В мире природы
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Игра-путешествие для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mir_prirody_5-7_kl.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие для 5-7 классов

Цель: углубление знаний учащихся о живой и неживой природе, усиление познавательного интереса к предметам естественного цикла;

воспитание у ребят гуманного отношения к природе и чувства ответственности за всё живое на Земле;

развитие творческих способностей школьников.

Данное мероприятие проводится в рамках недели биологии в форме викторины или КВН. Для проведения игры выбираются команды по 5-6 человек. Оформляются маршрутные листы для каждой команды. По сигналу ведущего команды отправляются в путешествие. Время посещения каждой станции 10-15 минут. Можно ехать поездом, держа друг друга за локти, издавая звуки передвижения. Ведущий – лесной царь Берендей и его свита, приветствуют ребят, раздаёт им маршрутные листы, где указаны этапы (станции), номера заданий, оценки за выполнение и подпись судей, общий итог жюри. Каждая команда придумывает название и девиз.

Звучит маршевая музыка.

Берендей: Добрый день! Моё почтение!

Я хочу напомнить вам, что сегодня в день весенний в путешествие пора.

Вот пред вами тропинка лежит, улица в поле дорогой бежит.

Шли по дороге мы, к лесу пришли, где клёны шумели, ромашки цвели.

Сразу дорога сказкою стала, тропкою в чащу лесную вбежала.

Шли по тропе мы, солнце светило, много чудес нам тропинка открыла.

Тропинка: Вот берёзы и рябины вдоль дороги встали в ряд.

И берёзку молодую, и кустарник, и траву –

 Беззаветно всё люблю я, всё я Родиной зову!

Группа ребят исполняет песню о природе

Тропинка: Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей, берёзка тонкие косы развесила с тонких ветвей.

Берёзка: Вся в белое платье одета, в серёжках, в листве кружевной встречаю весну я и осень, стоя на опушке лесной.

Лесник: Лес  не только для нашей забавы, он – богатство нашей страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы нам на пользу, друзья, взращены.

А уж сколько орехов и ягод, так, пожалуй, считать – не сочтёшь,

Сердцу любо, коль знаешь, что за год, в сосняке разрослась молодёжь.

Тропинка: Пойдёмте, друзья, по тропинке знакомой, где летней порой мы ходили не раз.

Ходили мы полем цветущим, зелёным – ни поле ни лес не узнаешь сейчас.

Берёзка: Фиалки, ландыши для нас весёлый май в лесу припас, но мы их рвать не будем – пускай цветут на радость людям!

Берендей: Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг? Небо светло-голубое, солнце светит золотое, ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва, птицы, звери и леса, гром, туманы и роса, человек и время года – это всё вокруг природа!

Даётся сигнал «Поехали» и команды отправляются в путешествие по своим маршрутным листам.

Станция 1: «Зелёные друзья»

Ведущий: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее, чем цветы. Это – хрупкие и драгоценные дары природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм и линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов на написании стихов и песен. Цветы способны задеть самые сокровенные струны души человека. А сколько нежности в их названиях: маргаритка, ландыш, незабудка. А знаете ли вы названия цветов?

Команда 1:

  1. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его Родина – Персия, откуда он перекочевал в Турцию, а в XIX веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы этого цветка были куплены два каменных дома. Что это за цветок? Тюльпан
  2. Какой цветок является символом Солнца и символом Японии? Хризантема

Команда 2:

  1. Его родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и  леса. Дойдя до северных уголков земли, Флора обнаружила, что все краски истрачены и осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросло роскошное растение. Как оно называется? Сирень
  2. Какой цветок считается последней улыбкой осени? Астра

Команда 3:

  1. Легенда рассказывает, что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога солнца Гелиоса, обратилась к богу Зевсу с мольбой о защите. И Великий Громовержец укрыл её в тенистой роще, превратив в цветок. В Сицилии его изображали на монетах. У древних галлов он считался символом скромности и невинности, им усыпали ложе новобрачных. Им восхищался Шекспир, а Гёте мечтал, чтобы его родной город Веймар утопал в благоухании этого цветка и, выходя на прогулку,  он повсюду рассыпал его семена. Что это за цветок? Фиалка
  2. Какой цветок всю жизнь любуется собой, глядит на себя и не может наглядеться? Нарцисс

Команда 4:

  1. Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко полюбила водяная царица Волхова. Однажды увидела она его в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла прочь, а из её прекрасных глаз покатились слёзы и превратились в нежные цветы, похожие на волшебные жемчужины. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Что это за цветок? Ландыш
  2. Что такое бутоньерка? Миниатюрный букет

Станция 2: «Куда ты, тропинка, меня привела?»

Ведущий: Человек оказался один в лесу. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейнику, солнцу? Итак, каждая команда получает свой ориентир.  (Билетики из бумаги выбирают капитаны команд, даётся  2 минуты на обсуждение)

Команда 1:

Вы заблудились в лесу и перед вами муравейник. Поможет ли он вам и как? (Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня)

Команда 2:

Перед вами только сосна и ель. Как они помогут вам ориентироваться в лесу? (Смолы на стволе больше с южной стороны)

Команда 3:

Вы заблудились. Вам стал попадаться подорожник … (Значит, где-то рядом тропа)

Команда 4:

Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где – юг? (Самые спелые ягоды – на южной стороне)

Станция 3: «Живые барометры»

Ведущий: Вам предлагается стать предсказателями погоды: по сегодняшнему её состоянию узнать, что будет с погодой завтра.

Команда 1:

  1. Багряные зори (к ветру)
  2. Утром туман стелется по воде (к хорошей погоде)
  3. Дым столбом (к морозу)
  4. Утром роса на траве (дождя не будет)
  5. Длинные сосульки (к затяжной весне)

Команда 2:

  1. Вечером с реки поднимается пар (завтра будет дождь)
  2. Бледная луна (признак плохой погоды)
  3. Звёзды сильно мерцают, а с утра – тучи (в полдень будет гроза)
  4. Ночью иней (снега не будет)
  5. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне (лето холодное)

Команда 2:

  1. Кукушка издаёт звуки, похожие на кваканье (к дождю)
  2. Рыба выскакивает из воды (признак плохой погоды)
  3. Вечером сильно стрекочут кузнечики и квакают лягушки (будет ясно)
  4. Иней на деревьях (к морозу)
  5. Грачи рано прилетели (тёплая весна)

Команда 4:

  1. Низко улетают перелётные птицы (короткая осень)
  2. Вороны сидят на верхушках деревьев, усиленно каркают и чистятся (к морозу)
  3. Гуси носы прячут под крылья (на холод и стужу)
  4. Ранний прилёт журавлей (ранняя весна)
  5. Ласточка прилетела (скоро гром загремит)

Станция 4: «Маленькие тайны природы»

Ведущий: Природа полна секретов и загадок. Постарайтесь раскрыть некоторые из них.

Предлагает капитанам команд выбрать карточки с загадками природы.

  1. «Летят паутины над сонным жнивьём». Объясните это явление. Когда оно бывает? (летающие нити – это паутина, на которой осенью летят маленькие паучки)
  2. Почему крапива сильно жжётся? (в волосках её листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение)
  3. Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, около его норы есть специальный туалет)
  4. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время и улетел. Для чего он опускался на муравейник? (принимал «муравьиную ванну», муравьи опрыскивают её перья пахнущей муравьиной кислотой и птица освобождается от паразитов)
  5. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (она выделяет едкую жидкость и,  раз попробовав, птица запоминает яркого жучка)
  6. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (дороги муравьёв душистые, они ползут по своим же следам и возвращаются,  как бы далеко не удалились от муравейника)
  7. Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень бережно? (зимуют у шмелей только самки, дающие потомство)
  8. Почему у совы все птенцы разного возраста? (насиживание начинают с первого яйца, старшие птенцы согревают остальные яйца и защищают молодых, выживая в период бескормицы)
  9. Могут ли живые существа питаться воздухом? (у растений существует воздушное питание, а некоторых водных животных кормят водоросли, живущие в их телах, например червь конволюта. Такие животные не имеют желудка и кишечника и должны чаще бывать на солнышке, без которого не возможен фотосинтез водорослей)
  10. Здесь идёт борьба за свет у берёзы с юной елью. Дайте правильный ответ, кто своей добьётся цели? (ель, она более вынослива, перерастёт берёзу и,  лишив солнечного света, погубит её)
  11. Почему мы дышим вольно и судьбой своей довольны, хоть растём мы вдоль дорог и нас топчут сотни ног? (листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
  12. По какой такой причине так высоко на осине, присосавшись, как полип, появился старый гриб? (гриб трутовик появился из споры, занесённой ветром в трещину ствола осины)

Станция 5: «Остроглаз»

Ведущий: А сейчас вы пришли на самую трудную станцию. Я буду задавать команде вопросы, а ваша задача – дать как можно больше правильных ответов за 1 минуту. У моего помощника в руке секундомер. Внимание! Поехали!

Карточки с вопросами выбирают капитаны команд.

Команда 1:

  1. Какое растение даёт самый лучший мёд? Липа
  2. Название какого растения связано со звоном? Колокольчик
  3. Соком какого растения выводят бородавки? Чистотел
  4. Какая рыбка вьёт гнездо? Колюшка
  5. Никто не пугает, а она дрожит. Осина
  6. Где раки зимуют? В норках рек и прудов
  7. Самая крупная летающая птица. Дрофа, лебедь
  8. Самая маленькая птица. Колибри
  9. Самое быстробегающее животное. Гепард
  10. Отвечает за почвенное питание. Корень
  11. Какая птица кричит, как драная кошка? Иволга
  12. Животные-строители. Бобр, печник, осы, термиты
  13. Хищное растение. Росянка, мухоловка
  14. Самые долго летающие птицы. Крачки
  15. Самое маленькое плотоядное животное. Ласка
  16. Самое быстро плавающее морское млекопитающее. Дельфин
  17. Зверь, который вьёт гнездо на траве. Мышь-малютка
  18. Самая тонкая нить в природе. Паутина
  19. Косой ли заяц? Нет
  20. Сделай животное из розы. Коза

Команда 2:

  1. Самая большая змея. Анаконда
  2. Кто сильнее тигр или лев? Тигр
  3. Какая змея плюётся? Кобра
  4. Где у кузнечика ухо? На ноге
  5. У кого самый длинный язык? Муравьед
  6. Какого цвета хамелеон? Разного
  7. Самая высокая трава. Бамбук
  8. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? Передние
  9. Как стрекочет кузнечик? Трёт ногу о крыло
  10. Чем поёт бекас? Хвостом
  11. Сколько ног у паука? 8
  12. Птицы, ночующие в снегу. Тетерев, глухарь, рябчик
  13. Птица, имеющая название танца. Чечётка
  14. Растение, носящее название глаза птицы. Вороний глаз
  15. Название какого цветка состоит из частицы, предлога  и сторожевой будки. Незабудка
  16. Что ест зимой жаба? Спит
  17. Имеет глаза на рогах, а дом на спине. Улитка
  18. Какой зверь после еды чистит и полощет зубы? Тигр
  19. У каких птиц перья похожи на чешую? Пингвины
  20. Какое животное вылезает из кожи вон? Змея

Команда 3:

  1. Всегда ли рак движется задом наперёд? Нет
  2. Из древесины какого дерева делают спички? Осина
  3. У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или мыши? 7
  4. Какая птица не умеет летать?
  5. Растёт ли дерево зимой? Нет
  6. Птица, имеющая название плода. Киви
  7. Цветки каких растений раскрываются ночью? Фиалка, табак
  8. Умеют ли слоны плавать? Да
  9. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Грязный
  10. Какая птица резко меняет окраску зимой и весной? Белая куропатка
  11. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? Зрячими
  12. У каких птиц птенцы появляются  зимой? Клёст
  13. Что может вниз расти? Корень, сосулька
  14. Когда цветёт сирень? Весной
  15. Сколько ног у жука? 6
  16. Что за трава, которую узнают даже слепые? Крапива
  17. Что делает ёжик зимой? Спит
  18. Какая птица находит корм, ныряя под воду?
  19. Дышит ли цыплёнок в яйце?
  20. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? Одинакова

Команда 4:

  1. Кто зимой голоден, а летом сыт? Волк
  2. У кого скелет снаружи?
  3. Что пиццам страшнее: голод или холод? Голод
  4. Что будет с вороной через три год? 4
  5. В пруду купался, а сух остался. Гусь
  6. Какой страшный зверь ест малину? Медведь
  7. Куда осенью исчезают бабочки? Погибают
  8. У кого осенью рождаются детёныши? У зайца
  9. Цветы ангельские, а когти дьявольские. Шиповник
  10. Какие птицы не строят гнёзда?  Пингвины
  11. Сколько крыльев у жука? 4
  12. Какая рыба может превратиться в шахматную доску? Кабала
  13. Самая маленькая птичка России? Крапивник
  14. Какая птица сама себя называет? Кряква
  15. Кит – рыба или зверь? Зверь
  16. Какое животное на дне моря на цветок похоже? Актиния
  17. Назовите город, носящий имя рыбы. Судак, калуга
  18. Не огонь, а жжётся. Крапива
  19. Кто два раза родится? Птица
  20. Из каких цветов варят варенье? Роза

Берендей: Молодцы, ребята, а сейчас подведём итоги.

Звучит музыка или номера художественной самодеятельности.

Подводятся итоги игры, награждаются победители.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-игра "В мире природы"

В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего ...

Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

Игра-викторина "В мире природы"

Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....

Игра-викторина "В мире природы"

Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....

Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

Цель урока: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся». Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе. Поговорить о великой и вечной духовн...

Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности!"

Урок помогает детям осознать и понять проблемы экологичекой катастрофы, дает  представление об организациях зинимающихся охраной природы. Вызывает у детей желание участвовать в процессе сохранени...