Урок 11 класс "Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, симбиоз".
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Василинина Ольга Васильевна

 

формировать у обучающихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у обучающихся  экологическую культуру, компетентность  и навыки самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mezhvidovye_otnosheniya.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, симбиоз.

(изучение нового материала)

           Цель занятия: расширить понятия «экология», сформировать у обучающихся  представления об экологии как науке,  углубить знания об экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание,  понимание роли человека в окружающей среде.

            Задачи:

Образовательные: показать многообразие биотических взаимоотношений и взаимозависимость организмов в биоценозе;  формировать познавательный интерес к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов;

Развивающие: развивать у обучающихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитательные: формировать у обучающихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у обучающихся экологическую культуру, компетентность  и навыки самостоятельной работы.

         Тип занятия: комбинированный.

         Методы: словесный, исследовательский,  беседа, практический.

        Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.

        Оборудование: презентация, тестовые задания, информационные карты, задания для самостоятельной работы, гербарий растений.

       Ключевые биологические понятия урока: мутуализм, протокооперация, комменсализм, хищничество, паразитизм,  аменсализм.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме «экологические факторы»

Перед уроком на доске вывешивается  листок с различными формами проверки изученного материала «Хочу проверить свои знания по теме «Экологические факторы»

  1. Коллективный ответ  (группа 3- 4 человека, один начинает, следубющий продолжает) Универсальны ли адаптации организмов к факторам среды обитания?

2.Диалоговый рассказ (на выбор )

- Роль экологии в современном обществе

-Почему мы должны изучать экологию?

- Почему   экологию считают    наукой  будущего?

  1. Монологический ответ (закон оптимума, закон Либиха)
  2. Выполнить тестовые задания:

-  с выбором одного правильного ответа

- тест на соответствие

-тест с выбором нескольких правильных ответов

5. Расшифровать термины по теме  «Экологические термины»

6. Дать экологическую характеристику (растению или животному)

  1. Сравнить понятия «местообитание» и «экологическая  ниша»
  1. «Куча мала»- из предложенных терминов, составить схему.

         2. Актуализация опорных знаний.

Выполнить тестовые задания:

-  с выбором одного правильного ответа

1. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, – недостаток

1)света

2)тепла

3)воды

4)минеральных веществ

2. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1)вырубка деревьев и   высокая температура летом

2)увеличение затенённости  и недостаток влаги в летний период

3) сбор дикорастущих растений и  вытаптывание почвы

4) низкая температура воздуха зимой

3. Какой антропогенный фактор приводит к уменьшению содержания кислорода в атмосфере?

1)увеличение численности животных

2)осушение болот

3)создание новых агроценозов

4)массовое уничтожение лесов

4. Накопление в атмосфере оксидов серы приводит к

1)расширению озоновых дыр

2)парниковому эффекту

3)увеличению ионизации атмосферы

4)выпадению кислотных дождей

5. Верны ли следующие суждения о связях видов в экосистеме?

А. Сожительство гриба с корнями высших растений (микориза) – пример симбиотических отношений.

Б. Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений – пример конкурентных отношений в биоценозе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

6.Повышение урожайности сельскохозяйственных культур предпочтительнее, чем расширение площадей агроценозов, так как при этом

1)понижается численность вредителей

2)улучшается обеспечение людей пищей

3)облегчается внесение удобрений

4)сохраняются природные биоценозы

7. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в пустыне, – недостаток

1)света

2)тепла

3)воды

4)минеральных веществ

8. К абиотическим факторам относят

   1) подрывание кабанами корней

   2)         нашествие саранчи

  3)         образование колоний птиц

   4)         обильный снегопад

9. Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы

           1)         антропогенные

           2)         абиотические

           3)         биотические

           4)         климатические

10. Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам

           1)         абиотическим

           2)         биотическим

           3)         антропогенным

           4)         ограничивающим

- Тест  на соответствие

1. Установите соответствие между примером воздействия на организм

 и экологическим фактором.

ПРИМЕР

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

А)использование кислорода для дыхания организмов

Б)конкуренция овец в стаде

В)влияние температуры воздуха на цветение растений

Г)перемещение планктона океаническими течениями

Д)питание дождевых червей листовым опадом

Е)питание крота личинками насекомых

1)биотический

2)абиотический

Ответ:

а

б

в

г

д

е

2. Установите соответствие между примером и экологическим фактором.

ПРИМЕР

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

А)паразитирование чесоточного зудня

 в коже человека

Б)сбор личинок колорадского жука

 с побегов картофеля на полях

В)развитие печёночного сосальщика

 в печени человека

Г)внесение азотных удобрений перед посевом растений

Д)уплотнение корневых систем растений на лесной тропинке

1)биотический

2)антропогенный

Ответ:

а

б

в

г

д

3.  Установите соответствие между примером воздействия на организмы

 и экологическим фактором.

ПРИМЕР

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

А)использование минеральных солей

 почвы растениями

Б)гибель организмов вследствие пересыхания водоёмов

В)взаимоотношения кабанов и лосей в биоценозе

Г)влияние продолжительности светового дня на рост растения

Д)влияние ультрафиолетовых лучей на синтез витамина D

Е)уменьшение численности белок в неурожайные годы семян ели

1)биотический

2)абиотический

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

4. Установите соответствие между признаком позвоночного животного и средой, в которой он сформировался.

ПРИМЕР

СРЕДА

А)подвижные веки

Б)жабры с жаберными крышками

В)тазовый пояс

Г)шейный отдел позвоночника

Д)боковая линия

Е)двухкамерное сердце

1)водная

2)наземно-воздушная

Ответ:

а

Б

в

г

д

е

5. Установите соответствие между характеристикой и экологическим фактором.

ПРИМЕР

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

А)распашка целинных земель

Б)создание оросительных каналов

В)образование озоновых дыр за счёт воздействия фреонов

Г)влияние паразита на организм хозяина

Д)взаимоотношения хищника и жертвы

Е)взаимовлияние гифов гриба и цианобактерий в лишайнике

1)биотический

2)антропогенный

Ответ:

а

Б

в

г

д

е

-Тест с выбором нескольких правильных ответов

1. В естественной экосистеме

1)разнообразный видовой состав

2)несбалансированнный круговорот веществ

3)незамкнутый круговорот веществ

4)замкнутый круговорот веществ

5)разветвленные пищевые цепи        

6)среди консументов преобладают хищники

Ответ

2. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

1)майскими жуками

2)черемухой

3)грибами

4)шиповником

5)орешником

6)мышами

Ответ:

3. Какие экологические нарушения в биосфере вызваны антропогенным вмешательством?

1)разрушение озонового слоя атмосферы

2)сезонные изменения освещённости поверхности суши

3)падение численности китообразных

4)накопление тяжёлых металлов в телах организмов вблизи автострад

5)накопление в почве гумуса в результате листопада

6)накопление осадочных пород в недрах Мирового океана

Ответ:

4. Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?

1)рождение детёнышей и выкармливание их молоком

2)дыхание атмосферным воздухом

3)обтекаемая форма тела

4)превращение передних конечностей в ласты

5)разделение полости тела диафрагмой

6)толстый слой подкожного жира

Ответ

5. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1)вырубка деревьев

2)увеличение затенённости

3)недостаток влаги в летний период

4)сбор дикорастущих растений

5)низкая температура воздуха зимой

6)вытаптывание почвы

Ответ:

- Расшифровать термины по теме  «Экологические термины» - устно (2 человека, по 5 терминов)

  1. Экология
  2. Среда обитания  
  3. Экологические факторы
  4. Эврибионты
  5. Антропогенные
  6. Толерантность
  7. Абиотиоческие
  8. Биотические
  9. Стенобионты

10)Ограничивающий фактор

- Дать экологическую характеристику (животному по плану, предложенному учителем.)

Для предложенного Вам вида  укажите:

адаптации:

физиологически

баллов (1 балл)

этологические

баллов (1 балла)

морфологические

баллов (1 балл)

Среды обитания

баллов (1 балл)

Биотоп

баллов (1 балл_)

Максимальное количество баллов за задание – 5 баллов

Из предложенных учителем напечатанных составить схему ( кластер) о многообразии воздействий среды на организм.

ФАКТОРЫ, ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЕМОВ, БИОТИЧЕСКИЕ, АНТРОПОГЕННЫЕ, ПРЯМЫЕ, КОСВЕННЫЕ, СВЕТ, ТЕМПЕРАТУРА, ВЛАЖНОСТЬ, ДАВЛЕНИЕ, ОХОТА, ВЫРУБКА ЛЕСА, АБИОТИЧЕСКИЕ,ОСУШЕНИЕ БОЛОТ., ХИЩНИК- ЖЕРТВА, ПАРАЗИТ- ХОЗЯИН.

- Сравнить понятия «местообитание» и «экологическая  ниша»

-Сформулируйте вывод о влиянии человеческой деятельности на естественные лесные сообщества

Влияние антропогенных  факторов  на лесное сообщество

Факторы антропогенного влияния

Какое влияние оказывает данный фактор на лесное сообщество

Какие меры необходимо принять для усиления охраны биоценоза

Сбор растений

Неконтролируемое разведение костров

Вытаптывание и формирование тропиночной сети

Выбрасывание бытовых отходов и помойки

Вырубка деревьев

Порча коры деревьев

Шум и фактор беспокойства

Сооружение гнездовий для птиц

Сооружение кормушек и подкармливание птиц в суровое время года

Въезд в лес на транспорте

Задание:    Внесите предложения по улучшению состояния территории леса, испытавшего воздействие человека.


        III. Изучение нового материала

    Учитель предлагает решить экологическую задачу, чтобы определить тему урока:

Однажды я увидел странное зрелище: по муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал верх муравьиной кучи, но не клевал муравьев. Дрозд вытянул крылья и так сидел минут 10. Позже на это место прилетела сойка, потом скворец, потом трясогузка. Почему едва ли не половина всех местных птиц прилетает на муравейник?

(Рассказ  лечебница под сосной»  На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов.  Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей  кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны. )

      Вопрос классу: Какие типы биотических взаимоотношений вы знаете?

Учитель: я предлагаю каждой группе выбрать форму представления самостоятельной работы с учебником (составить таблицу, составить схему, составить тестовые задания различной сложности, составить вопросы для игры «Данетка», составить кластер или своё предложение).

Самостоятельная работа в группах.

IV. Первичное закрепление знаний.  Презентация – определить тип биотических взаимоотношений.

Дополнительные вопросы

Узнайте, о какой форме взаимоотношений идет речь?

  1. Естественный отбор увеличивает эффективность средств поиска и ловли добычи. Жертвы совершенствуют средства защиты.
  2. Увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование.
  3. Происходит регуляция плотности популяций.
  4. Паразитизм существует только у животных? Обоснуйте ответ: растения-паразиты: повилика на крапиве, заразиха на подсолнечнике.  Грибы-паразиты: фитофтора на картофеле, головня и спорынья на злаковых.
  5. Промежуточное положение между хищниками и паразитами занимают паразитоиды, например, наездники. Как человек использует наездников   в практической деятельности?
  6. Эта форма  биотических взаимоотношений наблюдается при переуплотнении среды и недостатке пищи. Приведите   примеры.

  Физкультминутка: Выберите из предложенных организмов: (комар, малярийный плазмодий, блоха, дизентерийная амеба,  муха жигалка аскарида).

-экзопаразитов (сидя машем руками)

- эндопаризитов (встаем)

       V.Применение полученных знаний в новой учебной ситуации. Межгрупповая дискуссия.

Ч. Дарвин сформулировал проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?»

Решение: Увеличение количества старых дев в данной местности -увеличение количества кошек, которых заводят старые девы -уменьшение количества мышей - увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши - повышение урожайности клевера - увеличение удоя у коров в данной местности.

  1. Домашнее задание:§ 77, составьте список (схему) организмов, имеющих разного  типа экологические  связи с:  березой, большим пестрым дятлом, зайцем- беляком.

Индивидуальные задания по желанию:

 -подготовьте сообщение «Симбионты человека», «Паразиты человека»

-Экологическая ситуация.

На реке выпасают крупный рогатый скот.

 Задание.

1. Опираясь на приведенную экологическую ситуацию, продумайте возможный  вариант проведения исследовательской работы, для этого:

а) предложите формулировку темы исследования

б) сформулируйте цели,  задачи, гипотезу исследования

г) предложите методики для достижения целей и задач

в) продумайте план (алгоритм, порядок) проведения исследовательской работы

г) предположите возможный результат вашей работы и варианты обработки данных, полученных в ходе экспериментов (опытов, наблюдений)

д) сформулируйте предполагаемые выводы.

     VII.  Рефлексия    

     VIII. Итог урока

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межвидовые отношения организмов

 Методическая разработка урока по биологии - 9 класс. Изучение новой темы осуществляется в форме педагогической мастерской....

открытый урок по теме "Отношения между понятиями" 6 класс

урок изучения материала, разработан на основе программы Л. Босовой и ЦОР к курсу "информатика 6", заимствован материал из рабочей тетради для 6 класса...

Урок истории 8 класс Международные отношения в конце XIX – начале XX веков.

Конспект занятия посвященного Международным отношениям в к 20 - н. 21 в...

Урок по ИЗО . 6 класс. Тема "Отношение художника к миру вещей."

Урок по изобразительному искусству. Общая тема " Отношение художника к миру вещей" Тема урока "Изображение предметного мира - натюрморт". 6 класс. Презентация....

Открытый урок информатики в 3 классе "Множества. Отношения между множествами"

Открытый урок информатики в 3 классе "Множества. Отношения между множествами"...

открытый урок в 6 классе "Семейные отношения" с применением ИКТ

Цель: создать условия для подготовки проектной программы по теме "Семейные отношения" через поэтапную отработку материала с помощью всех видов речевой деятельности....

конспект урока по математике "Отношения", 6 класс

Данный урок проведен с целью формирования навыков решения задач из жизненных ситуаций....