Кейс "Иммунитет"
методическая разработка по биологии на тему
Кейс к урокам анатомии "Иммунитет". Вид кейса - обучающий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_anatomiya.doc | 575.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Иммунитет».
Вид кейса – обучающий.
Тип кейса – аналитический (Case-incident-method).
Задача 1. 13 марта в 8В одна из учениц заболела ветрянкой. Школьный медицинский работник предупредила ребят, что в классе объявлен карантин на 21 день: нельзя пропускать занятия, необходимо соблюдать режим проветривания в классе, при малейшем недомогании сообщать об этом врачу. Однако несколько ребят не были расстроены этим – они были уверены, что заболевание им не грозит, так как они ветрянкой уже болели.
Задача 2. В 2010-2011 учебном году вакциной против гриппа были привиты 95% учеников класса, в 2011-2012 году – 97%, однако число переболевших гриппом одинаково – 3 человека.
Содержание кейса:
- Иммунитет, его виды. http://ru-med.ru/alergo/imuno.shtml; http://medicalplanet.su/69.html
Записать определение, составить схему «Виды иммунитета».
- История развития иммунологии. http://www.skliflabhttp://www.olop.ru/mikrobyi_i_virusyi/zadachi_i_kratkaya_istoriya_razvitiya_immunologii.html.ru/stati/immunologiya/kratkaya_istoriya_razvitiya_immunologii/; http://humbio.ru/humbio/immunology/imm-gal/000980e0.htm;
Записать основные этапы и имена ученых.
- Механизм иммунитета. http://ru-med.ru/alergo/imuno.shtml
Работа с кейсом.
Перед занятием учащимся сообщается тема предстоящего урока. В зависимости от подготовки класса предлагается изучить содержание кейса или поискать информацию самостоятельно по теме.
После обсуждения содержания кейса, где учитель выполняет консультационную функцию, предлагается обсудить вопрос «Нужна ли вакцинация?», для этого ребята делятся на группы «Пессимисты» (Против вакцинации) и «Реалисты» (За вакцинацию).
Далее идет публичное выступление представителей групп, совместное обсуждение и выработка решения по предложенному вопросу. Затем каждая группа создает свой продукт (буклет, рекламный плакат и т.д.)
Иммунитет, его виды
Иммунитет делится на врождённый и приобретенный.
Врождённый (неспецифический, конституционный) иммунитет обусловлен анатомическими, физиологическими, клеточными или молекулярными особенностями, закрепленными наследственно. Как правило, не имеет строгой специфичности к антигенам, и не обладает памятью о первичном контакте с чужеродным агентом. Например:
- Все люди невосприимчивы к чуме собак.
- Некоторые люди невосприимчивы к туберкулёзу.
- Доказано, что некоторые люди невосприимчивы к ВИЧ.
Приобретенный иммунитет делится на активный и пассивный.
- Приобретенный активный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или после введения вакцины.
- Приобретенный пассивный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки или передаче их новорожденному с молозивом матери или внутриутробным способом.
Также иммунитет делится на естественный и искусственный.
- Естественный иммунитет включает врожденный иммунитет и приобретенный активный (после перенесенного заболевания). А также пассивный при передаче антител ребёнку от матери.
- Искусственный иммунитет включает приобретенный активный после прививки (введение вакцины) и приобретенный пассивный (введение сыворотки).
История развития иммунологии
Дженнер (Jenner) Эдуард (17.5.1749, Беркли, — 26.1.1823, там же), английский врач, основоположник оспопрививания. Изучал медицину в Лондоне, в 1773 занялся самостоятельной врачебной практикой. Наблюдал невосприимчивость к оспе доильщиц, переболевших коровьей оспой. 14 мая 1769 привил 8-летнему Джеймсу Фипсу коровью оспу, а через 1 1/2 месяца — человеческую оспу; мальчик не заболел. Повторяя такие прививки Фипсу через несколько месяцев и лет, доказал возможность и высокую эффективность вакцинации против оспы. В 1803 в Лондоне был основан институт оспопрививания (Дженнеровский институт, Royal Jennerian Society). Д. был его первым и пожизненным руководителем. Почётный член многих академий, университетов и научных обществ стран Западной Европы.
«В народе хорошо знали, что коровья оспа не опасна для человека: она оставляет на коже рук лишь легкие следы пузырьков. Наблюдательный врач задумался над этим интересным явлением. Он стал изучать медицинские книги, в которых описывались народные средства борьбы с заразными болезнями. Люди издавна искали ощупью средства защиты от этой страшной болезни. В Китае вкладывали в нос кусочки ваты, смоченные гноем оспенного больного. У народов Африки через кожу с помощью иглы продергивалась нитка, смоченная оспенным гноем. В ряде стран оспенные корочки растирались в порошок, который втирали в кожу, либо вдували в нос. После таких «прививок» многие люди заболевали, распространяя тяжелейшее эпидемическое заболевание. Другие действительно переносили оспу в легкой форме и такой ценой приобретали невосприимчивость. Все зависело от степени потери возбудителем оспы своей болезнетворности в высушенной корочке. А как это определить? В течение многих лет предпринимались попытки найти приемлемые способы предотвращения оспы. Уже давно было известно, что у человека, выжившего после этого заболевания, вырабатывался иммунитет, и он уже вторично не заболеет. На востоке это наблюдение привело к практике прививок здоровым людям тканей, взятых у человека, перенесшего слабую форму оспы. Это делалось в надежде, что привитый таким образом человек сам заболеет лишь легкой формой оспы и после выздоровления обретет иммунитет.
Эта практика была принесена в Англию в начале восемнадцатого века леди Мэри Уортли Монтегю и стала там обычной процедурой за много лет до Дженнера. Самому Дженнеру привили оспу в восьмилетнем возрасте. Однако эта профилактическая мера имела существенный недостаток: большое количество привитых таким образом людей заболевали не легкой формой оспы, а опасной, которая оставляла их обезображенными. А фактически два процента привитых умирали. Было ясно, что требовался иной способ профилактики.
Сопоставляя все эти сведения, тщательно обдумывая их, наблюдая за случаями заболеваний оспой людей и животных, Дженнер постепенно пришел к мысли, что можно искусственно заражать человека именно коровьей оспой и тем самым предохранять его от заболевания натуральной. За двадцать шесть лет наблюдений и сопоставлений фактов опыт накапливался, отрабатывалась методика эксперимента. 14 мая 1796 года Дженнеру исполнилось 47 лет. Он всё обдумал и, уверенный в успехе и своей правоте, решился на эксперимент. Дженнер привил коровью оспу восьмилетнему мальчику Джеймсу Фипсу, взяв для этого жидкость из пустулы на руке доярки, болевшей коровьей оспой.»
Механизм иммунитета