В мире природы
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие для 5-7 классов
Цель: углубление знаний учащихся о живой и неживой природе, усиление познавательного интереса к предметам естественного цикла;
воспитание у ребят гуманного отношения к природе и чувства ответственности за всё живое на Земле;
развитие творческих способностей школьников.
Данное мероприятие проводится в рамках недели биологии в форме викторины или КВН. Для проведения игры выбираются команды по 5-6 человек. Оформляются маршрутные листы для каждой команды. По сигналу ведущего команды отправляются в путешествие. Время посещения каждой станции 10-15 минут. Можно ехать поездом, держа друг друга за локти, издавая звуки передвижения. Ведущий – лесной царь Берендей и его свита, приветствуют ребят, раздаёт им маршрутные листы, где указаны этапы (станции), номера заданий, оценки за выполнение и подпись судей, общий итог жюри. Каждая команда придумывает название и девиз.
Звучит маршевая музыка.
Берендей: Добрый день! Моё почтение!
Я хочу напомнить вам, что сегодня в день весенний в путешествие пора.
Вот пред вами тропинка лежит, улица в поле дорогой бежит.
Шли по дороге мы, к лесу пришли, где клёны шумели, ромашки цвели.
Сразу дорога сказкою стала, тропкою в чащу лесную вбежала.
Шли по тропе мы, солнце светило, много чудес нам тропинка открыла.
Тропинка: Вот берёзы и рябины вдоль дороги встали в ряд.
И берёзку молодую, и кустарник, и траву –
Беззаветно всё люблю я, всё я Родиной зову!
Группа ребят исполняет песню о природе
Тропинка: Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей, берёзка тонкие косы развесила с тонких ветвей.
Берёзка: Вся в белое платье одета, в серёжках, в листве кружевной встречаю весну я и осень, стоя на опушке лесной.
Лесник: Лес не только для нашей забавы, он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы нам на пользу, друзья, взращены.
А уж сколько орехов и ягод, так, пожалуй, считать – не сочтёшь,
Сердцу любо, коль знаешь, что за год, в сосняке разрослась молодёжь.
Тропинка: Пойдёмте, друзья, по тропинке знакомой, где летней порой мы ходили не раз.
Ходили мы полем цветущим, зелёным – ни поле ни лес не узнаешь сейчас.
Берёзка: Фиалки, ландыши для нас весёлый май в лесу припас, но мы их рвать не будем – пускай цветут на радость людям!
Берендей: Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг? Небо светло-голубое, солнце светит золотое, ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва, птицы, звери и леса, гром, туманы и роса, человек и время года – это всё вокруг природа!
Даётся сигнал «Поехали» и команды отправляются в путешествие по своим маршрутным листам.
Станция 1: «Зелёные друзья»
Ведущий: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее, чем цветы. Это – хрупкие и драгоценные дары природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм и линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов на написании стихов и песен. Цветы способны задеть самые сокровенные струны души человека. А сколько нежности в их названиях: маргаритка, ландыш, незабудка. А знаете ли вы названия цветов?
Команда 1:
- В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его Родина – Персия, откуда он перекочевал в Турцию, а в XIX веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы этого цветка были куплены два каменных дома. Что это за цветок? Тюльпан
- Какой цветок является символом Солнца и символом Японии? Хризантема
Команда 2:
- Его родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков земли, Флора обнаружила, что все краски истрачены и осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросло роскошное растение. Как оно называется? Сирень
- Какой цветок считается последней улыбкой осени? Астра
Команда 3:
- Легенда рассказывает, что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога солнца Гелиоса, обратилась к богу Зевсу с мольбой о защите. И Великий Громовержец укрыл её в тенистой роще, превратив в цветок. В Сицилии его изображали на монетах. У древних галлов он считался символом скромности и невинности, им усыпали ложе новобрачных. Им восхищался Шекспир, а Гёте мечтал, чтобы его родной город Веймар утопал в благоухании этого цветка и, выходя на прогулку, он повсюду рассыпал его семена. Что это за цветок? Фиалка
- Какой цветок всю жизнь любуется собой, глядит на себя и не может наглядеться? Нарцисс
Команда 4:
- Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко полюбила водяная царица Волхова. Однажды увидела она его в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла прочь, а из её прекрасных глаз покатились слёзы и превратились в нежные цветы, похожие на волшебные жемчужины. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Что это за цветок? Ландыш
- Что такое бутоньерка? Миниатюрный букет
Станция 2: «Куда ты, тропинка, меня привела?»
Ведущий: Человек оказался один в лесу. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейнику, солнцу? Итак, каждая команда получает свой ориентир. (Билетики из бумаги выбирают капитаны команд, даётся 2 минуты на обсуждение)
Команда 1:
Вы заблудились в лесу и перед вами муравейник. Поможет ли он вам и как? (Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня)
Команда 2:
Перед вами только сосна и ель. Как они помогут вам ориентироваться в лесу? (Смолы на стволе больше с южной стороны)
Команда 3:
Вы заблудились. Вам стал попадаться подорожник … (Значит, где-то рядом тропа)
Команда 4:
Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где – юг? (Самые спелые ягоды – на южной стороне)
Станция 3: «Живые барометры»
Ведущий: Вам предлагается стать предсказателями погоды: по сегодняшнему её состоянию узнать, что будет с погодой завтра.
Команда 1:
- Багряные зори (к ветру)
- Утром туман стелется по воде (к хорошей погоде)
- Дым столбом (к морозу)
- Утром роса на траве (дождя не будет)
- Длинные сосульки (к затяжной весне)
Команда 2:
- Вечером с реки поднимается пар (завтра будет дождь)
- Бледная луна (признак плохой погоды)
- Звёзды сильно мерцают, а с утра – тучи (в полдень будет гроза)
- Ночью иней (снега не будет)
- Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне (лето холодное)
Команда 2:
- Кукушка издаёт звуки, похожие на кваканье (к дождю)
- Рыба выскакивает из воды (признак плохой погоды)
- Вечером сильно стрекочут кузнечики и квакают лягушки (будет ясно)
- Иней на деревьях (к морозу)
- Грачи рано прилетели (тёплая весна)
Команда 4:
- Низко улетают перелётные птицы (короткая осень)
- Вороны сидят на верхушках деревьев, усиленно каркают и чистятся (к морозу)
- Гуси носы прячут под крылья (на холод и стужу)
- Ранний прилёт журавлей (ранняя весна)
- Ласточка прилетела (скоро гром загремит)
Станция 4: «Маленькие тайны природы»
Ведущий: Природа полна секретов и загадок. Постарайтесь раскрыть некоторые из них.
Предлагает капитанам команд выбрать карточки с загадками природы.
- «Летят паутины над сонным жнивьём». Объясните это явление. Когда оно бывает? (летающие нити – это паутина, на которой осенью летят маленькие паучки)
- Почему крапива сильно жжётся? (в волосках её листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение)
- Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, около его норы есть специальный туалет)
- На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время и улетел. Для чего он опускался на муравейник? (принимал «муравьиную ванну», муравьи опрыскивают её перья пахнущей муравьиной кислотой и птица освобождается от паразитов)
- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (она выделяет едкую жидкость и, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка)
- Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (дороги муравьёв душистые, они ползут по своим же следам и возвращаются, как бы далеко не удалились от муравейника)
- Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень бережно? (зимуют у шмелей только самки, дающие потомство)
- Почему у совы все птенцы разного возраста? (насиживание начинают с первого яйца, старшие птенцы согревают остальные яйца и защищают молодых, выживая в период бескормицы)
- Могут ли живые существа питаться воздухом? (у растений существует воздушное питание, а некоторых водных животных кормят водоросли, живущие в их телах, например червь конволюта. Такие животные не имеют желудка и кишечника и должны чаще бывать на солнышке, без которого не возможен фотосинтез водорослей)
- Здесь идёт борьба за свет у берёзы с юной елью. Дайте правильный ответ, кто своей добьётся цели? (ель, она более вынослива, перерастёт берёзу и, лишив солнечного света, погубит её)
- Почему мы дышим вольно и судьбой своей довольны, хоть растём мы вдоль дорог и нас топчут сотни ног? (листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
- По какой такой причине так высоко на осине, присосавшись, как полип, появился старый гриб? (гриб трутовик появился из споры, занесённой ветром в трещину ствола осины)
Станция 5: «Остроглаз»
Ведущий: А сейчас вы пришли на самую трудную станцию. Я буду задавать команде вопросы, а ваша задача – дать как можно больше правильных ответов за 1 минуту. У моего помощника в руке секундомер. Внимание! Поехали!
Карточки с вопросами выбирают капитаны команд.
Команда 1:
- Какое растение даёт самый лучший мёд? Липа
- Название какого растения связано со звоном? Колокольчик
- Соком какого растения выводят бородавки? Чистотел
- Какая рыбка вьёт гнездо? Колюшка
- Никто не пугает, а она дрожит. Осина
- Где раки зимуют? В норках рек и прудов
- Самая крупная летающая птица. Дрофа, лебедь
- Самая маленькая птица. Колибри
- Самое быстробегающее животное. Гепард
- Отвечает за почвенное питание. Корень
- Какая птица кричит, как драная кошка? Иволга
- Животные-строители. Бобр, печник, осы, термиты
- Хищное растение. Росянка, мухоловка
- Самые долго летающие птицы. Крачки
- Самое маленькое плотоядное животное. Ласка
- Самое быстро плавающее морское млекопитающее. Дельфин
- Зверь, который вьёт гнездо на траве. Мышь-малютка
- Самая тонкая нить в природе. Паутина
- Косой ли заяц? Нет
- Сделай животное из розы. Коза
Команда 2:
- Самая большая змея. Анаконда
- Кто сильнее тигр или лев? Тигр
- Какая змея плюётся? Кобра
- Где у кузнечика ухо? На ноге
- У кого самый длинный язык? Муравьед
- Какого цвета хамелеон? Разного
- Самая высокая трава. Бамбук
- Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? Передние
- Как стрекочет кузнечик? Трёт ногу о крыло
- Чем поёт бекас? Хвостом
- Сколько ног у паука? 8
- Птицы, ночующие в снегу. Тетерев, глухарь, рябчик
- Птица, имеющая название танца. Чечётка
- Растение, носящее название глаза птицы. Вороний глаз
- Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. Незабудка
- Что ест зимой жаба? Спит
- Имеет глаза на рогах, а дом на спине. Улитка
- Какой зверь после еды чистит и полощет зубы? Тигр
- У каких птиц перья похожи на чешую? Пингвины
- Какое животное вылезает из кожи вон? Змея
Команда 3:
- Всегда ли рак движется задом наперёд? Нет
- Из древесины какого дерева делают спички? Осина
- У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или мыши? 7
- Какая птица не умеет летать?
- Растёт ли дерево зимой? Нет
- Птица, имеющая название плода. Киви
- Цветки каких растений раскрываются ночью? Фиалка, табак
- Умеют ли слоны плавать? Да
- Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Грязный
- Какая птица резко меняет окраску зимой и весной? Белая куропатка
- Слепыми или зрячими рождаются зайчата? Зрячими
- У каких птиц птенцы появляются зимой? Клёст
- Что может вниз расти? Корень, сосулька
- Когда цветёт сирень? Весной
- Сколько ног у жука? 6
- Что за трава, которую узнают даже слепые? Крапива
- Что делает ёжик зимой? Спит
- Какая птица находит корм, ныряя под воду?
- Дышит ли цыплёнок в яйце?
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? Одинакова
Команда 4:
- Кто зимой голоден, а летом сыт? Волк
- У кого скелет снаружи?
- Что пиццам страшнее: голод или холод? Голод
- Что будет с вороной через три год? 4
- В пруду купался, а сух остался. Гусь
- Какой страшный зверь ест малину? Медведь
- Куда осенью исчезают бабочки? Погибают
- У кого осенью рождаются детёныши? У зайца
- Цветы ангельские, а когти дьявольские. Шиповник
- Какие птицы не строят гнёзда? Пингвины
- Сколько крыльев у жука? 4
- Какая рыба может превратиться в шахматную доску? Кабала
- Самая маленькая птичка России? Крапивник
- Какая птица сама себя называет? Кряква
- Кит – рыба или зверь? Зверь
- Какое животное на дне моря на цветок похоже? Актиния
- Назовите город, носящий имя рыбы. Судак, калуга
- Не огонь, а жжётся. Крапива
- Кто два раза родится? Птица
- Из каких цветов варят варенье? Роза
Берендей: Молодцы, ребята, а сейчас подведём итоги.
Звучит музыка или номера художественной самодеятельности.
Подводятся итоги игры, награждаются победители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час-игра "В мире природы"
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего ...
Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща
): биология, урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока – интерактивный с...
«ОТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА К МИРУ ПРИРОДЫ. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР»
Конспект урока ИЗО в 6 классе...
Игра-викторина "В мире природы"
Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....
Игра-викторина "В мире природы"
Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....
Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
Цель урока: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся». Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе. Поговорить о великой и вечной духовн...
Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности!"
Урок помогает детям осознать и понять проблемы экологичекой катастрофы, дает представление об организациях зинимающихся охраной природы. Вызывает у детей желание участвовать в процессе сохранени...