календарно-тематическое планирование биология 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Лукьяненко Анна Сергеевна

календарно-тематическое планирование биология 6 класс УМК Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon планирование биология 6 класс163 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМЫ УРОКОВ

ЧАСЫ

ДАТА

З.У.Н.

МПС, ПОВТОРЕНИЕ

НАГЛЯДНОСТЬ

Д.З.

СТРОЕНИНЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (22+3 (из резерва) =25 ЧАСОВ)

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)

1 – 2

(1 -2)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

2

Основные понятия:

клетка и ее органоиды, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, вирусы, митоз, мейоз, растительные и животные ткани.

Природоведение 5 класс

Тема: «Разнообразие живого мира»

Иллюстрации, таблицы

Стр. 3-4

Стр. 6-9

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТОК (2 ЧАСА)

3 (3)

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в клетке.

Лабораторная работа№1 «Определение состава семян пшеницы»

1

Изучить:

  • Строение клеток, органоиды клетки.
  • Разнообразие растительных и животных клеток.

Уметь:

  • Проводить лабораторные работы, делать выводы, рисунки
  • Работать с микроскопом и микропрепаратами.
  • Различать растительные и животные клетки по строению на микропрепаратах
  • Наблюдать и делать выводы.

Развивать:

Понятие о клетке как о структурной и функциональной единице всего живого. 

Воспитывать: бережное отношение к природе

Природоведение 5 класс

Тема: «Органические и неорганические вещества»

Лабораторное оборудование

Стр. 10-12

4 (4)

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

1

Лабораторное оборудование

Стр. 12-15

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК

 (2+1(из резерва)=3 ЧАСА)

1 (5)

Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов.

1

Природоведение 5 класс

Тема: «Строение клетки»

Таблица: «Строение клетки»

Стр. 16-18

2 (6)

Лабораторная работа№2 «Строение клеток живых организмов».

1

Природоведение 5 класс

Тема: «Устройство микроскопа и работа с ним»

Микроскоп, микропрепараты

Стр. 19-22

3 (7)

Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

1

Таблицы: «Вирусы», «Строение растительной и животной клеток»

Стр.23 (конспект)

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ (2 ЧАСА)

1 (8)

Деление клетки – основа роста и развития организмов. Основные типы деления.

1

Тема: «Клетка»  (стр. 16-18)

Микроскоп, микропрепараты

Стр. 24-25

2 (9)

Митоз, основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

1

Таблицы: «Митоз», «Мейоз»

Стр.25-29

                 ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ЧАСА)

1 (10)

Понятие «ткань», клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их разнообразие, значение, строение.

Лабораторная работа№3 «Ткани растительного организма»

1

Тема: «Клетка»  (стр. 16-18)

Микроскоп, микропрепараты

Таблица: «Ткани растений»

стр.30-32

2 (11)

Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа№4 «Ткани животных организмов»

1

Тема: «Клетка»  (стр. 16-18)

Микроскоп, микропрепараты

Таблица: «Ткани животных»

стр. 32-35

ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (10+2(из резерва)=12 ЧАСОВ)

1 (12)

Понятие «орган», органы цветкового растения.

лабораторная работа №5 «Изучение органов цветкового растения»

1

Таблица: «Органы цветкового растения», гербарии

Стр. 36-37

2 (13)

Внешнее строение и значение корня. Виды корней, корневые системы, видоизменения корней.

1

Основные понятия:

Орган, корневая система, побег, лист, листорасположение, жилкование, цветок и его органы, соцветие, плод, однодольные и двудольные семена.

Изучить:

  • Дать понятие орган и система органов.
  •  изучить основные системы органов растений.

Уметь:

  • Выполнять задания лабораторной работы, делать самостоятельные выводы.
  • Различать органы цветкового растения, типы корневых систем, жилкования и листорасположения.

Развивать:

  • Понятие о органах и их

взаимосвязи.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к живой природе.

Природоведение 5 класс

Тема: «Разнообразие растений»

Таблица: «Корневые системы», «Видоизменения корней», гербарии

Стр. 36-37

3 (14)

Строение и значение побега

1

Таблица: «Побег и почки», гербарии

Стр. 38-40

4 (15)

Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Таблица: «Побег и почки», гербарии

Стр. 38-40

5 (16)

Стебель – орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

1

Тема: «Строение побега» (стр. 38-40)

Таблица: «Строение и формы стебля»

Стр. 41-43

6 (17)

Лист, строение и функции. Простые и сложные листья.

1

Таблица: «Строение и разнообразие листьев», «Листорасположение», гербарии

Стр. 41-43

7 (18)

Цветок, его строение и значение (околоцветник, тычинки, пестик), соцветия.

1

Таблица: «Строение цветка», «Соцветия»

Стр. 43

8 (19)

Плоды, значение и разнообразие.

1

Таблица: «Плоды», муляжи, гербарии

Стр. 44-45

9 -10

(20-21)

Строение семян, типы семян.

2

Природоведение 5 класс

Таблица: «Строение семени фасоли», «Строение семени пшеницы», семена фасоли и пшеницы

Стр. 45-47

11-12

(22-23)

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа №6 «Распознавание органов животных»

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ СИСТЕМЫ (2 ЧАСА)

1-2

(24-25)

Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток и тканей в живых организмах. Организмы и окружающая среда.

2

Природоведение 5 класс

Тема: «Разнообразие животных и растений»

Иллюстрации, дополнительная литература.

Стр. 48-51

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (36+2 (из резерва)=38 ЧАСОВ)

ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (8 ЧАСОВ)

1 (26)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание, роль корня.

1

Основные понятия:

Питание и пищеварение, пищеварительная система, органы пищеварения, фотосинтез, травоядные, хищники, сапрофиты, паразиты, симбионты.

Изучить:

  • Дать понятие о питании и его значении.
  • Изучить строение пищеварительных систем и способы питания животных.
  • Изучить особенности питания растений в процессе фотосинтеза.

Развивать:

  • Понятие о живых организмах как о целостных системах

Тема: «Строение корня» (стр. 36-37)

Таблица: «Строение корня»

Стр. 53-55

2 -3

(26-27)

Воздушное питание (фотосинтез), значение фотосинтеза, значение хлорофилла.

2

Тема: «Строение листьев» (стр. 41-43)

Таблица: «Строение листа», лабораторное оборудование.

Стр. 53-55

(конспект)

4 (28)

Особенности питания животных

1

Иллюстрации, фотографии

Стр. 56-58

5 (29)

Травоядные животные и хищники

1

Иллюстрации, фотографии

Стр. 57-59

6 (30)

Паразиты, сапрофиты, симбионты, трупоеды

1

Иллюстрации, фотографии, гербарии, коллекции.

Стр. 59-60

7 (31)

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем у животных.

1

Тема: «Особенности питания животных» (стр. 56-58)

Влажные препараты, таблицы «Строение кролика», «Внутреннее строение собаки»

Стр. 61-63

8 (32)

Пищеварительные ферменты и их значение.

1

Тема: «Значение белков» (стр.12-15)

Лабораторное оборудование

Стр. 64-66

ДЫХАНИЕ (3 ЧАСА)

1 (33)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии.

1

Основные понятия:

Дыхание, устьица, жабры, дыхальца, легкие.

Изучить:

  • Органы дыхания растений.
  • Органы дыхания животных.

Развивать:

  • Продолжить формировать понятие о органах и системах органов.

Природоведение 5 класс

Тема: «Состав воздуха»

Лабораторные опыты по дыханию семян, обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Стр. 67-69

2 (34)

Типы дыхания. Клеточное дыхание, дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

1

Тема: «Строение листьев» (стр. 41-43)

Таблица: «Строение устьиц листа»

Стр. 69-72

3 (35)

Дыхание животных, органы дыхания животных организмов.

1

Влажные препараты, муляжи

Стр. 72-74

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (4 ЧАСА)

1 (36)

Транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении.

1

Основные понятия:

Сосуды древесины, ситовидные трубки, кровеносная система, сердце, кровь, клетки крови, гемолимфа.

Изучить:

  • Особенности транспорта

Тема: «Строение стебля» (стр. 41-43)

Таблица: «Сосуды и ситовидные трубки», опыт, доказывающий передвижение веществ по стеблю.

Стр. 74-76

2 (37)

Особенности строения органов растения, обеспечивающих транспорт веществ. Роль воды и корневого давления.

Лабораторная работа№7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

Тема: «Строение стебля» (стр. 41-43)

Тема: «Проводящие ткани растений» (стр.30-32)

Микроскоп, микропрепараты, лабораторные опыты.

Стр. 74-76

3 (38)

Особенности переноса веществ у животных. Кровеносная система и ее значение.

1

в животном и растительном организме.

  • Кровь и ее составные части.

Развивать:

  • Понятие о органах и системах органов, их взаимосвязи.

Таблица: «Строение кровеносных систем у позвоночных»

Стр. 76-79

4 (39)

Гемолимфа. Кровь и ее составные части (плазма, клетки крови)

1

Таблица: «Клетки крови», микроскоп, микропрепараты.

Стр. 76-79

ВЫДЕЛЕНИЕ (4 ЧАСА)

1 (40)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организма, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений.

1

Основные понятия:

Выделительные системы, обмен веществ, обмен энергии.

Изучить:

  • Строение выделительных систем животных и растительных организмов.
  • Значение обмена веществ и энергии.

Развивать:

  • Понятие о живых организмах как о целостных системах.

Тема: «Строение листьев» (стр. 41-43)

Таблицы: «Строение листьев», «Листопад»

Стр. 80-81

2 (41)

Выделительная система у животных. Основные типы выделительных систем.

1

Таблица: «Строение выделительных систем у позвоночных», муляжи, влажные препараты.

Стр. 82-84

3 (42)

Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ. Обмен веществ у растительных и животных организмов.

1

Тема: «Органические и неорганические вещества клетки» (стр. 10-12)

Таблица: «Энергетический обмен»

Стр. 83-85

4 (43)

Выделительная система человека.

1

Таблица: «Выделительная система человека»

Стр.86-89

ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (2 ЧАСА)

1 (44)

Значение опорных систем в жизни организма. Опорные системы растений, опорные системы животных.

1

Основные понятия:

Наружный и внутренний скелет, кости, связки, суставы, мышцы, способы движения организмов.

Изучить:

  • Строение опорно- двигательных систем животных и растений.
  • Механизмы и способы движения.

Уметь:

  • Различать наружные и внутренние скелеты животных.

Развивать:

  • Понятие о взаимосвязях органов и систем органов.

Тема: «Механические ткани растений» (стр. 30-32)

Таблица: «Клеточное строение стебля»

Стр. 92-93

2 (45)

Наружный и внутренний скелеты. Опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа№8 «Разнообразие опорных систем животных»

1

Тема: «Соединительные ткани животных» (стр. 32-35)

Таблица: «Строение кости», спилы костей.

Стр. 94-97

ДВИЖЕНИЕ (2 ЧАСА)

1 (46)

Движение – важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности.

Лабораторная работа№9 «Движение инфузории-туфельки»

1

Микроскоп, культура инфузории-туфельки.

Стр. 98-100

2 (47)

Механизмы движения живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции.

Лабораторная работа№10 «Перемещения дождевого червя»

1

Дождевой червь

Стр. 101-107

РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(5 ЧАСОВ)

1 (48)

Жизнедеятельность организма и связь с окружающей средой. Раздражимость.

1

Основные понятия:

Нервная система, нервные клетки, нервы, головной и спинной мозг, рефлекс, раздражимость, инстинкт, гормоны.

Изучить:

Тема: Основные свойства живых организмов» (стр. 6-9)

Иллюстрации, дополнительная литература.

Стр. 108-111

2 (49)

Регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система, особенности строения.

1

Таблица: «Раздражимость»

Стр. 112-115

3 (50)

Основные типы нервных систем. Нервная система млекопитающих. Рефлекс, инстинкт.

1

Тема: «Нервная клетка и нервная ткань» (стр. 35)

Таблица: «Головной мозг позвоночных», влажные препараты, муляжи.

Стр. 112-116

4 (51)

Нервная система человека.

1

Таблица: «Строение нервной системы человека».

Стр. 114 (конспект)

5 (52)

Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

1

  • Особенности строения нервных систем животных.
  • Разнообразие условных и безусловных рефлексов.

Развивать:

  • Понятие о живых организмах как о целостных системах.

Таблица: «Железы внутренней секреции человека»

Стр. 115-116

РАЗМНОЖЕНИЕ (4 ЧАСА)

1 (53)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры).

1

Основные понятия:

Половое и бесполое размножение, половые клетки (гаметы), опыление, оплодотворение, вегетативное размножение растений.

Изучить:

  • Значение размножения для живых организмов.
  • Способы размножения в животном и растительном мире.

Уметь:

Проводить работу и наблюдения по черенкованию комнатных растений

Тема: Основные свойства живых организмов» (стр. 6-9)

Таблица, иллюстрации.

Стр. 117-121

2 (54)

Бесполое размножение растений.

Лабораторная работа№11 «Вегетативное размножение комнатных растений».

1

Тема: «Органы растений» (стр.36-37)

Таблица: «Вегетативное размножение растений», комнатные растения.

Стр. 122-123

3 (55)

Половое размножение организмов, особенности полового размножения животных. Органы размножения, половые клетки, оплодотворение.

1

Таблицы, иллюстрации.

стр. 124-127

4 (56)

Половое размножение растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, образование плодов и семян.

1

Темы: «Строение цветка» (стр. 43)

«Плоды и семена» (стр. 44-46)

Таблица: «Строение цветка», иллюстрации, гербарии.

Стр. 130-134

РОСТ И РАЗВИТИЕ (4+2 (из резерва)=6 ЧАСОВ)

1-2

(57-58)

Рост и развитие растений, индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений.

2

Основные понятия:

Рост и развитие, прямое и непрямое развитие животных.

Изучить:

  • Особенности семенного размножения растений.
  • Прямое и непрямое развитие животных.

Уметь:

  • Различать стадии прямого и непрямого развития животных.
  • Выполнять лабораторные работы, делать самостоятельные выводы.

Воспитывать: Бережное отношение к живой природе

«Плоды и семена» (стр. 44-46)

Таблица: «Способы распространения плодов и семян»

Стр. 135-138

3 (59)

Условия прорастания семян, питание и рост проростков.

1

Опыт, показывающий условия прорастания семян.

Стр. 140-142

4 (60)

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника).

1

Тема: «Половое размножение животных» (стр.124-127)

Таблица: «Развитие зародыша ланцетника»

Стр. 143-147

5 (61)

Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа№12 «Прямое и непрямое развитие насекомых».

1

Таблица: «Прямое и непрямое развитие животных», коллекции и влажные препараты насекомых с прямым и непрямым развитием.

Стр. 151-153

6 (62)

Обобщение.

1

ОРГАНИЗМ И СРЕДА (4+1(из резерва)=5 ЧАСОВ)

ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2+(1 из резерва) =3 ЧАСА)

1(63)

Среда обитания, факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.

1

Основные понятия:

Экология, факторы живой и неживой природы.

Изучить:

  • Основы экологии.
  • Разнообразие экологических факторов и их влияние на живые организмы.

Развивать:

  • Понятие о взаимосвязях организма и среды обитания.

Воспитывать:

Бережное отношение к живой природе

Природоведение 5 класс

Тема: «Три среды обитания»

Иллюстрации, фотографии, дополнительная литература.

Стр. 154-157

2 (64)

Взаимосвязи живых организмов.

1

Иллюстрации, фотографии, дополнительная литература.

Стр. 158-161

3 (65)

Экскурсия: «Среда обитания и взаимосвязи живых организмов».

1

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (2ЧАСА)

1 (66)

Природные сообщества и экосистемы.

1

Природоведение 5 класс

Тема: «Природные зоны Земли».

Иллюстрации, фотографии, дополнительная литература.

Стр. 162-166

2 (67)

Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

1

Таблицы: «Сообщество водоема», «Сообщество дубравы».

Стр. 167-172


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по биологии (7 класс)

Календарно-тематическое планирование   раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному  учебнику, допущенным Мини...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно тематический план по биологии 8 класс, для учеников VIII вида

КТП по биологии 8 класс " Животные", для учеников 8 вида. Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов...

Календарно-тематический план по биологии 11 класс

Календарно-тематический планирование по биологии 11 класс по учебнику Беляев Д.К,...

Календарно-тематический план по биологии 6 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии  6 класс по учебнику Пасечник В. В....

Календарно-тематический план по биологии 7 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по учебнику Латюшин В. В....