Поурочное планирование темы «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» для обучения биологии с учетом ведущих типов восприятия информации школьников
материал по биологии (5 класс) на тему

Данный материал представляет собой поурочное планирование темы "Разнообразие живых организмов. Среды жизни" биологии 5 - 6-х классов для работы с УМК серии "Сферы" и реализации дифференцированного подхода в обучении по ведущему типу восприятия школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnoe_planirovanie_.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование темы «Разнообразие живых организмов.

Среды жизни»

Тема урока: «Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

- сформировать первоначальные представления о царствах живой природы, их отличительных особенностях;

- углубить представление, полученное в начальных классах, о признаках, характерных для живых организмах;

- сформировать умения анализировать, сравнивать, распознавать представителей изучаемых царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Материалы и оборудование: 

учебник; электронное приложение; тетрадь-тренажёр; презентация учителя «Царства живой природы» с фотографиями и рисунками, изображающими представителей царств Растения, Животные, Грибы, Бактерии; комнатные растения; фрагмент покрытой плесневыми грибами пищи; флипчарт учителя.

Планируемые результаты:

называют царства живой природы, иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Описывают основные признаки живых организмов. Раскрывают характерные черты представителей царства живой природы. Распознают представителей царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало.

Приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.

  1. Изучение нового материала.
  1. Важнейшие признаки живых организмов (беседа с демонстрацией медиа-ресурсов электронного приложения).
  2. Общая характеристика представителей царства Растения (беседа с демонстрацией слайдов презентации, комнатных растений, медиа-ресурсов приложения).
  3. Царство животные, характерные черты его представителей (беседа с демонстрацией слайдов презентации, медиа-ресурсов электронного приложения).
  4. Общая характеристика представителей царства Грибы (беседа с демонстрацией слайдов презентации, медиа-ресурсов электронного приложения, образца плесневых грибов)
  5. Царство Бактерии. Отличительные особенности его представителей (беседа с демонстрацией слайдов презентации, медиа-ресурсов электронного приложения).
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

Признаки живых организмов: клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость. Царства живой природы: Растения, животные, грибы, растения.

  1. Закрепление изученного материала.

Тетрадь-тренажёр: с. 12, № 2, 3 – вопрос зачитывается учениками вслух, обсуждаются варианты ответа.

Тетрадь-тренажёр: с. 31, № 1 – ученики заполняют таблицу.

Работа с флипчартом: ученики по фотографиям определяют, представителями каких царств являются изображенные на них живые организмы, аргументируют свой ответ.

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 14-15

Тетрадь-тренажёр: общее: с. 15, № 2; с. 16, № 3

Аудиалы: готовиться к устному ответу по тексту параграфа № 3.

Визуалы: с. 20, № 1.

Кинестетики: с. 15, № 1.


Тема урока: «Деление царств на группы»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный, лабораторный.

Задачи урока:

- сформировать первоначальные представления о систематике, отделах царства Растения и типах царства Животные;

- продолжить формировать умения анализировать, сравнивать;

- сформировать умение различать представителей царств, отделов растений и типов животных.

Материалы и оборудование: 

учебник, электронное приложение, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум (лабораторная работа 1 «Разнообразие отделов растений»), фотографии, рисунки с изображением представителей основных систематических групп растений и животных, лабораторное оборудование.

Планируемые результаты:

называют основные систематические группы растений и животных и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Описывают характерные особенности представителей отделов растений, типов животных и распознают их на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний (индивидуальный).

Аудиалы: устный опрос.

- Каковы важнейшие признаки живых организмов?

- В чём состоит суть такого признака живых организмов, как раздражимость?

- Назовите царства живой природы.

- Почему ботаники длительное время считали, что грибы – это растения?

Кинестетики: устное обсуждение упражнения из тетради-тренажера с.15 № 1.

Визуалы: определяют по фотографиям и рисункам, к какому царству относятся изображенные на них живые организмы.

  1. Изучение нового материала.
  1. Систематика – наука о разнообразии живых организмов (беседа с демонстрацией слайд-шоу «Учёные-систематики» электронного приложения).
  2. Систематические группы растений и характерные признак и их представителей (лабораторная работа).
  3. Систематические группы царства Животные и отличительные признаки их представителей (беседа с демонстрацией медиа-ресурсов электронного приложения).
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения)

Систематика, систематические группы, эволюция, вид.

  1. Закрепление изученного материала.

Демонстрация фотографий и изображений с представителями царств Животные и Растения, ученики должны назвать систематическую группу, к которой относятся представленные организмы.

Тетрадь-тренажёр: устное групповое решение заданий № 4-13 с. 12-13.

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 14-15

Тетрадь-тренажёр:  

Общее: с. 17, № 5; с. 21, № 2; с. 31, № 2; с. 32, № 3. Подготовить краткие устные сообщения о воздействии экологических факторов на организмы.

Аудиалы: с. 16, № 3; с. 27, № 2 – быть готовым к устному ответу.

Визуалы: с. 16, № 4; с. 21, № 3; с. 22, № 4.

Кинестетики: с. 16, № 3; с. 26, № 1.


Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

- раскрыть сущность понятий «среда обитания», «среда жизни», «экологические факторы»;

- познакомить с особенностями влияния экологических факторов на организмы;

- развить умение анализировать.

Материалы и оборудование: 

учебник; электронное приложение; тетрадь-тренажёр; самодельная схема «экологические факторы».

Планируемые результаты:

называют среды жизни, группы экологических факторов и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Описывают влияние экологических факторов на организмы.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний (фронтальный опрос).

- устный ответ по упражнениям с. 16, № 3; с. 27, № 2 (аудиалы);

- в чем состоят цели науки «Систематика»?

- назовите определение понятия «Эволюция»

- назовите определение понятия «Вид»

- ученики по фотографиям представителей разных систематических групп называют характерные особенности их отделов (у растений) или типов (у животных) (визуалы, кинестетики).

  1. Изучение нового материала.
  1. Понятия «среда обитания», «среда жизни», «экологические факторы» (рассказ с элементами беседы, демонстрация медиа-ресурсов электронного приложения)
  2. Особенности действия факторов неживой природы на организмы (заслушивание и обсуждение сообщений учащихся)
  3. Факторы живой природы (заслушивание и обсуждение сообщений учащихся)
  4. Деятельность человека как экологический фактор (заслушивание и обсуждение сообщений учащихся)
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

Среда обитания, среда жизни, экологические факторы.

  1. Закрепление изученного материала.

Тетрадь-тренажёр: с. 17, № 5. Учащиеся зачитывают текст учебника и устно приводят по одному примеру положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Готовим опыт к уроку «Свет в жизни растений и животных»: берём два клубня картофеля, один оставляем на свету, другой убираем в тень. Детям дается пояснение, что результат можно будет увидеть через 3 урока.

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 18-19

Тетрадь-тренажёр:

Общее с. 13, № 14, 15; с. 14, № 16, 17; с. 28, № 3, с. 32, № 4

Аудиалы: подготовить краткие устные сообщения с примерами приспособления организмов к воздействию различных экологических факторов (холод, жара, заболоченность почв и т.д.)

Визуалы: с. 22, № 5

Кинестетики: с.18, № 7


Тема урока: «Вода как среда жизни»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

- познакомить со свойствами воды как среды жизни организмов;

- сформировать знания о приспособлениях организмов к обитанию в водной среде;

 -сформировать умение работать с различными информационными ресурсами.

Материалы и оборудование:

учебник; электронное приложение; тетрадь-тренажёр; рисунки и фотографии, отображающие организмы в водной среде; флипчарт учителя, содержащий описание свойств разных сред жизни.

Планируемые результаты:

Называют основные свойства водной среды жизни. Определяют понятия по теме урока. Описывают черты приспособленности организмов к обитанию в водной среде. Умеют работать с различными источниками информации: рисунками, таблицами, дополнительной литературой, ресурсами электронного приложения.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний (комбинированный)

- аудиалы: выступление с устными сообщениями;

- терминологический диктант (термины: «среда обитания», «среда жизни», «экологические факторы»)

- письменное задание: указать группы экологических факторов, привести по 3 примера каждого.

  1. Изучение нового материала.
  1. Общая характеристика гидросферы как среды обитания организмов (рассказ с элементами беседы и демонстрацией медиа-ресурсов электронного приложения)
  2. Приспособленность водных организмов к содержанию кислорода (рассказ, демонстрация медиа-ресурсов электронного приложения)
  3. Приспособленность живых организмов к плотности воды (беседа с демонстрацией медиа-ресурсов электронного приложения)
  4. Стабильность водной среды (рассказ с элементами беседы)
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

Водная среда, особенности гидросферы, как среды обитания: низкое содержание кислорода, плотность, подвижность, стабильность.

  1. Закрепление изученного материала.

Работа с флипчартом: ученики выбирают из предложенных признаков те, которые характеризуют гидросферу (кинестетики).

Ученики составляют план текста параграфа.

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 20-21

Тетрадь-тренажёр:

Визуалы, кинестетики: с. 14, № 18, 19; с. 28, № 4

Аудиалы: Подготовка устных сообщений по теме «Особенности наземно-воздушной среды обитания»


Тема урока: «Наземно-воздушная среда жизни»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный, лабораторный.

Задачи урока:

- развить знания о средах жизни  на основе рассмотрения наземно-воздушной среды;

- сформировать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания;

- развить умение работать с различными источниками информации.

Материалы и оборудование: 

учебник; электронное приложение; тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум; таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие растения и животных разных групп по отношению к водному режиму; лабораторное оборудование; флипчарт учителя; гербарий; комнатные растения.

Планируемые результаты:

называют основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде, группы растений и животных по отношению к водному режиму и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Распознают растения и животных разных групп по отношению к водному режиму на таблицах, рисунках, фотографиях и другом демонстрационном материале. Сравнивают особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растений и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги. Устанавливают взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и условиями их обитания.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний (игра)

Ученикам демонстрируются изображения с представителями царств Растения и Животные. Ученик должен описать, какие из особенностей строения организма характеризуют его, как обитателя водной среды и приспособлением к какой особенности гидросферы, как среды обитания, они являются.

  1. Изучение нового материала.
  1. Общая характеристика наземно-воздушной среды обитания (рассказ с элементами беседы и демонстрацией медиа-ресурсов электронного приложения)
  2. Особенности наземно-воздушной среды обитания (заслушивание сообщений учащихся с демонстрацией медиа-ресурсов электронного приложения)
  3. Приспособления наземных организмов к высоким  и низким температурам, к водному режиму (лабораторная работа 2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»).
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

Наземно-воздушная среда; группы растений по отношению к водному режиму: влаголюбивые, растения умеренной влажности, сухолюбивые; группы животных по отношению к водному режиму: устойчивые к недостатку влаги, обитающие в условиях умеренной влажности, влаголюбивые.

  1. Закрепление изученного материала.

Тетрадь-тренажёр: с. 14, № 20, 21

Определение по гербарным образцам и комнатным растениям, к каким группам по отношению к водному и температурному режиму они относятся.

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 22-25 (кроме абзаца «Свет в жизни наземных растений и животных»)

Тетрадь-тренажёр: с. 23, № 6., С. 29, № 5

Заполнить таблицу: «Особенность воздушно-наземной среды обитания», «Приспособления к особенности», «Примеры: растение, животное»

Подготовить устные сообщения на тему Приспособления растений и животных к сезонным изменениям интенсивности освещения.


Тема урока: «Свет в жизни растений и животных»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

- развить знание о средах жизни, экологических факторах на основе изучения значения света в жизни наземных организмов;

- дать представление о экологических группах растений и животных по отношению к свету;

- продолжить формировать умения сравнивать, устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания организмов.

Материалы и оборудование: 

учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, комнатные растения различных групп по отношению к свету.

Планируемые результаты:

называют группы растений и животных по отношению к свету и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Распознают растения и животных разных групп по отношению к свету на таблицах, рисунках, фотографиях. Сравнивают особенности строения организмов разных групп. Устанавливают взаимосвязь между особенностями строения и условиями среды на примере наземных организмов.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний (комбинированный)

фронтальный опрос (аудиалы)

- В чем состоят особенности наземно-воздушной среды жизни?

- Назовите группы растений по отношений к водному режиму;

- Назовите группы животных по отношений к водному режиму;

- Расскажите о приспособлениях наземных организмов к высоким и низким температурам;

Учащимся демонстрируются изображения растения разных группы по отношению к водному режиму, необходимо установить, к какой группе относится растение и аргументировать свой ответ (визуалы, кинестетики)

  1. Изучение нового материала.
  1. Значение света в жизни растений и животных (беседа с демонстрацией медиа-ресурсов приложения, демонстрация клубней картофеля, помещенных ранее в освещенное и тёмное место, выводы)
  2. Группы растений по отношению к свету (светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые) (беседа с демонстрацией рисунков, схем, медиа-ресурсов электронного приложения)
  3. Приспособления животных к изменениям интенсивности освещения в течение суток (дневные и ночные животные) ) (беседа с демонстрацией рисунков, схем, медиа-ресурсов электронного приложения)
  4. Приспособления растений и животных к сезонным изменениям интенсивности освещения (устные сообщения учащихся)
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

Группы растений и животных по отношению к свету

  1. Закрепление изученного материала

Тетрадь-тренажёр: с. 14, № 21,

Опрос:

- в чем состоит значение света  жизни растений и животных?

- приведите примеры светолюбивых, теневыносливых и тенелюбивых растений

- Приведите примеры дневных и ночных животных

Демонстрация гербария и комнатных растений: ученики определяют по внешнему строению, к какой группе по отношению к свету относится образец, делают выводы, какие условия необходимы комнатным растениям.

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 22-25

Тетрадь-тренажёр:

Общее: С. 18, № 7.

Аудиалы: подготовка сообщения об охране почв

Кинестетики: С. 34, № 7, с. 34, № 8

Визуалы: заполнить таблицу: «Отношение растений к свету», «условия произрастания», «особенности внешнего строения», «Примеры» (не менее 5 примеров, используя ресурсы электронного приложения)


Тема урока: «Почва как среда жизни»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

- продолжить развитие знаний о средах жизни на основе изучения почвенной среды,

- продолжить формирование умения устанавливать взаимосвязь между особенностями строения организмов и условиями их обитания.

Материалы и оборудование: 

учебник; электронное приложение; тетрадь-тренажёр; схема «состав почвы».

Планируемые результаты:

называют структурные компоненты почвы. Определяют понятия по теме урока. Описывают  особенности почвенной среды жизни. Анализируют и сравнивают внешнее строение животных - обитателей почвы. Объясняют роль живых организмов в образовании почв и обеспечении её плодородия.  Устанавливают взаимосвязь между особенностями строения организмов и средой их жизни на примере обитателей почвы. Между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв. Прогнозируют последствия нарушения почвенного покрова.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний.

Кроссворд «Наземно-воздушная среда жизни»

1. Группа растений, живущих в условиях дефицита (недостатка) влаги, например, в пустынях.

2. Состояние некоторых животных зимой, при котором они крайне не активны  (не передвигаются и не питаются).

3. Растение засушливых мест, способное накапливать в своём стебле значительное  количество воды.

4. Животное, передвигающееся прыжками (до 5 метров).

5. Животное пустыни, способное до 2-х недель обходиться без воды.

6. Период сбрасывания листьев у древесных растений перед наступлением зимы.

  1. Изучение нового материала.
  1. Общая характеристика почвы как среды обитания (беседа с демонстрацией медиа-ресурсов электронного приложения)
  2. Состав почвы (рассказ с демонстрацией схем электронного приложения)
  3. Приспособленность организмов к обитанию в почве ( демонстрация изображений с обитателями почвенной среды, дети формулируют выводы о приспособлениях на основе ранее полученного опыта)
  4. Охрана почв (сообщения учащихся)
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

Почва, минеральные вещества почвы, органические вещества почвы – перегной (гумус)

  1. Закрепление изученного материала.

Визуалы изображают на доске схему строения почв.

Кинестетики: тетрадь-тренажёр, с. 23, № 7

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 26-27

Тетрадь-тренажёр: с. 18, № 8, с. 33, № 6.


Тема урока: «Организменная среда жизни»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

- развить знания о средах жизни на основе изучения организменной среды;

- продолжить формировать умения анализировать, устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания организмов;

- развить умение работать с различными источниками информации.

Материалы и оборудование: 

учебник; электронное приложение; фотографии, рисунки, иллюстрирующие организменную среду жизни; образцы паразитических грибов (головнёвые, ржавчинные, мучнисто-росяные, чага).

Планируемые результаты: 

называют особенности организменной среды жизни. Определяют понятия по теме урока. Описывают приспособления к обитанию в организме хозяина. Устанавливают взаимосвязь между особенностями строения организмов и условиями их обитания на примере организменной среды жизни. Умеют использовать разнообразные источники информации.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний (устный опрос)

- Из каких частей состоит почва?

- Каков состав почвенного воздуха?

- В чем особенность почвы, как среды жизни?

- Как изменяется размер организмов от более глубоких слоев почвы к поверхностным? Чем это объясняется?

- Приведите примеры животных, обитающих в почве. Укажите особенности их строения в связи с обитанием в почвенной среде.

  1. Изучение нового материала.
  1. Особенности организменной среды обитания (рассказ с элементами беседы и  демонстрацией медиа-ресурсов электронного приложения)
  2. Приспособления организмов к обитанию в организме хозяина (рассказ с демонстрацией рисунков, схем, образцов паразитических грибов, медиа-ресурсов приложения)
  3. Приспособления организмов к использованию других организмов в качестве жилища или убежища (рассказ с элементами беседы и демонстрацией изображений с паразитическими организмами)
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

Паразиты, паразитизм.

  1. Закрепление изученного материала.

Устный опрос:

- Какой основной особенностью отличается организменная среда обитания?

- Кто такие паразиты, в чем их особенности?

- Каковы приспособления паразитических организмов к среде обитания?

- Приведите пример паразитов.

Ученики составляют в тетради план-конспект параграфа.

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 28-29.

Составить кроссворд на тему «Организменная среда жизни» (не менее 10 слов), пользуясь дополнительной литературой и медиаресурсами приложения.


Тема урока: «Сообщество живых организмов»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

- сформировать представление о природном сообществе организмов;

- раскрыть роль растений в сообществах;

- продолжить формировать умения сравнивать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

Материалы и оборудование: 

учебник; электронное приложение; тетрадь-тренажёр; фотографии, рисунки, схемы растительных сообществ.

Планируемые результаты:

называют жизненные формы растений и иллюстрируют их примерами. Определяют понятия по теме урока. Распознают жизненные формы растений. Описывают особенности естественных и искусственных растительных сообществ. Сравнивают растения разных жизненных форм. Объясняют необходимость ухода за культурными растениями. Умеют работать с различными источниками информации.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний (комбинированный)

Ученики обмениваются кроссвордами, решают их, затем устно всем классом осуществляется проверка.

  1. Изучение нового материала.
  1. Понятие «природное сообщество» (рассказ)
  2. Взаимосвязь организмов в сообществе (беседа с демонстрацией медиа-ресурсов приложения)
  3. Растительные сообщества. Естественные растительные сообщества, их разнообразие. (рассказ с элементами беседы, демонстрация  схем и рисунков растительных сообществ)
  4. Видовой состав растительного сообщества (рассказ с демонстрацией фотографий и медиа-ресурсов электронного приложения)
  5. Искусственные растительные сообщества (беседа)
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

природное сообщество, растительные сообщества: естественные, искусственные; жизненная форма растений, видовой состав сообщества, вид-строитель.

  1. Закрепление изученного материала.

Тетрадь-тренажёр: с.14, № 22, 23; с. 15, № 24

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 30-31.

Тетрадь-тренажёр:

Кинестетики: с. 18, № 9

Визуалы, аудиалы: с. 24, № 8

Кинестетики, визуалы: с. 29, № 6

Аудиалы: подготовить устные сообщения о конкретных растительных сообществах


Тема урока: «Роль животных, грибов и бактерий в сообществе»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

- углубить представление о роли растений в сообществах:

- показать роль животных, грибов и бактерий в сообществах;

- раскрыть сущность круговорота веществ.

Материалы и оборудование: 

учебник; электронное приложение; тетрадь-тренажёр; таблица «Схема строения биосферы»; презентация учителя «Разнообразие животных по способам питания»; модель-аппликация «Круговорот биогенных элементов».

Планируемые результаты:

называют ярусы в сообществах. Определяют понятия по теме урока. Описывают и сравнивают роли, выполняемые растениями, животными, бактериями, грибами в сообществе. Объясняют значение круговорота веществ.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний.

-устные сообщения учеников.

- терминологический диктант: «природное сообщество», «растительное сообщество», «вид-строитель», «видовой состав», «преобладающая жизненная форма растений».

  1. Изучение нового материала.
  1. Взаимосвязь растений и животных (беседа с демонстрацией таблицы «Схема строения биосферы»)
  2. Сообщество животных. Ярусы. Разнообразие животных по способам питания. (беседа с демонстрацией презентации)
  3. Сообщество грибов и бактерий (рассказ с демонстрацией медиа-ресурсов электронного приложения)
  4. Круговорот веществ, его значение (рассказ с использованием модели-аппликации «Круговорот биогенных элементов».)
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

Ярусы; производители органического вещества, потребители органического вещества, разрушители органического вещества; круговорот веществ.

  1. Закрепление изученного материала.

Тетрадь-тренажёр, работа парами, с. 35, № 9.

Изображаем схему круговорота веществ в природе

Учащиеся устно приводят примеры:

-производителей органических веществ;

- потребителей органических веществ;

- разрушителей органических веществ разных природных сообществ (лес, луг, болото).

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с.32-33.

Тетрадь-тренажёр: с. 25, № 9, с. 30, № 7.

Подготовить краткие сообщения о типах взаимоотношений организмов, проиллюстрированные наглядно.


Тема урока: «Типы взаимоотношений организмов в сообществе»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

- развить знания об отношениях паразит-хозяин;

- показать разнообразие типов взаимоотношений организмов в сообществе;

- научить определять типы взаимоотношений организмов в сообществе при рассмотрении конкретных примеров, объяснять их значение для природного сообщества.

Материалы и оборудование:

учебник; электронное приложение; тетрадь-тренажёр; презентация учителя, иллюстрирующая разные типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Планируемые результаты:

называют типы взаимоотношений организмов в сообществе. Определяют понятия по теме урока. Описывают особенности разных типов взаимоотношений организмов в сообществе при рассмотрении разнообразных примеров. Объясняют значение разных типов взаимоотношений для природного сообщества.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало: приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.
  2. Учет знаний (комбинированный)

- Изобразить на доске схему круговорота веществ в природе

-Фронтальный опрос:

- Из каких элементов состоит природное сообщество?

- Что называют растительным сообществом?

- Что такое «вид-строитель»?

- В чем отличительная особенность  искусственного растительного сообщества?

  1. Изучение нового материала.
  1. Конкурентные отношении (устные выступления учащихся с демонстрацией наглядных примеров)
  2. Характеристика отношений хищник-жертва(устные выступления учащихся с демонстрацией наглядных примеров)
  3. Отношения паразит-хозяин (устные выступления учащихся с демонстрацией наглядных примеров)
  4. Характерные особенности взаимовыгодных отношений (устные выступления учащихся с демонстрацией наглядных примеров)
  1. Обобщение (запись определений под диктовку с демонстрацией слайдов словаря электронного приложения).

Типы отношений организмов в сообществе: конкурентные, хищник-жертва, паразит-хозяин, взаимовыгодные.

  1. Закрепление изученного материала (опрос)

Ученикам демонстрируются фотографии и рисунки, изображающие взаимодействие организмов. Ученик должен определить и назвать тип взаимодействия.

  1. Домашнее задание (запись на доске учителем и запись в тетрадь под диктовку)

Учебник: с. 14-35.

Тетрадь-тренажёр: с. 15, № 24; с. 26, № 10; с. 30, № 8.

Готовиться к контрольной работе, тренироваться на тестах электронного приложения.


Тема урока: «Контрольно-обобщающий урок»

Тип урока: контрольно-обобщающий урок.

Вид урока: контрольная работа.

Задачи урока:

- определить уровень учебных достижений школьников по изученной теме;

- продолжить формировать информационную компетентность, коммуникативные качества

Материалы и оборудование:

учебник; тетрадь-экзаменатор; демонстрационный материал.

Планируемые результаты:

Называть и иллюстрировать примерами царства живой природы, отделы растений и типы животных, среды жизни, группы экологических факторов, группы растений и животных по отношению к водному режиму, свету, жизненны формы растений, типы взаимоотношений организмов в сообществе; определять понятия по теме; описывать основные признаки живых организмов, особенности представителей отделов растений и типов животных, влияние экологических факторов на организмы, особенности сред жизни, черты приспособленности организмов к обитанию в разных средах жизни; описывать и сравнивать роли, выполняемые растениями, животными, бактериями и грибами в сообществе; сравнивать естественные и искусственные растительные сообщества, растения разных жизненных форм; объяснять значение круговорота веществ, разных типов взаимоотношений для природного сообщества; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения организмов и средой их жизни; уметь работать с различными источниками информации, работать в группе.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы.

  1. Организационное начало

Приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, отметить отсутствующих.

  1. Учет знаний (комбинированный)

Тетрадь-экзаменатор: проверочные работы 1, 2.

Электронное приложение: итоговый тест к главе II.

Устное обсуждение ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

Тест для учащихся 5-х классов на определение типа восприятия информации.

Подготовка к проведению лектория для родителей «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника»....

Учет доминирующего канала восприятия информации учащихся на уроках математики.

Аннотация: статья  содержит дидактические рекомендации для повышения эффективности обучения математике, подчёркивается необходимость учёта психологических особенностей учащихся для достижения рез...

РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. СРЕДЫ ЖИЗНИ.Контрольная работа

Подведение итогов I полугодия по теме РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. СРЕДЫ ЖИЗНИ...

Контрольная работа для 5 класса по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Контрольная работа для 5 класса  по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Работа для контроля и систематизации знаний по теме: «Разнообразие живых организмов....

ВЕДУЩИЕ МОДАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ И СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данная статья посвящена проблематике применения дифференциированного подхода в обучении английскому языку. В даной статье речь идет об одномм из критериев, по кторым следеут индивидуализировать процес...

Учет ведущего типа темперамента при выборе профессии

Презентация к уроку "Учет ведущего типа темперамента при выборе профессии" содержит не только информационные материалы, но и практические задания и проверочный опрос по теме...