обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy_chlenistonogie.doc78 КБ
Office presentation icon chlenistonigie.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме:

"Тип Членистоногие»

Цель урока: повторить и обобщить знания по теме “Тип Членистоногие”.

Задачи урока: 

- определение места Членистоногих в естественной системе животного мира;  

- закрепление знаний и умений  по особенностям  строения и жизнедеятельности представителей  класса: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые;

-продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме;

- развитие творческих способностей;

- развитие умений анализировать и  делать выводы;

- Воспитание интереса к предмету и  эстетическое воспитание.

Оборудование: 

  •  таблица “строение Ракообразных”, “Паукообразных”, “Насекомых”;
  •  Наглядное пособие “Внешнее строение ракообразных”, “Паукообразных”, “Насекомых”;
  •  коллекции насекомых;
  • ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер.

Тип урока: урок-игра.

Методы: 

  • Словесный;
  • Развивающий;
  • Наглядный.

                                                       Ход урока

Содержание

            Деятельность учителя

     Деятельность  учащихся

Вступительное  слово

У всех животных этих, скажу без промедленья,
Конечности имеют определенное строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерные особенности животных многих,
Относящихся к типу ________

В течении нескольких уроков мы изучали Членистоногих и сегодня наступило время проверить   и расширить наши знания и умения по данной теме.

На уроке мы совершим путешествие по станциям страны « Членистоногие» тремя группами: Раки, Пауки и Насекомые.

А для того, чтобы быстрее погрузиться в атмосферу урока давайте послушаем шуточное представление главных классов типа.

Станция « Семейная»

Распределите представителей Типа Членистоногие по Классам:

1.Ракообразные.

2.Паукообразные.

3.Несекомые.

а) лангуст, б) оса, в) мучной клещ, г) креветка, д) скорпион, е) слепень, ж) муравей, з) циклоп, и) тарантул, к) шмель, л) водомерка, м) сенокосец, н) чесоточный зудень, о) стрекоза, п) мокрица, р) краб, с) каракурт.

Станция “Светофор”.

(Используются карточки-семафоры с зелёной и красной стороной, если ученик согласен с высказыванием, то он поднимает зелёную сторону, если не согласен, то красную). 

  1. Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей. (Да)
  2. Тип Членистоногие объединяет два класса. (Нет)
  3. Тело рака состоит из трёх отделов. (Нет)
  4. К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, моллюски.( нет)
  5. Кровеносная система у членистоногих незамкнутая.(да)
  6. Большинство раков имеет пару сложных глаз. (Да)
  7. Выделительная система представлена двумя парами железистых органов – зелёных желёз. (Да)
  8. Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей. (Да)
  9. Все пауки – хищники. (Нет)
  10. Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки. (Нет)
  11. Все пауки строят паутину – ловчую сеть. (Нет)
  12. Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов. (Да)
  13. Тело насекомых состоит из трёх отделов. (Да)
  14. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев. (Нет)
  15. Насекомые дышат всей поверхностью тела. (Нет)
  16. У насекомых чётко виден половой диморфизм. (Да)

Станция « Изобразительная»

Из предложенных изображений членистоногих одно лишнее. Подумайте и определите – какое.

   Станция « Любознательная»

Сейчас вы на некоторое время превратитесь в учёных- зоологов и попытаетесь ответить на мои вопросы.

1.Этот знак воды, символ не слишком активных и мечтательных, ленивых и сверхчувствительных людей. Среди известных личностей, родившихся под этим  знаком  было много артистов и писателей -  в частности ,  Руссо, Шуберт, Лафонтен и мн. др.  Назовите этот знак зодиака? ( Рак )

2.Своё имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана, с которым имел дело хитроумный Одиссей. Как же он называется? ( Циклоп )

3. Рассказы о этих паукообразных можно найти в мифах Древней Греции и Египта. В рукописях средневековых алхимиков оно упоминается как магический атрибут превращения свинца в золото. Его именем названо одно из зодиакальных созвездий. А у христиан это животное является типичным представителем « фауны» преисподней. Кто это? (Скорпион )

4. В Китае её называли « ткань восточного моря» , в Полинезии из неё делали нитки для шитья. В начале 18 века во Франции она стала сырьём для изготовления перчаток и чулок. Образцы её были представлены в академию наук и вызвали всеобщее восхищение. О чём идёт речь? ( О  паутине )

.

5.В 7 столетии в Италии и Испании люди, укушенные этим пауком, лечились с помощью изнуряющего танца, что кончалось всегда потерей сознания. Тогда верили, что это единственное спасение от смерти. До нашего времени дошёл известный испанский  народный танец, названный в честь этого паука. Как называется танец и паук? ( Тарантелла, тарантул )

6. Это небольшое насекомое из отряда Двукрылых является важнейшим объектом исследований в генетике- науке о наследственности и изменчивости. Что это за насекомое? ( Плодовая мушка дрозофила )

7. Французы называют это насекомое- « проткни уши», немцы- ушной червь. А как его называют русские? ( Уховёртка )

8. В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию , постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов. ( Колорадский жук или десятилинейный листоед )

Станция « Удивительно, но факт»

  1. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.
  2. Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.
  3. Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.
  4. На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.
  5. Самое большое насекомое – Вета – обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.
  6. Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см.
  7. Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литр крови.
  8. Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.

     9. Из паутинных бородавок одного   паука можно вытянуть до 4 кг паутины.

   10. От укуса  каракурта , паука длиной 1 см, часто погибают даже лошади, коровы и верблюды. В литературе описан случай, когда каракурты покусали караван верблюдов и из 173 животных пали 57. Только овцы не боятся каракуртов и спокойно поедают их вместе с травой.

  11. На острове Мадагаскар и в Восточной Африке живёт паук размером около 7 см – кругопряд-нефил. Этот паук плетёт сеть диаметром до 8 метров.

  12. На Земле примерно 10 в 18 степени экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.

 

Станция « Наши недобрые знакомые»

О каких знакомых нам членистоногих идёт речь? Почему они недобрые?

( чесоточный зудень – чесотка, таёжный клещ – энцефалит, постельный клоп, клоп вредная черепашка, саранча, тараканы, блохи, медведка,  комар малярийный ).

Станция « Задачка»:

1. « Еду к миленькой»

В жизни каждого животного наступает время, когда любовное томление толкает его на поиски подруги или друга. У некоторых пауков поиски самки опасны для жизни самцов. Самки некоторых пауков убивают партнера и используют его как добычу. Что же делать пауку самцу, чтобы избежать опасности стать угощением.

 Паук-самец, обнаружив на своем пути след самки, тут же ловит муху,  оплетает паутиной, пока не получится белый шар. Вопрос: зачем пауку такой « свадебный подарок»

Вооружившись” таким “свадебным подарком”, он отваживается приблизиться к самке. Самка, вцепляясь в подарок, а не в жениха и начинает высасывать муху. Самец использует благоприятный момент для спаривания. Случается, что самец предлагает самке уже высосанную муху: самцы некоторых видов воруют мух для свадебного подарка из сети своей избранницы. Бывает, что жених забирает потом свой подарок обратно. Совсем ленивые предлагают просто палочку. Но тут риск выше…

2. « Видит око, да зуб неймет” Муха комнатная имеет два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит лишь на расстояние 40-70 см. А стрекоза видит дальше – на 1,5 – 2 м. Найдите причину “дальнозоркости”, объясните её.

Ответ: Стрекоза – хищник, она ловит насекомых на лету, ориентируясь при помощи органов зрения. Мухе же это не обязательно, поскольку они питаются “неподвижной пищей”.

3. « Кому медку»  Гигантские пчелы Индонезии – настоящие фабрики меда. Ученые давно пытаются их одомашнить, но безуспешно. Их укус смертелен. Как достать мед диких пчел.

Ответ: Сборщики меда действуют только ночью или на рассвете, а также в очень влажную погоду, когда пчелы пассивны.

Станция « Проверяйка»

Термины на слайде

1. Зеленые железы.
2. Симбиоз.
3. Трахеи.
4. Мальпигиевы сосуды.
5. Инстинкт.
6. Регенерация.

Определения к терминам

  1. Тончайшие трубочки для дыхания у насекомых.
  2. Мельчайшие трубочки – органы выделения у наземных членистоногих.
  3. Органы выделения продуктов жизнедеятельности раков.
  4. Последовательная цепь рефлексов в сложном поведении у насекомых и других животных.
  5. Иногда попадаются раки с клешнями разного размера. Как называется процесс восстановления утраченного органа?
  6. Взаимовыгодное сожительство разных организмов.

Станция «Творческая»

На силуэте животных отметить системы органов

Заключение

“Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыпятся в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на голых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.

Эти слова сказал У.Холлэнд о насекомых в своем труде “Книга о ночных бабочках”. Может быть, тогда, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, он просто не подозревал, что любое из этих маленьких существ может запросто погибнуть из-за нашей с вами не осторожности. И, чтобы их на Земле оставалось как можно больше, нужно просто любить все, что окружает нас на этой планете.

Членистоногие

Класс Ракообразные.

В океане, реке или луже,

В глубине и у кромки воды-

Мы повсюду их обнаружим

И заметим раков следы.

Формы тел разнообразны-

Есть безноги, есть ногасты,

Грудь и голова давно

У раков слились в одно.

А глаза на толстых ножках

Вылезли вперед немножко.

У передней пары ног

В росте был большой бросок-

Вспухли, каждая в отдельности

Превратились в ногочелюсти.

Так как рак – водяное создание,

Нужно подумать ему о дыхании,

Жабры имеешь - значит живешь,

В этом рачок на рыбешку похож.

Тело сегментное чуть расплылось,

Секциями между собою срослось.

Эволюция все изменяет,

Ножка ненужная вдруг исчезает,

Ну, а другая наоборот,

Пищу хватает и быстро растет.

Класс Паукообразные.

Четыре пары  глаз,

Четыре пары ног,

Быть может, здесь висит

На ниточке жучок?

Повнимательней смотри,

Ну, какой же это жук?

То, кто паутину вьёт,

Тот считается паук.

А ещё у пауков

Нет на мордочке усов, есть конечности у рта-

Ах, какая красота!

Вызывает удивленье

Аппарат пищеваренья.

Насекомое поймает,

В паутину замотает,

Ждет, когда в котле из пут

Приготовится продукт,

Полужидкое питание-

Вот закон существования.

Сетью, ловкой словно пух,

Ловит бабочек паук,

Мотыльков и комаров,

Гусениц и муравьев,

Крошек-мошек и шмеля

Поджидает западня.

Пауку совсем не просто

Отыскать еду по росту

И с добычею большой

Сложно справится порой.

И любой из паучат

При себе имеет яд.

Бегает с отравой-

Сильной или слабой.

Класс Насекомые.

Как показала практика,

Обширней класса нету:

От полюса до полюса

Они заселили планету.

Для всех насекомых схема одна:

Вот мягкое брюшко, вот голова,

К грудке животного прикреплены

Крылья и лапки различной длины.

В небе порхает, жужжит эскадрилья

Из насекомых, имеющих крылья.

Вот отложила бабочка

На веточке яица,

Через две недели

Выползут из кладки

Маленькие гусеницы

Жирные и гладкие.

Время идет гусеница растет,

По веткам гуляет, листву поедает,

Осень зовет, коконы вьет.

К спячке готовится, шелком укроется.

Куколкой уснет, но зима пройдет,

И весной опять, бабочке летать.

Для моих знакомых из класса насекомых

Это превращение - обычное явление.

Ответы:

1.Ракообразные: а, г, з, п, р ; 2.Паукообразные: в, д, и, м, н, с ; 3.Насекомые: б, е, ж , к, л, о .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

?

Слайд 2

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ : ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Слайд 3

Ракообразные

Слайд 4

Паукообразные

Слайд 5

Насекомые

Слайд 6

Станция «Семейная» Ракообразные - Паукообразные - Насекомые – а)лангуст, б)пчела, в)мучной клещ, г) креветка, д) скорпион, е)слепень, ж) муравей, з)циклоп, и) тарантул, к) шмель, л) водомерка, м) сенокосец, н)чесоточный зудень, о) стрекоза, п) каракурт

Слайд 7

Ракообразные – а, г, з Паукообразные – в,д,и,м,н,п Насекомые – б,е,ж,к,л,о а)лангуст, б)пчела, в)мучной клещ, г) креветка, д)скорпион, е)слепень, ж) муравей, з)циклоп, и) тарантул, к) шмель, л)водомерка, м) сенокосец, н)чесоточный зудень, о) стрекоза, п) каракурт

Слайд 8

Станция « Светофор» Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей. Тип Членистоногие объединяет два класса. Тело рака состоит из трёх отделов. К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, моллюски. Кровеносная система у членистоногих незамкнутая. Большинство раков имеет пару сложных глаз. Выделительная система представлена двумя парами железистых органов – зелёных желёз. Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей. Все пауки – хищники. Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки. Все пауки строят паутину – ловчую сеть. Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов. Тело насекомых состоит из трёх отделов. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев. Насекомые дышат всей поверхностью тела. У насекомых чётко виден половой диморфизм

Слайд 9

Станция «Изобразительная»

Слайд 10

Какие животные относятся к типу Членистоногие?

Слайд 11

Станция « Изобразительная» Какие животные относятся к типу Членистоногие?

Слайд 12

Станция «Изобразительная»

Слайд 13

Станция «Любознательная» 1.Этот знак воды, символ не слишком активных и мечтательных, сверхчувствительных людей. Среди известных личностей, родившихся под этим знаком было много артистов и писателей - в частности , Руссо, Шуберт, Лафонтен и мн. др. Назовите этот знак зодиака?

Слайд 15

Станция «Любознательная» 2.Своё имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана, с которым имел дело хитроумный Одиссей. Как же он называется?

Слайд 17

Станция «Любознательная» 3. Рассказы о этих паукообразных можно найти в мифах Древней Греции и Египта. В рукописях средневековых алхимиков оно упоминается как магический атрибут превращения свинца в золото. Его именем названо одно из зодиакальных созвездий. А у христиан это животное является типичным представителем « фауны» преисподней. Кто это?

Слайд 19

Станция «Любознательная» 4. В Китае её называли « ткань восточного моря» , в Полинезии из неё делали нитки для шитья. В начале 18 века во Франции она стала сырьём для изготовления перчаток и чулок. Образцы её были представлены в академию наук и вызвали всеобщее восхищение. О чём идёт речь?

Слайд 21

Станция «Любознательная» 5.В 7 столетии в Италии и Испании люди, укушенные этим пауком, лечились с помощью изнуряющего танца, что кончалось всегда потерей сознания. Тогда верили, что это единственное спасение от смерти. До нашего времени дошёл известный испанский народный танец, названный в честь этого паука. Как называется танец и паук?

Слайд 23

Станция «Любознательная» 6. Французы называют это насекомое- « проткни уши», немцы- ушной червь. А как его называют русские?

Слайд 25

Станция «Любознательная» 7. В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию , постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов.

Слайд 27

Станция « Удивительно, но факт»

Слайд 33

Станция «Наши недобрые знакомые» Чесоточный зудень Таежный клещ Постельный клоп Саранча Медведка Комар малярийный

Слайд 34

Станция «Задачка» «Еду к миленькой»

Слайд 35

Станция «Задачка» « Видит око, да зуб неймет»

Слайд 36

Станция «Задачка» « Кому медку»

Слайд 37

Станция «Проверяйка» 1. Зеленые железы 2. Симбиоз 3. Трахеи 4. Мальпигиевы сосуды 5. Инстинкт 6. Регенерация

Слайд 38

Станция « Творческая»

Слайд 41

Установите соответствие (профессия – знания) Агроном Врач Ветеринар Лесник Мастер – шелковод Энтомолог Эколог Пчеловод Видовой состав Вредителей растений Биологические особенности тутового шелкопряда Влияние окружающей среды на насекомых Биология пчел, болезни пчел Вредителей и паразитов животных Важность муравейников.., деревья и насекомые … Клещевой энцефалит, малярия

Слайд 42

Агроном 2 Врач 8 Ветеринар 6 Лесник 7 Мастер – шелковод 3 Энтомолог 4 Эколог 1 Пчеловод 5 Видовой состав Вредителей растений Биологические особенности тутового шелкопряда Влияние окружающей среды на насекомых Биология пчел, болезни пчел Вредителей и паразитов животных Важность муравейников.., деревья и насекомые … Клещевой энцефалит, малярия

Слайд 43

неверно

Слайд 44

верно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме"Тип Членистоногие"

  Обобщение знаний  по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе ...

Обобщающий урок Тип Членистоногие

Обобщающий урок   " Тип  Членистоногие"Задачи урока: - обобщить и закрепить знания о многообразии представителей  типа   Членистоногие ,об основных особенностях классов Р...

Обобщающий урок Тип Членистоногие

Обобщающий урок   " Тип  Членистоногие"Задачи урока: - обобщить и закрепить знания о многообразии представителей  типа   Членистоногие ,об основных особенностях классов Р...

Обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"

обобщение  и закрепление пройденного материала по теме членистоногие;формирование навыков индивидуальной и групповой форм деятельности;развитие умений решать ребусы и головоломки,  анализиро...

Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие»

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯК таким урокам готовиться заранее в начале изучения темы.Необходимо научить учащихся заранее:СигналамЧувству времениЧеткости выполнения команд ответственности при подготовке к та...

Обобщающий урок по теме "Членистоногие"

Урок проводится в форме игры "Своя игра"...

Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие». Урок РОСТ.

Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие». Урок РОСТ. Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих, о взаимоотношениях со средой обитания, роли этих ж...