Рабочая программа факультативного курса по биологии « Мир под микроскопом » для 5 классов
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Курс, рассчитанный на 35 академических часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Мир под микроскопом» связано с предметами естественнонаучного цикла.
На курс «Мир под микроскопом» отводится по 1 часу в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_5_kl_mir_pod_mikroskopom.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического факультатива, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический факультатив организуется для учащихся 5 классов, которые уже знакомы по урокам природоведения с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы.
Курс, рассчитанный на 35 академических часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Мир под микроскопом» связано с предметами естественнонаучного цикла.
На курс «Мир под микроскопом» отводится по 1 часу в неделю.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Цель:познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Основное содержание
Название темы | Количество часов |
Вводное занятие | 1 |
Биологическая лаборатория и правила работы в ней | 1 |
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы | 4 |
Клетка – структурная единица живого организма | 3 |
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение | 3 |
Грибы и бактерии под микроскопом | 5 |
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов | 4 |
Исследовательская работа | 8 |
Польза и вред микроорганизмов | 3 |
Подведение итогов работы | 3 |
Итого | 35 |
Тематическое планирование
Наименование темы | Количество часов | Форма проведения занятия | Образоват. продукт | Сроки проведения | ||
Теория | Практика | план | факт | |||
Вводное занятие. Цели и задачи, план работы кружка. | 1 | Беседа | конспект | |||
Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории. | 1 | Беседа | Конспект | |||
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. | 2 | 2 | Рассказ с элементами беседы. П/р. | Конспект. Результаты п/р. | ||
Клетка – структурная единица живого организма. Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». | 2 | 1 | Рассказ с элементами беседы. Л/р. | Конспект. Оформление результатов л/р. | ||
Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. | 1 | 2 | Рассказ с элементами беседы. Л/р. | Конспект. Оформление результатов л/р. | ||
Грибы и бактерии под микроскопом. Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом. | 1 | 4 | Рассказ с элементами беседы. Л/р. | Конспект. Оформление результатов л/р. | ||
Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов. Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. | 2 | 2 | Лекция с элементами беседы. Л/р. | Конспект. Оформление результатов л/р. | ||
Исследовательская работа. Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы. | 8 | Работа с интернетом и литературой по поиску информации. Исследовательская работа. | Оформление и представление результатов работы. | |||
Польза и вред микроорганизмов. Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов. | 2 | 1 | Рассказ с элементами беседы. П/р. | Конспект. Оформление результатов п/р. | ||
Подведение итогов работы Представление результатов работы. Анализ работы. | 1 | 2 | Представление результатов работы. | Результаты работы. Отчёт о проделанной работе. |
Учебно-методическое обеспечение
Основная и дополнительная литература для учителя:
- Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника – Волгоград: Учитель, 2005.
- Журнал «Биология в школе».
- Г.И. Лернер. Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6 класса. – М.: Аквариум, 1998.
- А.И. Никишов. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс». – М.: Дрофа, 2005
- Л.Д. Парфилова. Биология. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- Л.Д. Парфилова. Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Основная и дополнительная литература для учащихся:
- Биология. Энциклопедия для детей. Том 2. – М.: «Аванта+», 1997.
- Журнал «Биология для школьников».
- В.В. Пасечник. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007
Медиаресурсы:
- 1С: Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2006.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Зам. Директора по УВР
Учителей естественного цикла
Протокол № _____
______________________ ________________________
“____”________ 2013 г. “____”________ 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 7 класса "Grammar in use"
Данная программа разработана в поддержку основного УМК "Enjoy English" M.З.Биболетовой для учащихся 7 класса и предназначена для более глубокого изучения грамматики английского языка. Может служить по...
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Решение задач по генетике » для 10 классов
Цель курса – обеспечение компетентности выпускника в области генетики, молекулярной биологии и эволюционной теории и развитие у обучающихся практических навыков решения биологических задач.В целом кур...
Рабочая программа факультативного курса по биологии "Практикум "Растения Удмуртии"
Разработка рабочей программы факультатива по биологии . 34 часа. 6 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»
Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...
Рабочая программа факультативного курса "Молекулярная биология. Генетика" для 10 класса
Решение задач по генетике занимает в биологическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материа...
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные» в 7 классе
В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получа...