Рабочая программа факультативного курса по биологии « Мир под микроскопом » для 5 классов
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Горовая Анна Валерьевна

Курс, рассчитанный на 35 академических часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Мир под микроскопом» связано с предметами естественнонаучного цикла.

На курс «Мир под микроскопом» отводится по 1 часу в неделю.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_5_kl_mir_pod_mikroskopom.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического факультатива, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический факультатив организуется для учащихся 5 классов, которые уже знакомы по урокам природоведения  с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы.

Курс, рассчитанный на 35 академических часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Мир под микроскопом» связано с предметами естественнонаучного цикла.

На курс «Мир под микроскопом» отводится по 1 часу в неделю.  

Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  

Цель:познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них  познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

        

Основное содержание

Название темы

Количество часов

Вводное занятие

1

Биологическая лаборатория и правила работы в ней

1

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы

4

Клетка – структурная единица живого организма

3

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение

3

Грибы и бактерии под микроскопом

5

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов

4

Исследовательская работа

8

Польза и вред микроорганизмов

3

Подведение итогов работы

3

Итого

35


Тематическое планирование

Наименование темы

Количество

часов

Форма

проведения

занятия

Образоват.

продукт

Сроки проведения

Теория

Практика

план

факт

Вводное занятие.

Цели и задачи, план работы кружка.

1

Беседа

конспект

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

1

Беседа

Конспект

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

2

2

Рассказ с элементами беседы. П/р.

Конспект. Результаты п/р.

Клетка – структурная единица живого организма.

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

2

1

Рассказ с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение.

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.

1

2

Рассказ с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Грибы и бактерии под микроскопом.

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.

1

4

Рассказ с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.

Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.

2

2

Лекция с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Исследовательская работа.

Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.

8

Работа с интернетом и литературой по поиску информации. Исследовательская работа.

Оформление и представление результатов работы.

Польза и вред микроорганизмов.

Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.

2

1

Рассказ с элементами беседы. П/р.

Конспект. Оформление результатов п/р.

Подведение итогов работы

Представление  результатов работы. Анализ работы.

1

2

Представление  результатов работы.

Результаты работы. Отчёт о проделанной работе.

Учебно-методическое обеспечение

Основная и дополнительная литература для учителя:

  • Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника – Волгоград: Учитель, 2005.
  • Журнал «Биология в школе».
  • Г.И. Лернер. Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6 класса. – М.: Аквариум, 1998.
  • А.И. Никишов. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс». – М.: Дрофа, 2005
  • Л.Д. Парфилова. Биология. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  • Л.Д. Парфилова. Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Основная и дополнительная литература для учащихся:

  • Биология. Энциклопедия для детей. Том 2. – М.: «Аванта+», 1997.
  • Журнал «Биология для школьников».
  • В.В. Пасечник. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007

Медиаресурсы:

  • 1С: Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2006.

      СОГЛАСОВАНО                                                                        СОГЛАСОВАНО                              

   на заседании ШМО                                                                      Зам. Директора по УВР              

  Учителей естественного цикла                                                          

  Протокол № _____      

______________________                                                             ________________________

                                                                                               

“____”________ 2013 г.                                                                “____”________ 2013 г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 7 класса "Grammar in use"

Данная программа разработана в поддержку основного УМК "Enjoy English" M.З.Биболетовой для учащихся 7 класса и предназначена для более глубокого изучения грамматики английского языка. Может служить по...

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Решение задач по генетике » для 10 классов

Цель курса – обеспечение компетентности выпускника в области генетики, молекулярной биологии и эволюционной теории и развитие у обучающихся практических навыков решения биологических задач.В целом кур...

Рабочая программа факультативного курса по биологии "Практикум "Растения Удмуртии"

Разработка рабочей программы факультатива по биологии . 34 часа. 6 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»

Программа факультативного курса «Удивительные животные»  разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...

Рабочая программа факультативного курса "Молекулярная биология. Генетика" для 10 класса

Решение задач по генетике занимает в биологическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материа...

Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные» в 7 классе

      В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получа...