Методическая разработка "Генетическое определение пола"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Генетическое определение пола» предназначена для преподавателей и  составлена в соответствии с примерной  программой среднего общего образования по биологии (профильный уровень), а также в соответствии с рабочей программой дисциплины «Биология».

Тема, представленная в методической разработке, подробно изучается в курсе биологии и  имеет большое значение для формирования более широких представлений студентов по теме «Генетическое определение пола», а также способствует формированию знаний,  необходимых в будущей профессиональной деятельности студентов.

Хронологическая структура занятия представлена  в виде технологической карты, где указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе учебного занятия.

         Методическое пособие содержит ряд блоков для последовательного усвоения материала:

  • В методическом блоке представлены цели занятия, план занятия, междисциплинарные связи, методы обучения, перечень основной и дополнительной литературы;
  • Информационный блок содержит информацию по теме занятия и состоит из опорного конспекта в текстовом варианте для более активного восприятия материала;
  • Блок самостоятельной работы включает задачи, таблицу по теме;
  • Блок контроля представлен тестовыми заданиями. Для оценки качества решения тестовых заданий имеются эталоны ответов.

Изучаемый на занятии материал позволяет студентам продолжить формирование общих компетенций.

       Для организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся предусмотрен такой вид  работы как подготовка докладов  по вопросам: «Как определяется пол у животных», «Что такое гемофилия».

 

Методическая разработка может быть использована преподавателями при проведении занятия по теме «Генетическое определение пола» при изучении нового материала, а также при обобщении и закреплении темы и обучающимися для самостоятельной подготовки к занятию.

Методические материалы составлены в соответствии с современными психолого-педагогическими требованиями  и могут быть использованы преподавателями в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_geneticheskoe_opredelenie_pola.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж №6» (ГБПОУ ДЗМ «МК №6»)

Методическая разработка

 теоретического занятия

Тема: «Генетическое определение пола»

Дисциплина: Биология

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

 

Москва 2015 г.


Содержание

Введение ……………………………………………......................3- 4

1.Методический блок

Технологическая карта занятия ………………………………..7 -10

2.Информационный блок

Опорный конспект………………………………………….…12-16

3.Блок самостоятельной работы студентов

Предварительная подготовка……………………………………..18

Таблица «Пол животных»…………………………………………19

Задачи……………………………………………………………….20

Эталоны ответов………………………………………………..21-23

4.Блок контроля

Проверка исходного уровня знаний обучающихся………….26-27

Алгоритм ответов………………………………………………28-32

Тестовые задания…………………………………………...…..33-36

Эталоны ответов……………………………………………………37

Приложения

Мультимедийная презентация………………………………..


Введение

        Методическая разработка теоретического занятия по теме «Генетическое определение пола» предназначена для преподавателей и  составлена в соответствии с примерной  программой среднего общего образования по биологии (профильный уровень), а также в соответствии с рабочей программой дисциплины «Биология».

Тема, представленная в методической разработке, подробно изучается в курсе биологии и  имеет большое значение для формирования более широких представлений студентов по теме «Генетическое определение пола», а также способствует формированию знаний,  необходимых в будущей профессиональной деятельности студентов.

Хронологическая структура занятия представлена  в виде технологической карты, где указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе учебного занятия.

        Методическое пособие содержит ряд блоков для последовательного усвоения материала:

  • В методическом блоке представлены цели занятия, план занятия, междисциплинарные связи, методы обучения, перечень основной и дополнительной литературы;
  • Информационный блок содержит информацию по теме занятия и состоит из опорного конспекта в текстовом варианте для более активного восприятия материала;
  • Блок самостоятельной работы включает задачи, таблицу по теме;
  • Блок контроля представлен тестовыми заданиями. Для оценки качества решения тестовых заданий имеются эталоны ответов.

Изучаемый на занятии материал позволяет студентам продолжить формирование общих компетенций.

       Для организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся предусмотрен такой вид  работы как подготовка докладов  по вопросам: «Как определяется пол у животных», «Что такое гемофилия».

Методическая разработка может быть использована преподавателями при проведении занятия по теме «Генетическое определение пола» при изучении нового материала, а также при обобщении и закреплении темы и обучающимися для самостоятельной подготовки к занятию.

Методические материалы составлены в соответствии с современными психолого-педагогическими требованиями  и могут быть использованы преподавателями в практической деятельности.


Методический блок


             ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА  ЗАНЯТИЯ

 № специальности  34.02.01 Сестринское дело

      Дисциплина    Биология

Количество часов     2  

Тема занятия  Генетическое определение пола

Вид занятия  Теоретическое

Тип занятия  Комбинированное

Курс 1

Специальность   34.02.01 Сестринское дело

Место проведения занятия кабинет  биологии

Цели занятия:

Образовательная:  

Знать: 

  • особенности строения  аутосом и половых хромосом;
  • причины развития определённого пола  у различных животных и человека;
  • причины возникновения заболеваний, сцепленных с полом.

Уметь: 

  • решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом;
  • применять имеющиеся знания для изучения нового материала;
  • использовать новые понятия.

Развивающая:

  • активизировать познавательную деятельность студентов;
  • развивать культуру речи, логическое мышление;
  • развивать навыки работы в группе, совершенствовать навыки  самостоятельной работы студентов.

Воспитательная:

  • воспитывать понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность, а также в связи с будущей профессиональной деятельностью, формировать основы здорового образа жизни;
  • формировать устойчивый интерес к выбранной профессии;
  • воспитывать культуру общения, чувство коллективизма.

Междисциплинарные  связи:

Обеспечивающие: математика, биология.

Обеспечиваемые: анатомия и физиология человека, фармакология, гигиена, физиология, патология.

Методы обучения: репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый,  исследовательский.

Средства обучения:

Наглядные пособия: мультимедийная презентация, таблицы: «Количество хромосом различных организмов», «Определение пола», «Родословная семьи Николая II».

Раздаточный материал:  задачи, тестовые задания;

Технические средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Литература:  

Основная:

  1. Биология: учебник для студ. учреждений сред проф. Образования /Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринёва, Г. С. Гузикова и др.; под ред.  Н. В. Чебышева, «Академия», 2010.
  2. Захаров В.Б. Общая биология, М.:Дрофа,2011.
  3. Биология. Учебное пособие для студ. мед. училищ. под ред.Ярыгина В.Н., М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2011.
  4. Биология, Пасечник В. В., Дрофа, 2012.

Дополнительная:

1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 2012.

3. Вилли К. и Детье В. Биология, М.: Мир,2010.

4. Мамонтов С.Г. «Биология: пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа, 2011.

5. Пикеринг В.Р. Биология. Школьный курс в 120 таблицах. М.:» АСТ-Пресс»,1997.

6. Энциклопедия. Биология. М.: Дрофа.2013.

Домашнее задание:  

Биология,  под ред. Чебышева Н. В., стр. 186 - 193.

СТРУКТУРА   ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия

Время

(хронометраж)

Деятельность  студентов

Деятельность преподавателя

1

Оргмомент

2 мин

Подготовка к началу занятия

Организация группы для проведения занятия.

2

Мотивация

2 мин

Выслушивают сообщение преподавателя

Постановка целей и задач занятия

3

Актуализация опорных знаний

12 мин

Отвечают на вопросы, решают задачи.

Активизация студентов на изучение материала,  коррекция ответов, уточняющие вопросы.

4

Изучение нового  материала

40 мин

Слушают объяснение преподавателя, доклады студентов, заполняют таблицу. Решают задачи.

Объяснение материала,  коррекция ответов, уточняющие вопросы.

5

Закрепление и обобщение изученного материала

20 мин

Выполнение тестовых заданий, заполнение таблицы, решение задач.

Проверка правильности выполнения заданий

6

Дискуссия «Профилактика заболеваний. Сцепленное с полом наследование»

7 мин

Выступления студентов

Комментарии преподавателя

7

Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок.

7 мин

Обсуждение итогов занятия.

Комментарии преподавателя. Подведение итогов.

Домашнее задание

Биология,  под ред. Чебышева Н. В., стр. 186 - 193.


Информационный

блок 


Опорный конспект

  1. Изучение нового материала.

Преподаватель:

             Как определяется пол у животных и человека? Почему рождаются мальчики или девочки? Чем отличаются мужские половые клетки от женских? Почему мужчины чаще страдают таким опасным заболеванием как гемофилия. Почему среди дальтоников тоже чаще встречаются мужчины? Сегодня мы с вами ответим на эти интересные вопросы.

          «Наши врачи должны как азбуку знать законы          наследственности. Воплощение в жизнь научной                истины  о  законах наследственности поможет избавить   человечество от многих скорбей и горя» -                                       И.П.Павлов (слайд №2).            

Знания, полученные при изучении темы, необходимы при решении задач по генетике, а знания о сцепленном с полом наследовании необходимы медицинским работникам в их профессиональной деятельности.

Каждый организм – растения, животные, человек – обладают определённым набором хромосом, у которых форма, размеры строго постоянны для определённого вида. При исследовании, сравнении хромосом животных было определено,  что хромосомный набор самцов и самок отличается по одной паре. Эти хромосомы называются половыми. Все остальные хромосомы одинаковы у обоих полов – аутосомы. Аутосомы – неполовые хромосомы (слайд №8).

Половые хромосомы у разных полов имеют морфологические и физиологические отличия. X – хромосома представлена в двойном числе, а Y- хромосома  - в одном экземпляре (слайд «9).

Хромосомный набор самцов и самок у большинства раздельнополых организмов неодинаков. Тем не менее, к примеру, половые хромосомы человека похожи на половые хромосомы дрозофилы. Но у человека 23 пары хромосом, а у дрозофилы – 4. Из них 22 пары одинаковые (аутосомы), а одна пара – половые. Половая хромосома мужчины,  Y-хромосома, мала по сравнению с X-хромосомой женщины (слайд №10).

Женскими половыми хромосомами являются XX- хромосомы, поэтому женский пол у человека называют гомогаметным. Мужскими половыми хромосомами являются  XY – хромосомы. Они образуют разные гаметы, поэтому мужской пол человека называют гетерогаметным (слайд №11).

Как определяется пол у животных? Прослушайте об этом сообщение.

Прослушав выступление докладчика, заполните таблицу.

                                                                                                         Таблица. Пол животных

Название животных

Женская особь

Мужская особь

Человек, пресмыкающиеся, млекопитающие, моллюски, мухи дрозофилы, амфибии

Птицы, бабочки, некоторые рыбы

Прямокрылые

Моль

Докладчик 1.

Всех животных по особенностям половых хромосом можно разделить на четыре группы.

  1. Человек, пресмыкающиеся, млекопитающие, моллюски, мухи дрозофилы, амфибии. Женская особь гомогаметная ХХ. Мужская особь – гетерогаметная  XY.
  2. Птицы, бабочки, некоторые рыбы. Женская особь гетерогаметная XY.  Мужская особь – гомогаметная ХХ .
  3. Прямокрылые. Женская особь - гомогаметные XX. Мужская - гетерогаметные XY.
  4. Моль. Женская особь - гетерогаметные X0 (отсутствие  Y - хромосомы). Мужская особь - гомогаметные XX.

Название животных

Женская особь

Мужская особь

Человек, пресмыкающиеся, млекопитающие, моллюски, мухи дрозофилы, амфибии

Гомогаметные XX

Гетерогаметные XY

Птицы, бабочки, некоторые рыбы

Гетерогаметные XY

Гомогаметные XX

Прямокрылые

Гомогаметные XX

Гетерогаметные XY

Моль

Гетерогаметные X0 (отсутствие  Y - хромосомы)

Гомогаметные XX

(Слайды №12-№13)

Учёные давно заметили, что соотношение потомства по полу равно приблизительно 1:1. Как это достигается? Проведём скрещивание и определение пола потомства на примере млекопитающих.

Р: ♀ ХХ   ×     ♂ ХY

G:     Х                Х   Y

F:      ХХ       ХY

Ответ:  ХХ – женская особь. ХY – мужская особь. Расщепление по полу 1:1.

Определение пола осуществляется в момент оплодотворения. Все яйцеклетки имеют только Х-хромосомы, половина сперматозоидов содержит Х-хромосомы, вторая половина Y-хромосомы. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, появится женская особь.  При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом, содержащим Y-хромосому, появится мужская особь.

Преподаватель:

В начале занятия мы решали задачи о закономерностях передачи признаков. Но гены, ответственные за формирование этих  признаков  были локализованы в аутосомах. Рассмотрим процесс передачи признаков, гены которых находятся в половой Х-хромосоме. Наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y- хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом.

Х-хромосома человека содержит гены, определяющие форму и объём зубов,   синтез ряда ферментов,  склонность к облысению и заболевание, называемое цветовой слепотой (дальтонизм), при котором люди не распознают зелёный и красный цвет (слайд №15).

Х-хромосома содержит также ген, определяющий свёртываемость крови (Н). Рецессивная аллель (h) вызывает тяжёлое заболевание – гемофилию, характеризующуюся пониженной свёртываемостью крови (слайд №16).

У кошек за окраску шерсти отвечает ген, локализованный в Х- хромосоме. Если он в доминантном состоянии, то кошка чёрная, если в рецессивном – рыжая, если в двух Х-хромосомах  присутствует и тот и другой гены, то кошка будет черепаховой.

ХвХв – чёрная кошка

ХbХb- рыжая кошка

ХвХb- черепаховая кошка

У котов в генотипе присутствует только одна Х- хромосома, которая отвечает за окраску. В Y- хромосоме нет гена, отвечающего за окраску, поэтому коты могут быть только чёрными или рыжими:

ХвY- чёрный кот, ХbY – рыжий кот. Вот почему черепаховыми могут быть только кошки, а не коты.

Рассмотрим процесс передачи дальтонизма. Решим задачу. Каким будет потомство, если отец дальтоник, мать и её ближайшие родственники различают цвета нормально?

Дано:

♀- ХD ХD

♂ - ХdY

F1 -  ?

Решение:

P  ♀  ХD ХD  ×     ♂ ХdY

G:      ХD                              Хd             Y

F1:   ХD Хd  -  девочка, носительница  гена дальтонизма

                  ХD Y – здоровый мальчик

Ответ: от брака мужчины-дальтоника и здоровой женщины могут родиться девочка – носительница гена дальтонизма и здоровый мальчик (слайд №16).

Гемофилия – опасное заболевание. Как оно наследуется? Почему этим недугом страдают только мужчины? Послушайте сообщение об этом.

Докладчик 2:

Свёртывание крови – это защитная реакция организма. В плазме крови человека содержится растворимый белок фибриноген, который при ранении мелких сосудов превращается в нерастворимый волокнистый белок фибрин. Для того, чтобы это произошло, необходимы вещества кровяных пластинок, воздух, соли кальция. Образовавшийся при небольшой ранке сгусток крови закрывает просвет сосуда, кровь перестаёт течь, а на поверхности около ранки появляется корочка.

У людей, страдающих гемофилией, при ранении даже маленьких сосудов кровь не свёртывается и может открыться сильное кровотечение. Для таких людей опасными являются ушибы. Если у обычного человека появляется синяк, который вскоре рассосётся, у гемофилика под кожей, между мышцами образуются скопления крови,  это может привести к тяжёлым последствиям. Мутантный ген гемофилии обуславливает отсутствие антигемофилитического глобулина – одного из веществ, участвующих в механизме свёртывания крови.

Как же осуществляется передача этого заболевания?  Ген гемофилии рецессивен, поэтому страдают этим недугом мужчины, так как в Y-хромосоме нет гена нормальной свёртываемости крови. Женщины являются носителями этого заболевания, совершенно не имея никаких признаков болезни, так как в их генотипе доминантный ген нормальной свёртываемости крови «поглощает» или «закрывает» ген гемофилии. Генотип женщины-носительницы -  ХНХh ,  генотип здоровой женщины - ХНХн  .

Сегодня мужчинам, больным гемофилией вводят фактор свёртывания, что позволяет им дожить до детородного возраста и оставить потомство. Известным носителем гена гемофилии была английская королева виктория. Этот ген гемофилии передавался через дочерей и внучек королевы, вызывая гемофилию только у представителей мужского пола. Он проник в Пруссию, Испанию, Россию (слайд №17).

Сын последнего русского царя   Николай II  страдал гемофилией. Он получил ген гемофилии от своей матери Александры Фёдоровны, которая являлась  внучкой королевы Виктории.  

Преподаватель: Предлагаю решить задачу, в которой мы определим передачу гемофилии царицей Александрой своему сыну Алексею.

Запишем краткое условие и ход скрещивания.

Дано:

♀- XHXh 

♂ -  XHY

F1 -  ♂ XhY

F1♀ - ?

                   Решение:

Р: ♀  XHXh    ×     ♂ XHY

G:       XH     Xh                 XH        Y

F1 : XHXH – здоровая девочка

       XHY – здоровый мальчик

        XHXh  -  девочка, носительница гена гемофилии

       XhY – генотип царевича Алексея, страдавшего гемофилией.

Таким образом, носителями гена гемофилии являются женщины, а страдают этим заболеванием мужчины (слайд №18).

Среди девочек гемофилия встречается редко так как зародыш с генотипом  ХhХh  часто  погибает на ранних стадиях эмбрионального развития (слайд №19).

   

   


 

Эталоны ответов:

  1. Алгоритм заполнения таблицы:

Пол животных

        Название животных

Женская особь

Мужская особь

Человек, пресмыкающиеся, млекопитающие, моллюски, мухи дрозофилы, амфибии

Гомогаметные XX

Гетерогаметные XY

Птицы, бабочки, некоторые рыбы

Гетерогаметные XY

Гомогаметные XX

Прямокрылые

Гомогаметные XX

Гетерогаметные XY

Моль

Гетерогаметные X0 (отсутствие  Y - хромосомы)

Гомогаметные XX

Блок контроля


1. Проверка исходного уровня знаний обучающихся

1.1. Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Моногибридное скрещивание.
  2. Дигибридное скрещивание.
  3. Доминантный признак.
  4. Рецессивный признак.
  5. Что такое фенотип?
  6. Что такое генотип.
  7. Гомозиготная особь.
  8. Гетерозиготная особь.
  9. Первый закон Менделя.
  10. Второй закон Менделя.
  11. Третий закон Менделя.
  12. Полное и неполное доминирование. Промежуточное наследование.
  13. Анализирующее скрещивание.
  14. Гомологичные хромосомы.
  15. Аллельные гены.
  16. Приведите примеры соматических клеток. Набор хромосом в соматических клетках.
  17. Назовите женские и мужские половые клетки. Где они образуются? Набор хромосом в половых клетках (слайды №3 - №4).

1.2. Развивающее задание: определить взаимосвязь между понятиями.

Ген – ДНК – признак.

1.3.Решение   задач.

Задача 1. При скрещивании белого кролик с чёрной крольчихой получено пять чёрных и четыре белых крольчонка. Определите генотипы упомянутых животных. Чёрный цвет доминантный (слайд №5).

Задача 2. При скрещивании чёрной доминантной норки с белой всё поколение оказалось кохинуровым (белая окраска шерсти с тёмным крестообразным рисунком на спине). Определите тип наследования и генотипы упомянутых животных (слайд №6).

Задача 3. При скрещивании красных округлых помидоров с жёлтыми грушевидными получено 25% красных округлых, 25% красных грушевидных, 25% жёлтых округлых, 25% жёлтых грушевидных. Определите генотипы родителей и потомства, если красный цвет и округлая форма – доминантные признаки (слайд №7).

  1. Задания для закрепления пройденного материала.

Инструкция: решите задачи:

2.1. Гипертония у человека определяется доминантным аутосомным геном, а оптическая атрофия рецессивным геном, сцепленным с X  - хромосомой. Женщина с оптической атрофией выходит замуж за мужчину с гипертонией (один из его родителей был здоров).  Определить вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?

2.2. У человека гемофилия обусловлена рецессивным геном, сцепленным с X – хромосомой, а сахарный диабет – аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по указанным признакам, родился сын гемофилик с сахарным диабетом. Какова вероятность, что у данной супружеской пары родится здоровая дочь?

2.3. У человека дальтонизм – рецессивный, сцепленный с  X – хромосомой, а альбинизм зависит от аутосомного рецессивного гена. У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын – дальтоник и альбинос. Определить вероятность рождения здорового ребенка в этой семье.

2.4. У человека гемофилия определяется рецессивным, сцепленным с Х – хромосомой геном. От брака здоровых и резус – положительных родителей родился резус – отрицательный ребенок с гемофилией. Какова вероятность, что в этой семье родится ребенок с генотипом матери.


Эталоны ответов

1. Проверка исходного уровня знаний обучающихся

1.1. Фронтальная беседа по вопросам:

1. Моногибридное скрещивание  - скрещивание, при котором организмы отличаются по одному признаку, т.е. берется во внимание только один признак.

2. Дигибридное скрещивание - скрещивание, при котором организмы отличаются по двум признакам, т.е. берется во внимание два признака.

3. Доминантный признак - признак, проявляющийся у большего числа потомков и переходящий непосредственно на потомство в первом поколении гибридов.

4. Рецессивный признак - признак, проявляющийся у потомков через одно поколение и подавляющийся доминантным признаком.

  • Фенотип - совокупность всех признаков организма, начиная с внешних и заканчивая особенностями строения и функций клеток.
  • Генотип - совокупность всех генов организма.
  • Гомозиготные особи - особи, не дающие расщепления при скрещивании.
  • Гетерозиготные особи - особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление
  • Первый закон Менделя - при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки: расщепления по генотипу и фенотипу нет.
  • Второй закон Менделя. В потомстве, полученном при скрещивании гибридов первого поколения, наблюдается явление расщепления: одна четверть гибридов второго поколения несет рецессивный признак, три четверти – доминантный признак.
  • Третий закон Менделя.  Наследование каждого признака идет независимо от другого признака.
  • Полное доминирование – доминантный ген полностью подавляет рецессивный. При полном доминировании – по генотипу 1:2:1, по фенотипу – 3:1.
  • Неполное доминирование. Промежуточное наследование - доминантный ген не полностью подавляет рецессивный аллель, у гибридов проявляется промежуточный (средний) характер признака. Расщепление 1:2:1 по генотипу и по фенотипу. Доминантный признак проявляется только в гомозиготном состоянии.

13. Анализирующее скрещивание:

  • Проводится с целью определить генотип особи с доминантным признаком;
  • Скрещивают особь с неизвестным генотипом и особь с рецессивным признаком;
  • Если в потомстве все особи оказались одинаковыми, то исследуемая особь была гомозиготной (АА);
  • Если в потомстве произошло расщепление,  то исследуемая особь была гетерозиготной (Аа).

14.Гомологичные хромосомы- пара хромосом приблизительно равной длины, с одинаковым положением центромеры и дающие одинаковую картину при окрашивании. Их гены в соответствующих (идентичных) локусах представляют собой аллельные гены — аллели, то есть кодируют одни и те же белки или РНК. При двуполом размножении одна гомологичная хромосома наследуется организмом от матери, а другая — от отца.

15.Аллельные гены - гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом (локусах).

16.Приведите примеры соматических клеток. Набор хромосом в соматических клетках. Соматические клетки – это клетки эпителиальной, мышечной, нервной и соединительной тканей. Соматические клетки имеют диплоидный набор хромосом.

17.Назовите женские и мужские половые клетки. Где они образуются? Набор хромосом в половых клетках. Женские половые клетки  - яйцеклетки, образуются в яичниках. Мужские половые клетки – сперматозоиды, образуются в семенниках. Яйцеклетки и семенники имеют гаплоидный набор хромосом.

1.2. Развивающее задание. Ген – это участок ДНК, отвечающий за синтез одного белка. Белок определяет признак организма.

1.3. Решение задачи №1.

Дано:

А – ген чёрной окраски

а – ген белой окраски.

F1 – чёрные :белые = 1:1

P - ?  F1 -  ?

Если бы крольчиха была гомозиготной по доминантному признаку, то всё поколение,          согласно первому закону Г. Менделя было бы единообразным  и фенотипически бы проявило признаки доминантной особи. Следовательно, крольчиха гетерозиготна. Записываем ход скрещивания, гаметы и генотипы потомства.

Решение:

P  ♀ Аа    ×     ♂ аа

G      А   а            а

F1: Аа;  аа    

Аа – пять чёрных крольчат, гетерозиготных по генотипу; аа – четыре белых крольчонка, гомозиготных по рецессивному признаку.

Ответ: чёрная крольчиха гетерозиготна Аа, крольчата чёрные гетерозиготны Аа, белые – гомозиготны по рецессивному признаку аа. В F1 соотношение по фенотипу 1:1.

Решение задачи №2.

Задача на промежуточное наследование. Записываем условие и решение.

Дано:

А – ген чёрной окраски

а – ген белой окраски

F1 – кохинуровые

F1 - ?

Решение:

P  ♀ АА   ×     ♂ аа

G      А              а

F1 -  Аа – кохинуровое потомство гетерозиготно по генотипу.

Ответ: гетерозиготное поколение, полученное от скрещивания двух особей с противоположными признаками (доминантный и рецессивный), проявляет промежуточный характер окраски шерсти. По генотипу Аа.

Решение задачи №3.

Дано:

А – ген красного цвета

а – ген жёлтого цвета

В – ген округлой формы

b – ген грушевидной формы

Р: А-В- красный круглый и ааbb -  жёлтый грушевидный

F1:  25% красные округлые

25% красные грушевидные

25% жёлтые округлыхе

25% жёлтые грушевидные.

Р - ?

F1 - ?

Если одно из растений имеет красные круглые плоды, то оно дигетерозиготно. Если гомозиготно, то, согласно первому закону Г. Менделя всё первое поколение единообразно и фенотипически проявляет признаки доминантной особи, что противоречит условию задачи. Следовательно, одна особь дигетерозиготная, вторая - дигомозиготная рецессивная.

Решение:

P  ♀ АаВb   ×     ♂ ааbb

G: АВ  Аb                  ab

      aB  ab

 АаВb – красные круглые томаты 25%

Ааbb- красные грушевидные томаты 25%  

ааВb – жёлтые круглые томаты  25%

ааbb – жёлтые грушевидные томаты 25%

2.Решение задач на закрепление пройденного материала:

Решение задачи №2.1:

Дано:

А – ген гипертонии

А – ген нормального давления

Хb  - ген оптической атрофии

ХВ – ген нормального зрения

♀ - аа Хb Хb

♂ - Аа ХВY

F1 - ?

Решение:

Р: ♀ аа Хb Хb      ×       Аа ХВY

G:    а Хb                              АХВ     АY       аХВ       аY

F1 :   Аа ХВХb    Аа ХbY     ааХВХb       аа ХbY

Ответ: вероятность рождения здорового ребёнка 25%

Решение задачи №2.2:

Дано:

А – ген нормального углеводного обмена

а – ген сахарного диабета

Хh – ген гемофилии

ХH -  ген нормальной свёртываемости крови

♀ - Аа ХH Хh

♂ - Аа ХHY

F1  - ?

Решение:

Р: ♀Аа ХH Хh      ×       Аа ХHY

G: АХH   АХh      аХH     аХh                   АХH    АY    аХH    аY

АХH

АХh

аХH

аХh

АХH

ААХНХН

ААХНХh

АаХНХН

АаХНХh

АY

ААХHY

ХhY

AaХHY

AaХhY

аХH

AaХНХН

AaХНХh

aaХНХН

aaХНХh

аY

AaХНY

AaХhY

aaХHY

aaХhY

Ответ: вероятность рождения здоровой дочери 100%

Решение задачи № 2.3:

Дано:

А – ген нормального пигмента кожи

а – ген альбинизма

Хd   - ген дальтонизма

ХD – ген  нормального цветового зрения

♀ - АаХDХd

♂ - АаХDY

F1 - ?

Решение:

Р: ♀АаХDХd    ×   ♂ АаХDY

G: АХD  АХd   аХD  аХd                     АХD    АY    аХD      аY

АХD

АХd

аХD

аХd

АХH

ААХDХD

ААХDХd

АаХDХD

АаХDХd

АY

ААХDY

AАХdY

AaХDY

AaХdY

аХD

AaХDХD

AaХDХd

aaХDХD

aaХDХd

аY

AaХDY

AaХdY

aaХDY

aaХdY

 Ответ: вероятность рождения здорового ребёнка 56%

Решение задачи № 2.4:

Дано:

R – ген резус положительной крови

r – ген резус отрицательной крови

XH -  ген нормальной свёртываемости крови

Xh –  ген гемофилии

♀ - Rr ХH Хh

♂ - RrХHY

F1  - ?

Решение:

Р: ♀RrХHХh     ×       ♂RrХHY

G: RХH  RХh    rХH    rХh                   RХH     RY     rХH     rY

RХH

RХh

rХH

rХh

RХH

RRХHХH

RRХHХh

RrХHХH

RrХHХh

RY

RRХHY

RRХhY

RrХHY

RrХhY

rХH

RrХHХH

RrХHХh

rrХHХH

rrХHХh

       rY

RrХHY

RrХhY

rrХHY

rrХhY

Ответ: вероятность рождения ребёнка с генотипом матери 12,5%


Задания в тестовой форме

по теме «Генетическое определение пола»

Вариант 1.

Инструкция: выберите один  правильный ответ.

  1. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака
  1. гибридные
  2. гомозиготные
  3. гетерозиготные
  4. негибридные
  1. У человека гетерогаметным считается пол
  1. мужской
  2. женский
  3. мужской и женский
  4. в одних случаях мужской, в других случаях женский
  1. Вероятность рождения ребенка, страдающего дальтонизмом, в браке здоровой женщины и мужчины-дальтоника составляет
  1. 0 %
  2. 25%
  3. 50%
  4. 100%
  1. Гены, находящиеся в У-хромосоме, передаются
  1. от отца сыновьям
  2. от отца дочерям
  3. от отца всем детям
  4. от матери сыновьям
  1. Изучаемый ген расположен только в Х-хромосоме и существует у людей в виде двух аллелей. Сколько аллелей этого гена содержится в диплоидной клетке мужчины?
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. Укажите генотип организма, пол которого является гетерогаметным
  1. АаВb
  2. АаХВХb
  3. ааХВУ
  4. АВ//аb
  1. Хромосомный набор половых клеток мужчины содержит
  1. одну Х-хромосому и одну У-хромосому
  2. 22 аутосомы, одну Х-хромосому или одну У-хромосому
  3. 44 аутосомы, одну Х-хромосому и одну У-хромосому
  4. 44 аутосомы, две Х-хромосомы
  1. Cовокупность всех генов организма
  1. генофонд
  2. аллель
  3. фенотип

г. генотип 


Вариант 2

Инструкция: выберите один правильный ответ.

  1. Особи, в потомстве которых не обнаруживается расщепление признака
  1. гибридные
  2. гомозиготные
  3. гетерозиготные
  4. негибридные
  1. У человека гомогаметным является пол
  1. мужской
  2. женский
  3. мужской и женский
  4. в одних случаях мужской, в других случаях женский
  1. Организм, содержащий одинаковые половые хромосомы и дающий один тип гамет, все гаметы одинаковы по содержащейся в них половой хромосоме, называется
  1. гомогаметный
  2. гетерогаметный
  3. гермафродитный
  4. раздельнополый
  1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма
  1. фенотип
  2. генопит
  3. генофонд
  4. аллель
  1. Укажите генотип голубоглазого мужчины, страдающего дальтонизмом
  1. ааbb
  2. ааХdУ
  3. Аа ХDХd
  4. АаХdУ
  1. Хромосомный набор соматических клеток женщины содержит
  1. 44 аутосомы и две Х-хромосомы
  2. 22 аутосомы и одну У-хромосому
  3. 44 аутосомы, одну Х-хромосому и одну У-хромосому
  4. 22 аутосомы и одну Х-хромосому
  1. Вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией, в браке женщины-носительницы гена гемофилии и здорового мужчины составляет
  1. 0 %
  2. 25%
  3. 50%
  4. 100%
  1. Определите гомозиготный генотип
  1. ВВ
  2. Вb
  3. Сс
  4. аА


Эталоны ответов к заданиям в тестовой форме

Вариант 1

№ вопроса

Вариант ответа

1

в

2

а

3

а

4

а

5

а

6

в

7

б

8

г

Вариант 2

№ вопроса

Вариант ответа

1

б

2

б

3

а

4

а

5

б

6

а

7

б

8

а

Критерии оценки:

90% - 100% правильных ответов – 5

85% - 89%  правильных ответов – 4

75% - 84%  правильных ответов- 3

Менее 75% правильных ответов - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Определение пола. Наследование, сцепленное с полом"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Определение пола. Наследование, сцепленное с полом" представляет собой мультимедийный конспект урока. Включает все этапы: актуализацию знаний, анонс темы, цели...

Определение пола и наследование признаков сцепеленных с полом

Презентация и разработка урока "Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом".Формирование знаний о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков сцепленных с полом. За...

Урок биологии 10 класс "Определение пола. Наследование сцепленное с полом".

Материал урока позволяет конкретизировать полученные знания и продолжить использовать генетические понятия и символы для решения задач...

Урок биологии 10 класс "Определение пола. Наследование сцепленное с полом".

Материал урока позволяет конкретизировать полученные знания и продолжить использовать генетические понятия и символы для решения задач...

урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной  информации и наглядности.Цель урока:   Создать условия для ...

Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Определение пола. Наследование, сцепленное с полом»

Урок, показывающий сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизирующий знания об особенностях половых хромосом, аутосом....

Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...