методические приёмы и технологии современного урока
учебно-методический материал по биологии на тему
В работе представлены методические приёмы, которые помогают учащимся активно рабтать на этапе урока "добывание знаний". Данные приёмы помогают учащимся быть активными деятелями, развивают интерес к предмету. (Обобщение личного опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход
в преподавании биологии:
(Методические приёмы и
технологии современного урока)
Учитель биологии Меньшакова Светлана Васильевна
Высшая квалификационная категория
МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
с. Ильинско – Подомское
Вилегодский район
Архангельская область
.
Методические приёмы и технологии современного урока.
Системно – деятельностный подход в преподавании биологии.
Деятельностный подход – организованная деятельность ученика на уроке и во внеурочное время.
На современном уроке:
Учитель:- координатор деятельности, управляет процессом обучения, а не передаёт знания в готовом виде.
Ученик:- самостоятельно добывает знания, при помощи продуманных учителем заданий, задач, опытов. Ученик – становится субъектом учебной деятельности, становиться активной личностью. Такой ученик умеет ставить цели и достигать их, а также самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Этапы урока при системно – деятельностном подходе такие:
1)Мотивация
2)Целеполагание
3)Добывание знаний
4)Рефлексия
Я хочу показать, какие методические приёмы использую, на этапе «добывания знаний».
- Работа с таблицами:
А) распределить признаки:
Например: 8 класс: Тема «функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени».
Раздаю готовые таблицы и перечень функций разных отделов, учащиеся должны при помощи учебника распределить функции в соответствующие графы таблицы.(Чтобы было легче, читаем раздел: печень и её роль, подчёркиваем карандашиком функции печени, им остаётся прочитать самим раздел толстая кишка, найти её функции и распределить оставшиеся функции.
Функции 12-ти пёрстной кишки 1. 2. 3. | Функции тонкой кишки 1. 2. |
Функции печени 1. 2 3. 4. 5. 6. | Функции толстой кишки (и слепой кишки) 1. 2. 3. |
- всасывание аминокислот и белков в кровь - отделение воды от непереваренных остатков пищи - вырабатывает желчь - расщепление жиров под воздействием желчи - синтез аминокислот - всасывание воды в кровь - всасывание глицерина и жирных кислот в лимфатические сосуды кишечных ворсинок - извлечение и обезвреживание вредных веществ | - задерживается избыток глюкозы и превращается в гликоген - расщепление белков под действием трипсина - разрушение эритроцитов - живут микроорганизмы, разрушающие клетчатку и другие трудноперевариваемые вещества растительной пищи - расщепление белков, жиров и углеводов под воздействием ферментов - ядовитые соли аммония преобразуются в мочевину, менее токсичное вещество |
Б) вычеркнуть ненужное, оставить нужное
Например: 8 класс: форменные элементы крови.
Раздаю готовые таблицы, в которых все столбики заполнены одинаковым текстом. Нужно, прочитать раздел в параграфе и оставить нужные характеристики (предложения), а ненужное зачеркнуть.
характеристика | эритроциты | лейкоциты | тромбоциты |
функция | 1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким. 2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм. 3.Участвуют в свёртывании крови. 4. Осуществляют Фагоцитоз. | 1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким. 2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм. 3.Участвуют в свёртывании крови. 4. Осуществляют Фагоцитоз. | 1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким. 2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм. 3.Участвуют в свёртывании крови. 4. Осуществляют Фагоцитоз. |
строение | 1. Красные клетки 2. бесцветные клетки с ядром 3. двояковогнутые диски 4. кровяные пластинки 5. содержат гемоглобин 6. нет ядра | 1. Красные клетки 2. бесцветные клетки с ядром 3. двояковогнутые диски 4. кровяные пластинки 5. содержат гемоглобин 6. нет ядра | 1. Красные клетки 2. бесцветные клетки с ядром 3. двояковогнутые диски 4. кровяные пластинки 5. содержат гемоглобин 6. нет ядра |
количество в 1 мм3 | 250 - 350 тыс. 4 - 5 млн. 4 -8 тыс. | 250 - 350 тыс. 4 - 5 млн. 4 -8 тыс. | 250 - 350 тыс. 4 - 5 млн. 4 -8 тыс. |
продолжительность жизни | 3 – 5 суток 120 – 130 суток 5 – 7 суток | 3 – 5 суток 120 – 130 суток 5 – 7 суток | 3 – 5 суток 120 – 130 суток 5 – 7 суток |
образуются | 1.головной мозг 2.спинной мозг 3.красный костный мозг 4.жёлтый костный мозг | 1.головной мозг 2.спинной мозг 3.красный костный мозг 4.жёлтый костный мозг | 1.головной мозг 2.спинной мозг 3.красный костный мозг 4.жёлтый костный мозг |
В) усложнённые таблицы с двумя или несколькими заданиями
Например: 7 класс: 1)распределить признаки и написать представителей;
2)вычеркнуть ненужные признаки, написать представителей, вклеить (нарисовать) картинку животного каждого отряда.
Отряд | Общие признаки отряда | Представители |
1.Однопроходные | 1. на брюхе есть складка кожи -«сумка» 2. слышат в 10 раз лучше человека 3. температура тела непостоянная 4. откладывают яйца | 1. 2. 3. |
2.Сумчатые | 1. кожистая перепонка между передними и задними конечностями и хвостом 2. детёныши рождаются недоразвитыми, беспомощными 3. слышат в 10 раз лучше человека 4. самозатачивающиеся зубы 5. на брюхе есть складка кожи -«сумка» | 1. 2. 3. 4. 5. |
3. Насекомоядные | 1. самозатачивающиеся зубы 2. вытянутая мордочка, заканчивается хоботком 3. две пары резцов на верхней челюсти расположены в два ряда 4. короткий шёрстный покров 5. древние млекопитающие | 1. 2. 3. 4. 5. |
4. Рукокрылые | 1. кожистая перепонка между передними и задними конечностями и хвостом 2. откладывают яйца 3. во время сна понижается температура тела 4. плохо развито зрение 5. ориентируются в полёте при помощи ультразвуков (эхолокация) 6. слышат в 10 раз лучше человека 7. способны к полёту | 1. 2. 3. 4. 5. |
5. Грызуны | 1. вытянутая мордочка, заканчивается хоботком 2.по два резца на верхней и нижней челюсти 3. слышат в 10 раз лучше человека 4. высокая плодовитость, быстрый рост 5. самозатачивающиеся зубы | 1. 2. 3. 4. 5. |
6. Зайцеобразные | 1. во время сна понижается температура тела 2.две пары резцов на верхней челюсти расположены в два ряда 3. откладывают яйца 4. резцы и коренные зубы растут в течение всей жизни 5. плохо развито зрение | 1. 2. 3. 4. 5. |
Такие задания хороши ещё и тем, что их легко оценивать, кто только поработал с признаками –«3», кто поработал с признаками и представителями – «4», а кто сделал всё, получает «5». (на уроке не успевают, берут домой)
Г) заполнить таблицу при помощи учебника + дополнительной информации
Археоптерикс (150млн.лет) | |
Сходство с рептилиями | Сходство с птицами |
Например: 7 класс: найди у археоптерикса сходство с рептилиями в учебнике, а сходство с птицами в дополнительной литературе (выдаю текст из биологической энциклопедии . (Такого рода таблицы часто задаю домой: на уроке ищут ту информацию, которая есть в учебнике, а второй столбец таблицы – заполнить дома при помощи дополнит. информации.)
2.Кроссворды
1 | р | |||||||||||||||||
2 | а | |||||||||||||||||
3 | з | |||||||||||||||||
4 | м | |||||||||||||||||
5 | н | |||||||||||||||||
6 | о | |||||||||||||||||
7 | ж | |||||||||||||||||
8 | е | |||||||||||||||||
9 | н | |||||||||||||||||
10 | и | |||||||||||||||||
11 | е |
А) кроссворд по новой теме
Например: 7 класс тема «Размножение» П. 46
Учащиеся читают материал параграфа, разгадывают кроссворд.
Б) кроссворд на закрепление или Д/З.
Например: 7 класс: тема «Эволюция систем органов»
Задание: разгадайте кроссворд, из букв в выделенных клетках составьте название животного. Далее можно усложнить задание. Назовите, к какому типу относится животное. И т.д.
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 |
1.наружный слой кожи позвоночных животных.
2.процесс измельчения переваривания пищи и всасывания питательных веществ.
3.длинный упругий эластичный тяж вдоль всего тела.
4.животные, которые активны круглый год.
5. в этом типе животных впервые появилось сердце.
6.класс типа хордовых, у которых есть воздушные мешки.
7. самое примитивное движение животных.
8. продолжительность жизни этого животного – 24 часа.
В) кроссворды для мотивации
Разгадайте кроссворд, из букв в выделенных клетках составьте слово. Это будет тема нашего урока. (в данном случае - тема: лишайники)
3 | ||||||||
1 | ?1 | 9 | ||||||
2 | 5 | |||||||
4 | ||||||||
?7 | 6?5 | ?3 | ||||||
в | о | д | о | р | о | 7с | 8л | и |
?2 | ?4 | |||||||
?9 | ||||||||
?6 | ?8 | |||||||
- Работа по карточкам
А) задания - дописать предложения
Например: 10 класс тема «История развития генетики», выдаю заготовленные карточки, на которых написано определение и оставлено место для определения. Т.к. материал знаком из 9 класса, то предлагаю самостоятельно вспомнить и дописать предложения.
Такие карточки учащиеся вклеивают в тетрадь и на других уроках могут легко воспользоваться ими.
Б) задания с пропуском слов
Например 10 класс (профиль)
1.Диффузия – транспорт веществ по градиенту концентра-ции, т.е. из области с ………………… концентрацией в область с …………………. концентрацией
2. Осмос – это транспорт молекул …………
3.Гипертонический раствор – раствор, в котором концен-трация солей …………..0,9 %
4.Физиологический раствор - раствор, в котором концен-трация солей …………..0,9 %
5. Гипотонический раствор - раствор, в котором концен-трация солей …………..0,9 %
6. Плазмолиз – это отделение цитоплазмы от «оболочки» клетки, при помещении клетки в …………………………… раствор
7.Физиологический раствор = ……………………………… раствор
8. Если нервную клетку (нейрон) поместить в гиперто-нический раствор, то нейрон ………………… и …………….
9. Если эритроцит поместить в гипотонический раствор, то он…………………….. и …………………………..
В) комбинированные карточки (наподобие модульной технологии, только я упростила для экономии времени)
В карточках находятся пошаговые задания и таблицы, например, вычеркнуть ненужное… и т.д.
Например 10 класс (профиль) тема «Хемосинтез»
ХЕМОСИНТЕЗ
1.Хемосинтез - ____________________________________________________
2.Хемосинтез открыл в _______году______________________________________
3.Хемосинтетиками = (Хемотрофами) являются ________________________
4.У бактерий синтез орг.веществ происходит на __________________________
5.Хемосинтезирующие бактерии (зачеркнуть ненужное, оставить нужное)
NO3 - бактерии | Fe - бактерии | S - бактерии | Н - бактерии | |
Предста вители | бежиатоа нитрозомонас тиотрикс кренотрикс нитробактер лептотрикс | бежиатоа нитрозомонас тиотрикс кренотрикс нитробактер лептотрикс | бежиатоа нитрозомонас тиотрикс кренотрикс нитробактер лептотрикс | бежиатоа нитрозомонас тиотрикс кренотрикс нитробактер лептотрикс |
обитают | -почва, -воды Чёрного моря -болота | -почва, -воды Чёрного моря -болота | -почва, -воды Чёрного моря -болота | -почва, -воды Чёрного моря -болота |
Продукты реакций | -вода -сера -железная руда -серная кислота -нитриты -нитраты | -вода -сера -железная руда -серная кислота -нитриты -нитраты | -вода -сера -железная руда -серная кислота -нитриты -нитраты | -вода -сера -железная руда -серная кислота -нитриты -нитраты |
Дыхание | -анаэробы -аэробы | -анаэробы -аэробы | -анаэробы -аэробы | -анаэробы -аэробы |
6. Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза
Критерии сравнения | фотосинтез | хемосинтез |
У каких организмов происходит | ||
Какой источник энергии используется | ||
Какие образуются вещества |
- Работа в группах (элементы технологии кейс метод)
Класс делиться на группы, выдаётся задание группе и «пакет с материалом по теме над которой работает группа», затем учащиеся каждой группы выступают по своей теме, т.е. выступают в роли учителя.
Например: 7 класс обобщающий урок по теме «птицы»
1 группа Особенности внешнего строения птиц в связи с полётом | 2 группа Особенности скелета птиц в связи с полётом
|
3 группа Особенности внутреннего строения птиц
| 4 группа Размножение и развитие птиц.
|
5 группа Роль птиц в природе и жизни человека. | 6 группа Происхождение птиц.
|
- Видео ролики
Использую на уроках видео ролики, для повышения интереса учащихся.
Например: 9 класс тема «Борьба за существование». Сначала разбираем виды борьбы и типы взаимоотношений, затем на этапе закрепления предлагаю посмотреть несколько фильмов и заполнить соответствующую таблицу.
- Что бы это значило ?
Например: 5кл. Тема «Земля – наш дом». На доску записываю слова из параграфа, ребята активно включаются в поисковую работу на уроке, выбрают из текста параграфа, что обозначают эти цифры, слова.
- Презентации детей
На уроках использую презентации детей. Презентация ученика должна соответствовать плану. Пункты плана записываем вместе с домашним заданием. Презентации по заранее выданному плану получаются хорошими и подходят для объяснения нового материала.
Все эти методические приёмы помогают мне организовать учебную деятельность так, чтобы ученик на моих уроках был активным деятелем процесса обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-168488-1357326893.jpg)
Эффективные методы и приёмы игровых технологий на уроках русского языка.
Среди современных педагогических технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место занимают игровые технологии.Игровая форма занятий создаётся при помощи игровы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-390120-1390574949.jpg)
Методический бюллетень. Требования к современному уроку математики с применением новых технологий
В данной работе рассмотрены основные требования к современному уроку. К работе прилагаются некоторые темы дисциплины "Математика" с применением новых технологий: Урок по теме «Показательные...
Сообщение на заседании методической комиссии математического и естественнонаучного цикла по теме: «Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках»
Сообщение на засезании ПЦК...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/10/picture-1225655-1583845537.jpg)
Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках
Описание методических приемов и технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики (из опыта работы)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1343790-1635152928.jpg)
Статья "Реализация методических принципов обучения на современном уроке английского при использовании компьютерных технологий"
Реализация методических принципов обучения на современном уроке английского при использовании компьютерных технологий...