Технологическая карта урока Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Предмет: биология

Уровень образования: среднее общее образование

Тема урока: Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостоятельная

Время проведения урока: первое полугодие

Участники: 10 (химико-биологический ) класс

Целевые ориентации урока:

Предметные: способствовать формированию знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах метотического цикла, его биологической роли, раскрытию особенностей протекания каждой фазы митоза, ознакомлению с особым типом деления клеток – амитозом.

Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с различными источниками информации, с демонстрационным материалом.

Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»

                                                                                                                                     Выполнила учитель биологии

                                                                                                                                   Малявина Марина Юрьевна

                       

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Уровень образования: среднее общее образование

Тема урока: Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостоятельная

Время проведения урока: первое полугодие

Участники: 10 (химико-биологический ) класс

Целевые ориентации урока:

Предметные: способствовать формированию знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах метотического цикла, его биологической роли, раскрытию особенностей протекания каждой фазы митоза, ознакомлению с особым типом деления клеток – амитозом.

Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с различными источниками информации, с демонстрационным материалом.

Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

- образовательные (формирование познавательных УУД): обучающийся должен знать сущность митоза, как биологического процесса, определения ключевых понятий, уметь пользоваться терминологией, устанавливать взаимосвязь строения органоидов клетки с процессом непрямого деления; использовать приобретенные знания для объяснения процессов роста, развития, регенерации.

- воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической, диалогической формами речи, воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

- развивающие(формирование регулятивных УУД): развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Термины и понятия: жизненный цикл, интерфаза, кариокинез, цитокинез, редупликация, периоды интерфазы, митоз, амитоз, фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза, веретено деления, хроматиды, центромера.

Межпредметные связи: экология человека, информатика, математика.

Ресурсы: информационный материал (информационные тексты, таблицы, рисунки учебника презентация), раздаточный материал, микроскопы, готовые микропрепараты.

Учебник: Общая биология 10-11 класс, профильный уровень под редакцией О.В. Саблиной, Г.М. Дымшица, -М. Просвещение, 2010.

Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.

Организационный момент

Приветствие обучающихся и проверка готовности к уроку

Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2.

3.

Мотивация к деятельности.

Актуализация опорных знаний

 

Ребята, мне хотелось бы начать наш урок словами американского биолога Миллера об одном из удивительных явлений в биологии. А вы внимательно прослушайте и скажите о каком явлении идет речь.

«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся ,выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного  танца. Этот танец, древнейший на Земле танец. Танец жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растем и существуем.»

- О каком процессе идет речь?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»?

- Случайно ли я предложила вам прослушать высказывание Меллера?

-Конечно, оно связано с темой нашего урока.

-Как вы думаете, каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

(обобщение вариантов темы урока, предложенные обучающимися и формулирование  темы урока)

Тема урока: « Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз»

Задание №1

На доске справа записаны термины, слева вопросы. Необходимо выбрать правильный ответ, записав его в виде цифрового варианта

  1. Центриоль
  2. Репликация
  3. Клеточный центр
  4. Хроматин
  5. Хроматиды
  6. Хромосомы
  7. Центромера
  8. Интерфаза

А) Как называется комплекс, состоящий из белков-гистонов и ДНК?

Б) Как называется структура, образующаяся перед делением ядра?

В) Как называется период, предшествующий ядерному делению?

Г) Как называется участок, куда прикрепляются нити веретена деления?

Д) Каково название структуры клеточного центра?

Е) Как называется процесс удвоения молекулы ДНК?

Ж) Как называется период в жизни клетки от ее образования до деления на дочерние?

З) Как называется одна из двух нуклеопротеидных нитей, образующихся при удвоении хромосом?

Формулирование темы урока

Выполнение работы на основе имеющихся знаний, работы с биословарем, поиск ответов в учебнике, в сети Интернет

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, Формирование мыслительных операций.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи.

Регулятивные УУД: самоопределение, смыслообразование

4.

Учебно-познавательная деятельность

  1. Этап актуализации знаний обучающихся о делении клеток, о видах животных и растительных тканей, введение понятия дифференцировки клеток.

2.Этап актуализации субъективного опыта обучающихся о строении клетки, введение понятия клеточного цикла, интерфазы, митоз, цитокинез, фаз митоза

Задание группам:

№1 Почему говорят: Береги себя! Нервные клетки не восстанавливаются?

№2 Почему после заживления тяжелых рваных ран у человека образуются глубокие рубцы, уродующие тело человека?

№3 Лист растения состоит из основной ткани, клетки которой не делятся, тем не менее листья растут. За счет чего происходит рост листовой пластинки?

Сделать общий вывод.

Дополнительная информация учителя:

Некоторые клетки, например, клетки нервной, мышечной, проводящей тканей приобретают глубокую специализацию и утрачивают способность делиться и размножаться, но могут функционировать на протяжении всей жизни организма. Часть клеток, например образовательной ткани растений, а также клетки костного мозга и эпителиальные клетки имеют более простое строение и не являются специализированными, но при этом способность размножаться сохраняют. В некоторых случаях специализированные клетки становятся способными к делению, если утрачивают специальные функции и связанные с ними структуры.

Вывод: Жизнь одних клеток складывается из периода деления и последующей специализации, других- из периода деления и подготовки к нему.

Задание №2

- Пользуясь учебником выяснить что мы называем жизненным циклом клетки.

-Рассмотреть круговую диаграмму на слайде презентации и выяснить из каких ключевых моментов состоит клеточный цикл.

-Что такое интерфаза?

-Что такое митоз?

-Что такое цитокинез?

-Из каких фаз состоит митоз?

Поиск ответа на поставленный вопрос в группах, формулирование вывода.

Фронтальная беседа в результате которой обучающиеся приходят к выводу, что клеточный цикл-это промежуток времени от момента возникновения клетки до ее гибели или до последующего деления. Клеточный цикл состоит из интерфазы, митоза и цитокинеза. Интерфаза – период жизни клетки, во время которого она растет и функционирует, а также готовится к делению. Митоз – это непрямое деление клетки, в ходе которого каждая дочерняя клетка получает генетический материал идентичный материнскому. (синоним - кариокинкз).

Цитокинез – разделение цитоплазмы. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение устанавливать причинно-следственные связи

 Коммуникативные УУД:

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками

Регулятивные УУД:

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности.

Предметные УУД: формирование знаний процесса деления клеток и процесса дифференцировки клеток в многоклеточном организме

5.

Физкультминутка

6.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Лабораторная работа

Каждая группа получает конверт в котором находится информация об одной из фаз митоза и иллюстративный материал. Рассматривая в микроскоп препараты, рисунки , обучающиеся должны определить фазу митоза, из фрагментов сложить определенный текст, наклеить схему и текст на лист бумаги и подготовиться к защите работы.

Определение количества хромосом на каждой стадии митоза

Выполнение работы в группах:

№1. Интерфаза

Это период подготовки клетки к делению. Периоды интерфазы: Пресинтетический период(G-1) - синтез РНК, формирование рибосом, синтез АТФ, белков, формирование одномембранных органоидов

Синтетический период(S) – удвоение ДНК (хромосомы состоят из двух хроматид), синтез белков.

Постсинтетический период (G-2) – синтез АТФ, удвоение массы цитоплазмы, увеличение объема ядра.

№ 2.Профаза

Спирализация хромосом,  состоящих из двух сестринских хроматид; растворение ядерной мембраны и ядрышек; расхождение центриолей к полюсам, образование веретена деления.

№ 3.Метафаза

Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора; хроматиды соединены в области центромеры и прикреплены к нитям веретена деления.

№ 4 Анафаза

Центромеры делятся. Сестринские хроматиды, становясь отдельными хромосомами, расходятся к полюсам.

№ 5 Телофаза

Формируется оболочка новых ядер( завершается кариокинез); деспирализуются хромосомы; восстанавливается ядрышко; растворяются нити веретена деления; образуется два ядра; происходит разделение клетки на две дочерние                  ( цитокинез)

У доски обучающиеся защищают выполненные работы( фиксация зачетных листов на интерактивной доске при помощи документкамеры и выстраивание общей схемы

процесса)

Предметные УУД: формирование знаний о механизмах митотического цикла, фаз митоза и преобразование хромосом

 Регулятивные УУД:

Формирование умения контролировать свое время, управлять им

Коммуникативные УУД:

Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение сравнивать разные точки зрения

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение устанавливать причинно-следственные связи

7.

Этап первичной проверки понимания изученного.

Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы

Группа №1.

Изучить текст, составить логические пары: тип воздействия—последствия.

Правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, разрываются и сами хромосомы. Такие хромосомы не способны двигаться, например, в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом, двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию веретена деления. Их называют цитостатиками. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом.

Группа № 2.

Проанализировав текст «Различие митоза у растений и животных» найти отличия в протекании митоза у растений и животных Заполните таблицу:

Вопросы для сравнения

Митоз в растительной клетке

Митоз в животной клетке

«Самое главное событие, происходящее во время митоза – это равномерное распределение удвоившихся хромосом между двумя дочерними клетками. Митоз в клетках растений и животных протекает почти одинаково, но отличия все-таки имеются. Так, например, в растительных клетках нет центриолей. В конце телофазы в растительных клетках из нитей веретена деления в экваториальной части формируется фрагмопласт, в эту же область перемещаются рибосомы, митохондрии, ЭПС. Все это приводит к формированию клеточной пластинки, которая в последствии разделит клетку надвое. Этого процесса не наблюдается у животных. Есть и различия в цитокинезе, например, только у животных образуется перетяжка. Митозы у животных происходят в различных тканях и участках организма, чего не скажешь о растениях. Там митоз происходит в строго определенных местах, где расположена образовательная ткань, то есть в меристемах. Например, на кончиках корня (зона роста), в почке (конус нарастания), камбии.»

Группа № 3

Выделите из текста «Амитоз» «опорные» точки , т.е. в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза.

« Митоз – наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариот обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинезис всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амиотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, фолликулярных клеток яичников. Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании, после него клетки не способны к митотическому делению»

Работа в группах, озвучивание ответа на задание

Познавательные УУД:

умение работать с текстом, выделять в нем главное, строить логические цепи рассуждений, достраивать недостающие компоненты, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД:

контролировать свое время и управлять им, готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Предметные УУД:

Умения применять знания о митозе для объяснения сущности биологических процессов

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи.

8.

Этап закрепления изученного

Тест:

  1. Клеточным циклом называется:

А) период жизни клетки в течение интерфазы;

Б) период от профазы до телофазы;

В) период от деления до деления;

Г) период от появления клетки  до ее смерти

2.  Какой из процессов предшествует        митозу?

     А) исчезновение ядерной оболочки;

     Б) удвоение хромосом;

     В) образование веретена деления;

     Г) расхождение хромосом к полюсам  клетки

3.  Сколько хроматид содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза

      А) 4   Б) 2   В) 8

4. Какое из перечисленных ниже явлений не обеспечивается митозом?

     А) образование клеток кожи человека;

     Б) сохранение постоянного для вида числа хромосом;

     В) генетическое разнообразие видов;

     Г) бесполое размножение

5. Какие из перечисленных ниже клеток не делятся митозом?

    А) оплодотворенные яйцеклетки;

    Б) споры;

    В) сперматозоиды;

    Г) клетки эпителия

6. У волка парные гомологичные хромосомы имеются:

    А) только в соматических клетках;

     Б) только в гаметах;

     В) во всех клетках тела

7. Биологическое значение митоза заключается:

    А) в образовании половых клеток;

    Б) в сохранении постоянства числа хромосом в клетках;

     В) в обеспечении генетического разнообразия организмов

8. Сколько хромосом будет содержаться в клетках крыльев 4-го поколения мухи-дрозофилы, если у самца в этих клетках 8 хромосом

      А) 4   Б) 16   В) 8  Г) 56

9. Сколько молекул ДНК содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза?

     А) 2   Б) 4  В) 8

10. Наиболее продолжительна:

      А) метафаза;

      Б) интерфаза;

      В) профаза;

      Г) телофаза

11. Что называют цитокинезом?

      А) расхождение хромосом;

      Б) разделение цитоплазмы;

      В) образование веретена деления;

      Г) удвоение хромосом

12.В какую фазу митоза хроматиды расходятся к полюсам?

      А) анафазу   Б) профазу

      В) телофазу   Г) метафазу

13. В какую фазу митоза образуются две дочерние клетки?

         А) анафазу   Б) профазу

          В) телофазу   Г) метафазу

Познавательные УУД:

Умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения

Регулятивные УУД:

Внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Предметные УУД:

Умение пользоваться терминологией, знать сущность митоза

9.

Этап рефлексии

Выберите начало фразы и продолжите ее

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я выполнил задания…
  3. У меня получилось…
  4. Мне показалось интересным…
  5. Урок дал мне для жизни…

Задание на самооценку: Свой результат могу оценить так…

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные УУД:

Формирование адекватной самооценки

Коммуникативные УУД:

Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей

Предметные УУД:

Умение пользоваться терминологией, знать сущность митоза

10.

Домашнее задание

  1 уровень – п. 21

  1. уровень – п. 21, задача

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6*10-9мг. Чему будет равна масса молекул ДНК в: а) метафазе; б) телофазе митоза?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"

Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....

Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс

Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс, курс "Основы общих закономерностей". На уроке используется цифровой элемент обучения и тематический модуль....

Решение задач по биологии по теме: "Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз" ЕГЭ ФИПИ 2020 задание № 27

В работе представлено решение 15 задач по сборнику ЕГЭ Биология ФИПИ 2020 под редакцией В.С. Рохлова...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе «Деление клетки. Митоз»

Деятельностная цель:  - формирование  умений реализации новых способов действий: - формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний...

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Основные понятия: жизненный цикл клетки, митотический цикл, интерфаза, пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период, репликация, митоз, мейоз, амитоз, профаза, метафаза...

Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности

Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности...