Урок биологии
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_6_klasse.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о грибах, их многообразии и значении.

Задачи:

  • изучить особенности строение  шляпочных  грибов;
  • дать понятие о съедобных и ядовитых грибах;
  • раскрыть значение грибов в жизни растений;
  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, формирование способности к самостоятельной мыслительной, практической и исследовательской деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

  Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности шляпочных;

различать на муляжах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;

освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами; объяснять роль грибов в жизни растений.

 Межпредметные: формирование умения сравнивать, наблюдать, обобщать факты и понятия, делать выводы и заключения;

умение работать с различными источниками информации (учебник, биологические словари и энциклопедии, интернет - ресурсы);

совершенствование монологической речи.

  Личностные: расширение кругозора за счет усвоения новых понятий;

осознание гармонии и красоты окружающего мира;

способность осмысления своих действий и поступков по отношению к живой природе и своему здоровью.

Регуляторные:  формирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, самостоятельно;

умение работать по предполагаемому плану, используя необходимые средства;

уметь организовывать своё рабочее место и работу.

Коммуникативные: Оформление мыслей  в устной и письменной речи;

Умение задавать уточняющие вопросы; умение работать в парах.

Оборудование:

  • учебник “Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс / Под. ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2012; ИКТ;
  • муляжи и рисунки грибов;
  • сушеные и маринованные грибы;
  • плакаты.

Ход урока.

1.Организационный момент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку).

2.Актуализация знаний о грибах как самостоятельном царстве живых организмов, строении и способах питания грибов – фронтальная проверка домашнего задания.

- Кто такие микологи?

- Наука, изучающая грибы?

- Что изучают микологи?

- Особенность строения грибов.

- Сходство и отличие грибов с растениями и животными.

- Размножение грибов.

-Питание грибов.

- Значение грибов в жизни человека.

3.Мотивация к изучению нового материала, постановка темы и цели урока.

- Как называется следующий параграф в нашем учебнике?

- Тема нашего урока сегодня?

- Что мы должны узнать сегодня на уроке?

- Важна ли эта тема в жизни человека?

4.Изучение нового материала.

Многообразие грибов:

 Мир грибов богат и разнообразен. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

4.1 Самостоятельная работа с текстом  учебника ,стр.202. Познакомиться с многообразием грибов, в тексте учебника отметить:

«+»     я знаю

«!»      новое

«?»      удивительно  

Работа с классом, что знали, что узнали что удивило.

Вывод: грибы очень разнообразны по форме и окраске, по строению нижней поверхности шляпки.

                                     

Шляпочные грибы

Трубчатые                                                                                          Пластинчатые

Нижний слой трубчатых грибов состоит из узких трубочек, а у пластинчатых грибов он покрыт  тонкими пластинками. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры, с помощью которых грибы размножаются.

4.2  Шляпочных грибов в природе много. Приходя в лес за грибами, мы должны знать…. А что мы должны знать? На какие две группы мы можем разделить грибы?

Грибы

съедобные                                                                                 ядовитые

Презентация – Плылова Лиза

Физкультминутка!

4.3  Мы идем дорожками, мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.

Придя в лес мы должны знать правила сбора грибов.

Работа в парах – правила сбора грибов в лесу. Презентация  Отгон Лиза.

        

4.4 Какую помощь необходимо оказать пострадавшему в результате отравления грибами?

Выступление  Шубного Юры ( симптомы отравления – головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость. При всяком, даже легком отравлении грибами, нужно сразу же вызвать врача. Затем необходимо промыть желудок. Для этого следует дать пострадавшему выпить 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с питьевой содой (четверть ложки на стакан воды) или слабого (светло- розового ) раствора марганцовки. Затем вызвать рвоту повторить эту процедуру несколько раз и обеспечить полный покой. Грибы, вызвавшие отравление, необходимо передать в санэпидемстанцию для экспертизы. Будьте осторожны!)

4.5 Значение грибов в жизни растений.

На прошлом уроке, мы разобрали значение грибов в жизни человека и отметили положительную и отрицательную  роль. В жизни растений грибы тоже выполняют и «+» и «-»  роль. Презентация и таблица.

Значение грибов

Положительная                                                                отрицательная

Микориза (грибокорень) – симбиоз                           грибы паразиты

мицелия гриба с корнями растений.                         1. Головня

(маслята, белый гриб)                                                    2. Спорынья

                                                                                              3. Трутовые грибы

         

5. Первичное применение новых знаний.

1. Среди трёх  грибов надо найти лишний гриб и объяснить, почему так считают.

  • лисичка,
  • подосиновик,
  • мухомор,

 (Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб.)

  • дрожжи,
  • волнушка,
  • сыроежка

(Лишний дрожжи, так как он одноклеточный.)

  • груздь
  • подберёзовик,
  • трутовик.

(Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб.)

  • белый,
  • волнушка,
  • подосиновик,

 (Лишний волнушка, так как это пластинчатый гриб, а остальные трубчатые.)

2. Выпишите цифры грибов, которые подходят по характеристике к вашим вариантам признаков. Взаимопроверка.

Вариант 1. Ядовитые пластинчатые грибы

Вариант 2. Съедобные трубчатые грибы

  1. Рыжик
  2. Маслёнок.
  3. Бледная поганка.
  4. Сыроежка.
  5. Белый гриб.
  6. Груздь.
  7. Подберёзовик.
  8. Шампиньон.
  9. Мухомор.
  10. Ложная лисичка.

6. Подведение итогов и домашнее задание

Рефлексия:

  • Окажутся ли полезными новые знания лично для вас?
  • Что вас удивило?
  • Захотелось ли вам больше узнать о том,

 с какими грибами мы встречаемся в своей жизни?

Инструктаж домашнего задания:

Параграф 53, по желанию составить тест по теме «Грибы» с вариантами ответа  «да», «нет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...