Химический состав клетки 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Акулова Татьяна Ивановна

Данный урок составлен в соответствии с требованиями к современному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок биологии 6 класс89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

«Химический состав клетки».

Номер урока согласно планированию: 2

Тема урока: «Химический состав клетки».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Расширить знания   учащихся   о химическом  составе  клетки, а  также  о  роли    химических  соединений  для  жизнедеятельности  клетки, закрепить и конкретизировать знания новых терминов.

Задачи урока:

Образовательные (дать уточнения, разъяснения, дополнения в краткой форме):

1.      Связанные с формированием общенаучных знаний:

  •  повторить понятия органические вещества, минеральные вещества, функция
  • закрепить умения делать выводы на основании имеющихся (полученных) данных

2.      Связанные с формированием общепредметных знаний:

  •  повторить признаки живых организмов
  •  Конкретизировать понятия белки, жиры, углеводы
  • Сформировать понятие о выполняемой функции органических веществ
  • Сформировать понятие нуклеиновые кислоты;

3.      Связанные с формированием опыта деятельности:

  • дать возможность учащимся использовать знания, полученные при выполнении виртуальной лабораторной работы
  • продолжить формировать навыки ведения записей, полученных данных

Развивающие (дать уточнения, разъяснения, дополнения в краткой форме):

  • дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
  • развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
  • поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;
  • для развития моторной памяти организовать фиксирование учащимися информации в тетради;
  • для развития слуховой памяти проговаривать определения;
  • для развития зрительной памяти вести записи на доске

Воспитательные:

Воспитывать умения (дать уточнения, разъяснения, дополнения в краткой форме):

  •  побудить учащихся к активности;
  • Закреплять уверенность в себе;
  • выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;
  • эстетически оформлять записи в тетрадях и на доске.

Оборудование урока: компьютер, локальная сеть, проектор; презентация, диск Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина 6 класс.

Ход урока

Этап урока

Время

Работа учителя

Работа учащихся

I. Вводная часть

I.  Организационный момент 

1-2 мин.

Проверка готовности класса к уроку.

Настрой на работу. 

 Подготовка к уроку, проверка присутствующих.

комментарий

II. Постановка цели урока

Актуализация знаний. Контроль теоретического материала.

5-7 мин.

Контроль. Тест «Чем живое отличается от неживого» Учитель фиксирует результаты выполнения  теста.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f5-1000-4ddd-3f7e-630046b3269e/index_mht.htm

На прошлом уроке мы выяснили признаки живого. Рассмотрим каждый признак. А с какого нам следует начать?  

Таким образом, целью урока является  изучение химического состава клетки. 

Что мы должны сделать, чтобы добиться выполнения поставленной цели?

Вопросы: 1.Какие вещества входят в состав клетки?

 2. На какие группы их можно разделить?

 Выполняют тест.

Думают. Предлагают. Пытаются аргументировать ответ. Приходят к выводу, что следует начать с «начала организма», с его состава.

Предлагают план действий. Пытаются формулировать задачи.

Отвечают на вопросы.

Мотивация

2-3 мин.

Демонстрация фрагмента http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d-260046b3269f/041.swf

Постановка вопроса: Почему в организме содержится больше всего воды?

Выясним роль каждой группы веществ.

Рассказ о возможностях проведения виртуальных лабораторных работ.

Пробуждается интерес.

Размышляют, воспроизводят знания, полученные на уроках природоведения

Отвечают на вопрос.

комментарий

III. Основная часть

Объяснение порядка работы, цели и задачи работы.

20 мин

Учитель объясняет порядок работы, цели и задачи работы.

На уроке используется компьютер с доступом в Интернет, проектор, диск.

Записывают в тетради тему лабораторной работы. Чертят таблицу

(Вариант: шаблон таблицы раздает учитель)

Устройство цифровой лаборатории, предназначение отдельных блоков оборудования или приборов

комментарий

IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся.

Проведение работы, объяснения учителя.

 

  1. 1. Работа со схемой по выявлению содержания химических элементов в клетке.
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fc-1000-4ddd-77ac-210046b3269f/039.jpg

2. Выполнение лабораторной работы: «Исследование некоторых органических веществ» (Диск. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина 6 класс.)

3. демонстрация фрагмента «Белки, жиры, углеводы и их роль в организме. (Диск. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина 6 класс.)

4. Все ли вещества мы рассмотрели?

Задание: в  тексте учебника на стр. 12-15 найдите описание и функции нуклеиновых кислот.

1.Выполнение работы. Распределяют элементы в соответствии с их содержанием в клетке.

2. Выполняют работу на компьютере. Учатся формулировать и делать краткие записи. Делают записи в таблице.

3. Заполняют графу «Роль в организме»  Возникает интерес. Задают вопросы о продуктах, содержащих сразу все нужные вещества клеткам.

4. Проверяют, сравнивают, выясняют то, что не рассмотрели нуклеиновые кислоты. Работают с текстом  и таблицей, выясняют и  записывают функции.   Возможно задают вопросы

Оценка результатов исследования.

Оформление таблицы. Формулировка выводов.

Предлагается самостоятельно сформулировать название таблицы.

комментарий

В течение всей работы учитель фиксирует проявление активности на уроке, подбадривает учеников.

V. Краткий опрос учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала

Комментарий              

Отмечаются наиболее 3 мин

быстрые ответы тех

кто не пользовался

 записями и тех,

кто это делал.

Пользуясь записями в тетради отвечают на вопросы:

  1. Какие вещества являются неорганическими веществами?
  • Белки
  • Жиры
  • Минеральные соли и вода
  1. Какие вещества являются органическими веществами?

  • Белки
  • Жиры
  • Углеводы
  • Минеральные соли и вода

  1. К какой группе относятся  нуклеиновые кислоты?
  • Органические вещества
  • Минеральные вещества

  1. Какое органическое вещество придает красный цвет крови? ………………………
  2. Какие органические вещества являются главным источником энергии?
  • Белки
  • Жиры
  • Углеводы
  • Минеральные соли и вода

  1. Из какого органического  вещества  состоит скелет насекомых и ракообразных?....................
  2. Расположите химические элементы по распространенности на Земле.

 А) кислород

Б) фосфор

В) Углерод

VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению

Задания на дом по результатам проведенного урока

1 мин.

Прочитать текст учебника стр.12-16

Ответить на вопрос из рубрики «Подумайте» на стр. 17

Запись домашнего задания в дневник.

комментарий

VII. Завершение урока

Подведение итогов.

2 мин.

Выставление оценок , отметить тех, кто правильно и безошибочно выполнял работу.

Участвуют в обсуждении.

комментарий

Таблица – шаблон для заполнения на уроке.

Вещества

Выполняемая функция

Примеры

Неорганические вещества

Минеральные вещества

Содержание элементов в клетке:

1.

2.

3.

4.

5.

Вода 

О р г а н и ч е с к и е  в е щ е с т в а

Белки 

Жиры 

Углеводы 

Нуклеиновые кислоты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс

В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...

Химический состав клетки 10 класс

Проверочная работа для 10 класса по теме "Химический состав клетки"...

Тест « Химический состав клетки», 10 класс

Данный тест предназачен для контроля знаний по разделу "Клетка", 10 клсс. Тест составлен в двух вариантах....

Тест по общей биологии по теме "Химический состав клетки", 9 класс

Тест разработан для проверки знаний по биологии в 9 классе по теме "Химический состав клетки". Он соответствует программе VII вида,  состоит из двух вариантов и содержит темы для предварительного...

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки", 10 класс.

Основная задача урока систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республикански...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...