«Основные экологические факторы. Условия среды».
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Технология групповой формы работы с использованием проблемных вопросов.
Учебная задача: Изучить влияние экологических факторов на рост и развитие растений и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6klass_ekologicheskie_faktory.docx | 44.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка урока.
Тема: «Основные экологические факторы. Условия среды».
Класс: 9
Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Технология групповой формы работы с использованием проблемных вопросов.
Учебная задача: Изучить влияние экологических факторов на рост и развитие растений и животных.
Место темы в структуре учебного курса.
Это первый урок изучения темы: «Организм и среда». На данном уроке
будут отрабатываться новые понятия: экологические факторы, анабиоз.
Исходя из особенностей класса и темы урока, опираясь на полученные знания, умения, навыки, я поставила такие цели:
Образовательная цель: Расширить и углубить понятия о разнообразии
растительного сообщества, ознакомить с классификацией экологических факторов и их влияние на живые организмы. Развивающая цель: Развивать умение работать с текстом, формировать умение и навыки совместной работы в группе, и умение выделять главное.
Воспитательная цель: Способствовать экологическому воспитанию учащихся, привитие ответственного и бережного отношения к природе.
Дидактические средства и материалы. Компьютер, гербарии, карточки
с заданием, раздаточный материал.
Этапы урока:
- Мотивационно – ориентировочный
1.Организационный (2мин)
2.Актуализация знаний (4 мин)
3.Мотивация (3мин)
- Операционно – исполнительный.
1.Работа в группе (10 мин)
2.Обмен информацией(5мин)
3.Создание проблемной ситуации(6мин)
- 4.Рефлексивно – оценочный.
1.Индивидуальная работа по карточкам с заданием(7мин)
- 5.Домашнее задание(3мин)
Ход урока.
Структура урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
Мотивационно- ориентировочный этап Организационный
| Приветствие, настрой учащихся для работы на уроке. Отмечают отсутствующих. | Настраивание на работу и сотрудничество. |
Актуализация знаний Ребята на экране у вас даны 5 вопросов. Посмотрите внимательно и определите, на какие вопросы вы можете дать ответ, а на какие нет.
Мотивация Подводим итоги устного опроса: Итак, ребята на рост и развитие растений влияют определённые условия окружающей среды, а источником энергии служит солнце. На эти вопросы вы ответили, а вот на пятый вопрос вы ответить не смогли. Вы хотите знать ответ на этот вопрос?
Это и будет наша тема урока. «Экологические факторы. Условия среды» Цель: Раскрыть понятия об экологических факторах, выявить влияние экологических факторов на растения, о взаимосвязях в природе. Операционно – исполнительный этап Что означает понятие «Экологические факторы» Все экологические факторы условно делятся на три группы. Заполните схему используя учебник на стр. 264. Проверка схемы. Некоторые факторы среды оказывают сильное влияние на рост и развитие растений и животных, другие не очень. Те факторы, без которых живые организмы жить не могут (свет, тепло, влага и т. д.) они относятся к прямым, а факторы, которые не прямо влияют, называются косвенными. Сейчас мы будем выяснять влияние прямых факторов на жизнь растений и животных и их внешний облик. Для этого выполним задание по карточкам. Работа в группах с учебником на стр. 264-267 и дополнительной литературой. Работают в группах и заполнят схемы 1 группа. Экологические группы по отношению к свету. 2 группа. Экологические группы по отношению к влажности. 3 группа. Экологические группы по отношению к температуре. Проверка схем. Постановка проблемного вопроса. Влияние антропогенного воздействия.
Итак, после работы с опорными карточками, вы можете ответить на заданный вам вопрос. Подведём итоги: Что вы знали в начале урока и что узнали нового? Вывод: на жизнь и развитие растений и животных и их внешний облик влияют как абиотические, так и биотические факторы. Рефлексивно – оценочный этап. Индивидуальный опрос. Уровень А. «3» Разделить данные факторы на 3 группы: абиотические, биотические, антропогенные. (Ромашка на лугу, шмель, ветер, свет, солнце, человек вырубает лес, морская вода, строитель дороги) Уровень Б. «4» С каким фактором среды возникли данные приспособления: -длинный корень -восковой налёт на листьях -многочисленные незакрывающиеся устьица на листе -мягкие сочные листья -мелкие листья -анабиоз -жировая прокладка у кита -горб у верблюда Уровнеь В. «5» Среди гербарных экземпляров определите, какие растения относятся к влаголюбивым, а какие к засухоустойчивым.
Д / З. Изучить параграф 9.1 повторить материал о симбиозе и паразитизме. | Учитель активизирует процесс. Предложив ученикам вспомнить, какие необходимы условия окружающей среды для роста и развития растений и животных Слайд № 1 Создаёт ситуацию, в которой у учеников возникает потребность в формулировке цели деятельности. Учитель подводит к учебной задачи. Тема урока и цель выводят на экране. Слайд № 2. Формирует конкретные знания по теме. Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Обучает самостоятельной работы с учебником и схемами. Обеспечивает руководство самостоятельной работой учащихся, развитие умений работать с информацией в группах. Развивает умение школьников выделять в тексте главное. Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого. Почему географ и путешественник А.Гумбольд считал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»? Слайд № 9 Коррекция и оценка уровня усвоения знаний. Исследовательский навык. | Учащиеся должны вспомнить, какое значение имеет свет, вода, температура в жизни живых организмов. В беседе учащиеся должны прийти к выводу, что жизнь растений и животных зависит от окружающей среды. Учащиеся заинтересовываются, возникает мотив в необходимости усвоения материала. Записывают тему урока в тетради. Самостоятельно работают с учебником стр. 264. Один из учащихся даёт определение экологических факторов. Запись в тетради. Работа в парах с учебником. Схему записываю в тетради. Корректировка своих знаний. Готовность к самостоятельной работе в группах и обсуждению информации с учащимися. Выдвижение гипотез. Умение работать с дополнительной литературой, опорными карточками. Способствует внутренней мотивации к проблеме данного вопроса. |
|
Приложение № 1
Задание № 1 (2 группа)
1) На какие группы делят растения в зависимости от их отношения
к наличию влаги?
3 экологические группы по
отношению к влажности
2) Какие имеются приспособления для заселения тех или иных условий проживания у животных?
Задание № 1 (3 группа)
Какие приспособления выработаны у растений и животных, живущих при высоких и низких температурах?
При высоких температурах | При низких температурах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные условия среды создания здоровьесберегающей технологии
формированию здорового образа жизни обучающимися....
Основные условия среды создания здровьесберегающих технологий
О здоровьесберегающих технологиях...
конспект урока 9 класс тема "Приспособления организмов к условиям среды"
конспект урока биология 9 класс тема "Приспособленность организмов"...
Условия среды- таблица
Карточки к уроку биологии...
Экологические факторы. Условия среды. Презентация к уроку
Урок по биологии для учащихся 9 классов...
Разработка урока по теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ
Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные ...
«Кровь и основные компоненты внутренней среды организма»
Используя QR- код ответьте на вопросы по теме «Кровь и основные компоненты внутренней среды организма»...