КТП БИО 11 кл.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Портнягин Павел Александрович

Календарно-тематическое планирование уроков курса "Общая биология" (11 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio_11_a_klass.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ЧОКУРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. А.Г. ЧИКАЧЕВА

УТВЕРЖДАЮ:

ДИРЕКТОР

_____________Е.В.ЗАБАРА

Пр. №_____ «____»__________ 2014 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Биология

(общая биология)

на 2014/15 уч. г.

Класс   11 а

Планирование

Количество часов

Практических работ

Контрольных работ

Годовое:

34

14

4

Из них на:

I п/г

1 четверть

9

4

1

2 четверть

7

3

1

II п/г

3 четверть

10

4

1

4 четверть

8

3

1

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Резерв

Общее количество часов

1

1

Распределение уроков по дням недели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

1

Рассмотрено:

на заседании МО учителей естественного цикла

протокол № _______                   от «_____»__________  2014 г. 

руководитель МО   _________________________ /__________________________________/

                                                          (подпись)                              (Ф.И.О. руководителя)

Проверено:

Зам. директора по УР ____________/___________________________________/

«_____»__________  2014 г.                                                                                                     Учитель:

Портнягин П.А.

учитель биологии,

географии

Чокурдах, 2014 г.


Программа:

Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М: Дрофа, 2006.

Учебный комплект для учащихся:

1. Общая биология: Учеб. для 10 – 11  кл. общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – 7-ое изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2004. – 624 с.: ил.

2. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Общая биология. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.

3. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

4. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

5. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004.

6. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Наличие методических разработок для учителя:

1. Биология.  10 - 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина / авт. – сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Козлова Т.А. Общая биология. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне – М: Дроф, 2006. – 47с.

3. Лернер Г.И. Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.


Темы практических работ

№ работы

Изучаемая Глава

Тема работы

1

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

Направления развития биологии

2

Определение форм за существование

3

Критерии вида

4

Выявление черт приспособленности у организмов

5

Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция

Дивергенция и конвергенция

6

Развитие жизни на Земле

Геохронологическая таблица

7

Происхождение человека

Фактор – последствия (результат)

8

Особенности рас

9

Биосфера, ее структура и функции

Круговорот О2, СО2, N

10

Жизнь в сообществах. Основы экологии

Адаптации к абиотическим факторам

11

Трофическая цепь

12

Размножение организмов

Митоз, мейоз

13

Закономерности наследования признаков

Решение (составление) задач

14

Решение (составление) задач



№ урока

Тема урока

Основные термины, понятия

П/р, К/р

&

Стр.

Д/з

Дата урока

Примечание

План

Факт

Введение (1 час.)

1

Биология как наука. Понятие жизни.

Научные персоналии. Подразделения биологии и объекты (предмет) их изучения. Методы изучения биологии. Тестовый контроль знаний.

4.09

I

Раздел V. Учение об эволюции органического мира (16 час.)

Глава 12. Закономерности  развития живой природы. Эволюционное учение (8 час.)

2

История представлений об эволюции живой природы.

Античные и средневековые представления о сущности жизни. К. Линней (бинарная номенклатура, искусственная система). Трансформизм. Ж.Б. Ламарк (эволюционная теория, ошибки). Теория катастроф, принцип корреляций.

П/р №1

12.1.1

12.1.2

12.1.3

344-353

С.354

№1,3,5,6,7

11.03

I

3

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Жизнь Ч. Дарвина. Порода и сорт. Дикий предок. Формы искусственного отбора: методический и бессознательный.

12.2.1

12.2.2

12.3.1

357-360,

361-367

С.361 №3

С.368 №1

18.09

I

4

Учение Дарвина о естественном отборе.

Геометрическая прогрессия размножения. Борьба за существование. Факторы обора. Роль приспособлений. Направленность естественного отбора. Формы отбора: движущий, стабилизирующий, половой. Половой диморфизм. Сдвиг среднего значения.

12.3.2

12.4.5

368-375, 386-391

С.391 №2,3

25.09

I

5

Формы борьбы за существование

Виды борьбы за существование. Половой отбор. Роль приспособлений.

П/р №2

12.3.2

368-375

Подготовка к К/р

02.10

I

6

Микроэволюция. Вид. Критерии и структура

Микроэволюция. Типы видообразования6 аллопатрическое и симпатрическое. Полиплоиды. Гибридизация. Понятия вида и популяции. Подвид. Критерии вида. Причины бесплодия у межвидовых видов. Радиус активности. Номенклатура видов и подвидов.

П/р №3

12.4.1

12.4.7

376-378

406-407

С.378 №3,5

С.408 Терминология

09.10

I

7

Генетические процессы в популяциях. Мутации.

Мутация, мутационный процесс, мутаген. Гетерозиготность и гомозиготность. Виды мутаций. Случайность и летальность мутаций.

Закон стабилизирующего скрещивания (Пирсона). Закон Харди-Вайнберга. Равновесие генотипических частот. Случайное изменение частоты генов. Периодические и непериодические колебания численности.

12.4.2

12.4.3

12.4.4

379-381

381-382, 382-385

Повторить закономерности Четверикова

С. 385 №3

С.386 ?-4

16.10

I

8

Приспособленность организмов к среде обитания.

Покровительственная, предупреждающая окраска. Мимикрия. Многообразие приспособительного поведения.

Забота о потомстве и плодовитость. Инстинкты. Формы поведения у разных групп животных. Физиологические адаптации. Относительный характер приспособленности. Целесообразность к среде.

П/р №4

12.4.6

392-405

С.399 №2,4

С.405 №2

Подготовка к К/р

23.10

I

9

Обобщающий урок по «Эволюционное учение Ч. Дарвина»

К/р №1

30.10

I

Глава 13. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция (2 час.)

10

Пути достижения  биологического прогресса

Главные направления прогрессивной эволюции: арогенез, аллогенез, катагенез. Ароморфозы, идиоадаптации, дегенерация.

Специализация и как ответ - морфофизиологическая адаптация. Среда и адаптации к ней.

13.1.1

13.1.2

13.1.3

416-421

С.422 №3,6

Термины

13.11

II

11

Закономерности эволюционного процесса.

Формы эволюции: дивергенция, конвергенция. Групповой отбор. Гомологичные органы. Конвергентные органы. Аналогичные органы. Параллелизм.

Необратимость эволюции. Правило чередования направлений эволюции. Филогенез

П/р №5

13.2.1

13.2.2

423-427, 428-429

С.426 №2,3

С.430 Терминология

20.11

II

Глава 14. Развитие жизни на Земле (3 час.)

12

Гипотезы появления жизни на Земле.

Гипотезы появления жизни на Земле: панспермия, биохимическая эволюция. Теория Опарина. Коацерваты. Первобытный бульон. Фагоцителла. Теория гастреи. Труды Мечникова, Геккеля, Миллера и Юри, Опарина.

2.2

2.2.3

2.2.4

2.2.5

2.3

2.4

2.5

38

39-41

48-49

49-52

52-55

58-64

67-71

72-77

С.38 №3,4

С.78 Терминология

27.11

II

13

Развитие жизни на Земле.

Эры, периоды в составе эр. Основные события в эволюции живых организмов – животных и растений.

Эволюционные приобретения организмов для выхода их на сушу. Пионеры освоения суши среди растений и животных.

П/р №6

14.1

14.2

14.3

14.4

435-441, 442-443, 444-450, 450-453, 456-460

С.443 №1,3

С.450 №2,4

С.454 Терминология

04.12

II

14

Обобщающий урок «Основные моменты в развитии жизни на Земле».

Главные направления прогрессивной эволюции: ароморфозы, идиоадаптации, дегенерация. Геохронологическая таблица. Оледенения. Смена флоры и фауны. Основные события в эволюции растений и животных. Эпоха динозавров, причины их вымирания.

К/р №2

11.12

II

Глава 14. Происхождение человека (3 час.)

15

Место человека в системе животного мира. Гипотезы происхождения человека.

Антропология. Систематическое (таксономическое) положение человека. Наличие у человека черт родственных (предковых) систематических единиц. Черты строения, характерные для рода Человек.

Гипотезы появления человека на Земле: креационизм (от Бога), неземное происхождение, результат эволюции органического мира.

15.1

15.2

466-468

Признаки сходства

С.481 ?-1

18.12

II

16

Факторы антропогенеза. Этапы антропогенеза.

Дриопитеки, понгиды и гоминиды. Значение труда и социальной эволюции. Коллективная борьба за существование. Изменения в строении тела. Значение увеличения объема головного мозга. Речь как 2-ая сигнальная система. Этапы развития человека. Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) и их характеристики. Неандертальцы, их характеристика. Прогрессивные черты в строении и поведении.

П/р №7

15.2

15.3

468-471

471-474

С.479 №1

С.475 Табл. 15.1

25.12

II

17

Современные люди. Человеческие расы.

Кроманьонцы, их характеристика. Наскальные рисунки. Homo sapiens. Снижение биологических факторов.

Большие и малые расы. Промежуточные расы. Возникновение отличительных черт рас. Снижение биологических факторов.

П/р №8

15.4

473-474

474-478

С.479 №4

С.480 Терминология

15.01

III

Раздел VI. Взаимоотношения организма и среды (8 час.)

Глава 16. Биосфера, ее структура и функции (3 час.)

18

Биосфера, ее структура. Живое вещество.

Ж.Б. Ламарк, Э. Зюсс, В.И. Вернадский. Вещества биосферы: живое, биогенное, косное, биокосное. Границы жизни в гидросфере, литосфере, атмосфере. Ограничивающие факторы распространения жизни. Концентрация жизни. Биомасса суши и океана.

Ноосфера

16.1.1

16.1.2

487-491

С.491 №2,3

С.497 Терминология

22.01

III

19

Круговорот веществ и энергии в природе.

Круговорот веществ и энергии – основа поддержания жизни на Земле. Биохимическая эволюция. Круговорот воды, биогенных элементов. Хемосинтез, фотосинтез, дыхание. Азотфиксирующие бактерии. Бактерии гниения. Серобактерии. Аэробы, анаэробы. Нарушения в круговороте веществ и их последствия. Механизмы возврата веществ в мировой круговорот.

П/р №9

16.2

491-495

С.496 №3, 4,6

Рассмотреть схемы круговоротов.

29.01

III

20

Антропогенное влияние на природу.

Разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог. Увеличение количества СО2 – причина «парникового эффекта». «Водный голод». Эрозия почв. Добыча полезных ископаемых.

Прямое и косвенное изменение природной среды. Истребленные человеком виды животных и растении. Радиоактивное загрязнение.

18.3.1

18.3.2

18.3.3

18.3.4

18.3.5

18.3.6

578-586

С.587  №4,5

С.591 Терминология

05.02

III

Глава 17. Жизнь в сообществах. Основы экологии (5 час.)

21

Экология как наука. Биогеоценозы.

Научные персоналии. Подразделения экологии и предмет их изучения. Методы изучения экологии. Многогранность экологии. Значение экологии.

Биогеографическая область, биом. Автотрофы и гетеротрофы. Саморегуляция биогеоценозов. Продуктивность биогеоценозов. Решающая роль солнечной энергии.

17.3.1

516-519

С.519 №2,5

Термины.

12.02

III

22

Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор.

Ограничивающие и оптимальные условия абиотических факторов. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Солнечная радиация, ультрафиолет. Фотопериодизм, «биологические часы». Классификация загрязняющих веществ (группы).

Интенсивность действия факторов среды. Зона оптимума и стресса. Предел выносливости. Эври- и стено- организмы (бионты).

П/р №10

17.3.2

17.3.3

519-529

529-532

С.529 №3,4

С.532 №2,3

С.533

19.02

III

23

Урок контроля знаний по главам «Биосфера» и «Экология»

К/р №3

26.02

III

24

Биотические факторы среды. Цепи питания.

Пищевые отношения – регуляторы численности. Ярусность в лесах.

Элементы цепей питания (продуценты, консументы и их порядки, редуценты). Перенос энергии и ее потери. Видовое разнообразие –фактор устойчивости биогеоценозов.

П/р №11

17.3.4

17.4.2

535-537

537-543

С.544 Терминология

05.03

III

25

Взаимоотношения между организмами.

Отношения типов «++», «-+», «--», «0+», «0-», «00». Симбиоз и его формы (кооперация, мутуализм, комменсализм). Конкуренция. Нейтрализм.

Хищничество (активное, пассивное). Каннибализм. Вечная борьба хищника и жертвы. Паразитизм (временный, постоянный). Организм-хозяин, промежуточный хозяин. Заболевания человека, вызванные паразитами.

17.4.1

17.4.2

17.4.3

546-551, 551-566, 567

С.568 №3, 5

С.568 №2

С.568 Терминология

12.03

III

Раздел «Повторение курса «Общая биология » (9 час.)

26

Цитология. Химическая организация клетки.

Прокариоты и эукариоты. Цитоплазма и органоиды. Включения. Ядро. Хромосомы. Кариотип. Наборы хромосом (диплоидный и гаплоидный). Клеточная теория Т. Шванна. Различия животной и растительной клеток.

Неорганические и органические вещества.

3.1

3.2.1

3.2.2

3.2.3

3.2.4

5.1

5.2.1

5.2.2

5.4

85-87

90-99

100-103

106-112

136-139

142-154

157-163

176-178

Таблица «Органоиды клетки»

С.104 Терминология

С.113 №2,4,6

19.03

III

27

Размножение и развитие организмов.

Жизненный цикл. Интерфаза. Митоз и мейоз. Редупликация ДНК. Изменение набора хромосом в мейозе. Биологический смысл митоза и мейоза.

Типы размножения. Партеногенез. Гаметы. Онтогенез. Эмбриогенез и постэмбриональное развития. Бластуляция, гаструляция, органогенез. Типы развития. Биогенетический закон. Филогенез.

П/р №12

5.3

6.1

6.2

7.2.1

7.2.2

7.2.3

7.3

7.4

167-173

193-197

199-210

216-220

220-222

222-225

228-232

235-238

Таблица «Митоз» и «Мейоз»

Таблица «Зародышевые листки – орган»

2.04

IV

28

Генетика. Законы Менделя.

Альтернативные признаки. Доминантный и рецессивный признаки. I закон Менделя. Гибридизация. Моногибридное скрещивание. Гомозиготность и гетерозиготность. Фенотип и генотип. Неполное доминирование. Множественный аллелизм. Генофонд.

II закон Менделя. Расщепление. Соотношения. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. III закон Менделя. Решетка Пеннета. Анализирующее скрещивание.

П/р №13

9.1

9.2.1

9.2.2

9.2.3

9.2.4

261-263

263-264

264-268

268-269

269-272

272-277

С.279 Терминология

Решение задач

09.04

IV

29

Сцепленное наследование. Сцепление генов. Группа сцепления. Нарушения сцепления. Аутосомы и гетерохромосомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Генетические заболевания и их передача в ряду поколений. Гетерозис. Комплементарность. Эпистаз. Плейотропия.

П/р №14

9.3

9.4

9.5.1

9.5.2

208-284

285-288

291-292

292-295

С.290, 290 Терминология Решение задач

16.05

IV


30

Наследственность и изменчивость

Мутации, их классификации. Летальные и полулетальные мутации. Свойства мутаций. Виды изменчивости. Генотип и условия среды. Вариационный ряд. Норма реакции.

10.1

10.2

301-307

310-313

С.314 Терминология

Таблица «Мутации»

23.04

IV

31

Селекция.

Порода, сорт. Одомашнивание. 7 центров происхождения культурных растений (труды Н.И. Вавилова). Центры доместикации. Закон гомологических рядов. Методы селекции (отбор и гибридизация). Гетерозис. Мутагенез. Полиплоидия. Труды Г.Д. Карпеченко. Селекция микроорганизмов. Штамм. Биотехнология.

11.1.1

11.1.2

11.1.3

11.2.1

11.2.2

11.3

11.4

319-320

320-322

323-324

325-327

327-329

329-330

333-335

336-338

С.331 №4,5,6

С.332 Терминология

30.04

IV

32

Повторение Раздела «Эволюционное учение».

См. уроки 3-9.

07.05

IV

33

Повторение Раздела «Эволюционное учение».

См. уроки 15-17

Подготовка к К/р

14.05

IV

34

Итоговый урок по курсу «Общая биология».

К/р №4

21.05

IV