Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии.
статья по биологии на тему

Чердонова Вероника Александровна

Раскрыты особенности преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62  III-IV вида в Бурятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyapedagogika.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые  аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62  III-IV вида в Бурятии.

Чердонова Вероника Александровна, кандидат биологических наук, учитель биологии ГКОУ СКОШИ № 62  III-IV вида

Аннотация. Данная статья отражает некоторые аспекты преподавания курса «Природоведение» в коррекционных классах (6-9 кл.) школ для слепых и слабовидящих детей. В частности, рассматривается актуальность увеличения  в рабочей программе педагогов часов для проведения лабораторных и практических работ, экскурсий в природу, экскурсий в музеи природы.

Ключевые слова: природоведение, коррекционные классы, экскурсии в природу, практические работы, школы    III и IV вида.

В  ГКОУ СКОШИ № 62  III-IV вида обучается  101 учащийся, среди них с сочетанными диагнозами ( III и IV вид с F 70, F 83)- порядка  26% детей.

 Детям с первичными и вторичными нарушениями в развитии  III и IV вида с F 70  осуществляется преподавание предмета «Природоведение» в специальных коррекционных классах (с 6 по 9 класс) по авторским  рабочим программам, сочетающих в себе решение не только общеобразовательных  и  воспитательных задач, но и   коррекционный компонент- предупреждение и исправление   первичных и вторичных нарушений в развитии у обучающихся с нарушениями зрения; развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации обучающихся в обществе.   Учитываются также и индивидуальные аспекты обучения учеников - диагноз,  сохранность умственной деятельности, наличие познавательных интересов, сформированность учебной мотивации  и др.

 Природоведение (естествознание) как учебный предмет в коррекционных классах ГКОУ СКОШИ №62 III и IV вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).  

В соответствии с образовательными программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений III, IV, VII, VIII видов, разрабатываемых на базе основных общеобразовательных программ, основными задачами преподавания природоведения в коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62  III-IV вида являются:

  • Донесение до учащихся знаний об  элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
  • Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
  • Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
  • Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
  • Привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание предмета «Природоведение» в данных классах осложняется  слабовидением и слепотой учащихся.  Нарушение зрения у учащихся  затрудняет процесс знакомства  с природой, порождает  трудности при изучении природоведения [1,с.15].  
При проблемах со зрением,  слепой или слабовидящий ребенок при восприятии предметов или явлений внешнего мира  использует сохранные виды чувствительности: осязание, слух, остаточное зрение, обоняние, суставно-мышечное чувство.
Поскольку восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности, то при формировании представлений могут возникать неточности, фрагментарность и ошибочность по сравнению с реально существующими предметами и процессами. Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками, представления о природе [2,с.7].
Для формировании правильного  представления о природных объектах и явлениях в программу введены дополнительные часы для проведения лабораторных и практических работ,  экскурсий во все времена года, с выездом в места с естественными биогеоценозами и экосистемами, а также запланированы походы учащихся в местный музей Природы, где дети могут тактильно ощутить представителей флоры и фауны Бурятии.  

Проведение экскурсий в природу трудно переоценить для учащихся III-IV вида. На уроках-экскурсиях мы выявляем причинно-следственные связи по всем пройденным разделам курса «Природоведение» (в зависимости от класса):  отдельные виды флоры и фауны; многообразие тел, веществ и явлений природы; строение живой клетки (на примере разрушения оболочки клеток под влиянием низких температур осенью-увядание растительности, разрушение хлорофилла, появление ксантофилла и др.); среды обитания организмов (на примере дождевого червя и среды его обитания);экосистемы леса, степи и гор; изменения в природе, вызванные деятельностью человека (антропогенное влияние на окружающую среду и ее загрязнение-мусором, пожарами, рубками леса и перевыпасом скота); важнейшие экологические проблемы Бурятии и пути их решения (задымленность, загазованность, сточные воды и очистные сооружения, усыхание леса в результате многочисленных пожаров, нерегулируемая рубка леса и ее последствия- эрозии почвы, опустынивание и др.); основные характеристики погоды.

При проведении экскурсий в этнографический музей и музей природы Республики Бурятии происходит активное  распознавание биологических объектов по характерным, доступным для сохранной чувствительности признакам. Экспозиции музея природы насчитывают более 2000 экспонатов, многие из которых для наших учеников открыты к тактильной демонстрации. Экспозиции  знакомят с  особенностями природы Бурятии, раскрывают проблемы взаимодействия человека и природы. В живом уголке этнографического музея содержатся типичные представители животного
мира Забайкалья – медведь, волк, олень, косуля, сарлык, верблюд.
 .
В ходе экскурсий дети развивают наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.    

        Перед проведением экскурсий  учащимся предлагаются для просмотра тематические мультимедийные презентации,  учебные документальные и художественные фильмы с целью систематизации и обобщения знаний о природе.

Проведение практических работ с учащимися коррекционных классов позволяет получить новые знания о живой и неживой  природе гораздо быстрее, увлекательнее и легче. Дети, с помощью практических работ, быстро запоминают новый материал, с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, что существенно экономит время на этапе объяснения нового материала и на последующем уроке во время повторения материала. Как показал опыт, учащиеся  с успехом применяют полученные во время практической работы знания и в ходе контрольно-измерительных работ. Так, проведенная в 6 коррекционном классе контрольная работа  по теме «Вода» была выполнена блестяще: учащиеся все справились с заданиями, что говорит о необходимости дальнейшего широкого применения практических работ в курсе «Природоведение» для 6-9 коррекционных классов.

Таким образом, преподавание на высоком уровне курса «Природоведение» в коррекционных классах школы  III-IV вида невозможно без  увеличения числа экскурсий и практических работ в рабочей программе.  Это,в целом, социализирует и адаптирует детей в обществе; дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление,  речь и зрительный анализатор.

Литература:

  1. Куколевская, Г. И. Рекомендации учителю по методике организации и проведения уроков природоведения/Г. И Куколевская. - М: Дрофа, 2006.
  2. Тупоногов Б.К. Проведение экскурсий по биологии со слепыми и слабовидящими учащимися. Учебно-методическое пособие, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математика с элементами экономики" для учащихся 10-12 классов ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида

Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения  учащихся 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономически...

Рабочая программа по предмету "Элементы физики и химии" для учащихся 10-11 классов ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида

Программа "Элементы физики и химии"   предназначена для обучения  учащихся 10-11 классов с углублённой трудовой подготовкой к овладению обучающимися   физическими знаниями по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В КЕМЕРОВСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ I И II ВИДОВ (5 КЛАСС)

       Рабочая учебная программа по предмету «Природоведение» в 5 классе составлена с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с нарушениями ...

Урок развития речи в 1 классе МСКОУ СКОШ № 5 VIII вида на тему "Птицы зимой"

Урок развития речи был проведён на городском семинаре-практикуме учителей начальных классов. Это система занимательных речевых упражнений, направленная на закрепление учебного материала по по данной т...

Отчет ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида об участии во всероссийском конкурсе "Лучший по профессии"

Отчет ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида об участии во всероссийском конкурсе "Лучший по профессии"  среди обучающихся старших классов специальных (коррекционных) учреждений  VIII вида с 5 по 9 октября...

Статья Организация трудового обучения в ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида как условие успеха жизненного самоопределения учащегося.

Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 14 марта, 2014 г....

Рабочая программа ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида "Профильный труд"

рабодая программа разработана для обучающихся с ТНМР...