Рабочая программа по биологии 9 класс по программе В.В.Пасечника
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Чуенкова Нина Владимировна

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по биологии с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования  и на основе учебной программы В. В. Пасечника «Биология» для 9 класса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_9_klass.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» на МО

Руководитель МО

                  Чуенкова Н.В.

————/–––––––––––

                        ФИО

Протокол № 1 от

       

«  » сентября  2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

                   

                         Самсонова Е.В.

–––––––––––/––––––––––––––––/

                                    ФИО

               «  » сентября 2014г.

«Утверждено»

Директор школы

                   Шуршина Н.И.

––––––––––––/––––––––

                              ФИО

Приказ № 323 от

       

 «    »сентября 2014

                         .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по  биологии , 9 класс,

вторая ступень обучения                                

              Чуенковой Нины Владимировны

               

 

                                                   Принята на заседании

                  педагогического совета

                                                                 протокол №  

                                                                от «  » сентября 2014 г

                                       2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

         Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по биологии с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования  и на основе учебной программы В. В. Пасечника «Биология» для 9 класса.  

         Программа рассчитана на 68 ч. (2 ч в неделю).

         Содержание программы систематического курса  биологии для основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

         Концептуальной основой систематического курса биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач

         Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения. 

Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение тем «Введение» (3 часа), «Возникновение и развитие жизни» (7 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные».

Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7 класс).

     

Цели и задачи изучения предмета

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • Применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ – инфекции.

Учебно – тематический  план

 по предмету биология

            Класс: 9

Учитель: Чуенкова Нина Владимировна

Количество часов: всего- 68, в неделю 2 часа

Плановых  лабораторных  работ – 6

Планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта, основного       общего образования по биологии  и Программы основного общего образования по биологии  для 9  класса « Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшиной,  В.М. Пакуловой.

Учебник: «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс Учеб. Для общеобразовательных учеб. заведений  под редакцией : В.В. Пасечника, А. А. Каменского, Е. А. Криксунова М. Дрофа. 2006г.

         

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Контрольные, практические и

лабораторные работы

Использование ИКТ

Повто

рение изученного/полго

товка к ОГЭ,ЕГЭ

Календарные сроки

план

факт

 Раздел 1.Введение

3

1

ИТБ. Биология – наука о жизни

1

презентация

А 1

1.1

4.09

2

Методы исследования в биологии

1

5.09

3

Сущность жизни и свойства живого

1

А 1

1.1

11.09

Раздел 2.Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень

10

4

Молекулярный уровень: общая характеристика

1

2.1

12.09

5

Углеводы. Знакомство с Кимами

1

2.1

18.09

6

Липиды

1

презентация

2.1

19.09

7

Состав и строение белков

1

презентация

2.1

25.09

8

Функции белков

1

презентация

2.1

26.09

9

Нуклеиновые кислоты

1

презентация

2.1

2.10

10

АТФ и другие органические соединения клетки

1

презентация

2.1

3.10

11

Биологические катализаторы.

 

1

Л. р. № 1 «Расщепление пероксида

 водорода с помощью ферментов,

 содержащихся в живых клетках»

2.1

9.10

12

Вирусы

1

презентация

2.1

10.10

13

Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

16.10

 Раздел 3.Клеточный уровень

14

14

Основные положения клеточной теории

1

презентация

А 2, 24

2.1

17.10

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

1

А 2, 24

2.1

23.10

16

Ядро

1

презентация

А 2, 24

2.1

24.10

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

1

презентация

А 2, 24

2.1

30.10

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

презентация

А 2, 24

2.1

31.10

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1

презентация

А 2, 24

2.1

13.11

20

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

Л. р. № 2 «Изучение строения

 растительной и животной клеток»

А 2, 24

2.1

14.11

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм Энергетический обмен в клетке

1

2.2

20.11

22

Типы питания клетки

1

презентация

2.2

21.11

23

Фотосинтез и хемосинтез

1

2.2

27.11

24

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

1

презентация

2.2

28.11

25

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

4.12

26

Деление клетки. Митоз

1

2.2

5.12

27

Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

1

тесты

2.1,2.2

11.12

Раздел 4 Организменный уровень

16

28

Бесполое размножение организмов

1

презентация

2.1,2.2

12.12

29

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

2.1,2.2

28.12

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

19.12

31

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

1

презентация

2.1,2.2

25.12

32

Решение генетических задач по теме: «Моногибрид-ное скрещивание»

1

2.1,2.2

26.12

33

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

9.01

34

Дигибридное скрещивание

1

презентация

15.01

35

Решение задач на дигибридное скрещивание

1

2.1,2.2

16.01

36

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

1

2.1,2.2

22.01

37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1

презентация

2.1,2.2

23.01

38

Решение задач на сцепленное с полом наследование

1

29.01

39

Модификационная изменчивость.

1

Л. р. № 3 «Изучение изменчивости.

 Построение вариационной кривой»

презентация

2.1,2.2

30.01

40

Мутационная изменчивость

1

5.02

41

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

1

презентация

2.1,2.2

6.02

42

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

1

презентация

2.1,2.2

12.02

43

Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого»

1

тесты

2.1,2.2

13.02

Раздел 5. Популяционно - видовой уровень

2

44

Вид. Критерии вида.

1

Л.р. № 4 «Морфологический критерий вида»

19.02

45

Популяции

1

презентация

20.02

Раздел 6. Экосистемный уровень

5

46

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз

1

презентация

26.02

47

Состав и структура сообщества.

1

Л. р. № 5 «Цепи питания»

27.02

48

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

презентация

5.03

49

Саморазвитие экосистемы

1

6.03

50

Обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень»

1

тесты

12.03

Раздел 7. Биосферный уровень

4

51

Биосфера. Среды жизни

1

презентация

А 20

5.2

13.03

52

Круговорот веществ в биосфере

1

А 20

5.2

19.03

53

Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.

1

презентация

А 20

5.2

20.03

54

Обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень»

1

тесты

2.04

Раздел 8.Эволюция органического мира. Основы учения об эволюции

7

55

Развитие эволюционного учения

1

презентация

А 20

5.2

3.04

56

Изменчивость организмов

1

А 20

5.2

9.04

57

Борьба за существование. Естественный отбор.

1

Л. р. №6 «Приспособленность

организмов к среде обитания»

презентация

А 20

5.2

10.04

58

Видообразование

1

16.04

59

Макроэволюция

1

А 20

5.2

17.04

60

Основные закономерности эволюции

1

23.04

61

Обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции»

1

тесты

24.04

Раздел 9. Возникновение и развитие жизни на Земле

7

62

Гипотезы возникновения жизни

1

5.3

30.04

63

Развитие представлений о происхождении жизни

1

7.05

64

Современные гипотезы происхождения жизни

1

презентация

5.3

8.05

65

Основные этапы развития жизни на Земле

1

5.3

14.05

66

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое

1

5.3

15.05

67

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

презентация

5.3

21.05

68

Обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

тесты

22.05

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Введение (3 ч).

Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.

Раздел 2. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень (10 ч).

Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков.

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Вирусы. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. Деление клетки. Митоз.

Л. р. № 1 «Расщепление пероксида  водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

Раздел 3. Клеточный уровень (15ч)

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть.

Л. р. № 2 «Изучение строения растительной и животной клеток»

Раздел 4. Организменный уровень (16ч)

Бесполое размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Раздел 5. Популяционно - видовой уровень (2 ч)

Вид. Критерии вида. Популяции.

Л.р. № 4 «Морфологический критерий вида»

Раздел 6. Экосистемный уровень (5 ч)

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.Саморазвитие экосистемы.

Лабораторная работа №5. «Цепи питания»

Раздел 7. Биосферный уровень (3 ч )

Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.

Раздел 8. Эволюция органического мира. Основы учения об эволюции (7ч)

Лабораторная работа №6. «Приспособленность организмов к среде обитания»

Развитие эволюционного учения. Изменчивость организмов. Борьба за существование. Естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

Раздел 9. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Итого-68 часов

       

  Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

  • основные свойства живой материи и методы ее изучения;
  • уровни  организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный,      популяционно – видовой, биосферный, их характеристики;
  • основные закономерности эволюции и ее результаты;
  • место человека в ноосфере.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;
  • раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;
  • готовить микропрепараты и работать с микроскопом;
  • пользоваться научно – популярной  и периодической литературой;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы;
  • самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими  источниками  информации.

                             

                                 Перечень учебно – методического обеспечения

  1. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию 9 класс»Учеб. для общеобразов. Учеб.эаведений.М. Дрофа. 2006
  2. В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику-М. Дрофа, 2005.
  3. Сборник нормативных документов, Биология,Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,М. Дрофа 2006.

Мультимедиа

Лабораторный практикум, Биология 6-11 классов,2004

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание. Дрофа, , 2006.

Список литературы:

  1. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию 9 класс» Учеб. для общеобразов. Учеб.эаведений. М. Дрофа. 2006
  2. Батуев А.С.,Гуленкова М.А.. Биология. Большой справочник для  школьников и поступающих в вузы. М. Дрофа,2004
  3. Лернер Г.И. Общая биология.  Поурочные тесты и задания М.Аквариум,1998
  4. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию и экологию 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс М. Дрофа ,2006.

Приложение к программе

Тесты:

  1. Молекулярный уровень
  2. Клеточный уровень
  3. Организменный уровень
  4. Популяционно –видовой -2ч
  5. Экосистемный уровень -5ч
  6. Биосферный уровень -5ч
  7. Эволюция – 6ч
  8. Возникновение  и развитие жизни – 5ч

Творческие работы:

  1. Молекулярный уровень.
  2. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.
  3. В.И. Верданский, его учении о биосфере.