Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Гости из далеких стран»
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Ниценко Валентина Григорьевна

ЦЕЛЬ:

1. Расширить кругозор об окружающем мире:

а) ознакомить учащихся с тропическими растениями;

б) ознакомить учащихся с использованием тропических плодов в пищевой промышленности, их влияние на организм человека.

2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

3. Развивать у учащихся сенсорное восприятие, развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Гости из далеких стран»

Учитель биологии школы № 609  

Красногвардейского р-на

Ниценко Валентина Григорьевна

Внеклассное занятие.

"Гости из далеких стран".

ЦЕЛЬ:

1. Расширить кругозор об окружающем мире:

а) ознакомить учащихся с тропическими растениями;

б) ознакомить учащихся с использованием тропических плодов в пищевой промышленности, их влияние на организм человека.

2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

3. Развивать у учащихся сенсорное восприятие, развитие речи.

НАГЛЯДНОСТЬ:

1. Географическая карта Мира.

2.  Фрукты, плоды тропических растений (банан, ананас, маслины, манго, авокадо, ароматические пряности - ваниль, корица).

3. Стенд изготовлен из рисунков учащихся.

4.  Цветные кружки с изображением тропических растений (нарисовали учащиеся).

5. Кроссворд.

План занятия.

I. Вступительное слово учителя.

II. Сообщение учащихся:

а) о маслине;

б) банане;

в) ананасе;

г) манго, авокадо;

д) об ароматических пряностях - ваниль, корица, гвоздика.

III. Игра.

1. С закрытыми глазами предлагаю:

а) различить фрукты по форме: банан от ананаса;

б) по вкусу: манго от авокадо;

в) по запаху: ваниль от корицы.

IV. Закрепление.

Класс делю на две группы и предлагаю отгадать кроссворд.

Кто быстрее?

V. Заключительное слово учителя.

"Гости из далеких стран на наших окнах."

Словарь:

МАСЛИНА

БАНАН

АНАНАС

АВАКАДО

МАНГО

ВАНИЛЬ

КОРИЦА

I.Вступительное слово учителя.

На уроках биологии мы познакомились с многими растениями. Научились составлять паспорта для растений живого уголка. О некоторых растениях мы говорили, что они происходят из далеких тропических стран. Мы упоминаем вкусные и незнакомые плоды:

МАСЛИНЫ

БАНАНА

АНАНАСА

МАНГО

АВАКАДО

На рассказ о них потребовалось бы потратить не один урок. Времени у нас мало.

И сегодня, наше занятие посвящается растениям очень вкусным, но которых мы никогда не видели и почти не знаем. Они растут в далеких жарких странах, и только их плоды и продукты из них приезжают к нам в гости.

Сейчас и пойдет речь об этих растениях.

II. Сообщения учащихся.

1 УЧЕНИК

"Олива - дерево мира". Маслина или олива, имеет очень оригинальный вид. Свисающая крона, напоминает иву. Дерево вечнозеленое, продолговатые ланцетные листья, ствол до 7-12 метров высотой и около 2 метров в диаметре. Соцветия - метелки с плодовыми цветами, образующими мясистые плоды - костянки красные, лиловые или черные. В плодах до 40% масла. По качеству и вкусу она считается лучшим в мире. Сырые оливы не едят, они терпкие. Их маринуют, из них варят варенье и делают масло. (Демонстрирует банку из-под маслин).

Оливковые деревья растут у берегов южных морей, им нужны морской ветер и тепло. Поэтому они растут в Испании, Португалии, Италии, Франции. (Показывает на карте указкой и прикалывает цветные кружки с изображением ветки оливы).

Из Франции произошло и название масла - прованское.

Красивая и приятно пахнущая древесина использовалась на изящные изделия. Из масла получали мыло.

С оливой связано много легенд.

1.  В Греции считали, что олива появилась около города Афины, она выросла из копья, которым богиня света Афина Паллада ударила в землю. Вокруг храма Афины была посажена священная роща олив.

2. В Древней Греции считали оливу символом силы и на Олимпийских играх награждали победителей венком из ее веток.

3. Над дверями домов, где рождался сын, вешали оливковую вещь.

4.  Из жмыхов и остатков оливкового масла получали так называемое деревянное масло, идущее на светильники, лампады так как оно не коптило.

5.  Из лучших сортов оливкового масла делали мирру - ею у королей и царей при восшествии на престол мазали лоб.  Отсюда и возникло название "помазанник божий".

6. От древних римлян до наших дней сохранилось всеобщее признание ветви оливы как символ мира. При объявлении мира несли ветку маслины. И теперь рисуют белого голубя с оливковой веткой в клюве. (Демонстрирует открытку с изображением голубя).

2 УЧЕНИК

"Банан - райское дерево". Банан не дерево, а многолетняя трава. Это великан среди трав, достигающий 14 метров высоты. Трава похожа на пальму. (Демонстрирует рисунок). Стебель ее не развит, короткий. Вверху крона - листья длиной до 4 метров. От ветра листья разрываются вдоль и принимают вид бахромы. Цветочная почка с голову человека содержит до полутора тысяч цветков и затем развиваются в большую кисть. Цветки трех родов:

- наверху - тычиночные;

- в середине - с тычинками и пестиками;

- внизу - пестичные, которые при опылении сверху и дают плоды. Плоды поспевают через год. Плоды длинной 50 сантиметров и 6 сантиметров толщины, образуют ряды в 12-16 штук.

Вы плоды банана видели и ели. (Демонстрирует, на столах нарезанные бананы, предлагает попробовать на вкус). Плоды вкусные, мясистые, с ароматом груши. Беднякам Азии и Африки плоды банана заменяют хлеб. Их варят и жарят.

Бананы - древнейшая культура в мире. Дикие виды бананов растут в горных лесах Новой Каледонии, на островах Южной Америки, Африке, Таити и Самоа. Культура возделывания бананов самых лучших по вкусу с глубокой древности идет из Индии. Там их называют "банан браминов", плод индийских мудрецов, дерево познания добра и зла. Линней назвал банан муза парадизиана - "дерево райское".

У нас бананы растут на Кавказе, но они дикие и не съедобные. (Показывает на географической карте и прикалывает цветные кружки с изображением банана).

3 УЧЕНИК

Ананас - сочный, ароматный, кисловато-сладкий, очень вкусны не только его мякоть, но и ананасный сок. Он считается лучшим фруктом в мире. Дикий ананас растет в Бразилии на опушках леса, как сорняк.

Ананас не дерево, а многолетнее травянистое растение в полметра высотой. У него короткий стебель с розеткой суховатых листьев. Из середины этой розетки листьев вырастает цветоподобный стебель с соцветием, словно колос с цветками. Плодики, образующиеся из цветков, сильно разрастаются, толстеют и срастаются, образуя соплодие весом от 2 до 15 килограмм.

Ананас не плод, а соплодие слитое с маленьких плодиков. (Предлагает попробовать на вкус и рассмотреть рисунок).

Удивительное растение! Сверху над соплодием, из середины, вырастает пучок зеленых листьев. Если срезать побег с листьями и посадить в горшок, он может дать корни, и у Вас на окне будет расти ананас.

Ананасы имеют интересную историю. Впервые ананас увидел в 1555 году заблудившийся в лесах Центральной Америки путешественник Жан де Леви. Он почти умирал с голоду, и вдруг ему попались какие-то сочные плоды, похожие на сосновые шишки. Он ими питался много дней. О странном и вкусном растении Леви рассказал голландским путешественникам. Вскоре ананасы появились в Голландии, в Англии, во Франции.

Особенное распространение ананасы получили у нас в России. Они наши давние гости. В 1781 году в ботаническом саду П.А. Демидова в Петербурге, организованном по проекту академика П.С. Палласа, были ананасные оранжереи.

В 1935 году ананасы выращивались в Сочинском совхозе. Оказывается, ананасы не так уж далеки.

4 УЧЕНИК

Плоды, о которых я буду рассказывать многие никогда не видели и ни от кого о них не слыхали. Они к нам попали недавно. Это манго и авокадо.

Авокадо - односемянная ягода, имеет вид груши длинной 10-20 сантиметров и до 10 сантиметров в диаметре. Мякоть - маслянистая, плотная вроде сливочного масла, желтовато-зеленая. Содержит 30% масла. По вкусу напоминает грецкий орех. Листья жесткие, кожистые. Растет в Мексике, Средней Америке и называется пария американская из семейства лавровых. Родственна лавровому листу.

Манго - имеет плод - костянку разных размеров от 4 до 25 сантиметров, толщиной от 2 до 10 сантиметров и весом до 800 грамм.

Мякоть желто-белая, сочная, кисло-сладкая, но с запахом скипидара. Этот запах не все выносят, но можно привыкнуть. Тем более что манго -диетический продукт, полезный для больных желудком.

Манго считают наилучшим плодом в тропической Азии, это дерево до 30 метров, растет в Индии, Бирме, Индонезии.

5 УЧЕНИК

Ароматические пряности - с разными и резкими запахами.

Тонкий, серый, очень пахучий стручок - ваниль. (Демонстрирует открытку и прикрепляет к магнитной доске). Без ванили и шоколад не шоколад. Она придает ему вкус и приятный аромат.

Ваниль - растение с тонким стеблем, обвивающем стволы деревьев в тропическом лесу Мексики. (Показывает на карте и прикрепляет кружочек).

Ваниль - орхидея с кистями красивых цветков, напоминающих бабочек. В 1816 году голландцы перевезли ваниль из Америки на остров Яву, их постигла неудача. 18 лет ваниль не давала плодов. Оказалось, на Яве не было таких насекомых, которые перенесли бы пыльцу с цветка на цветок. Наконец хозяева додумались кисточками переносить пыльцу, производить искусственное опыление. (Предлагает определить ваниль по запаху).

Гвоздика - это не плоды, а высушенные одеревеневшие цветочные почки гвоздичного дерева. Родина - Молуккские острова. Разводят на Ямайке, в Бразилии. (Показывает на карте и прикрепляет кружочек). Дерево вечнозеленое в 10 метров вышиной. Цветет 2 раза в год.

Сильный запах зависит от эфирного масла, которого в этих цветках 22%. Используют гвоздику для маринадов. (Предлагает определить гвоздику по запаху).

Корица - кора коричного дерева из семейства лавровых. Все семейство пахучее, как лист лавра, он растет у нас на юге.

В древности, да и сейчас, украшали лавровыми венками героев, поэтов, победителей. А коричное дерево происходит из Цейлона (теперь Шри-Ланка), растет в Южной Америке. (Показывает на карте).

Собирают с дерева не цветки, плоды или листья, а кору, после дождей, тогда она легче отстает. Отрезки коры в виде трубочек вставляют друг в друга по 10 штук, связывая в пучок, и оставляют лежать до брожения. А затем сушат. Аромат придает эфирное масло. (Определяем запах). Используют корицу для выпечки кексов.

ПРЕДЛАГАЮ УЧАЩИМСЯ ИГРУ «УГАДАЙ ЧТО ЭТО?»

1.  С закрытыми глазами предлагаю различить плоды по форме:

(банан и авокадо).

2.  С закрытыми глазами предлагаю различить по запаху:

(ваниль и гвоздика).

3.  По вкусовым качествам предлагаю определить:

(ананас и манго).

В качестве закрепления материала предлагаю отгадать кроссворд.

Класс делим на 2 команды, кто быстрее?

Команда победитель награждается эмблемой «победителя».

По горизонтали:

Плод какого растения имеет вид груши?

Плоды какого растения заменяют Хлеб в Африке?

По вертикали:

Какое     тропические     растения     имеет

соплодие?

Из   плодов   какого   растения   получают

деревянное масло, идущее на светилники?

Плоды   какого   растения   имеют   запах

скипидара?

V. «Гости из далеких стран на наших окнах».

Я хотела сказать о том, что экзотические и, кстати, съедобные растения находятся не где-нибудь очень далеко, а у нас дома.

Вот, например, вы видите монстеру делициозу. удивительную, лакомую. Ее называют филодендроном и еще плаксой. Перед дождем из окончаний листа появляются капли воды. (Предсказывает погоду). Монстера растет во влажных тропических лесах Бразилии. Это лиана. От нее отрастают воздушные корни длиной в 6 метров и достигают почвы и пускают корни. Монстера говорят не цветет. Однако на родине она зацветает. Цветы словно у каллы в котором находится початок, похожий на кукурузный - 20 сантиметров длиной, плод имеет вкус и аромат ананаса. (Вспоминаем экскурсию в оранжерею, где видели монстеру с плодами).

Колючие кактусы дают красивые белые, розовые или красные цветки, если их опылить, то получите ягоды с семенами. А семенами можем размножать растения в большом количестве. (Филлокактус).

Комнатные растения - это кусочек живой природы, приближенный к человеку. Умело подобранные растения придают нарядность, уют, улучшают настроение людей и повышают производительность труда.

И, так на сегодняшнем занятии мы расширили свои знания о тропических растениях, познакомились с ароматическими пряностями, которые применяются не по принципу «чем больше, тем лучше», а в зависимости от:

A) национальных традиций; Б) личного вкуса;

B) чувства меры.

Они призваны делать блюдо более тонкими, придавать пище пикантность.

В конце занятия благодарю учащихся за интересные доклады, могут быть награды (книжка).

Литература:

Н.М. Верзилин «Учитель ботаники, или разговор с растениями»

Научно-художественная книга. Ленинград. «детская литература» 1984г.

Г.Горбачева, Э.Мамедова «Комнатные растения» Энциклопедия

Москва ЗАО «Фитон+» 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество  разнообразных форм деятельности  на урок...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе «Пища настоящего и будущего»

В разработке представлен материал о продуктах питания, их влиянии на здоровье человека....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Цветы в жизни человека".

Цель: показать, что цветы всегда играли и играют особую роль в жизни человека; расширить кругозор учащихся; активизировать  мыслительную деятельность через разгадывание загадок, ответы на во...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биологическое казино"

Внеклассное  мероприятие  по  биологии  для  старшеклассников  с  использованием  игровой  технологии  обучения. ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии. Пресс-конференция по теме: Наркомания - истоки, сущность , последствия"

Актуальность выбранной темы:Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии по теме "Экологическое земледелие. Борьба с вредителями сельскохозяйственных культур".

Материал предназначен для использования во внеклассной работе по биологии на ступени старшей школы. Целью внеклассного мероприятия является развитие биологического мышления школьников, умения анализир...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии» для обучающихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Турнир знатоков биологии для обучающихся 6-7 классов...