Лабораторные работы по биологии
учебно-методическое пособие по биологии на тему

Лабораторные работы по биологии 5-6 класс УМК Сонин Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornye_raboty_5_klass.docx20.5 КБ
Файл laboratornye_raboty_6_klass.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района

«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

БИОЛОГИЯ.  ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ

Н.И. Сонин,  А. А. Плешаков


Урок 5.  Методы  изучения  природы

Практическая работа № 1

«Эксперимент»

Цель:  овладение  начальными  исследовательскими  умениями по  проведению наблюдений, опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов.

Оборудование: истертый в порошок мел, химический стакан, стеклянная палочка.

Ход  работы

  1. Насыпаю в стакан истолченный мел.
  2. Наливаю воду (до   стакана).
  3. Размешайте содержимое стакана стеклянной палочкой.
  4. Пронаблюдайте.
  5. Сделайте выводы (Мел  в  воде растворился (не растворился), так как раствор прозрачный (непрозрачный), осадок отсутствует (присутствует)  Вывод: Мел растворим (нерастворим)  в  воде).


Урок 6.  Увеличительные приборы

Лабораторная работа № 1

«Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Цель:  овладение  начальными  исследовательскими  умениями по  проведению наблюдений, усвоить навыки работы с увеличительными приборами;  формулировке выводов.

Оборудование: микроскоп, ручная лупа, мякоть плодов томата (арбуза, яблока).

Ход работы

  1. Ответьте на вопрос: Для чего используют увеличительные приборы?

РУЧНАЯ ЛУПА

  1. Рассмотрите ручную лупу. Напишите названия её частей.
  2. Возьмите кусочки мякоти плодов. Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы видите? Сделайте записи в тетради.
  3. Сделайте рисунок.
  4. Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите? Сделайте записи в тетради.

СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП

  1. Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа.
  2. Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
  3. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
  4. Зарисуйте микроскоп в тетради.

Урок 8.  Большой мир маленьких клеток

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток кожицы чешуи лука»

Цель:  научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении растений;   формулировке выводов.

Оборудование: микроскоп, предметное и покровные стекла, препаровальная игла,  пинцет, пипетка, раствор йода, салфетка.

Ход работы

  1. Салфеткой протрите предметное и покровное стекла.
  2. На предметное стекло пипеткой капните 1 – 2 капли слабого раствора йода.
  3. С помощью препаровальной иглы снимите кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной чешуи лука.
  4. Поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте и накройте покровным стеклом.
  5. Подготовьте микроскоп к работе.
  6. Рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении  в 56 раз.
  7. Зарисуйте группу клеток.
  8. Рассмотрите отдельную клетку при увеличении микроскопа в 300 раз. Найдите в клетке её основные части (оболочку, цитоплазму). Найдите и зарисуйте вакуоли.
  9. Зарисуйте клетку, подпишите её основные части.

Урок 10.  Химический состав клетки: органические вещества

Лабораторная работа № 3

«Определение состава семян подсолнечника»

Цель:  научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических веществ (жиров).

Оборудование: лист бумаги, карандаш, семя подсолнечника.

Ход работы

  1. Положите семя подсолнечника между листами бумаги  и  сильно надавите на него тупым концом карандаша.
  2. Что появилось на бумаге? Как это можно объяснить?
  3. Запишите результаты в тетради.

Урок 45.  Жизнь на разных материках: Евразия, Африка, Австралия

Практическая  работа № 2

«Обозначение на контурной карте растительного и животного мира материков: Евразии, Африки, Австралии»

Цель:  осознание и осмысление материала о растительном и животном мире данных материков; работа с контурными картами;

Оборудование:  контурная  карта, атлас, учебник.

Ход работы

  1. На контурной карте проведите красной пастой границы следующих материков: Евразия, Африка, Австралия.
  2. На контурной карте цветными   карандашами разукрасьте растительный и животный мир.
  3. Подпишите растения и животных.

Урок 46.  Жизнь на разных материках: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Практическая  работа № 3

«Обозначение на контурной карте растительного и животного мира материков: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида»

Цель:  осознание и осмысление материала о растительном и животном мире данных материков; работа с контурными картами;

Оборудование:  контурная  карта, атлас, учебник.

Ход работы

  1. На контурной карте проведите красной пастой границы следующих материков:  Северная Америка,  Южная Америка, Антарктида.
  2. На контурной карте цветными   карандашами разукрасьте растительный и животный мир.
  3. Подпишите растения и животных.

Урок 61.  Здоровье человека и безопасность жизни: здоровый образ жизни

Практическая  работа № 4

«Измерение роста и массы тела»

Цель:  уметь работать с измерительными приборами: ростометр, напольные весы.

Оборудование:  ростометр, напольные весы.

Ход работы

  1. Разденьте обувь.
  2. Встаньте на весы. Запомните свой результат.
  3. Встаньте прямо (лопатки вместе, подбородок прямо).
  4. Запишите данные в таблицу.
  5. Сравнивая свой результат с началом учебного года,  сделайте выводы.

Рост

Сентябрь

Май

Вес

Сентябрь

Май


Урок 62.  Здоровье человека и безопасность жизни: опасные ситуации

Практическая  работа № 5

«Оказание первой доврачебной помощи»

Цель:  привить навык оказания первой доврачебной помощи

Оборудование:  йод; марлевая салфетка, бинт, жгут, резиновая грелка, холодная вода.

Ход работы

  1. Окажите первую доврачебную помощь при кровотечении:
  1. Обработайте кожу вокруг раны настойкой йода;
  2. Закроем рану чистой марлевой салфеткой или кусочком бинта;
  3. Наложим тугую повязку;
  4. ЗАПОМНИ!  Если кровотечение не останавливается, необходимо обратиться к медицинскому работнику.

  1. Окажите первую помощь при растяжении  связок:
  1. Налейте резиновую грелку или полиэтиленовый пакет небольшое количество холодной воды и охладим с их помощью поврежденный сустав (в течении 15 – 20 минут);
  2. Туго забинтуем сустав;
  3. Обратиться к медицинскому работнику.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района

«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

Н.И. Сонин


Урок 5. Химический состав клетки

Лабораторная работа № 1

«Определение состава семян пшеницы»

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, немного пшеничной  муки.

        Ход работы        

  1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.
  2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.
  3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.
  4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода.
  5. Сделайте выводы.

Урок 7. Строение растительной клетки

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток живых организмов»

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток живых организмов. 

Оборудование: микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, чешуйки репчатого лука, раствор йода.

Ход работы

  1. Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.
  2. С помощью пипетки нанесите 1-2 капли  раствора йода на середину предметного стекла.
  3. Осторожно снимите кусочек  прозрачной кожицы с внутренней поверхности  чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек  кожицы в каплю  водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.
  4. Накройте препарат покровным стеклом.
  5. Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.
  6. Сделайте схематический рисунок  клеток кожицы лука в тетради.
  7. Укажите на рисунке  оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Урок 9. Строение животной клетки

Лабораторная работа № 3

«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов. 

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы

  1. Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом.
  3. Найдите клетки и их структуры.
  4. Отметьте особенности строения клеток животных.
  5. Запишите в тетради отличия клеток животных от клеток растений.

Урок 13. Ткани растений

Лабораторная работа № 4

«Ткани растительных организмов»

Цель: показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.   

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы

  1. Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля  и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?
  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
  3. Нарисуйте  по 2-3 клетки каждого типа тканей.
  4. Заполните таблицу.  

Типы тканей

В какой части органа

обнаружена

Формы и

размера

клеток

Особенности

внутреннего

строения

клеток

Особенности

жизнедеятельности клеток

Какую функцию ткани выполняют

 

  1. Сделайте вывод.                                                                                                                                                      

Урок 16. Нервная ткань

Лабораторная работа № 5

«Ткани животных организмов»

Цель: раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать  формировать умение работать  с микроскопами, рисунками и текстами как источником  информации. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы

  1. Рассмотреть  под микроскопом препараты разных типов тканей животных:   эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.
  2. Сравните микропрепараты  с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
  3.  Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.
  4.  Заполните таблицу.

Типы тканей

(рисунок)

Виды тканей

Особенности

строения

Свойства клеток

(выполняют)

Какую

функцию

  1. Сделайте вывод.


Урок 19. Цветок и плод

Лабораторная работа № 6

«Изучение органов цветкового растения»

Цель:  определить типы корневых систем; сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.

Оборудование: гербарии.

Ход работы

  1. Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте ее, подпишите части.
  4. Рассмотрите побеги смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
  5. Запишите выводы.

Урок 22. Органы и системы органов животных.

Лабораторная работа № 7

«Распознавание органов у животных»

Цель: рассмотреть органы позвоночных  животных  

Оборудование: муляжи животных.

Ход работы

  1. На препарате (муляже) рассмотрите органы.
  2. Рассмотренные органы соотнеси с системами  органов.
  3. Заполните таблицу

Система органов

Особенности строения (органы)


Урок 33. Передвижение  органических  веществ  в  растении

Лабораторная работа № 8

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.

Оборудование: ветки древесных растений (береза, рябина) с подкрашенной древесиной,  скальпель, лупы, таблицы строения стебля.

Ход работы

  1. Рассмотрите поперечный срез ветки березы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?
  2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?
  3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения  воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.


Урок 41. Опорные  системы  растений  и  позвоночных  животных

Лабораторная работа № 9

«Разнообразие опорных систем животных»

Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных.

Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных, кости позвоночных животных.

Ход работы

  1. Рассмотрите предложенный материал, изучите текст и рисунки учебника на с. 97- 101.
  2. Заполните таблицу

Признаки

Раковины моллюсков

Панцирь рака

Кости позвоночных

Тип скелета

Типы тканей

Вещества

Свойства

Могут ли расти?

  1. Выводы.

Урок 42. Движение

Лабораторная работа № 10

«Движение инфузории туфельки»

Цель: сформулировать  представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.

Оборудование: микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага, готовая культура инфузории туфельки.

Ход работы

  1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.
  2. Накройте каплю покровным стеклом.
  3. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.
  4. Рассмотрите препарат при малом и большом движении.
  5. Запишите наблюдения в тетрадь.

Урок 44. Передвижение  позвоночных  животных  в  наземной  и  воздушной  средах

Лабораторная работа № 11

«Перемещение дождевого червя»

Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Ход работы

  1. Рассмотрите дождевого червя.
  2. Понаблюдайте за движением червя.
  3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.
  4. После работы не забудьте вымыть руки!!!
  5. Сделайте вывод.

Урок 52. Вегетативное  размножение  растений

Практическая  работа № 1

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения черенками.

Оборудование: стакан с водой, комнатное растение.

Ход работы

  1. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить.
  2. Осторожно срежьте лист с черешком.
  3. Поместите его в стакан с водой, так чтобы только черешок был в воде.
  4. Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.
  5. Меняйте воду каждые 3 – 4 дня.
  6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.
  7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.
  8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.
  9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.

Дневник для наблюдений

Этапы

Рисунок

Дата

Начало опыта

«_____» ________ 20 __г.

Появление корня

«_____» ________ 20 __г.

Образование корневой системы (4 – 5 корней длиной до 1 см)

«_____» ________ 20 __г.

Высадка в почву

«_____» ________ 20 __г.

Появление первого нового листа

«_____» ________ 20 __г.

Прирост побега составил 1 см

«_____» ________ 20 __г.

        


Урок 58. Рост  и  развитие  животных

Лабораторная   работа № 12

«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале)

Цель: познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых с разным типом развития:  бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».                                 

Ход работы

  1.  Непрямое развитие насекомых
  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся  с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).
  2. Выделите этапы развития: яйца - личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).
  3. Сравните личинку и имаго.
  4. Объясните причину возникновения стадии куколки.

II.   Прямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).
  2. Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.
  3. Сравните личинку и имаго.
  4. Объясните причину отсутствия стадии куколки.
  5. Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.

Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....

Лабораторные работы по биологии 9 класс

В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ  по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе  В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может  быть расп...

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "

Презентация у уроку:Лабораторная  работа по биологии -6 класс. Тема  "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

Материал раскрывает вопросы использование  метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....

Лабораторная работа по биологии "Строение почек"

Лабораторная работа по биологии в 6 классе. Содержит инструктивную карточку и блок контрольных заданий....

Лабораторные работы по биологии , 8класс

Дидактический материал по проведению лабораторных работ по биологии  в 8классе. Программа И.Н. Пономарёвой. Человек и его здоровье....

Критерии к лабораторной работе по биологии

Критерии к лабораторной работе по биологии "Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированн...