Проект урока по теме "Моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Смирнова Ирина Владимировна

Тип урока: получение новых знаний. Урок по курсу Зоология, 7 класс, линия Пономаревой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_teme_mollyuski.doc656.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока биологи по теме "Тип Моллюски. Общая характеристика" 7-й класс

Учитель Смирнова И.В., МБОУ СОШ № 13 г. Дзержинска

Предмет

Биология

Класс

7

Тема урока

Тип Моллюски. Общая характеристика.

Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии животных форм,

           познакомить их с характерными особенностями животных, относящихся к

           типу Моллюски в связи с приспособленностью к среде обитания, дать общую

           характеристику Моллюсков.

 Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков типа Моллюски, знакомство с многообразием типа, особенностями строения моллюсков, связанных со средой обитания.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения преобразовывать текстовой материал в графический (таблица, схема). Умение работать с источниками экологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для сравнения разных точек зрения.

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять свою точку зрения.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характере ошибок

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование личной ответственности за сохранение среды обитания и видового состава животных.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

  1. Общая характеристика типа Моллюски;
  2. Многообразие типа Моллюски;
  3. Особенности внешнего строения, строения раковины;
  4. Особенности внутреннего строения

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер с мультимедиа.

Оборудование

. Видеофрагмент «Тип Моллюски»; презентация «тип Моллюски», набор раковин, инструктивные карточки                              

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru, http://ppt4web.ru/

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

  1. Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность  к уроку.
  2.   Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
  3.          В качестве дополнительной информации демонстрируются фотографии моллюсков

  1. Задает вопросы:

А). Почему их так называют?

      Б.) Как они защищают свое тело?

      В). Где в природе можно встретить представителей данного типа животных?

  1. Демонстрирует видеофрагмент  «Общая характеристика типа Моллюски»
  2. Просит проанализировать видеофрагмент и  выделить ключевые слова темы
  3. Записывает ключевые слова на доске.

     

     

.

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностная   Нравственно-этическое оценивание, мотивация на работу на уроке, смыслообразование

Познавательная   Слушают отрывок, рассматривают фотографии животных, используя личностный опыт, называют, что это животные относятся к типу Моллюски.

Коммуникативная  Вступают в диалог

Регулятивная  Целеполагание, оценка

 Определяют ключевые слова урока:  

Мантия, мантийная полость, раковина, отделы тела, Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

 

 

 

 

 

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует рисунки

2. Задает вопросы:

А.  Представители каких типов животных изображены на слайдах?

Б. Перечислите основные признаки типа Кольчатые черви

В. Как вы считаете, моллюски схожи с кольчатыми червями, или отличаются от последних?

 

Деятельность учащихся

Личностная    Смыслообразование

Познавательная Рассматривают рисунки, вспоминают кольчатых червей,  отмечают, их особенности во внешнем и внутреннем строении 

 

 

 

 

Высказывают своё мне, что моллюски могут иметь схожие с червями признаки, но все же отличаются от последних.

Коммуникативная Вступают в диалог,

выражают свои мысли, аргументируют свое мнение, учатся слушать.

 Регулятивная  Целеполагание, оценка

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Каковы особенности типа Моллюсков”.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о типе моллюски и ответы зафиксировать в тетради

 3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Деятельность учащихся

Личностная    Смыслообразование

познавательная  Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, фиксируют их в тетради.

 

 Коммуникативная  Высказывают предположения.

Регулятивная  управление своей деятельностью

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

1. Раздает фотографии, рисунки, раковины моллюсков

2. Предлагает воспользоваться текстом учебника из параграфа.

3. Раздает инструкции к групповой работе.

4. Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся

Моллюски встречаются только в морях. Нервная система у них диффузного типа, хорошо развит надглоточный узел - «головной мозг». Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов. Орган дыхания - мантия, органы выделения - почки и мочевой пузырь. В глотке есть терка с роговыми зубчиками для соскабливания растительной пищи. Имеются пищеварительные железы. Моллюски - очень подвижные раздельнополые животные, играющие важную роль в жизни человека.

Деятельность учащихся

Личностная  смыслообразование

Познавательная Работают с информацией, умение извлекать нужную информацию,

умение структурировать знания, анализируют, обобщают, классифицируют, устанавливают аналогии.

 Коммуникативная Умение интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие сотрудничать со сверстниками.

Регулятивная  Планирование, управление своей деятельностью

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите оратора группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст.

3. Дайте ответы на поставленные вопросы.

1 группа

- Пользуясь текстом параграфа , предложите классификацию типа Моллюски

- Сформулируйте и запишите определение “Моллюски – это… ”.

- Охарактеризуйте отличительные признаки двустворчатых, брюхоногих и головоногих моллюсков.

2 группа

- Каково строение раковины моллюсков?

- Выполните лабораторную работу «Строение раковины моллюсков»

-  Результаты работы оформите в виде таблицы

План работы

Результаты исследования

1 Рассмотрите и зарисуйте раковину моллюска, определите окраску, размеры, вес, количество завитков или слоев.

2 Выясните, используя текст учебника, из каких слоев состоит раковина

3. Сделайте вывод о ее роли в жизни моллюска. Всегда ли раковина его защищает.

3 группа

-Воспользуйтесь текстом параграфа составьте кластер, отображающий особенности внутреннего строения моллюсков

- В чем сходство и различия во внутреннем строении кольчатых червей и моллюсков

-  Какой вывод можно сделать о происхождении моллюсков

4 группа

- Используя текс параграфа, найдите ошибки в тексте и исправьте их.

5. “Открытие нового знания”.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает ораторов групп с результатами работы. Просит группы  назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к первоначальной беседе.

4. Структурирует материал в виде кластера ( опорного конспекта).

Деятельность учащихся

Личностная самоопределение

Познавательная составление итогового опорного конспекта

Коммуникативная Осознание ответственности за общее дело, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

Выступление ораторов, обмен мнениями, обсуждение таблиц, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

Регулятивная  контроль, коррекция, оценка

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

Признаки животного

тип животных

Тело сегментировано

Моллюска

Тело состоит из головы, туловища и ноги

Кольчатые черви

Тело покрыто мантией и выделяемой ею защитной раковиной

Кровеносная система замкнутая

Кровеносная система незамкнутая

Появляется пищеварительная железа

Пищеварительная система представлена сквозной трубкой, подразделяющейся на отделы

Нервная система разбросанно-узлового типа

Органы выделения почки

Органы выделения метанефридии

Покровы представлены кутикулой

2. Задает вопрос:

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Личностная Повышение самооценки,

смыслообразование понятия «Моллюски»

Выполняют задание и затем обсуждают.

 

 Познавательная  Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, умение передавать главную мысль.

 Отвечают на основной вопрос урока “ каковы особенности типа моллюсков”, исходя из новых знаний.

Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. Предлагают и обосновывают свои предположения.

Регулятивная Планирование, способность к мобилизации сил и энергии

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся. Постановка новой проблемы  (дает домашнее задание).

Личностная  Самоопределение, морально-этическая ориентация.

Познавательная   Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.

Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Регулятивная Определяют степень своего продвижения к цели. Прогнозирование, оценка.

8. Домашнее задание

1. Учебник: параграф 23 (прочитать), выучить записи в тетради.

2. Подготовить сообщения о моллюсках своего региона

 

Литература

  1. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2001 г. C.140-147.
  2. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.

Интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru

 http://ppt4web.ru/  (Хостинг презентаций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в рамках семинара «Коррекционно-развивающий аспект урока» по теме “Изготовление декоративной табуретки”

Во вспомогательной коррекционной школе трудовое образование школьников приобретает поистине первостепенное значение. На этапе инновационных изменений возникает потребность в корректировке традиц...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией

Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...

Урок на английском и татарском языках на тему: “Английский язык-международный язык”. Презентация проектов”, урок разработан преп. англ. яз Амуровой А.Г. и преп. тат.яз Ахметзановой К.Р. МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ" для 7 кл."

Урок разработан: преп. англ.яз. Амуровой А.Г. и преп. тат. яз. Ахметзановой  К.Р., МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ»  к муниципальному семинару «Интеграция учебных предметов как основа формирования уни...

Проект урока. Учитель: Решетникова О.Р. Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 7 класс. Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.

Тема урока:  Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.Цели урока:  Образовательная:- совершенствовать знания, умения и навыки по технологии обработки выреза  пододеяльни...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....