Урок по биологии на тему: "Пищеварение".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Охтова Елена Рамазановна

Урок расчитан на учащихся 8 класса. На уроке повторяются основные органы пищеварения и строение зубов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishchevarenie._otkrytyy_urok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ а. Псаучье – Дахе имени Героя России О.М. Карданова»

Открытый урок

по биологии в 8 классе

на тему:

«Пищеварение».

Провела:

учитель биологии

Охтова Е.Р.

2015 год

                                      Урок в 8 классе по биологии    

Тема: « ПИЩЕВАРЕНИЕ».

Цель: Знакомство со способами регуляции процесса пищеварения. Развитие навыков самостоятельного проведения эксперимента и заполнения таблицы отчета о проделанной работе. Развитие навыков построения монологического высказывания с опорой на таблицу с информацией. Воспитание стремления учащихся заботиться о своем здоровье.

Оборудование: Карточки-инструкции к лабораторной работе по количеству учащихся. Тесты по количеству учащихся хорошо справившихся с работой на предыдущем уроке.

Для лабораторной работы на каждом столе: накрахмаленная салфетка, 2 ватные палочки, раствор йода в кювете, пинцет, стакан с водой.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний.
  2. Проверка д/з. Учащиеся, выполняют тест на проверку знаний
  3. Новая тема. Строение зубов. Работа с текстом учебника § 31 стр. 129-131.  Дополнительная информация: Зубная эмаль – единственная и самая твердая ткань человеческого тела, которая не регенерирует, она образована кристаллами фосфата кальция, который растворяется в кислой среде, образующейся в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Пульпа вырабатывает щелочной раствор, просачивающийся наружу по порам зуба, который необходим для нейтрализации разрушающей зуб кислой среды, образуемой бактериями, живущими на зубах. Закрепление: Назовите части зуба.

                   Работа с рисунком «Язык. Зоны вкуса». Только смоченная слюной  пища может вызывать вкусовые ощущения на вкусовых сосочках языка.

Мы рассмотрели механическую обработку пищи в ротовой полости. Помните, чем лучше измельчена пища, тем быстрее она будет переварена ферментами. Плохо пережеванная пища способствует заболеваниям желудка.

Химическая обработка пищи в ротовой полости связана с деятельностью слюнных желез. У человека в ротовую полость открываются 3 пары крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная, подъязычная) и много мелких слюнных желез есть в слизистой оболочке ротовой полости. Изучите влияния слюны на углеводы самостоятельно выполнив лабораторную работу  (Приложение 1). По окончании работы изучите таблицу на обороте инструктивной карточки (Приложение 2).

Работа с инструкциями.

Регуляция пищеварения (рассказ учителя). Безусловный слюноотделительный рефлекс (при раздражении механических, химических и температурных рецепторов); условный  слюноотделительный рефлекс (в ответ на зрительные, обонятельные и слуховые раздражители). Центр слюноотделения находится в продолговатом мозге. Возбуждение идет к нему от рецепторов, находящихся в слизистой ротовой полости и языка. Процесс глотания – перехода из ротовой полости в глотку и пищевод. Гортань закрывается надгортанником. Пищевод, перистальтически сокращаясь, транспортирует пищу в полость желудка. Слизистая пищевода выделяет слизь, облегчающую проскальзывание по нему пищевого комка.

  1. Закрепление.  Беседа по слайду 16. Составьте устно рассказ 1 вариант (для слабых учащихся) - механическая обработка пищи в ротовой полости, 2 вариант - химическая обработка пищи в ротовой полости.
  2. Д/З §31-32 до пищеварения в желудке.

Приложение 1

Карточка-инструкция

Лабораторная работа  «Пищеварение в ротовой полости»

Цель: Показать способность слюны переваривать углеводы.

 

Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне фермента амилазы. Действие амилазы проявляется только в слабощелочной среде при температуре 37-38оС.

Ход работы

  1. В центр накрахмаленной салфетки нанесите немного слюны и с помощью ватной палочки напишите букву А.
  2. На накрахмаленную салфетку в верхнем правом углу с помощью второй ватной палочки смоченной водой нанесите букву Т.
  3. Сверните салфетку пополам и погрейте 2-3 минуты между ладонями.
  4. Промойте салфетку в кювете с раствором йода (используйте пинцет).
  5. Опишите что наблюдаете, сделайте вывод.
  6. Изучите таблицу на обороте карточки.

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

Приложение 2

Состав слюны

(слюнные железы выделяют около 200 различных веществ)

ферменты и вещества

функция

лизоцим

обеззараживающее вещество (растворяет микроорганизмы, вызывая их гибель)

птиалин

фермент, расщепляющий полисахариды до дисахаридов (мальтозы)

мальтаза

фермент, преобразующий мальтозу (солодовый сахар) в глюкозу

муцин

вещество, обволакивающее пищевой комок и способствующее его проглатыванию (смазка)

?

фермент, расщепляющий крахмал

Слюна состоит на 99,4% из воды и имеет слабощелочную реакцию. Она нейтрализует кислоты, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

                                                      Приложение 3

Тест для проверки усвоения домашнего материала

  1. Определите последовательность отделов пищеварительной системы

А  рот – пищевод – глотка – желудок – кишечник

Б  рот – глотка – пищевод – желудок – кишечник

В  рот – глотка – желудок – пищевод –  кишечник

Г  рот – пищевод – кишечник – желудок – глотка

  1. У человека двенадцатиперстная кишка расположена за …

А пищеводом

Б желудком

В тонкой кишкой

Г толстой кишкой

  1. Протоки печени открываются в …

А двенадцатиперстную кишку

Б тонкую кишку

В желудок

Г пищевод

  1. Процесс физической и  химической обработки пищи – это…

А измельчение пищи

Б растворение пищи

В пищеварение

Г проглатывание пищи

Рассмотрите рисунок, замените цифры подписями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по биологии по теме "Пищеварение"

Методическая разработка. Итоговый тест по биологии по теме "Пищеварение"...

Итоговый тест по биологии по теме "Пищеварение"

Итоговый тест по биологии по теме "Пищеварение"...

Проверочная работа по биологии по теме:"Пищеварение" 9 класс VIIIвид

Проверочная работа включает вопросы с выбором одного ответа, на соответствие, на определение органов пищеварительной системы по рисунку. Позволяет проверить основной материал по теме: "Пищеварение"...

Урок ролевая игра по биологии на тему: "Пищеварение" 8 класс

Урок обобщение по пищеварительной системе человека....

Урок 7 классе на тему "Пищеварение и обмен веществ"

Урок в 7 классе по теме "Пищеварение и обмен веществ"...