Главные вкладки

    Урок биологии в 8 классе по теме "Строение и функция почек"
    план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

    Клюкина Ольга Владимировна

    Данный урок является первым в разделе  Выделительная система. На уроке решаются следующие задачи: Формирование знаний  о строении мочевыделительной системы.  Развитие логического мышления, умения устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.  Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ

    Биология, 8 класс

    Тема: Строение и функция почек

    Задачи:

    Образовательные: Сформировать знания  о строении мочевыделительной системы. Раскрыть особенности строения и расположения почек в организме.

    Развивающие: Развивать логическое мышление. Устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.

    Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.

    Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.

    Средства обучения:

    Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработ.- М.: Вентана - Графф, 2003

    Таблица «Органы выделения человека», модель «Строение почки»,

    Сборник заданий по биологии ГИА-2014 год. Москва эксмо 2013.

    http://pochit.ru/biolog/100949/index.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%EA%E0_(%E0%ED%E0%F2%EE%EC%E8%FF)

    План урока:

    1. Приветственное слово учителя
    2. Актуализация пройденного материала
    3. Определение темы урока
    4. Изучение нового материала
    5. Первичное закрепление знаний
    6. Рефлексия
    7. Домашнее задание.
    8. Переход к теме следующего урока.

    Ход урока.

    1. Приветственное слово учителя.

    Добрый день, ребята!

    2.Актуализация материала.

    А) двое учащихся работают у доски. (Первый учащийся составляет схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради на прошедшем уроке. Второй учащийся составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).

    В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю

    Проверка работ, учащихся у доски:

    Вопросы первому ученику: Какое значение, имеет обмен веществ. Где происходят обменные процессы (в клетке), существует ли взаимосвязь между анаболизмом и катаболизмом, какая? (эти процессы неразрывны и протекают в клетке одновременно, энергия полученная при катаболизме расходуется при анаболизме).

     Вопросы второму ученику (при затруднении помогает класс) – как преобразуется пищевой комок? Что происходит с конечными продуктами? (питательные вещества организм использует, часть веществ удаляется из организма.)

    Каким образом происходит доставка нужных веществ, клеткам и как осуществляется удаление вредных веществ из организма? Какие органы принимают участие в процессах выделения? ( Кишечник, легкие, почки, кожа)


    1.  Определение темы урока

    С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня, но прежде чем ответить на вопрос, давайте проанализируем таблицу.(Приложение)

    Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.

    1. Изучение нового материала.

    Ребята посмотрите на данные таблицы, и сформулируйте определение понятию «Выделение». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ).

    Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис.69 на странице 157, составьте схему мочевыделительной системы. (почки – мочеточники - мочевой пузырь – мочеиспускательный канал)

    Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на модели. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

    Главным органом выделительной системы являются почки: Это парный бобовидный орган.

    У человека почки расположены в поясничной области по бокам от двух последних грудных и двух первых поясничных позвонков. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.

     В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку. Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Морфо - функциональной единицей почки является нефрон — специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования. В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.

    Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы Шумлянского-Боумена и системы канальцев, переходящих один в другой. 

    Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона.(Приложение)

    Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи. (на картинках с обратной стороны приклеен 2х-сторонний скотч)

    Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

    Процесс образования мочи и удаления ее из организма называется диурезом.

    Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

    Диурез протекает в две стадии (фазы). (Изображают в виде кластера)

    1. Фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Это происходит за счет значительной разницы давления в клубочке (70 мм рт. ст.) и в полости капсулы (30 мм рт. ст.).


    Такое высокое давление в капиллярах обеспечивается:

    • медленным током крови
    • высоким давлением крови в приносящей артериоле (почечная артерия отходит от аорты, где кровь находится под наивысшим давлением).
    • разностью давления в приносящей и выносящей артериолах

    Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой. По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.

    2. Реабсорбция – происходит при продвижении первичной мочи через извитые канальца, которые плотно оплетены капиллярами.

    Реабсорбция протекает: а) пассивно – по принципу диффузии и осмоса;

     б) активно – благодаря деятельности эпителия почечных канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии. При реабсорбции первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек).

    Кроме реабсорбции в канальцах происходит выделение в их просвет вредных веществ, попавших в организм и в кровяное русло из внешней среды (красители, антибиотики, сульфаниламиды и др.). Если эти вещества не профильтровались в капсулы, то они удаляются из крови через капиллярную сеть, оплетающую извитой каналец. Желтый цвет мочи зависит от пигмента урохрома – продукта расщепления гемоглобина.

    Задание:1 Заполните таблицу.

    Органы выделения

    Особенности строения

    Функции

    I. почки

    II. мочеточники

    III мочевой пузырь

    IV. мочеиспускательный канал

    Задание:2 Пользуясь таблицей №2 ответьте на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?

    5. Первичное закрепление знаний: Фронтальный опрос по теме.

    6. Рефлексия.

    Закончите предложение:

    1. Сегодня на уроке я узнал…..

    2. На уроке для меня было сложным….

    7.Домашнее задание. § 39 (индивидуальное задание приготовить сообщение о заболевании почек)

    8. Переход к теме следующего урока.

    Ребята, процесс выделения это важный и сложный процесс. Органы, обеспечивающие бесперебойную его работу должны быть здоровыми и это всецело зависит от вас. Нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. О заболеваниях почек и их предупреждении мы поговорим на следующем уроке.


    Приложение

    Задания учащимся, работающим у доски.

    1 Составить  схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради (энергетический и пластический обмен)

    2..Составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки). 

     

    Тестовая работа классу

    1 вариант

    2 вариант

    1. Из аминокислот состоят:

    А) жиры

    Б) углеводы

    В) белки

    Г) нуклетновые кислоты

    2. Максимальной энергетической ценностью обладает:

    А) говядина

    Б) сыр

    В) сахар

    Г) масло

    3. Роль витаминов заключается в (во)

    А) нейрогуморальной регуляции деятельности организма

    Б) поддержании постоянства внутренней среды организма

    В) влияние на рост и развитие организма, обмен веществ

    Г) защите организма от инфенкций

    4. Образование гликогена происходит в:

    А) печени

    Б) поджелудочной железе

    В) желудке

    Г) стенках кишечника

    5) В ходе пластического обмена в организме человека происходит:

    А) расщепление белков

    Б) образование воды и углекислого газа из углеводов

    В) образование жира

    Г) расщепление гликогена до глюкозы

    6) В состав зрительного пигмента входит витамин:

    А)-С                             В)-А

    Б)-В1                               Г)-D

    1.Продуктами распада жиров являются:

    А) глюкоза

    Б) глицерин и жирные кислоты

    В) нуклеотиды

    Г) аминокислоты

    2. Окончательное расщепление белков до аминокислот происходит:

    А) в желудке

    Б) в тонкой кишке

    В) в клетках

    Г) в толстой кишке

    3. Если у тридцатилетнего человека воспалены десна, выпадают зубы, то у него скорее всего в организме не хватает витамина:

    А)-А                              В)-С

    Б)-В                               Г)-D

    4. Какой из продуктов активнее готовит желудок к пищеварению?

    А) куриный бульон

    Б) стакан молока

    В) стакан сметаны

    Г) манная каша

    5) К реакциям энергетического обмена относится:

    А) окисление глюкозы

    Б) растворение солей натрия в воде

    В) синтез белка

    Г) фотосинтез

    6) Наиболее благоприятным режимом питания является:

    А) двухразовое питание

    Б) питание 4 раза в день

    В) питание через каждые 2 часа

    Г) трехразовое питание

    1-в, 2-г, 3-в, 4-а, 5-г, 6-в

    1-б, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б.

    Раздаточный материал

    Таблица №1 Выделение веществ из организма.

    Орган

    Удаляемые вещества

    Количество в сутки

    Легкие (газообразные продукты обмена)

    CO2, H2O, летучие вещества

    Кишечник (кал)

    Соли тяжелых металлов, продукты превращения желчных пигментов. Продукты распада гемоглобина в печени. Не переваренные остатки пищи-кал  

    300 гр.

    Кожа  (пот)

    Избыток воды, соли, мочевина, NH3,ядовитые вещества.

    0,5л

    Почки (моча)

    1,2-1,6л

    Таблица №2 Различие первичной и вторичной мочи

    Характер мочи

    Количество в сутки

    Состав

    Должно отсутствовать

    Первичная

    150-170 л

    Вода, минеральные соли, витамины, гормоны, аминокислоты, мочевина.

    Клеток крови, белка.

    Вторичная

    1,2-1,5л

    Вода, мочевина, лекарственные вещества, аммиак, глюкоза – до 0,11%, сульфиты.

    Клеток крови, белка, сахара более 0,2 %

    Строение почки и нефрона

    Вопросы рефлексии

    1. Сегодня на уроке я узнал…..

    2. На уроке для меня было сложным….

    3. По данной теме я ещё хочу узнать…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 9 классе на тему: «Квадратичная функция и ее свойства»

    Урок обобщения свойств функции на примере квадратичной функции с использованием дифференцированного подхода в обучении математике и элементов тестирования, что способствует подготовки учащихся к ГИА п...

    Урок в 9 классе по теме «Математические функции. Свойства функций».

    Урок проведен в 9 классе при повторении материала по подготовке учащихся к итоговой аттестации....

    Урок в 9 классе по теме «Математические функции. Свойства функций».

    Урок проведен в 9 классе при повторении материала по подготовке учащихся к итоговой аттестации....

    урок биологии 8 класс "Внутренняя среда. Кровь, состав и функции."

    Урок билогии  8 класс входит в раздел "Внутренняя среда организма" Урок освоения новых знаний...

    Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".

    Цели урока:  познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях;  особ...

    Урок биологии 8 класс. Тема "Кожа. Строение и функции"

    План -конспект урока. Методы: частично-поисковые, поблемные, исследовательские.Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа. В приложении презентация к...

    Презентация к уроку биологии 8 класс "Кожа. Строение и функции"

    Презентация к уроку  биологии 8 класс по теме "Кожа. Строение ифункции"....