КТП БИО 10 кл.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Портнягин Павел Александрович

Календарно-тематическое планирование уроков курса "Общая биология" (10 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio_10_ab_klass.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ЧОКУРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. А.Г. ЧИКАЧЕВА

УТВЕРЖДАЮ:

ДИРЕКТОР

_____________Е.В.ЗАБАРА

Пр. №_____ «____»__________ 2014 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Биология

(общая биология)

на 2014/15 уч. г.

Класс:   10 а, б

Планирование

Количество часов

Практических работ

Лабораторных работ

Контрольных работ

Годовое:

35

7

5

3

Из них на:

I п/г

1 четверть

9

1

2 четверть

7

2

2

1

II п/г

3 четверть

10

2

2

1

4 четверть

9

3

1

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Резерв

Общее количество часов

1

1

Распределение уроков по дням недели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

1

Рассмотрено:

на заседании МО учителей естественного цикла

протокол № _______                   от «_____»__________  2014 г. 

руководитель МО   _________________________ /__________________________________/

                                                          (подпись)                              (Ф.И.О. руководителя)

Проверено:

Зам. директора по УР ____________/___________________________________/

«_____»__________  2014 г.                                                                                                    Учитель:

Портнягин П.А.

учитель биологии,

географии

Чокурдах, 2014 г.


Программа:

Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М: Дрофа, 2006.

Учебный комплект для учащихся:

1. Общая биология: Учеб. для 10 – 11  кл. общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – 7-ое изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2004. – 624 с.: ил.

2. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Общая биология. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.

3. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

4. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

5. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004.

6. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Наличие методических разработок для учителя:

1. Биология.  10 - 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина / авт. – сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Козлова Т.А. Общая биология. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне – М: Дроф, 2006. – 47с.

3. Лернер Г.И. Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.


Темы лабораторных работ

№ работы

Изучаемая Глава

Тема работы

1

3. Химическая организация клетки

Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи.

2

5. Строение и функции клеток

Рассмотрение готовых препаратов прокариотических и эукариотических клеток.

3

Сравнение строения клеток животных и растений.

4

6. Размножение организмов

Определение форм бесполого размножения.

5

7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Рассмотрение готовых препаратов бластулы, гаструлы.

Темы практических работ

№ работы

Изучаемая Глава

Тема работы

1

4. Метаболизм – основа существования живых организмов

Вычисление фрагмента белка.

2

Составление блок-схемы фотосинтеза.

3

5. Строение и функции клеток

Расположение организмов по типам питания по описанию строения и жизнедеятельности.

4

9. Закономерности наследования признаков

Решение генетических задач

5

Решение генетических задач

6

Решение генетических задач

7

10. Закономерности изменчивости

Составление вариационной кривой, определение среднего значения вариационного ряда.


№ урока

Тема урока

Основные термины, понятия

П/р, К/р

&

Стр.

Д/з

Дата урока

Примечание

План

Факт

Раздел I. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (5 час.)

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи (2 час.)

1

Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи.

Введение. Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Дискретность живого вещества, взаимоотношения части и целого в биосистемах. Царства живой природы.

1.1

1.2

13-19

19-29

С.17 Терминология

2.09

I

2

Читать &

9.09

I

Глава 2. Возникновение жизни на Земле (3 час.)

3

История представлений о возникновении жизни.

Гипотезы происхождения жизни. Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

2.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

31-33

33-34

34-35

36-28

С.56 Терминология

16.09

I

4

Современные представления о возникновении жизни.

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров.

2.3

2.4

58-65

67-72

с.66 Терминология

с.72 №4

23.09

I

5

Начальные этапы биологической эволюции

Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности. Фагоцителла.

2.5

72-77

С.78 Терминология

30.09

I

Раздел II. Учение о клетке (14 час.)

Глава 3. Химическая организация клетки (4 час.)

6

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза.

3.1

85-88

С.89 Терминология

7.10

I

7

Биологические полимеры – белки, их функции

Органические молекулы. Биологические полимеры -белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы -белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности.

Л/р №1

3.2.1

90-100

Таблица «Функции белков»

14.10

I

8

Органические вещества клетки: углеводы, липиды.

Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Роль углеводов в клетке и организме. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов.

Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. Биологическая роль липидов в клетке.

3.2.2

3.2.3

100-101

102-104

С.104 Терминология

21.10

I

9

Нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.

ДНК - молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК.  Комплементарность. генетический код, свойства кода, РНК; структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

3.2.4

106-117

С.114 Терминология

28.10

I

Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов (3 час.)

10

Анаболизм.

Метаболизм. Гомеостаз. Ассимиляция. Реализация наследственной информации – биосинтез белков. Транскрипция. Кодон и антикодон. Трансляция. Генетический код, матричный характер реакций биосинтеза.

П/р №1

4.1

118-123

Решение задачи на вычисление фрагмента белка.

11.11

II

11

Катаболизм.

Диссимиляция. Строение и роль АТФ. Гетеротрофы. Этапы энергетического обмена в гетеротрофной клетке.

4.2

123-126

Схемы этапов энергетического обмена.

18.11

II

12

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

Автотрофы. Фототрофы и хемотрофы. Особенности обмена веществ у растений - фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Фазы фотосинтеза: световая и темновая. С.Н. Виноградский – открытие хемосинтеза.

П/р №2

4.3

126-131

С.131

Терминология

25.11

II


Глава 5. Строение и функции клеток (7 час.)

13

Прокариотическая и эукариотическая клетки

Клеточное строение организмов - основа единства органического мира. Методы изучения строения и функций клетки. Различия прокариот от эукариот. Представители. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.

Л/р №2

5.5.1

5.2

136-141

142-143

С.141 Терминология

2.12

II

14

Цитоплазма и ее органоиды.

Клетка - единица строения организмов. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, их значение и роль в метаболизме клеток.

Особенности строения растительной клетки (вакуоли, пластиды).

Л/р №3

5.2.1

5.4

143-155

176-178

Таблица «Органоиды»

9.12

II

15

Ядро.

Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин.

5.2.2

157-165

Подготовка к К/р

16.12

II

16

Урок контроля знаний по темам «Химическая организация клетки», «Строение клетки»

К/р №1

23.12

II

17

Деление клеток.

Ткани организма и скорость клеточного обновления. Жизненный цикл клеток. Интерфаза – редупликация ДНК. Фазы митоза. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

5.3

167-174

С.174 Терминология

13.01

III


18

Клеточная теория.

Цитология - наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн - основоположники клеточной теории, ее основные положения. Одноклеточные и многоклеточные организмы; организмы разных царств живой природы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь - основа целостности организма. Организмы - прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты). Современное состояние клеточной теории строения организмов.

П/р №3

5.5

179-181

Положения теории.

20.01

III

19

Вирусы

Вирусы - неклеточные формы, их открытие Д.И. Ивановским. Вирусы - внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги.

5.6

181-186

С.186 Терминология

27.01

III

Раздел III. Размножение и развитие организмов (4 час.)

Глава 6. Размножение организмов (2 час.)

20

Бесполое размножение

Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Видовое постоянство числа, формы и размера хромосом.

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

Л/р №4

6.1

193-198

С.199

?-1,3

3.02

III

21

Половое размножение. Мейоз.

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения. Партеногенез. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз, конъюгация и кроссинговер, рекомбинация хромосом.) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Оплодотворение, его формы и значение. Мейоз и оплодотворение - основа видового постоянства числа хромосом.

Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Типы яйцеклеток.

6.2

199-213

С.198

С.210

Терминология

10.02

III


Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 час.)

22

Эмбриональное развитие. Биогенетический закон.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша. Специализация клеток, первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра).

Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Л/р №5

7.1

7.2.1

7.2.2

7.2.3

7.4

215-216

216-220

220-222

222-227

235-238

Таблица «Зародышевый листок – орган»

17.02

III

23

Постэмбриональное развитие. Окружающая среда и развитие организма.

Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

Влияние окружающей среды на полноценное развитие организмов. ЗОЖ Вредные привычки.

7.3

7.5

228-235

238-249

С.233

С.247

Терминология

24.02

III

Раздел IV. Основы генетики и селекции (12 час.)

Глава 8. Основные понятия генетики

Глава 9. Закономерности наследования признаков (6 час.)

24

Генетика как наука. Гибридологический  метод изучения наследования признаков.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости, свойствах организмов, их проявление в онтогенезе. Методы изучения наследственности и изменчивости организмов, генетики человека. Генетическая терминология и символика.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя - закон доминирования (единообразия).

9.1

9.2

9.2.1

253-258

261-263

263-264

264-268

Генетическая терминология

С.279

3.03

III

25

Второй закон Г. Менделя. Закон чистоты гамет.

Второй закон Менделя - закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

П/р №4

9.2.2

9.2.3

268-269

269-272

Решение задачи. Подготовка к К/р

10.03

III

26

Урок контроля знаний по темам «Размножение», «Генетика».

К/р №2

17.03

III

27

Дигибридное скрещивание

Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя - закон независимого комбинирования. Решение задач. Решетка Пеннета.

П/р №5

9.2.4

272-280

Решение задачи

7.04

IV

28

Сцепленное наследование генов. Генетика пола

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

9.3

9.4

9.5.1

9.5.2

280-284

285-291

291-292

292-297

С.290

С.296

Терминология

14.04

IV

29

Решение задач и составление родословной.

Родословная. Выявление выделяемых признаков рода. Родословное древо. Решение задач

П/р №6

Решение задачи

21.04

IV

Глава 10. Закономерности изменчивости (2 час.)

30

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Мутации.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации (генные, хромосомные, геномные). Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Летальные и полулетальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).

10.1

301-309

С.309

? – 1,2

28.04

IV

31

Фенотипическая изменчивость.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Среднее значение нормы реакции. Управление доминированием.

П/р №7

10.2

310-315

С.314 №2,3,5

5.05

IV


Глава 11. Основы селекции (2 час.)

32

Селекция как наука. Порода, сорт.

Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений и пород животных, их генетические основы. Чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, открытие им закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

11.1

11.1.1

11.1.2

11.1.3

319

320

320-322

323-325

Домашнее животное – дикий предок

С.332 Терминология

12.05

IV

33

Методы селекционной работы.

Отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Труды Г.Д. Карпеченко. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные на правления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

11.2

11.2.1

11.2.2

11.3

11.4

325-327

327-329

329-333

333-335

336-341

Подготовка к К/р

19.05

IV

34

Урок контроля знаний за курс 10 класса.

К/р №3

26.05

IV

35

Повторительно - обобщающий урок (резерв).

Анализ К/р. Работа над ошибками.

IV