Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc235.5 КБ
Файл laboratorka.docx292.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Адаптации организмов к условиям обитания

как результат действия естественного отбора

ФИО: Калачинская Тамара Владимировна        

Место работы: МБОУ СОШ №7 г Мичуринска

Должность:        учитель биологии

Предмет: биология        

Класс:        11

Тема и номер урока в теме: «Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора» 5 урок в теме Основы учения об эволюции.

Базовый учебник:        Н.Д.Андреева Биология 10-11 класс, Мнемозина 2011

Цель  урока: углубить и расширить знания учащихся о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания.

  1.  Задачи:

- обучающие

  сформировать знания о возникновении приспособленности как закономерном результате эволюции

  продолжить формирование умения использовать знания закономерностей эволюции для объяснения приспособлений, наблюдаемых в живой природе.

-развивающие

  • Развивать критическое мышление.
  • Развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

-воспитательные

Воспитывать творчески-активную самостоятельную личность.

  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска InterWrite, интерактивный конспект урока, рабочие листы для групп учащихся.

  1. Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся,  проверяет  их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

1 мин.

2.

Актуализация знаний учащихся

Фронтальный опрос

Тест на тему «Движущие силы эволюции» ссылка №1

Дает рекомендации по выполнению задания

Выполняют тест

5 мин

3.

Изучение нового материала

Лекция с использованием ЭОР

1. Озвучивание темы урока.

2. Демонстрация презентации с использованием материалов единой коллекции цифровых образовательных материалов.  

Ссылка №2

1. Конспектируют лекцию.

10 мин

4.

Закрепление учебного материала

Тест на тему Адаптации организмов к условиям обитания

Выполнение лабораторной работы «Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер».

Индивидуально

Приложение к уроку №2

Выполняют задания по карточкам определению приспособленности организмов к среде обитания.

15мин

5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Беседа

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

3 мин

7.

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока №1

Адаптации организмов к условиям обитания

 как результат действия естественного отбора.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Тест «Движущие силы эволюционного процесса»

Тест

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/06819f8e-dec0-66fe-c6bf-f971c03920a6/?

2.

Изображение различных видов приспособленности организмов к среде обитания.

Иллюстрация

Презентация

http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:European_Starling_2006.jpg&filetimestamp=20060823160312&uselang=ru

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Goldbutt_2009.JPG?uselang=ru

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ajuga_reptans_-_Bugle_rampante_.JPG?uselang=ru

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2ac6b79a-823d-4aa1-ae00-6f0e432b9057/?from=a654de1b-929f-5809-a167-dc7562b4c5da&interface=themcol

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/20d0362e-4807-4f0b-b4e6-79f323c4af98/?from=a654de1b-929f-5809-a167-dc7562b4c5da&interface=themcol

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Phyllium_giganteum,_adult_femal_from_dorsal.JPG?uselang=ru

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8f31dc5a-0944-4dd8-a783-283c2c774265/?from=a654de1b-929f-5809-a167-dc7562b4c5da&interface=themcol&rub_guid[]=a654de1b-929f-5809-a167-dc7562b4c5da&rubric_id[]=45963

Лабораторная работа № 7  Вариант I.

Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер.

Цель работы: рассмотреть примеры приспособленности организмов к среде обитания, использовать знания о движущих силах эволюции для объяснения механизма возникновения приспособленности.

Материал для работы: гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов); коллекции насекомых, карточки с изображениями животных, иллюстрирующие приспособленность организма к среде обитания.

Ход работы:

  1. Внимательно рассмотрите предложенные вам экземпляры растений или животных, выясните их видовую принадлежность.
  2. Используя справочный материал  «Экологические группы растений» и с 118 -120 учебника Н.Д. Андреевой  «Биология 10 – 11»  определите особенности строения растения и животного, приспосабливающие эти организмы к среде обитания.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\медведка.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\Копия кактус.jpg

 

Укажите черты приспособленности к условиям среды обитания изучаемых объектов.

Опишите с позиции учения о движущих силах эволюции возможный путь возникновения какой – либо приспособительной черты.

Докажите её относительность.

Результаты работы занесите в таблицу.

Растение или

животное

Условия среды обитания

Черты приспособленности

Механизм возникновения

приспособления

Относительный характер приспособленности

Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

Лабораторная работа № 7 Вариант II.

Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер.

Цель работы: рассмотреть примеры приспособленности организмов к среде обитания, использовать знания о движущих силах эволюции для объяснения механизма возникновения приспособленности.

Материал для работы: гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов); коллекции насекомых, карточки с изображениями животных, иллюстрирующие приспособленность организма к среде обитания.

Ход работы:

  1. Внимательно рассмотрите предложенные вам экземпляры растений или животных, выясните их видовую принадлежность.
  2. Используя справочный материал  «Экологические группы растений» и с 118 -120 учебника Н.Д. Андреевой  «Биология 10 – 11»  определите особенности строения растения и животного, приспосабливающие эти организмы к среде обитания.

  C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\монстера.jpg         C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\крот.jpg

 

Укажите черты приспособленности к условиям среды обитания изучаемых объектов.

Опишите с позиции учения о движущих силах эволюции возможный путь возникновения какой – либо приспособительной черты.

Докажите её относительность.

Результаты работы занесите в таблицу.

Растение или

животное

Условия среды обитания

Черты приспособленности

Механизм возникновения

приспособления

Относительный характер приспособленности

Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 7  Вариант I.

Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер.

Цель работы: рассмотреть примеры приспособленности организмов к среде обитания, использовать знания о движущих силах эволюции для объяснения механизма возникновения приспособленности.

Материал для работы: гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов); коллекции насекомых, карточки с изображениями животных, иллюстрирующие приспособленность организма к среде обитания.

Ход работы:

  1. Внимательно рассмотрите предложенные вам экземпляры растений или животных, выясните их видовую принадлежность.
  2. Используя справочный материал  «Экологические группы растений» и с 118 -120 учебника Н.Д. Андреевой  «Биология 10 – 11»  определите особенности строения растения и животного, приспосабливающие эти организмы к среде обитания.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\медведка.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\Копия кактус.jpg

 

Укажите черты приспособленности к условиям среды обитания изучаемых объектов.

Опишите с позиции учения о движущих силах эволюции возможный путь возникновения какой – либо приспособительной черты.

Докажите её относительность.

Результаты работы занесите в таблицу.

Растение или

животное

Условия среды обитания

Черты приспособленности

Механизм возникновения

приспособления

Относительный характер приспособленности

Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

Лабораторная работа № 7 Вариант II.

Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер.

Цель работы: рассмотреть примеры приспособленности организмов к среде обитания, использовать знания о движущих силах эволюции для объяснения механизма возникновения приспособленности.

Материал для работы: гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов); коллекции насекомых, карточки с изображениями животных, иллюстрирующие приспособленность организма к среде обитания.

Ход работы:

  1. Внимательно рассмотрите предложенные вам экземпляры растений или животных, выясните их видовую принадлежность.
  2. Используя справочный материал  «Экологические группы растений» и с 118 -120 учебника Н.Д. Андреевой  «Биология 10 – 11»  определите особенности строения растения и животного, приспосабливающие эти организмы к среде обитания.

  C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\монстера.jpg         C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\крот.jpg

 

Укажите черты приспособленности к условиям среды обитания изучаемых объектов.

Опишите с позиции учения о движущих силах эволюции возможный путь возникновения какой – либо приспособительной черты.

Докажите её относительность.

Результаты работы занесите в таблицу.

Растение или

животное

Условия среды обитания

Черты приспособленности

Механизм возникновения

приспособления

Относительный характер приспособленности

Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

Экологические группы растений по отношению:

 к воде.

  1. Гидатофиты – это водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду. Среди них – цветковые, которые вторично перешли к водному образу жизни (элодея, рдесты, водяные лютики, валлиснерия, уруть и др.). Вынутые из воды, эти растения быстро высыхают и погибают. У них редуцированы устьица и нет кутикулы. Транспирация у таких растений отсутствует, а вода выделяется через особые клетки – гидатоды.

  1. Гидрофиты – это растения наземно-водные, частично погруженные в воду, растущие по берегам водоемов, на мелководьях, на болотах. Встречаются в районах с самыми разными климатическими условиями. К ним можно отнести тростник обыкновенный, частуху подорожниковую, вахту трехлистную, калужницу болотную и другие виды.

  1. Гигрофиты – наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах. Среди них различают теневые и световые. Теневые гигрофиты – это растения нижних ярусов сырых лесов в разных климатических зонах (недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы и т. п.). Из-за высокой влажности воздуха у них может быть затруднена транспирация, поэтому для улучшения водного обмена на листьях развиваются гидатоды, или водяные устьица, выделяющие капельно-жидкую воду. Листья часто тонкие, с теневой структурой,рассечены, со слабо развитой кутикулой, содержат много свободной и малосвязанной воды.
  2. К световым гигрофитам относятся виды открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка и др.)

  1. Мезофиты могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Это растения, произрастающие при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и достаточно хорошей обеспеченности минеральным питанием. К мезофитам можно отнести вечнозеленые деревья верхних ярусов тропических лесов, листопадные деревья саванн, древесные породы влажных вечнозеленых субтропических лесов, летнезеленые лиственные породы лесов умеренного пояса, кустарники подлеска, травянистые растения дубравного широкотравья, растения заливных и не слишком сухих суходольных лугов, пустынные эфемеры и эфемероиды, многие сорные и большинство культурных растений.

  1. Ксерофиты растут в местах с недостаточным увлажнением и имеют приспособления, позволяющие добывать воду при ее недостатке, ограничивать испарение воды или запасать ее на время засухи. Ксерофиты лучше, чем все другие растения, способны регулировать водный обмен, поэтому и во время продолжительной засухи остаются в активном состоянии. Это растения пустынь, степей, жестколистных вечнозеленых лесов и кустарниковых зарослей, песчаных дюн.
  2. Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты и склерофиты.

  1. Суккуленты – сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах. Стеблевые суккуленты – кактусы, стапелии, кактусовидные молочаи; листовые суккуленты – алоэ, агавы, мезембриантемумы, молодило, очитки; корневые суккуленты – аспарагус. Листья, а в случае их редукции стебли суккулентов имеют толстую кутикулу, часто мощный восковой налет или густое опушение. Устьица погруженные, открываются в щель, где задерживаются водяные пары.Осмотическое давление клеточного сока суккулентов мало – всего 3 · 10– 8 · 105 Па (3–8 атм), они развивают небольшую сосущую силу и способны всасывать воду лишь атмосферных осадков, просочившихся в верхний слой почвы. Корневая система их неглубокая, но сильно распростертая, что особенно характерно для кактусов.

  1. Склерофиты – это растения, наоборот, сухие на вид, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Листья могут быть также рассеченными, покрытыми волосками или восковым налетом. Хорошо развита склеренхима, поэтому растения без вредных последствий могут терять до 25 % влаги не завядая. В клетках преобладает связанная вода. Сосущая сила корней до нескольких десятков атмосфер, что позволяет успешно добывать воду из почвы. При недостатке воды резко снижают транспирацию.

       к свету:

  1. светолюбивые (гелиофиты) — растения открытых мест обитания, постоянно и хорошо освещаются;
  2. тенелюбивые (сциофиты) — растения нижних ярусов лесов, глубоководные растения, лесные травы;
  3. теневыносливые, т.е. факультативные гелиофиты. Они могут расти как на свету, так и выносить затенение.

Монстера

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\монстера1.jpg

Монсте́ра (лат. Monstéra) — крупные тропические растения, лианырод семейства Ароидные.

Распространение и экология

Виды этого рода распространены во влажных тропических лесах экваториального пояса Америки. На юге ареал охватывает почти всю территорию Бразилии, а на севере включает полуостров Юкатан и большую часть территории Мексики. В XIX веке монстера была завезена в Юго-Восточную Азию и успешно интродуцирована там.

Ботаническое описание

Некоторые виды

История открытия

В 1492 году европейцы открыли континент, названный позже Южной Америкой. Еще долго эта таинственная земля с непроходимыми тропическими лесами была источником легенд и историй. В начале XVIII века в Европе ходили легенды о гигантских растениях-убийцах, которые встречаются в южноамериканских дебрях. Путешественники рассказывали, что после нападения этих растений, от людей и животных оставались одни скелеты, буквально пронизанные свисающими со ствола длинными отростками. Основания для таких рассказов были. Путешественники принимали за коварные щупальца воздушные корни монстеры. Свисая вниз, корни могли прорасти и сквозь скелет человека, затерявшегося в джунглях. Услужливое воображение рисовало совершенно иную картинку убийства несчастного. Благодаря подобным легендам, монстера и получила название, по латыни monstrum — чудовище. Еще более вероятно, что слово монстера восходит к латинскому monstrosus — удивительная, причудливая.

Вначале ботаники систематизировали монстеру в род Филодендрон, однако в 1763 монстера была выделена в особый род растений. Первые экземпляры монстеры привлекательной (M. deliciosa), которая вначале была описана как Philodendron pertusum, завезли в Великобританию в 1752. На родине растения, в Южной Америке, этот вид был детально описан почти век спустя ботаником из Дании Фредериком Михаэлем Либманом (1813—1856),

Начиная с конца XVIII века монстера становится все более популярным комнатным растением в Европе. Благодаря британским колониальным устремлениям растение попадает в Индию в 1878 и распространяется далее на восток. В настоящее время монстера — одно из самых популярных и известных комнатных растений, чьей родиной является Южная Америка. Исследования ботаников, изучающих этот род тропических лиан, продолжаются и в наши дни. Ведущим специалистом в области систематики ароидных растений является американский ботаник, профессор Университета штата Миссури Томас Кроатт. В конце XX века им были описаны шесть новых видов монстер.

Любопытные особенности

В комнатных условиях листья монстеры в среднем имеют длину порядка 30 см, но могут быть и значительно больше.

Так как монстера является лианой, в комнатных условиях ей придают вертикальную форму при помощи различных опор. Это делается для того, чтобы уменьшить площадь, занимаемую растением в помещении. При этом желательно, чтобы воздушные корни достигали почвы. Иногда их специально направляют в горшок, в котором растёт монстера. В других случаях для каждого воздушного корня делают отдельный мешочек с землёй.

Перед началом осадков на краях листьев монстеры появляются капельки клейкого сока.

Кактусовые

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Урок 2013\кактус2.jpg 

Ка́ктусовые, или Ка́ктусы (лат. Cactaceae) — семейство многолетних суккулентных цветковых растений из порядка Гвоздичноцветные.

Ареал

Кактусы — растения Нового Света, то есть происходят из Южной и Северной Америки, а также островов Вест-Индии. Вид Rhipsalis baccifera встречается, кроме Америки, также в Африке, наМадагаскаре и Шри Ланке, куда, как считают, он был занесён перелётными птицами. Кроме того, человек распространил некоторые виды кактусов — в основном опунциевые — на все континенты, кроме Антарктиды. Вид Opuntia humifusa распространён по всему Средиземноморью и встречается на побережье Крыма, а также на юге Поволжья. Опунция встречается и на Черноморском побережье России, в районе городов Геленджик и Новороссийск.

Морфология

Многие суккулентные растения Старого и Нового света ошибочно называют кактусами. Многие суккуленты действительно внешне очень похожи на кактусы, являя собой яркие примеры параллельной эволюции среди растений, не являющихся на самом деле близкими родственниками. Черта, выделяющая кактусы — специализированный орган, называемый ареола (areole) и являющий собой модифицированную пазушную почку, с почечными чешуйками, преобразованными в волоски и/или колючки. Другой отличительной особенностью кактусов является особое строение цветка и плода, когда существенная часть цветка и плода является, по сути, тканью стебля. Кактусные цветки и плоды почти всегда несут на себе ареолы в виде колючек или волосков, то есть почки, а почки обычно принадлежат стеблю, не плоду. Существует ещё около десятка специфичных только для кактусов признаков, включая особый, не встречающийся у прочих растенийпигмент цветка. Почти все кактусы обладают метаболизмом красулиевого (С4) типа.

Кактусы бывают весьма разных форм и размеров. Есть среди кактусов кусты с обычными развитыми листьями — род Pereskia — и невысокие лиственные деревья — род Pereskiopsis. Встречаются также разнообразные эпифитные растения из тропических лесов — роды Disocactus,EpiphyllumHatioraHilocereusSelenicereusRhipsalis. Большинство же кактусов — ксерофитные растения, приспособленные к длительным засушливым периодам, распространённые в различных типах экосистем — в прибрежных зонах, саваннах, засушливых лесах, полупустынях ипустыняхгорах и альпийских лугах, на высотах от 0 до 4000 метров и от Патагонии на юге до юга Канады на севере. Среди них встречаются многометровые колоннообразные гиганты или разветвлённые «канделябры» весом в несколько тонн, растения, образующие невысокие колючие заросли, крошечные шарообразные растения — не превышающие во взрослом состоянии 1,5—2 см в диаметре, стелющиеся по земле колючие плети, или растения, почти полностью состоящие из реповидного корня и скрытые большей своей частью под землёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Учебно-методический комплекс урока «Приспособления живых организмов к среде обитания» включает  в себя электронное приложение, методическую разработку урока, макет рабочей тетради. Урок проблемны...

опорный конспект по биологии «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»

«Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»...

Презентация "Адаптация организмов к условиям окружающей среды"

Презентация к  уроку экологии в 9 классе "Адаптация организмов к условиям окружающей среды"....

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

ЦЕЛИ: • создать условия для усвоения знаний о механизмах возникновения и формирования приспособлений под воздействием естественного отбора; • способствовать развитию умений использовать знания теорети...

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...

Открытый урок по теме "Адаптации организмов как результат действия естественного отбора"

Открытый  урок в 11классе. Содержит биологические задачи и большое количество примеров адаптационных механизмов животных и растений....