Рабочие программы по Биологии 6-11 классы
рабочая программа по биологии на тему

Решняк Ирина Вячеславовна
Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены на основе БУП -2014 год, примерной программы по биологии 6-9; 10-11 классы (Просвещение 2010 год).Цели и задачи учебного курса: обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов изучаемых царств;формирование экологического образования и воспитания, ответственного отношения к природе и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_biologii_6-11_klass.rar1.04 МБ

Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка

      Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе федерального  компонента государственного стандарта  основного общего образования, БУП 2004 года, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 6-11 классы.-М.: Дрофа, 2011 г.//, основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ СОШ    № 21 п. Приречный на 2015 – 2016 учебный год.

    В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 21 п. Приречный  на 2015 – 2016 учебный год на изучение  биологии в 7 классе отведено  2 часа  в неделю, 70 час  в год. Данная  рабочая программа  рассчитана на 68 часов в год, мною было сокращено 2 часа за счет уплотнения учебного материала, отведенного на повторение изученного.

   Рабочая программа ориентирована на использование учебника: 

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2011 г.. - 304с: ил.

Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;

•  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

•  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.

Содержание курса

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1.Многообразие животных. (34ч)

   Простейшие (2 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа    

 1. Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных

       

2. Многообразие животных.Многоклеточные животные.  Беспозвоночные (16ч)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа     Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

 2. Круглые черви

3 Классы кольчецов.

4.Ракообразные

     

3.Позвоночные. Тип хордовые  Хордовые (18 часов)

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа  

6.  Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.          Лабораторная работа    

7 Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 часов) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

8.Изучение особенностей различных покровов тела.

9.Наблюдение за способами передвижения животных.

5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Индивидуальное развитие животных (5ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.Демонстрация палеонтологических доказательств эволюцииСпособы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

6. Биоценозы (6ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии обучающийся  7 класса должен

Знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
  • Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
  • Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых  и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные  части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных  отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
  • Выявлять изменчивость  организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • Определять принадлежность  животных определенной систематической группе (классификация)
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • Оказания первой помощи при укусах животных
  • Соблюдения правил поведения в окружающей среде
  • Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

Календарно – тематическое планирование  уроков  биологии в  7 классе

п/п

Тема урока

Дата

ГОС

Виды контроля

Знать

Уметь

Л/р

Введение  ( 2 часа )

1

История развития зоологии.

03.09.

-методы изучения животных,

-классификацию животных.

-отличать животных от растений

2.

Современная  зоология

05.09.

-методы изучения животных,

-классификацию животных.

-отличать животных от растений

  1. Многообразие животных.  (34 часа)
  1. Простейшие. ( 2 часа)

3.

Простейшие. Общая характеристика  простейших. Корненожки, радиолярии.

Лабораторная работа № 1                    « Знакомство с многообразием водных простейших»

10.09.

-принадлежность организмов к простейшим,

-значение простейших в природе и в практической деятельности.

-типы простейших,                   -распознавать по рисункам представителей инфузорий.

Л/р

№ 1

4.

Простейшие . Жгутиконосцы, инфузории.

12.09.

-принадлежность организмов к простейшим,

-значение простейших в природе и в практической деятельности.

-типы простейших,                   -распознавать по рисункам представителей жгутиконосцев.

        2.  Многоклеточные  животные.  Беспозвоночные.  ( 16 часов)

5.

Тип  Губки.Класы: Известковые.

Стеклянные,Обыкновенные.

17.09.

-особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний), приспособления  для защиты от врагов.

-описывать представителей кишечнополостных;

-доказывать принадлежность к одному виду.

6.

Тип  Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Полипы.

19.09.

-значение кишечнополостных в природе и жизни человека

-описывать представителей кишечнополостных;

-доказывать принадлежность к одному виду.

7.

Тип  Плоские  черви.   Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

24.09.

-давать определение основным понятиям

-распознавать и описывать представителей типа Плоские черви;

8.

Тип Круглые черви.

 Лабораторная работа № 2                    

«Знакомство с многообразием круглых червей»

26.09.

-выделять особенности строения;

-распознавать и описывать животных , принадлежащих к  типу  Плоские черви;

Л\р

№ 2

9.

Тип Кольчатые черви.  Полихеты.

01.10.

-внутренние органы различных систем , значение полихет в природе.

-распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви;

10.

Классы кольчецов: Малощетинковые, Пиявки.

Лабораторная работа № 3 « Внешнее строение дождевого червя»                    

03.10.

-образ жизни и особенности строения;

Л\р

№ 3

11.

Тип Моллюски.

 Лабораторная работа № 4                  « Особенности строения и жизни моллюсков »                  

08.10.

-среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела)

-распознавать и описывать животных типа Моллюски;

-выделять особенности внешнего строения моллюсков.

Л\р

№ 4

12.

Классы  моллюсков: Брюхоногие. Двустворчатые. Головоногие.

10.10.

-многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков;

- способы питания и передвижения;

-определять принадлежность моллюсков к классам.

13.

Тип  Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи.

15.10.

-особенности строения и жизнедеятельности;

-роль иглокожих в природе и жизни человека.

-объяснять приспособление иглокожих к среде обитания;

-находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных;

14.

Тип  Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.

Лабораторная работа № 5 «Знакомство  с ракообразными »                  

17.10.

-отделы тела, образ жизни и внешнее строение ракообразных;

-системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная и т.д.

-распознавать животных типа  Членистоногие;

-описывать  внешнее строение и многообразие членистоногих;

-выделять особенности строения членистоногих.

Л\р

№ 5

15.

Класс Насекомые.

 Лабораторная работа № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых»              

22.10.

-образ жизни и особенности внешнего строения  насекомых: три отдела тела, три пары ног, органы дыхания наземного типа;

-типы ротового аппарата.

-выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни;

Л\р

№ 6

16.

Отряды  насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки.

        24.10.                                                  

-распознавать и описывать представителей отрядов насекомых, объяснять название « прямокрылые»

17.

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

29.10.

-распознавать и описывать представителей отрядов насекомых

18.

Отряды насекомых  Бабочки (или Чешуекрылые), Равнокрылые. Двукрылые, Блохи.

31.10.

-признаки отрядов: Бабочки, Двукрылые.

-редкие и охраняемые виды насекомых, меры по охране.

-распознавать и описывать представителей отрядов насекомых

19.

Отряд насекомых  Перепончатокрылые.

12.11.

-признаки отряда Перепончатокрылые;

-представители: Медоносная пчела - домашнее животное, её роль в природе и жизни человека.

-определять принадлежность к отряду, классу, типу,

- объяснять, почему пчел и муравьёв называют общественными насекомыми.

20.

Обобщающий урок по теме:               « Беспозвоночные животные»

14.11.

1.Тестирование по теме: « Беспозвоночные  животные»

2. Письменная  работа с заданиями, соответствующими уровню   подготовки .3. Оценить степень освоенности учащимися полученных знаний.

Позвоночные. Тип Хордовые. ( 18 часов)

21.

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные( или  Позвоночные)

19.11.

-признаки хордовых: внутренний скелет и наличие позвоночника, особенности внешнего строения,                    -расположение и значение органов чувств,

-распознавать животных типа Хордовые,

-доказывать усложнение по сравнению с кольчатыми червями.

22.

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа № 7

«Внешнее строение и передвижение рыб »                  

21.11.

черты примитивного строения, приспособления к местам обитания, роль в природе и значение для человека.

-называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Л\р

№ 7

23.

Класс  Хрящевые  рыбы. Отряды: Акулы. Скаты.

26.11.

-черты примитивного строения, приспособления к местам обитания, роль в природе и знач.для человека.

-распознавать и описывать представителей хрящевых рыб, их значение в природе и жизни человека.

24.

Костные  рыбы.  Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные,

Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

28.11.

-особенности внешнего строения. Роль плавников  в движении рыб. Расположение и значение органов  чувств.

-называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде;

-распознавать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

25.

Класс  Земноводные,  или  Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые. Бесхвостые.

03.12.

-места обитания  и образ жизни,  внешнее строение , приспособления к образу жизни; значение земноводных в природе и жизни человека

-сравнивать внешнее строение земноводных и рыб;

-выделять особенности строения в связи со средой обитания;

26.

Класс  пресмыкающиеся, или  Рептилии.  Отряд  Чешуйчатые.

05.12.

-особенности внешнего строения, приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желёз.

доказать:

1)что пресмыкающиеся- более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными;

2)происхождение   пресмыкающихся от земноводных.

27.

Отряды  пресмыкающихся:  Черепахи  и  Крокодилы.

10.12.

-роль в природе и жизни человека;

-распознавать и описывать представителей класса пресмыкающихся;

28.

Класс  Птицы.   Отряд  Пингвины. Лабораторная работа № 8

 «Изучение внешнего строения птиц»                  

12.12.

-общую характеристику класса;

- среда обитания птиц,               - особенности внешнего строения и приспособленность к полёту;

- распознавать и описывать внешнее строение птиц,

-объяснять:

1) роль птиц в природе и жизни человека;

2) происхождение птиц от пресмыкающихся;

доказывать:

- что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями

Л\р

№ 8

29.

Отряды  птиц:   Страусообразные,  Нандуобразные,  Казуарообразные,  Гусеобразные.

17.12.

-признаки отрядов Стаусообразные и Гусеобразные

-значение в природе и жизни человека

-определять: принадлежность птиц к определенным отрядам

-распознавать и описывать  представителей отрядов птиц;

30.

Отряды  птиц: Дневные  хищные,  Совы,  Куриные.

19.12.

-признаки отрядов Дневные  хищные,  Совы,  Куриные;             -роль и значение  в природе и жизни человека;

-распознавать и описывать  представителей отрядов птиц;- -принадлежность птиц к определённым отрядам.

31.

Отряды  птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

24.12.

-признаки отряда Воробьинообразные;

-значение в природе и жизни человека;

-меры по охране птиц.

- распознавать и описывать  наиболее распространённых представителей класса птиц;

-наблюдать в природе за представителями воробьинообразных, объяснять роль в природе и жизни человека.

32.

Обобщающий   урок по теме               « Класс Земноводные.     Класс  Птицы.»

26.12.

Письменная  работа с заданиями, соответствующими уровню   подготовки . Оценить степень освоенности учащимися полученных знаний.

33.

Класс  Млекопитающие,  или  Звери.  Отряды: Однопроходные, Сумчатые,  Насекомоядные, Рукокрылые.

14.01.

-признаки класса Млекопитающие;

-среды жизни и места обитания,

-особенности внешнего строения

- распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих;

-выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания.

34.

Отряды  млекопитающих: Грызуны,  Зайцеобразные.

16.01.

-признаки отряда;

-значение в природе и в жизни человека;

- меры    по  охране млекопитающих

-определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам;

-распознавать и описывать представителей класса Млекопитающих;

-объяснять роль в природе и жизни человека.

35.

Отряды  млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные.  Хищные.

21.01.

-признаки отряда;

-значение в природе и в жизни человека;

- меры    по  охране млекопитающих

-определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам;

-распознавать и описывать представителей класса Млекопитающих;

-объяснять роль в природе и жизни человека.

36.

Отряды  млекопитающих:  Парнокопытные,  Непарнокопытные.

23.01.

-признаки отряда;

-значение в природе и в жизни человека;

- меры    по  охране млекопитающих

-определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам;

-распознавать и описывать представителей класса Млекопитающих;

-объяснять роль в природе и жизни человека.

37.

Отряд  млекопитающих:  Приматы.

28.01.

-признаки отряда;

-сходство человекообразных обезьян с человеком

-определять принадлежность млекопитающих к определённым  отрядам;

-объяснять родство человека с млекопитающими.

38.

Обобщающий урок   по теме               « Многоклеточные  хордовые  животные.»

30.01.

1.Тестирование по теме: « Многообразие живых организмов. Многоклеточные животные»

2. Письменная  работа с заданиями, соответствующими уровню подготовки .

II. Строение,   индивидуальное   развитие.  Эволюция.

3.Эволюция  строения  и  функций органов  и  их  систем.   (14 часов)

39.

Покровы  тела.

 Лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей покровов тела »                  

04.02.

-разнообразие покровов тела у животных;

-функции;

-приспособления к условиям жизни;

-строение кожи  млекопитающих.

- называть  функции покровов тела;

- распознавать  и описывать  на рисунках строение кожи млекопитающих;

-выявлять приспособления покровов тела к среде обитания.

Л\р

№ 9

40.

Опорно – двигательная  система.

06.02.

-функции;

-приспособления к условиям жизни;

-типы  скелетов :внешний, внутренний;

-строение скелетов позвоночных животных;

- распознавать  и описывать  на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы;

- называть функции опорно-двигательной системы, типы скелетов;

-выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих;

-сравнивать скелеты позвоночных,

41.

Способы  передвижения  животных.  Полости  тела.

 Лабораторная работа № 10 «Изучение способов передвижения животных »                  

11.02.

-передвижение животных;

-полости тела: первичная, вторичная, смешанная.

-приводить примеры животных, имеющих разные полости тела;

-давать определения терминам;

-распознавать и описывать способы передвижения;

-выявлять приспособления организмов к передвижению.

Л\р

№ 10

42.

Органы дыхания  и  газообмен. Лабораторная работа №11 «Изучение способов дыхания животных   »                  

13.02.

--дыхание, пути поступления кислорода;

- приспособления к условиям  жизни.

-называть пути поступления кислорода в организм животных;

-распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания;

- сравнивать строение органов дыхания.

Л\р

№ 11

43.

Органы  пищеварения.  Обмен  веществ  и  превращение  энергии.

18.02.

-питание, обмен веществ и превращение энергии;

-органы пищеварения, приспособления к условиям жизни;

-строение пищеварительной системы млекопитающих.

-называть функции органов пищеварения;

-распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения;

-сравнивать  строение органов пищеварения и процессов дыхания.

44.

Кровеносная  система.  Кровь.

20.02.

-транспортировка веществ, приспособление к условиям жизни

-называть функции кровеносной системы;

-распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы, сравнивать их строение;

45.

Органы  выделения.

25.02.

-органы выделения, строение органов выделения млекопитающих;

-называть функции органов выделения;

- распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения.

46.

Нервная  система.  Рефлекс. Инстинкт.

Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

27.02.

-поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности;

-приспособления к условиям жизни;

-строение нервной системы млекопитающих.

-называть функции нервной системы ;

-давать определение терминам

-сравнивать строение органов нервной системы.

Л\р

№ 12

47.

Органы   чувств.    Регуляция  деятельности     организма.

Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств животных»

03.03.

-органы чувств;

-приспособления к условиям жизни;

-распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания;

-сравнивать строение органов чувств.

Л\р

№ 13

48.

Продление  рода.  Органы  размножения.

05.03.

-размножение:  бесполое и половое;

-размножение у животных;

-органы размножения;

-раздельнополые  животные, гермафродиты.

-называть функции органов размножения;

-распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения.

49.

Способы  размножения  животных.  Оплодотворение.

10.03.

-способы бесполого размножения: деление, почкование;

-способы полового размножения: оплодотворение ( внешнее, внутреннее)

-приводить примеры:

а) животных с различными видами бесполого  размножения;

б)животных с внешним и внутренним  оплодотворением;

50.

Развитие  животных  с  превращением  и  без  превращения. Лабораторная работа №14 «Определение возраста животных»

12.03.

-типы развития:

а) стадии развития с превращением;

б) стадии развития без превращ

-приводить примеры

Животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза;

Л\р

№ 14

51.

Периодизация  и  продолжительность  жизни  животных.

17.03.

-эмбриональный период;

-формирование и рост организма;

-половая зрелость и старость.

-называть периоды в жизни животных Эволюция   строения  и  функций органов  и  их  систем

52.

 Обобщающий урок по теме               « Эволюция   строения  и  функций органов  и  их  систем.»

19.03.

1.Тестирование по теме: «Эволюция   строения  и  функций органов  и  их  систем »

2. Письменная  работа с заданиями, соответствующими уровню подготовки .

4.  Развитие   и   закономерности  размещения  животных  на  Земле. ( 5 часов )

53.

Доказательства  эволюции  животных.

07.04.

-понятие об эволюции;

-доказательства эволюции.

-давать определению термину: эволюция;

- называть  доказательства эволюции;

-приводить доказательства эволюции животного мира.

54.

Чарлз  Дарвин  о причинах  эволюции  животного  мира.

09.04.

- учение Ч. Дарвина

-называть факторы эволюции

55.

Усложнение  строения  животных.Многообразие  видов  как  результат  эволюции.

14.04.

-основные этапы  развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов;

-происхождение и эволюция хордовых;

-выход позвоночных на сушу.

-называть основные этапы развития  животного мира на Земле;

-выделять приспособления  в строении функциях у многоклеточных в отличии от одноклеточных организмов.

-объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

56.

Ареалы  обитания.

16.04.

-закономерности размещения животных;

-объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

57.

Миграции.  Закономерности  размещения  животных.

21.04.

-миграции животных и их роль

-называть причины миграций

5.  Биоценозы.   (6 часов)

58.

Естественные  и  искусственные  биоценозы.

23.04.

-биоценоз;

-примеры биоценозов: естественные и искусственные.

-давать определение понятию биоценоз;

-приводить примеры биоценозов, распознавать и описывать компоненты биоценоза

59.

Факторы  среды  и  их  влияние  на  биоценозы.

28.04.

-основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная;

-условия в различных средах

-называть  основные среды жизни;

- описывать условия среды обитания;

- приводить примеры положительного и отрицательного влияния  человека на природу;

60.

Цепи  питания.  Поток  энергии.

30.04.

- цепь питания;

-примеры цепей питания

- давать определение понятию цепь питания;

- приводить примеры цепей питания;

61.

Взаимосвязь  компонентов   биоценоза  и  их  приспособленность  друг к  другу.

05.05.

- взаимосвязь  компонентов   в биоценозе, пищевые связи.  

- Развитие  и  закономерности  размещения  животных  на  Земле. Биоценозы взаимосвязей компонентов биоценоза.

-давать определение понятию пищевые  связи.

62.

Экскурсия: « Изучение  взаимосвязей  животных  с другими  компонентами  биоценоза»

07.05.

63.

Обобщающий урок по теме:               « Развитие  и  закономерности  размещения  животных  на  Земле. Биоценозы.»

12.05.

1.Тестирование по теме: «Развитие  и  закономерности  размещения  животных  на  Земле. Биоценозы. »

2. Письменная  работа с заданиями, соответствующими уровню подготовки .

6.  Животный  мир  и  хозяйственная  деятельность  человека.  ( 5 часов )

64.

Воздействие  человека  и  его  деятельности  на  животный  мир.

14.05.

-положительное и отрицательное воздействие;

-домашние животные, промыслы.

-приводить примеры  воздействия человека на окружающую среду;

- описывать  положительное и отрицательное воздействие человека на животных;

-приводить примеры промысловых животных.

65.

Одомашнивание  животных.

19.05.

-домашние животные,

-распознавать и описывать домашних животных;

66.

Законы  России  об  охране животного  мира.  Система  мониторинга.

21.05.

-охрана животных, охраняемые территории; -Красная книга.

-рациональное природопользование

-приводить примеры редких и охраняемых животных;

-объяснять меры по охране животных

67.

Охрана  и  рациональное  использование  животного  мира.

26.05.

-охрана животных, охраняемые территории; -Красная книга.

-рациональное природопользование

-приводить примеры редких и охраняемых животных;

-объяснять меры по охране животных

68.

Многообразие  животных  на  Земле.

28.05.

-признаки разных систематических групп животных

-выделять основные признаки животных разных систематических групп.

                                                     

Годовой календарный график текущего контроля по биологии в 7 классе

п/п

Раздел (тема) курса

Количество часов

Сроки изучения

Дата контроля

Вид  контроля

1

Простейшие.

2

10.09.-12.09.

10.09.

Лабораторная работа № 1  

« Знакомство с многообразием  водных простейших»

3

Многоклеточные животные. Беспозвоночные

16

17.09.-30.01.

26.09.

Лабораторная работа № 2                    

«Знакомство с многообразием круглых червей»

03.10

Лабораторная работа № 3

 « Внешнее строение дождевого червя»                    

08.10.

Лабораторная работа № 4

« Особенности строения и жизни моллюсков »                  

17.10.

Лабораторная работа № 5

 «Знакомство  с ракообразными »                  

22.10.

Лабораторная работа № 6

 «Изучение представителей отрядов насекомых»              

21.11

Лабораторная работа № 7

 «Внешнее строение и передвижение рыб »                  

12.12

Лабораторная работа № 8

«Изучение внешнего строения птиц »                  

4

Эволюция  строения  и  функций органов  и  их  систем.  

14

04.09.-19.03.

04.02

Лабораторная работа № 9

 «Изучение особенностей покровов тела »                  

11.02.

Лабораторная работа № 10 «Изучение способов передвижения животных »                  

13.02.

Лабораторная работа №11 «Изучение способов дыхания животных   »                  

27.02.

Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

03.03

Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств животных»

12.03.

Лабораторная работа №14 «Определение возраста животных»

5

Биоценозы

6

23.04.-12.05.

07.05.

Экскурсия: « Изучение  взаимосвязей  животных  с другими  компонентами  биоценоза»

Информационно – методическое обеспечение

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
  2. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для  общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
  3. В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа, 2011. – 144с.
  4. В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2007. – 192с.
  5. О.А. пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2006. – 432с.
  6. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.
  7. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  8. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С»

Учебно-методическая литература для учителя:

1) Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина,  В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2008

2) Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2001.- 192 с.

Дополнительная литература для учащихся;

1.  Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов.  В 2 ч. - М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.

2.  Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. - СПб.: Специальная литература, 1996. -240 с: ил.

3.  Животные ( пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624 с: ил.

4.  Красная книга Республики Татарстан - Казань Издательство «Идел-Пресс», 2006. - 832 с.

5.  Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с: ил.

6. Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. - М.: «Росмэн», 1998. - 88 с.

7. Секреты природы / пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432 с.

8. Сладкое, Н. Покажите мне их! Зоология для детей / худож. Р. Варшамов. - М.: РОСМЭН, 1994.-183 с: с ил.

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

  1. http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых
  2. http://zooclub.farpost.com -  - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.
  4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.
  5. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки
  6. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..
  7. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.
  8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.
  9. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.
  10. http://animals.mega.net.kg/  - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
  11. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****
  12. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****
  13. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****
  14. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****
  15. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****
  16. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****
  17. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****
  18. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.****
  19. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****
  20. http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.
  21. http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
  22. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.****
  23. http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.****
  24. http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).***
  25. http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.***
  26. http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.***
  27. http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.***
  28. http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***
  29. http://www.dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия.***

Материально – техническое обеспечение.

   1.  Пособия на печатной основе  по  биологии  7  класс

№п/п

Название таблицы

1

Тип Хордовые.  Подтип  бесчерепные. Ланцетник.

2

Надкласс Рыбы.  Внутреннее строение окуня.

3

Надкласс Рыбы. Скелет окуня.

4

Многообразие  рыб.

5

Класс Земноводные. Скелет лягушки.

6

Класс Земноводные. Внутреннее строение  лягушки.

7

Многообразие  земноводных.

8

Класс Пресмыкающихся.Скелеты Пресмыкающихся.

9

Класс Пресмыкающихся. Внутреннее строение ящерицы.

10

Многообразие Пресмыкающихся.

11

Класс Птицы. Скелет и мышцы крыла голубя.

12

Класс Птицы. Внутреннее строение голубя.

13

Многообразие и экологические группы птиц.

14

Класс Млекопитающих. Скелет и мышцы.

15

Класс Млекопитающих. Внутреннее  строение  кролика.

16

Многообразие  млекопитающих.

17

Одноклеточные  животные. Простейшие.

18

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

19

Тип. Кишечнополостные.

20

Тип Членистоногие. Класс  Паукообразные.

21

Тип Плоские черви. Свободноживущие плоские черви.

22

Полезные насекомые.

23

Тип  круглые черви.

24

Класс  насекомые.  Метаморфоз.

25

Тип  моллюски.

26

Тип Плоские черви. Паразитические черви.

27.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

2. Информационно – коммуникативные средства.

1

Компьютер.

2

Экран

3

Мультимедийный прэктор

4

Набор дисков и обучающих пособий по биологии.

Лабораторная работа № 1
«Знакомство с многообразием водных  простейших »

Приготовьте сенной настой. Для этого мелко нарезанное луговое сено поместите в стеклянную банку и залейте его прудовой или речной водой. Поместите банку в теплое место (от + 15 до + 20 0C).

Если через 2–3 недели вы наберёте в пробирку немного сенного настоя и рассмотрите его в лупу, то увидете появившихся простейших, среди которых будут и различные инфузории.

Обнаружив инфузорий–туфелек, опишите форму их тела и способ передвижения.

На предметное стекло нанесите каплю воды с инфузориями и рассмотрите их под микроскопом: сначала при малом увеличении, затем при большом.

Зарисуйте строение туфельки в тетради.

Лабораторная работа № 3
«Внешнее  строение  дождевого червя»

1 – Рассмотрите дождевого червя, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).

2 – Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящего из колец–члеников, высните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.

3 – Найдите передний конец тела с ротовым отверстием (более заостренный) и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.

4 – Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.

5 – Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. С помощью лупы рассмотрите щетинки на теле червя.

6 – Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она – сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

7 – Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Выясните роль щетинок.

8 – Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9 – Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

Лабораторная работа №4

 «Особенности строения и жизни  моллюсков»

Цель: изучить особенности строения раковин моллюсков различных классов, выявить черты сходства и различия.

Материалы: коллекция раковин моллюсков (беззубка, катушка роговая, прудовик, садовая, виноградная улитки);

Ход работы:

  1. Распределите по классам (класс брюхоногие и класс пластинчатожаберные) моллюсков из предложенной коллекции. Раковины представителей разных классов различаются по внешнему виду. Сравните строение раковины прудовика и беззубки.
  2. Перечислите слои, образующие раковину.
  3. Изучите раковины прудовика и катушки. Отметьте признаки сходства и различия, сравните расположение оборотов раковин. Зарисуйте раковины прудовика и катушки, подпишите вершину (завиток) и устье.
  4. Сделайте вывод о:

- строении раковин представителей разных классов;

- значении раковины;

- образовании раковины.

Лабораторная работа №5

Тема: Знакомство с ракообразными.

Цель: на примере речного рака ознакомиться с особенностями внешнего строения ракообразных.

Материалы: коллекционная коробка с расчленённым раком, инструктивные карты.

Ход работы:

1). Рассмотрите тело речного рака. Какие отделы тела выделяют у ракообразных?

2). Чем покрыто тело речного рака снаружи? Каково значение этого покрова?

3). Рассмотрите конечности, расположенные на разных отделах туловища речного рака. Какие это конечности, какие функции они выполняют? Данные занесите в таблицу:

Отдел тела

Виды конечностей

количество

Выполняемые функции

4). Рассмотрите рисунок «Внешнее строение речного рака». Подпишите обозначенные участки.

Вывод: сделайте вывод о том, по каким признакам рака относят к типу членистоногих, а по каким его выделяют в класс ракообразных.

Дополнительное задание: черты приспособленности членистоногих к наземно-воздушной среде обитания.

Лабораторная работа № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых »

Цель. Изучение характерных особенностей внешнего строения насекомого на примере майского жука.

Оборудование и материалы: препаровальная игла, пин цет, лупа, линейка, коллекции «Майский жук», фиксированные жуки, коллекция бабочек.

Ход работы:

I        уровень

  1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску. Запишите результаты наблюдений измерения в тетрадь.
  2. Выделите отделы тела насекомого, назовите их. Рассмотрите рисунок, подпишите, что обозначено цифрами 1-11.

II        уровеньmso1681F

  1. Рассмотрите голову насекомого. Где расположен рот? Что окружает ротовое отверстие?
  2. С помощью лупы рассмотрите глаза и усики. Пользуясь рисунком 93 учебного пособия, определите тип усиков майского жука.

III        уровень

  1. Найдите грудной отдел тела насекомого. Из какого числа сегментов он состоит?
  2. Сколько конечностей у майского жука?
  3. Пользуясь рисунком 95 учебного пособия, определите тип конечностей и из каких члеников они состоят.
  4. Изучите крылья. На каких сегментах груди они расположены? Чем передние крылья отличаются от задних?

IV        уровень

9.        Рассмотрите брюшко жука. Из какого числа сегментов оно состоит? С помощью лупы найдите расположенные по бокам брюшка дыхальца.

10.        По форме концевого участка брюшка (пигидия) определите вид майского жука: постепенно сужающийся концевой участок — у западного майского жука; расширенный
па конце в виде гвоздика — у восточного.

V        уровень

11.        Охарактеризуйте черты приспособленности насекомых к наземно-воздушной среде обитания.

Вывод: сделайте вывод о чертах строения насекомых, по которым насекомых относят к типу членистоногие, к классу насекомы

        Лабораторная работа № 7

Изучение внешнего строения и передвижения рыб.

Цель: изучить особенности строения и передвижения рыб в связи с их жизнью в водной среде.

Ход работы:

I уровень:

1). Рассмотрите тело рыбы. Какие отделы тела можно выделить?

2). Назовите непарные и парные плавники.

IIуровень:

3). Заполните таблицу, пользуясь материалом учебника §21:

Плавники

Выполняемая функция

4). Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами 1-11.  

IIIуровень:

5) Сравните окраску спинной и брюшной сторон тела рыбы. Какое значение это имеет?

IV уровень:

6) Рассмотрите органы чувств рыбы. Предположите, что бы наблюдалось, если бы у рыб отсутствовал орган боковой линии.

V уровень:

7) Тело рыб очень разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное. В связи с чем могли возникнуть такие особенности строения?

8) Несколько щук жили в большом и ярко освещенном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна — совершенно черная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!» — восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная?

Вывод: В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1_____________________________________________;

2_____________________________________________;

3_____________________________________________;

4_____________________________________________

Лабораторная работа № 8

 Изучение внешнего строения птиц, строения перьев.

Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц в связи с приспособлением к полету; рассмотреть разновидности перьев, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями.

Материалы: инструктивные карты, набор различных перьев, учебники.

Ход работы:

1. Рассмотрите особенности внешнего строения птицы. Каково значение обтекаемой формы тела? Какие отделы тела можно выделить у птиц?

2. Заполните таблицу, пользуясь материалами § 27

Отдел тела

Органы

Особенности строения

Выполняемые функции

1 Голова

2 Шея

3 Туловище

4 Хвост

5 Передние конечности

6 Задние конечности

Клюв

Глаза

Ноздри

Ушные отверстия

Копчиковая железа

  1. Изучите строение пера. Заполните схему:    

                                                                              Виды перьев

                                   ….                

                                                                           …                       …

                …                            ….          

Зарисуйте строение контурного пера, сделайте соответствующие обозначения.

4. Какие функции выполняют: а) контурные маховые перья;    б) контурные покровные перья;    в) пуховые перья и пух?

5. Каковы особенности перьевого покрова летающих и нелетающих птиц?

Вывод: в связи с полетом у птиц в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...