Тема 4. "Антропогенез (возникновение человека)" урок на тему "Основные этапы антропогенеза." биология – 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

купреев михаил никитович
  •     сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;
  •     продолжить формирование знаний о роли биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

биология – 9 класс

Тема 4.  "Антропогенез (возникновение человека)"

урок на тему           Основные этапы антропогенеза.

цели урока: а) сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;

                 б) продолжить формирование знаний о роли биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека.

оборудование урока: таблицы, иллюстрирующие этапы эволюции человека, видеофильм "Земля. Происхождение человека".

содержание урока:

  1. Организация учащихся на урок.
  2. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с историей изучения проблемы происхождения человека. Рассмотрим для начала общие представления о происхождении человека.

  1. а)  Анаксимен, Аристотель выдвинули идею, что человек – "родственник животных". Аристотель также выявил различия между человеком и животными:
  • Прямохождение;
  • Головной мозг крупный;
  • Речь и разум.

      б) Карл Линней  поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один ряд – приматы.

      в)  Жан – Батист Ламарк в 1809 году в книге "Философия зоологии" описывал происхождение человека: исходный предок "четверорукое" высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению.

       г)  Ч. Дарвин в 1871 году в труде "Происхождение человека и половой отбор" доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов.

       д)  Ф.Энгельс в 1896 году в труде "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" писал: "Труд создал самого человека".

2.   а) Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида.

      б) Антропология – наука, изучающая происхождение человека

(демонстрация  кадров  видеофильма "Земля. Происхождение человека".)

3.    Основные этапы эволюции человека.

№№  

Предки человека

Где и когда жили

Прогрессивные черты во внешнем облике

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

1.

Исходные формы – австралопитеки

10 – 15 млн.

лет назад, в Африке

Масса головного мозга не превышала 500 г., рост 120 – 130 см, масса тела 30 – 40 кг

Достаточно свободно передвигались по открытой местности на двух ногах, полностью освободив от передвижения руки

Использовали палки и камни в качестве оружия при защите и охоте на животных

2.

Древнейшие люди – питекантропы (обезьяночеловек)

Африка, Азия (Индонезия, Китай) и на юге Европы

1,5 млн. лет назад

Рост их составлял примерно 160 см, головной мозг достигал 850 – 900 см³

Похожи на людей, активные охотники на крупную дичь, они открыли употребление огня и научились поддерживать его, но добывать огонь так и не научились

Ручное рубило

3.

Древнейшие люди – синантропы (китайский человек)

400 000 лет

Объем головного мозга составляет 850 – 1220 см³, теменные доли мозга развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабо, правая рука была развита сильнее левой.  

Синантропы ходили достаточно прямо и передними конечностями о землю не опирались.

Синантропы умели пользоваться огнем, находки антропологов указывают на то, что синантропы были людоедами.

Орудия труда были небольших размеров и грубо обработаны, длина их не превышала 15 см.

4.

Древние люди – неандертальцы

Западная Европа, Алжир, Марокко, в долине реки Неан - дерталь

Объем мозга составлял 1000 – 1600 см³, лобные доли были развиты значительно слабее, ростом были несколько ниже человека современного.

Для них характерна сутулая походка, они держали ноги немного согнутыми в коленях

Изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещере или строили жилище. При помощи камней они изготовляли орудия труда более совершен - ные, чем те, которые изготовляли синантропы.

5.

Первые современные люди – кроманьонцы

Впервые останки этих людей были найдены во Франции в гроте Кро-Маньон

Это были довольно красивые люди, рост их достигал 190 см, объем мозга доходил до 1800 см³

Научились обрабатывать землю и разводить домашних животных, строили дома и освоили гончарное производство. Они были отменными художниками и скульпторами.

Каменные орудия труда, сделанные при помощи отжима, и не путем обкалыва -  ния, а обтачивания

3. Закрепление изученного материала: формулирование выводов и запись их в тетради.

  • Австралопитеки были первым этапом на пути от дриопитеков к человеку. В  африканской саванне было достаточно жарко, спасительная тень деревьев была здесь редкостью, поэтому австралопитеки начали постепенно терять волосяной покров. В итоге сформировались прямоходящие, почти безволосые обезьяны. По своему виду они уже походили на людей.
  • Именно питекантропы были переходным звеном от обезьяны к человеку. Недаром антропологи называют питекантропов древнейшими людьми.
  • Неандертальцы не имели развитой речи, они лишь обладали зачатками речи. Орудия труда, которые они изготовляли легко можно разделить на ряд отдельных групп, в зависимости от тех трудовых операций, для которых они предназначены.
  • Очень важным дополнением к находкам питекантропов являются находки другой группы древнейших людей – синантропов, сделанные в Китае, в пещере Коцетанг. У синантропов теменные доли мозга были развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабее и сохраняют черты сходства с лобными долями полушарий головного мозга у человекообразных обезьян. Изучение немногочисленных фрагментов бедренных и плечевых костей показало большое сходство этих костей с соответствующими им костями современных людей.
  • В целом кроманьонцы мало, чем отличались от людей современного типа, и в палеонтологии соединяют ископаемых людей современного типа и современных людей в один вид – Человек разумный (Homo sapiens).

4.  Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.295 – 308.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОР на тему:" Равнины и плоскогорья. Человек в горах и на равнине", 6 класс

План конспкект урока по теме: "Горы и равнины. Человек в горах и на равнине", 6 класс. Данный урок разработан и с использованием ЭОР. УМК -  А.А. ЛетягинНачальный курс География, 6 класс; Из...

ЭОР на тему:" Равнины и плоскогорья. Человек в горах и на равнине", 6 класс

План конспкект урока по теме: "Горы и равнины. Человек в горах и на равнине", 6 класс. Данный урок разработан и с использованием ЭОР. УМК -  А.А. ЛетягинНачальный курс География, 6 класс; Из...

Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: «Вода в жизни человека, животных и растений» для учащихся 6 класса

Коррекционно-образовательные:1. Расширение и конкретизация понятийного словаря согласно теме урока.2. Знакомство со свойствами воды.3. Формирование знаний о применении  воды в быту.4. Формировани...

Урок биологии по теме "Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация знаний". 8-й класс

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма чел...

Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «Внешность и характер человека (литературного персонажа)» по УМК Spotlight, 5 класс под редакцией авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули.

Данный урок находится в тематическом блоке, на который отводится 8 часов. Материал урока направлен на получение знаний о внешности людей и способах ее описания, а также усвоение грамматического матери...