ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по биологии на тему

Хохрева Светлана Евгеньевна

ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Хохрева С.Е.

В статье представлена информация о ВИЧ-инфицированных подростках в России, а также раскрыта роль уроков биологии, целью которых является профилактика ВИЧ-инфекции. В данной статье актуализируются возможности формирования личной ответственности учащихся за свое здоровье. Проведен анализ результатов анкетирования учащихся ГБОУ СОШ № 339 Невского района Санкт-Петербурга по профилактике ВИЧ-инфекции в рамках Приоритетного Национального Проекта «Здоровье».

Ключевые слова: профилактика, ВИЧ-инфекция, СПИД,  валеология.

Биологические знания должны способствовать формированию биологического мышления и экологической культуры у каждого члена общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.

В результате исследований, проведённых российскими учёными, обозначился среднестатистический портрет современного подростка, в котором есть, например, такие штрихи: сексуальный дебют в 14-15 лет, аборт в 16-17 лет.

Статистика отмечает, что половина случаев заражения ВИЧ-инфекцией приходится на возрастную группу от 15 до 24 лет, а 15 лет -  это возраст, когда подросток посещает общеобразовательное учреждение. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

 Специалисты считают, что для предотвращения массового распространения ВИЧ среди молодежи необходимо уже с 13-14 лет проводить профилактические занятия. 

Данные темы уроков возникли в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди учащихся. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией.

Начиная с 8-го класса, когда учащиеся знакомятся с разделом биологии «Человек: анатомия, физиология, гигиена и экология» - одной из основных задач является формирование личной ответственности за свое здоровье. Учащиеся знакомятся с понятием «вирус», и какие вирусы человека могут вызывать различные инфекционные болезни. Например, грипп, корь, полиомиелит, бешенство, ВИЧ-инфекцию, вирусные гепатиты и другие заболевания.  Для профилактики  ВИЧ – инфицирования проводятся уроки на тему: «Механизмы, пути передачи ВИЧ и их профилактика» в 9-ом классе,  интегрированный урок «Правда о СПИДе» в 10-ом классе, урок-конференция  «Чума XXI века угрожает существованию человечества» в 11-ом классе.

Цель таких уроков - ознакомить учеников с факторами и группами риска заражения ВИЧ- инфекцией. Задачи уроков:

  • Сформировать у учащихся систему объективных сведений о ВИЧ/ СПИДе
  • Формировать представление о том, что распространение ВИЧ- инфекции приобрело масштабы эпидемии, которая может затронуть любого человека и касается каждого из нас.
  • Формирование высокой самооценки, осознанное принятия решений, умение сказать нет и противостоять негативному внешнему влиянию.
  • Улучшить знание школьников и также умело использовать их в различных жизненных ситуациях.
  • Пропаганда ценностей семейной жизни, воздержание от раннего начала половой жизни и сохранение верности своему партнеру, отказ от употребления наркотиков.

В ходе по профилактике ВИЧ-инфекции учащимися разных классов была подготовлена выставка работ, посвященная данной проблематике, главными лозунгами которой стали: «Всё в твоих руках!», данный лозунг должен стать нормой жизни для каждого человека. «Твой завтрашний день зависит от тебя, живи здоровым!», «Берегите себя для тех, кого вы любите!».

Наша школа приняла участие в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2012 году» в части первичной профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде по заказу Министерства здравоохранения Российской Федерации в октябре-ноябре 2012 года. На базе школы было организовано и проведено обучение по программе первичной профилактики ВИЧ-инфекции педагогов, учеников 8-11 классов и родителей.

По итогам проведения профилактических мероприятий были представлены результаты внедрения профилактической программы по ВИЧ-инфекции в систему образовательного учреждения. Проведены социологические исследования среди учащихся старших классов, их родителей и педагогов, по оценке уровня информированности о ВИЧ-инфекции, наличия факторов риска и определения степени толерантности к ВИЧ-инфицированным гражданам.

В 2015-16 учебном году согласно плану работы ГБОУ СОШ № 339 с ГБУ ДО Центром  психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга на уроки по профилактике ВИЧ-инфицирования был приглашён специалист Елена Леонидовна Зуевич с уроком по данной теме. Уроки проходили в форме презентации, включали в себя элементы дискуссии и обратной связи. Перед и после презентации было проведено анкетирование учащихся по данной теме.

Проведенный анализ полученных результатов в сравнении с данными первичного анкетирования позволил выявить наличие заметных позитивных изменений, касающихся информированности о проблеме ВИЧ/СПИДа, отношения к профилактике ВИЧ-инфекции в школе, а также более толерантного поведения с ВИЧ-инфицированными.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Драгомилов А.Г., Р.Д.Маш, Биология: 8 класс/ учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; Издание 3-е переработанное.; М., Вентана-Граф, 2010
  2. Н.Е. Ерохова, В.Ю. Климович, «Знания сила СПИД победила», М.: Центр Планетариум, 2005
  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс/ под ред. С.В. Вангородского. – М.: Просвещение, 2010
  4. Журнал «Биология в школе». 2003. №1.
  5. ВИЧ-инфекция на рубеже веков. Руководство для врачей всех специальностей. — Санкт-Петербург, 2012 г.- 496 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Данные сайта www.aids.ru
  2. Данные сайта www.mednovosti.ru
  3. Данные сайта http://www.hiv-spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по теме:«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его   зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог...

Программа профилактики употребления ПАВ среди подростков "Школа территория безопасности"

Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей, педагогов - психологов, социальных педагогов....

Тренинг по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков

Тренинг, направленный на повышение уровня информированности учащихся о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа...

Помощь семьи и школы в профилактике рискованного поведения среди подростков. Зацепинг.

Данная статья освещает проблему экстремального поведения среди подростков. Представленный материал адресован родителям обучающихся и педагогам. Содержит информацию о причинах данного поведения, ...

Профилактика ВИЧ – инфекции среди подростков и молодёжи.СПИД- болезнь души.

Профилактика ВИЧ- инфекции среди подростков и молодёжи....

Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи

Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи – одна из важных задач сохранения их здоровья. Основным путем предотвращения эпидемии ВИЧ-инфекции является: -  просветительская деятельность, ...

Выступление на заседании Льговской городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав "Профилактика немедицинского потребления наркотических и психотропных средств среди подростков и детей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Льгова

Профилактика немедицинского потребления наркотических и психотропных средств среди подростков и детей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова»,в том ч...