Урок по биологии по теме: "Хрящевые рыбы" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Елисеева  Ирина  Петровна

Конспект  урока  в  7  классе   Хрящевые  рыбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_hryashchevye_ryby.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  школа – интернат

г.Татарска


Составила:

учитель  биологии и химии

Елисеева  Ирина  Петровна, I к.к.

-2012-

        Цель:  формирование  у  учащихся  знаний  о  хрящевых  рыбах.

Задачи: 

1. Образовательные:

  • Расширить  знания  об  особенностях   организации  хрящевых  рыб  как  водных  обитателей.
  • Дать  общую  характеристику  хрящевых.

2. Развивающая:

  • Продолжить  формирование  умений  работать  с  дополнительным  материалом, выделять  главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать  выводы.

3. Воспитательные:

  • Воспитание  бережного  отношения  к  природе.

Оборудование: учебник «Биология  7  класс», медиопроектор, ноутбук, демонстрационный  экран, видеофрагмент «Многообразие хрящевых  рыб»,  « Акула» раздаточный  материал.

Тип  урока: Изучение  нового  материала

Эскиз  доски

12.03.12

Дата  проведения:   12  марта  2012 г.

Время  проведения: 10.10

Формы работы: Фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная.

Школа: № 9

УМК:  В.Б. Захарова, Н.И. Сонин

Ход  урока

I.Организационный момент    

Я  рада  этой  встрече

Мне  с  вами  интересно, друзья!

Интересные  ваши  ответы

С  удовольствием  послушаю  я.

Мы  сегодня   будем  наблюдать

Выводы  делать  и  рассуждать

А  чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

Активно  в  работу  включайся  дружок.

Введение. Здравствуйте, ребята. Я   рада  новой  встрече  и  новому  знакомству  с  вами, и надеюсь, что наш урок  будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Зовут  меня  Ирина  Петровна.

 II. Актуализация знаний.                                                                                                                           

- Какоe  количества видов рыб на планете?
- Каковы отличительные признаки рыб?
- На какие классы делятся рыбы?
- В чём отличие хрящевых рыб от костных?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рыбами и познакомимся с многообразием и особенностями строения класса рыб, который отличается от всех своими древними признаками.

-вырабатывает  электрический  ток? ( скат)

    -  Самые  кровожадные? ( акула)

- глубоководные  рыбы? (химеры)


- О каком классе рыб пойдёт сегодня речь? (Хрящевые рыбы)

-   Какую  мы  будем  преследовать  цель? ( Ответы)

- Итак, мы  вместе  с  вами  расширить  знания  о  особенностях  организации  хрящевых  рыб.

Ш. Изучение нового материала:

Запись на доске темы урока « Происхождение  рыб. Хрящевые рыбы»

А) Насчитывается  около  20000  видов  рыб, обитающих  в  морских  и  пресных  водах. Кроме  того, известно  около  20000  вымерших  видов. Рыбы  характеризуются  следующими  особенностями: наличием  челюстей, активным  захватываем  добычи, парными  конечностями                ( грудные  и  брюшные  плавники), двумя  наружными  ноздрями, хорошо  развитым головным  мозгом  и  не  постоянной  температурой  тела.

Всех  рыб  делят  на  два  класса: ХРЯЩЕВЫЕ  и  КОСТНЫЕ.

  1. Класс  ХРЯЩЕВЫЕ  включает  два  класса: Пластиножаберные         ( Акуловые, Скаты) и  Химеровые.
  2. Класс КОСТНЫЕ: Костнохрящевые, Лучеперые, Двоякодышащие  и Кистепёрые.

Сегодня  на  уроке  мы  остановимся на  изучении  Хрящевых  рыб.

                      Видеофрагмент  «Хрящевые  рыбы» ( 1 мин)  

Б) У  вас  ребята  на  столе  находятся  раздаточный  материал – таблица. По   ней  мы  и  будем  работать   над  данной  темой. В  одной  графе  у  нас  находятся  «Представители  хрящевых»,  в  другой   будем  вместе  с  вами   и  при  помощи  учебника, дополнительной  литературы, слайдов   заполнять  таблицу « особенности  строения». Давайте  первый   пункт  в  таблице  мы  заполним  вместе, а  остальные  вы  заполните  самостоятельно  в  группах, поэтому  вы  расположились   именно  так.

                                        Время выполнения 8-10 минут.

В  середине  урока  проводится   электронная  физминутка  для  глаз.

- А  теперь  ребята,  давайте  проверим  ваши  записи, все  остальные  смотрят  на  слайд  и  заполняют  таблицу.

В) Общий   вывод  по  таблице ( сильный  уч-ся)

IV. Закрепление знаний: (Индивидуальное тестирование)

Тестовое  задание  « Волна»

Выбрать верные утверждения  

1) У хрящевых рыб жабры закрыты   хрящевыми крышками.

2) Самая крупная акула – китовая                

3) Большинство скатов ведут придонный  образ жизни.

    4) Акулы и скаты ведут придонный образ  жизни.

    5) Все акулы опасны для людей.

    6) Хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру.

( поменяйтесь  тетрадями   с   соседом  по  парте  и  поставьте  оценку, согласно  моим  критериям)

                   Ответы:       2, 3, 6.

                   Критерии  оценок.

  V. Рефлексия

Если  я  чувствовал (а) себя как «рыба в воде» - рисуете улыбающееся выражение лица.

Если как карась на крючке, или на сковородке- грустное выражение.  

Если как сом на дне,- равнодушное.

VI.Итог урока. Оценки

-Что нового  вы узнали  на  уроке?

VII. Домашнее задание

  1. Изучить  текст  учебника  стр…..
  2. Творческое  задание : « Придумать  фантастический  рассказ    о представителях  хрящевых  рыб  ».

Благодарю  всех  за  участие  в уроке. Приятно было  познакомиться  с каждым из  вас.  Надеюсь, что встреча  наша не была случайностью.