожуру, получается половина растений с серой кожурой, а половина – с белой. Какой генотип имеют исходные растения?
  2. При скрещивании двух растений гороха с пазушными цветами получено 62 растения с пазушными и 22 растения с верхушечными цветами. Каковы генотипы родительских растений? Сколько гомозиготных растений среди потомков?
  3. Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомство?

Неполное доминирование.

  1. При скрещивании сортов перца, имеющих жёлтые и коричневые плоды, в первом поколении все плоды красные; во втором поколении получено 123 растения с красными плодами, 59 – с коричневыми и 61 – с жёлтыми. Какое объяснение можно дать этому факту?
  2. При скрещивании красноцветковых растений с белоцветковыми первое поколение оказалось розоцветным. Во втором поколении было 30 растений с красными цветами, 33 с белыми и 64 с розовыми. Каковы генотипы родителей и потомства? Каков характер наследования окраски венчика цветка?
  3. при скрещивании красноцветковых растений с белоцветковыми первое поколение оказалось с розовыми цветами, во втором поколении было 90 красноцветковых, 93 белоцветковых и 184 розоцветковых. Каковы генотипы всех растений?

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 9 класс

Лабораторная работа

«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре.

О б о р у д о в а н и е: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.

ХОД РАБОТЫ

  1. Составить морфологическую, физиологическую и эколого-географическую характеристики для данных живых организмов.
  2. Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различий.

Критерии вида

Показатели

критерия для

объекта №1

Показатели

критерия для объекта №2

  1. Морфологический

  1. Физиологический

  1. Эколого-географический

  1. Ответьте на вопросы:
  • Можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?
  • Какова структура вида?
  • Какова роль популяций в эволюционном процессе?

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 9 класс

Лабораторная работа

«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

О б о р у д о в а н и е: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стёкла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.

ХОД РАБОТЫ

      Учащиеся делятся на 2-3 человека. Половина групп изготавливает микропрепараты из растительных объектов, другая половина групп – микропрепарат слизистой оболочки ротовой полости. В дальнейшем группы обмениваются микропрепаратами, занося результаты изучения в таблицу.

З а д а н и я:

  1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте его покрывным стеклом.
  2. Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покрывным стеклом.
  3. Рассмотрите оба микропрепарата под микроскопом. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставив знаки «+» или «-».

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная

Животная

      Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нём черты сходства и различия растительных и животных организмов.

Лабораторная работа        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы по биологии 9 класс

В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ  по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе  В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может  быть расп...

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "

Презентация у уроку:Лабораторная  работа по биологии -6 класс. Тема  "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

Лабораторная работа по биологии 8 класс

Презентация лабораторной работы по биологии для 8 класса на тему: "Ткани"...

Лабораторные работы по биологии 6 класс

Материал по проведению лабораторных работ по биологии и соблюдение правил техники безопасности....

Лабораторная работа по биологии 7 класс."Характеристика растений разных семейств"

Тема «Многообразие покрытосеменных растений» (7 класс).Название работы: «Характеристика растений разных семейств».Форма: лабораторный практикум.Время проведения: 20-25 минут.Цель: изучить характ...

Лабораторные работы по биологии, 6 класс.

Образцы лабораторных работ по биологии (6 класс). Программа Пасечника В.В....