Открытый урок по теме "Жизнь продолжается" 5 класс к учебнику Э.Л.Введенский, А. А. Плешаков
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Урок биологии по теме " Жизнь продолжается " (новые ФГОС) Предмет: Биология Класс 5 (Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс. / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков) Тема урока: Жизнь продолжается Тип урока: Освоение новых знаний Целевая установка: Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род Понятия: Размножение, пути и способы размножения растений и животных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме " Жизнь продолжается " (новые ФГОС)

Предмет:         Биология         Класс 5 (Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс. / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков)

Тема урока: Жизнь продолжается        

Тип урока: Освоение новых знаний

Целевая установка: Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род

Понятия: Размножение, пути и способы размножения растений и животных

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Знание основных способов размножения живых организмов

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

работать с различными источниками информации

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя,

оценить качество выполнения работы 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, отвечать на вопросы учителя 

Личностные:

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода

        

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация «Жизнь продолжается»

 Оборудование:  карточки, задания для групп, оценочные листы  

Образовательные интернет-ресурсы: drofa.ru ; school-collection.edu.ru

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  • Оцените свое настроение вначале урока
  1. Актуализация знаний
  • Беседа по вопросам
  • Индивидуальная работа с карточками

  1. Постановка учебной задачи:

Сегодня утром  из холодильника я достала живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне – теплое молоко и немного сахара, я  создала для них благоприятные условия, в которых они начали интенсивно питаться. Вскоре у них начался и другой важный процесс.  О каких живых организмах я веду речь?  Какой процесс у них продолжает идти, даже внутри  этой шкатулки?

  • Сформулируйте тему урока
  • Работа с учебником: прочитайте 2 абзац параграфа 12.
  • Выделите главную мысль урока

 Когда у вашей собаки  появляются щенки – это радость для всей семьи. Собачьи детеныши такие милые, забавные. Наблюдая за ними  мы иной раз думаем – как это удивительно – вот появились на свет живые существа которых еще недавно не было и в помине.Они будут расти, превратятся во взрослых собак, а потом и у них родятся щенки.

  • И так жизнь будет продолжатся и продолжатся…

  • О чем сегодня на уроке пойдет речь (задачи урока) ?

  1. Усвоение новых знаний и первичное закрепление:
  • Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.
  • Виды размножения – бесполое и половое
  • Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Различают следующие способы бесполого размножения: деление, почкование,

фрагментация, спорообразование, вегетативное размножение.

  • Работа в группах  (приложение 1)

  1. Деление — способ бесполого размножения, характерный для одноклеточных организмов, при котором материнская особь делится на две или большее количество дочерних клеток.
  2. Почкование — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи. Дочерние особи могут отделяться от материнской и переходить к самостоятельному образу жизни (гидра, дрожжи), могут остаться прикрепленными к ней, образуя в этом случае колонии (коралловые полипы).
  3. Фрагментация — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.
  4. Вегетативное размножение — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются или из частей вегетативного тела материнской особи, или из особых структур (корневище, клубень и др.), специально предназначенных для этой формы размножения. Вегетативное размножение характерно для многих групп растений, используется в садоводстве, огородничестве, селекции растений (искусственное вегетативное размножение).
  • Половое размножение осуществляется при участии двух родительских особей (мужской и женской), у которых в особых органах образуются специализированные клетки — гаметы. Дочернее поколение развивается из зиготы — клетки, образовавшейся в результате слияния мужской и женской гамет. Процесс слияния мужской и женской гамет называется оплодотворением.

  1. Физ. минутка.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

  1. Закрепление изученного материала
  • Заполнение маршрутного листа
  • Какие утверждения верны
  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Живой микрофон:

  • "Я узнал…"
  • "Я удивился…"
  • "Я запомнил…"

  1. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

  • Параграф №12
  • Рабочая тетрадь № 3

 

  • Подготовьте памятку для садоводов и огородников о вегетативном размножении растений
  • Придумайте новый способ размножения, которому нет аналогов на Земле.



Предварительный просмотр:

1 группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 4  на стр.43.

3. Используя рисунок № 30,  на предложенной схеме подпишите материнскую амебу, делящуюся амебу  и маленькие  амебы.

4. Приготовьте выступление о размножении одноклеточных существ

путем деления. 

5. Оцените участие каждого из группы:

Фамилия

Оценка

 

2  группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 5 на стр.43  и 1   на стр.44.

3. Ответьте на вопрос: Какие организмы размножаются спорами? Где  у них образуются споры?

4.  Приготовьте выступление о размножении организмов спорами.

 5. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

3   группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 2 и 3  на стр.44.

3. Ответьте на вопрос: Как размножаются многие цветковые растения?

4.  Приготовьте выступление о размножении малины, ивы, картофеля,  каланхоэ.

5. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

5    группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 4 на стр. 44.  и 1   на стр.45.

3. Отметьте на рисунке «Царство Растения» группы растения, которые размножаются семенами. Где они у них образуются?

4.  Приготовьте выступление о размножении семенных растений.

5. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

4   группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 2 и 3  на стр.44.

3. Установите соответствие между растениями и частями тела, при помощи которых они размножаются. Ответы впишите в ниже приведенную таблицу.

Растения                                Органы размножения

1. ива                                      К) клубнями

2. земляника                         о) частями корня (отпрысками)

3. лук                                      у) усами

4. малина                               ч) частями стебля (черенками)

5. картофель                         л) луковицами

1.

2.

3.

4.

5.

4. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

6    группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 2 и 3   на стр.45.

3. Заполните таблицу «Способы размножения животных»:

Названия животных

Способы размножения

  1. Майский жук

  1. Байкальский  омуль

  1. Лягушка озерная

  1. Курица пестрая

  1. Овчарка немецкая

  1. Человек разумный

4.  Приготовьте выступление о размножении животных.

5. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

 



Предварительный просмотр:

1 группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 4  на стр.43.

3. Используя рисунок № 30,  на предложенной схеме подпишите материнскую амебу, делящуюся амебу  и маленькие  амебы.

4. Приготовьте выступление о размножении одноклеточных существ

путем деления. 

5. Оцените участие каждого из группы:

Фамилия

Оценка

 

2  группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 5 на стр.43  и 1   на стр.44.

3. Ответьте на вопрос: Какие организмы размножаются спорами? Где  у них образуются споры?

4.  Приготовьте выступление о размножении организмов спорами.

 5. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

3   группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 2 и 3  на стр.44.

3. Ответьте на вопрос: Как размножаются многие цветковые растения?

4.  Приготовьте выступление о размножении малины, ивы, картофеля,  каланхоэ.

5. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

5    группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 4 на стр. 44.  и 1   на стр.45.

3. Отметьте на рисунке «Царство Растения» группы растения, которые размножаются семенами. Где они у них образуются?

4.  Приготовьте выступление о размножении семенных растений.

5. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

4   группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 2 и 3  на стр.44.

3. Установите соответствие между растениями и частями тела, при помощи которых они размножаются. Ответы впишите в ниже приведенную таблицу.

Растения                                Органы размножения

1. ива                                      К) клубнями

2. земляника                         о) частями корня (отпрысками)

3. лук                                      у) усами

4. малина                               ч) частями стебля (черенками)

5. картофель                         л) луковицами

1.

2.

3.

4.

5.

4. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

6    группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте в параграфе 12  абзац 2 и 3   на стр.45.

3. Заполните таблицу «Способы размножения животных»:

Названия животных

Способы размножения

  1. Майский жук

  1. Байкальский  омуль

  1. Лягушка озерная

  1. Курица пестрая

  1. Овчарка немецкая

  1. Человек разумный

4.  Приготовьте выступление о размножении животных.

5. Оцените участие каждого из группы.

Фамилия

Оценка

 



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист урока

Оцените свое настроение вначале урока

                                    C:\Users\AMD\Desktop\Жизнь начинается\38773-1_4.png   

______________________________________________________________________  

Тема урока __________________________________________________________________

Способность к размножению  - __________________________________________

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал

Размножение – это ____________________________________________________

Заполните таблицу «Способы размножения»

Способы размножения

Название организмов

  1. Деление

  1. Почкование

  1. Размножение спорами

  1. Вегетативное размножение

ч) частями стебля (черенками)

у) усами

л) луковицами

о) частями корня (отводками)

к) клубнями, корневищами

  1. Размножение семенами

  1. Размножение животных:

А) яйцами

Б) икрой

В) откладывание и

насиживание  яиц

Г) живорождение

Заполните схему:  

                                                                         

_____________________________                 __________________________

_____________________________                ___________________________

Какие утверждения верны:

Ваше настроение в конце урока:

                                                  C:\Users\AMD\Desktop\Жизнь начинается\38773-1_4.png

Работу выполнил (а) ___________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дрожжевые грибки

Слайд 2

Жизнь продолжается Размножение организмов

Слайд 3

Задачи урока Что такое размножение Значение размножения Типы размножения Способы размножения растений и животных

Слайд 4

Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных

Слайд 5

Размножение путем деления Размножение у эвглены происходит в форме продольного деления надвое.

Слайд 6

Спорообразование Мхи. Коробочки Папоротники Спорангии

Слайд 7

Спорообразование у грибов Грибные споры Споры (микроскоп)

Слайд 8

Физкультминутка Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся И кивнем затем по кругу. Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки.

Слайд 9

Размножение растений корнями, стеблями, листьями - вегетативное размножение

Слайд 10

18.10.2015

Слайд 11

Семенные растения Голосеменные Цветковые

Слайд 12

12 Цикл развития голосеменных мужские шишки женские шишки 1 год 2 созревшая

Слайд 13

Цикл развития покрытосеменных

Слайд 14

Размножение животных

Слайд 15

Развитие нисекомых Яйцо Личинка Взрослое насекомое Куколка

Слайд 16

Развитие рыбы Икринка омуля Развитие лосося

Слайд 17

17 Размножение земноводных Спаривание Икра Икринка Головастик Лягушонок

Слайд 18

Размножение птиц

Слайд 19

Размножение зверей

Слайд 20

Размножение Бесполое Половое Участвует ___ особь Потомство _________ Половые клетки не _______________ Участвуют ____ особи Потомство __________ Связано с участием __________ ____________

Слайд 21

Какие утверждения верны А) Одноклеточные организмы размножаются путем деление надвое Б) Споры – это клетки с помощью которых размножаются цветковые В) Некоторые растения могут размножаться вегетативно Г) У сосны семена образуются внутри плода Д) звери размножаются откладываем яиц

Слайд 22

Закончите предложение "Я узнал…" "Я удивился…" "Я запомнил…"

Слайд 23

Домашнее задание Параграф №12 Рабочая тетрадь № 3 Подготовьте памятку для садоводов и огородников о вегетативном размножении растений Придумайте новый способ размножения, которому нет аналогов на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок во 2 Б классе по учебнику М.З Биболетовой "Скоро праздник - Новый год "

: урок обобщения и систематизации знаний.: закрепление знаний учащихся по пройденному материалу...

Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"

Представляю вашему вниманию  рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Пл...

Открытый урок математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения" по учебнику Математика 5 класс А.Г. Мерзляк и др.

Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения." Урок открытия новых знаний и их первоначальное закрепление....

Практикум по географии в 5 классе ( к учебнику И.И.Баринова,А.А.Плешаков,Н.Н.Сонин)

Дается перечень и описание практических работ при изучении географии в 5 классе....

Открытый урок математики в 5 классе «Умножение и деление смешанных дробей» по учебнику «Математика. 5 класс», Никольский С.М.

Цель урока: - научиться умножать  и делить смешанные дроби.Предполагаемые результаты:Предметные:Учащиеся должны знать:-  правило умножения и деления смешанных чисел...

Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...