Урок . Тема: "Жизнь организмов"
план-конспект урока по биологии на тему

Миниченко Людмила Семеновна

На основе системно-деятельностного метода обучения.

Тип урока: урок « Открытия» нового знания.

Цель урока: Выявить особенности строения, многообразие  и приспособления живых организмов  морей и океанов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zhizn_organizmov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь организмов в морях и океанах.

Учитель биологии Миниченко Л.С.

На основе системно – деятельностного метода обучения.

Тип урока: урок « открытия» нового знания.

Цель урока: Выявить особенности строения, многообразие  и приспособления живых организмов  морей и океанов.

Планируемые результаты: Личностные 1 Сформировать познавательные интересы и мотивы направленные на изучение живой природы.

2 Сформировать эстетическое отношение к живой природе.

Метапредметные    1Знание основных принципов отношения к живой природе

2 Сформировать основные познавательные интересы и мотивы  направленные на изучение живой природы.

Предметные  1 Выделять существенные признаки биологических объектов и процессов.

2 Умение делать выводы на основе биологических объектов и процессов.

3 Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии..

Задачи урока:

Воспитывающая Формирование познавательного интереса учащихся направленного на изучение живой природы.

Развивающая  Развивать умение работать с текстом учебника рисунками составлению схем делать сравнительный анализ.

Обучающая: Показать учащимся связь между условиями обитания  и приспособлениями организмов к жизни в них. Охарактеризовать живой мир мелководья средних глубин и на глубине океанов и морей Земли.

У.У.Д. Личностные Формировать умение выражать свои эмоции и отношение к биологическим объектам.

2 Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: Формирование умения слушать и понимать других.

2 Формировать умения выявлять сущность особенности объектов.

3 Формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

4Формирование умения оформлять свои мысли  в устной форме.

5 Формировать умение работать в группе и паре.

Познавательные:

1 Формировать умения выявлять сущность особенности объектов.

2Формировать умения извлекать информацию иллюстраций текстов.

3 Формировать умения на основе анализ делать выводы.

4 Умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: 1 Формировать умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

2 Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

Название технологических этапов урока их содержание

Конспект урока

1Мотивирование(самоопределение) к учебной деятельности.

Отгадайте загадки:

По волнам гуляет зонтик

Если встретите- не троньте!

Вот так чудо вот так диво ;

 Зонтик жжется как крапив.

Не летит не поет а клюет.

Ползет наоборот – задом наперед

Все под водой хватает клешней.

Он на дне морском живет

Боком движется вперед

Клешни режут словно нож

С пауком большим он схож.

Тема урока: Жизнь организмов в морях и океанах.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Давайте подумаем в каких условиях живут обитатели морей и океанов и как они приспосабливаются к этим условиям? Открыли учебники нашли абзацы выделенные жирным шрифтом.  В каких условиях могут жить обитатели морей и океанов?

Морские обитатели мелководий

Опять вернемся к загадкам.

Вот перламутровый домик рапаны

В нем голоса из морей океанов.

(демонстрация ракушек)

Словно под прессом долго была

Плоская рыба что звать –камбала

Рыба меч его не тронет

Даже если и догонит

В нем электрический разряд

Он разрядится будет рад.

Просмотр презентации (обитатели мелководий)

Выделим особенности приспособлений обитателей мелководий.

 Рисуем кольца Венна

(работа в парах)

1Обитатели мелководий

 :закапываются в  грунт

 неподвижно лежат на дне

плоское тело

окрашены под цвет грунта

прикрепляются к грунту

Обитатели открытой воды

Отгадай еще загадки

По волнам гуляет зонтик

Если встретите- не троньте!

Вот чудо вот так диво ;

 Зонтик жжется как крапив

По сути-зверь а с виду рыба

Огромен я его боюсь

А догадаться вы смогли бы

 Кто пищу цедит через ус

В море рыбы все боятся

Тет а тет с ней окзатся

И Нептун- он бог морей

Чуть робеет перед ней

Поставляют людям спины

В море нас спасут- дельфины

   2 Обитатели открытой воды

Просмотр презентации,

 Выделим особенности приспособлений обитателей открытой воды.

Обтекаемое тело и мощные мышцы

 Парение в открытой воде

Быстрота передвижения

Обитатели глубины морей и океанов

Существует ли жизнь в глубине моря?

Обсудите с соседом по парте и составьте  по 3 вопроса ( Какие приспособления  существуют у живых организмов  обитателей глубин)

- Какие новые термины вы увидели в тексте учебника и знаете ли вы их.

Выявление места и причины затруднения

Изучив  жизнь живых организмов в морях и океанах мы с вами должны определить  какие приспособления развиты у организмов и что общего у них.

Выход из затруднения

1 проведем анализ слайдов текста, рисунков. Работаем с учебником

Реализация построения проекта

Зарисовываем и заполняем кольца Венна.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте проанализируем и сформулируем то что мы сегодня узнали на уроке:

1 В морях  океанах можно выделить несколько зон  отличающихся по условиям и составу обитателей.

2 Все организмы приспособлены  к этим условиям.

3 Особая группа свободноплавающих- планктон.

Закрепление

Зачеркните лишнее слово в каждом ряду:

 1 пескожил, рак , краб ,мидии, камбала, дельфин .

     2 акула, кит, дельфин, рак ,планктон,

   3 удильщик,  медуза.

Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание

Прием  «Горячий стул» Учащийся садится лицом к классу . На доске пишутся понятия, термины ,изученные на уроке дети, не называя характеризуют,  а отвечающий должен угадать.

В течении урока дети получали жетоны по наличию жетонов выставляются оценки

Параграф 23

Сочинить стихотворение(жизнь в морях и океанах)

Приготовить аппликцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

Конспект урока и презентация по теме"Жизнь организмов в морях и океанах"

Материал содержит технологическую карту урока, построенную в рамках требований ФГОС....

Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь организмов в морях и океанах"

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь  организмов в морях и океанах" разработана с учетом функциональной асимметрии головного мозга....

Технологическая карта урока. Тема : «Жизнь подростков в Великобритании». Spotlight 6 U5

Знакомство с жизнью сверстников в странах изучаемого языка. Формирование умений различать типы текстов; развитие умений прогнозирования содержания текста, развитие умений ознакомительного чтения....

Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»

Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5к...