Урок биологии.8 класс. Берегите зрение смолоду!
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Прокопьева Елена Александровна

Урок биологии. 8 класс. Берегите зрение смолоду!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_zrenie_smolodu.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Берегите  зрение смолоду, 8 класс

Прокопьева Елена Александровна,

учитель биологии и химии МКОУ «Прилогинская СОШ»

Тип урока: комбинированный.

Цель:  обеспечить усвоение  и развитие знаний о  гигиене зрения.

Задачи:

- образовательные:

- обеспечить закрепление терминов и понятий;

- создать условия для формирования представления о причинах нарушения зрения,    методах его коррекции, способах сохранения зрения, расширить знания о причинах нарушения зрения;

- развивающие:

-  продолжить формирование умений применять знания о способах сохранения зрения;

- устанавливать причинно-следственные связи между воздействием вредных факторов и возникающими нарушениями зрения;

- анализировать знания при поиске ответа на проблемный вопрос;

- развивать познавательную активность;

- развивать умение работать с ЭОР;

- развивать навыки сравнительно- аналитической мыслительной деятельности;

- развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю;

- воспитательные:

- создавать условия для формирования у школьников стремления заботиться о своем здоровье;

- формировать гигиенические навыки сохранения зрения;

- воспитывать чувство ответственности в работе;

- воспитывать уверенность  в себе.

Основное содержание темы, термины и понятия:  содержание темы предполагает изучение основных правил гигиены органов зрения.

Планируемые результаты

Личностные

- сформированность  познавательных интересов, направленных на изучение основных правил гигиены органов зрения;

- сформированность   интеллектуальных  умений (строить рассуждения, анализировать,  сравнивать показатели);

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

Познавательные:

- овладение составляющими исследовательской деятельности,  включая умение видеть проблему, анализировать, давать определения понятиям;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные:

 - умение работать в атмосфере сотрудничества.

Предметные

- знание основных особенностей гигиены зрения, причинах  его нарушения, способах его сохранения;

- умение анализировать полученные знания,

- умения делать выводы и умозаключения .

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: история, информатика

Ресурсы и оборудование

1. Компьютерный класс;

2. Выход в Интернет;

3. Мультимедийный проектор;

4. Презентация  «Берегите зрение смолоду»;

5.Учебник «Биология» , 8 класс.  Колесова Д. В. , Маша Р. Д., Беляева И. Н.

6.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

7. http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-pasechnik/zritelnii-analizator.html  Кроссворд «Зрительный анализатор».

8. http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1166-elektronnye-fizkultminutki-dlya-glaz.html  Электронная  физминутка  для глаз.

9. http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-pasechnik/gigiena-zreniya.html Кроссворд «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней».

Формы  организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы организации работы учителя: организатор, координатор,  консультант.

Методы обучения:  объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый, проблемный.

Структура урока:

1 этап. Организационный момент. Мотивация.

Мотивация

Ребята, я вас попрошу вас плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красот
Радуги наважденье.
Ю. Друнина  (слайд 2)
Для чего нужно знать тему сегодняшнего урока? 
Знания необходимы для сохранения здоровья.

2 этап. Постановка цели урока. Актуализация знаний и практических умений по сохранению зрения. Постановка проблемного вопроса. Историческая страничка.

Цели и задачи урока (на доске):

  • Выявить – какие практическое значение для человека имеет знание гигиенических правил сохранения зрения.
  • Обобщить и систематизировать знания о гигиене зрения.

Актуализация знаний.

Учитель:  На сегодняшний день проблема, связанная с различными нарушениями зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Можно предположить, что основной причиной является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме  по сохранению зрения у населения. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения – глаза (слайд 3).

     Полученные при изучении данной темы знания помогут вам сохранить зрение. Девиз нашего урока: «Береги зрение как зеницу ока» (слайд 4).

Найти ответ на проблемный вопрос: «Зачем нам такие плоды цивилизации как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?» ( слайд 5)

Историческая страничка. А сейчас немного об  истории зрения  ( рассказ подготовлен учеником заранее).

Ученик: С давних времен человека интересовал вопрос о природе зрения. В Древнем Египте существовала идея о «выходе» из глаз особых «лучей», которые как бы «ощупывают» окружающий мир. В V веке до нашей эры уже появились первые теории цветового зрения Демокрита и Эмпедокла. Демокрит считал, что цвет зависит от формы и расположения атомов. А Эмпедокл полагал, что любой предмет излучает некую субстанцию, когда субстанция от окружающих нас предметов сталкивается с субстанцией, излучаемой нашими глазами, появляется ощущение цвета. В 1672 году появилась первая научно-обоснованная теория восприятия цвета Ньютона, который пропустил белый свет через призму и получил семь цветов радуги. Вопросом цветного зрения занимались Ломоносов, Юнг, Геринг, Гельмгольц и многие другие. Многочисленные теории света и цвета в некоторых моментах были похожи, а в некоторых – абсолютно противоречивы. Научно-технический прогресс позволил объяснить процесс зрительного восприятия у животных и человека, но вплоть до настоящего момента среди ученых нет единого мнения относительно цветного зрения  (слайд 6).

3 этап. Проверка домашнего задания.

Индивидуальные задания

1 группа. Откройте электронный ресурс: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Каталог для учителя. Биология. 8 класс. Предметные коллекции. Биология. http://school-collection.edu.ru/collection/

Перейти на вкладку. Анатомия и физиология человека. Анализаторы и органы чувств.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/

Перейти  на вкладку. Предметные коллекции. Биология. Анатомия и физиология человека. Анализаторы и органы чувств. Интерактивные  тесты для контроля знаний по теме "Зрительный анализатор" и выполнить задания.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/83272/?interface=themcol

2 группа. Откройте электронный ресурс: http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-pasechnik/zritelnii-analizator.html  Кроссворд «Зрительный анализатор» (без ответов). Решите кроссворд  и проверьте себя.

4 этап. Воспроизведение  знаний о распространенных нарушениях зрения.

Учитель:  Зрение – один из важнейших способов восприятия действительности, данных человеку природой. Как известно, посредством оптической системы глаз мы воспринимаем до 90% информации об окружающем мире. Можно предположить, что основной причиной  нарушения зрения у школьников является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения. Какие наиболее распространенные нарушения зрения вам известны? Как можно корректировать нарушение зрения при этих нарушениях? Какие опасности могут подстерегать наши глаза? Это нам и предстоит сегодня узнать (слайд 7).

5 этап. Изучение нового материала с одновременным повторением ранее изученного ( работа с учебником).

Работа группами, выполнение полученных заданий (раздача карточек). Учащимся необходимо обсудить и выявить правила по сохранению здоровья глаз при воздействии различных факторов среды.

Вопросы первой группе:

1. Предупреждение глазных болезней. Как уберечься от конъюнктивита?
2. Чем близорукий и дальнозоркий глаз отличается от нормы?
3. В чем причина косоглазия?

4. Борьба с катарактой.
5. Что делать при глазных травмах?

Вопросы второй группе:

1.    Назовите причины конъюнктивита. Какую помощь надо оказать пострадавшему? Как предупредить это заболевание?
2.    Чем различается близорукое и дальнозоркое зрение?
3.    Что такое бельмо и катаракта?

4.    Объясните, что делать при ранении глаз, термических и химических ожогах.

6 этап. Электронная  физминутка  для глаз. http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1166-elektronnye-fizkultminutki-dlya-glaz.html

7  этап. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых знаний с ранее приобретенными знаниями.

Далее учащиеся выступают с краткими сообщениями, которые сопровождаются слайдами презентации (слайды 8-26).

9 этап. Закрепление полученных знаний. Практическое задание. Откройте  электронный ресурс: http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-pasechnik/gigiena-zreniya.html

Кроссворд «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней» ( без ответов) и решите кроссворд. Затем проверьте себя (слайд 27).

8 этап. Подведение итогов.

Учащиеся подводят итоги. Отвечают  на проблемный вопрос.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос; формулируют вывод: негативно влияют на глаза не телевизор или компьютер сами по себе, а нарушение гигиенических правил сохранения зрения  (слайд 28).

Учитель подводит итоги, выставляет оценки за ответы на уроке.

9 этап. Рефлексия (слайд 29).

Закончите предложения.

На уроке я  узнал (а) ….

Усвоил (а), что……

Я пришел (а)  к выводу, что….

10 этап. Дифференцированное  домашнее задание ( слайд 30).

 На оценку «3» -  выучить  параграф 50.
На оценку «4» - выучить  параграф 50, заполнить  таблицу в рабочей тетради (задание 189).
На оценку «5» - выучить  параграф 50, заполнить  таблицу в рабочей тетради (задание 189),  написать мини-сочинение  «Берегите зрение смолоду».

Учитель: Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?    Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».    А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас  его уже нет».  Советую прислушаться к словам мудрецов и    твердо запомнить, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться  только ты сам (слайд 31).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час "Береги зрение смолоду"

Конспект и презентация открытого классного часа в 5 классе "Береги зрение смолоду"...

Презентация к открытому уроку по теме «Береги честь смолоду»

Презентация на основе писем Д.С.Лихачева....

Классный час "Береги зрение смолоду"

Классный час  «Береги зрение смолоду»Цель:-познакомить с элементарным строением глаза;- объяснить, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь; -научить заботи...

Конспект урока по литературе 8 класс "Береги честь смолоду"

по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Внеклассное мероприятие в 8 классе «Береги здоровье смолоду»

Цель:  способствовать воспитанию активной  жизненной позиции, здорового образа жизни, научить бережному отношению к собственному здоровью, как к величайшему дару природы.Задачи: Научить школ...

"Авторская разработка интегрированного урока по теме"Береги честь смолоду"

Данный урок совмещает в себе две дисциплины :литературу и обществознание....