Методические рекомендации к уроку "Закономерности эволюции" 10 класс.По программе И.Н. Пономаревой.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Ерова Ольга Валентиновна

Урок разработан с использованием технологии ИСУД. Это урок систематизации и обощения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakonomernosti_evolyutsii.doc55.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Закономерности эволюции

Урок обобщения и коррекций знаний (перед зачетной работой)

Цели и задачи урока:

для  учителя:

  1. Организовать  индивидуальную  работу  по обобщению и закреплению знаний в комфортном для каждого ученика режиме деятельности.
  2. Организовать индивидуальную работу по развитию «западающих» параметров индивидуального стиля учебной деятельности для каждого ученика в режиме учебных затруднений.
  3. Помочь учащимся оценить уровень готовности к зачету и способы коррекции выявленных недочетов.

для учащихся:

  1. Оценить  собственный уровень знаний содержания
    темы.
  2. Повторить и закрепить перед  зачетом полученные в течение изучения темы знания.
  3. Развивать   индивидуальный стиль учебной деятельности при работе с учебным материалом         

План урока

  1. Организационный момент (приветствие, обсуждение целей и плана урока, анализ карты самооценки).
  2. Разминка.

  1. На доске записаны и пронумерованы основные понятия темы. На слайдах, быстро сменяющих друг друга, появляются изображения, иллюстрирующие закономерности эволюции. Учащиеся   соотносят изображения со списком, записывая порядковые номера понятий в карту самооценки.

1.Адаптация

2.Переходные формы

3.Дивергенция

4.Гомологичные органы

5.Аналогичные органы

6.Конвергенция

7.Эмбриональная дивергенция

8.Монофилия

9.Рудименты

10.Атавизмы

11.Ароморфозы

12.Идиоадаптация

13.Дегенерация

14.Коэволюция

15.Параллелизм

  1. Из списка понятий необходимо выбрать и записать в карту самооценки те, которые относятся к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции.

  1. В карте самооценки црописаны цифры от 1 до 15. Учащиеся слушают список понятий, зачеркивая только те,  которые относятся к ПУТЯМ ЭВОЛЮЦИИ ГРУПП ОРГАНИЗМОВ.
  1. Выполнение индивидуальных заданий, дифференцированных по уровням сложности на ведущих каналах восприятия информации.
  1. для слабых учащихся – задание на узнавание:

из набора карточек составить пары – название пути достижения биологического прогресса и изображение его иллюстрирующее

Окунь, камбала, крот, саккулина, матка,  мозг млекопитающих, скелет костистой рыбы, бычий цепень, еж, плоды одуванчика и клена, четырехкамерное сердце, растение гороха с цветком и усами.

  1. .Для группы учащихся, предпочитающих кинестетический и визуальный каналы восприятия информации: собрать из карточек схему соотношений путей эволюции и подобрать к ней примеры из карточек с изображением животных и растений.

3..Для группы учащихся, предпочитающих аудиальный канал информации: собрать из карточек в парах  пути эволюции растений и назвать их  друг другу.

3. Пауза-разминка. Учащиеся коллективно разгадывают  понятия, которые иллюстрируют изображения слайдов.

  1. Выполнение заданий в режиме учебного затруднения - развивающие задания на основе учебного содержания темы.

Найти соответствие фактов и понятий.

Классификация фактов, соотнесение реального факта с обобщающим словом: хорошая тренировка левополушарного мышления:

  1. Во всех исследованных популяциях (кроме изолятов) идут одинаковые одинаковые процессы: грацилизация (снижениемассивности скелета) и акселерация (раннее физическое созревание).
  2. 25% всех зачатий заканчиваются спонтанными выкидышами (уничтожаются нежизнеспособные зиготы).
  3. Растет доля людей с врожденным иммунитетом к заразным болезням.
  4. Увеличивается влияние радиационного фона и химических факторов среды на людей.
  5. Учащаются браки между представителями различных этнических групп и рас.
  6. Существуют эпидемии, уносящие сотни тысяч жизней.
  7. Лекарственные препараты становятся причиной появления устойчивых к ним штаммов болезнетворных микробов.
  8. Человечество существует не только в форме крупных этносов, нои в виде небольших изолятов.

Соотнесите эти 8 фактов с различными факторами эволюции

А — комбинативная изменчивость

Б — волны жизни (популяционные волны)

В-- дрейф генов         

Г — стабилизирующий отбор Д — движущий отбор

    Е — соотносительная эволюция (коэволюция)

   Ж — мутационная изменчивость

 

 Если одно понятие соотносится с различными реальными фактами, процессами и т. д., то такое задание хорошо развивает правое полушарие, вынуждая ученика конструировать или вспоминать реальные образы. .

 Найти среди примеров те, которые подтверждают способность — организмов адекватно реагировать на изменения внешней среды:

наличие аппендикса у человека;

наличие панциря у черепахи;

перенос тополиного пуха ветром;

угрожающая поза кобры;

постоянство температуры тела у теплокровных животных.

1)Решить, работая индивидуально развивающие каноны:

Развиваюшие каноны

конвергенция

Аналогичные органы

параллелизм

?

дивергенция

Гомологичные органы

Аромофоз

Усложнение

Идиоадаптация

?

Дегенерация

Упрощение

дивергенция

микроэволюция

?

макроэволюция

ароморфоз

биологический прогресс

           

2)Для плохо работающих в аудиальной модальности, -  составить мини-рассказ с использованием заданного списка понятий и словосочетаний «так как…», «потому что…», «следовательно…», «если…, то…», прочитать его.

  1. Для аудиалов  составить, работая индивидуально, систему понятий из карточек с этими понятиями и  «прочитать» ее.
  2. Составить интеллект карту и «прочитать» ее.
  3. Буквенный диктант (записываем первую или указанную букву из отгаданного понятия):

1.возникновение хлорофилла,

2. возникновение фотосинтеза,

3. дифференцировка слоевища на органы,

4.  возникновение ползучего стебля у земляники,

5.  возникновение полового процесса,

6. появление проводящей ткани,

7. появление цветка у покрытосеменных,

8.  утрата листьев и превращение в колючки у кактусов,

9. появление плода у покрытосеменных,

10. появление семян у голосеменных,

11. появление лазающего стебля у винограда,

12.  появление крылышек на плодах клена,

13. появление зацепок на плодах лопуха,

14 появление сочной мякоти в плодах малины,

15утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы у ряски,  

16. утрата листьев, развитой корневой системы у повилики,

17.утрата тычинок и пестика в краевых цветках подсолнечника.

18.Появление клубней у дикого картофеля.

  1. Используя единую коллекцию Цифровых Образовательных Ресурсов «Эволюционную лабораторию», на основе анимированного атласа животных, доказать родство бегемотов и китов.

5. Подведение итогов урока: анализ индивидуальных карт самооценки, определение каждым учеником собственной программы подготовки к зачету


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закономерности эволюции

Слайд 2

Отпугивающее поведение и маскировка

Слайд 3

Дельфин и ихтиозавр

Слайд 4

Бражник и опыляемое им растение

Слайд 5

Латимерия и иностранцевий

Слайд 6

Многообразие видов лютиков, синиц, галапагосских вьюрков

Слайд 7

Тазовый пояс кита

Слайд 8

Жабры рыбы и рака передняя конечность крота медведки

Слайд 9

Зародыши рыбы, черепахи, крысы и человека

Слайд 10

Псилофиты, стегоцефал и археоптерикс

Слайд 11

Эволюция лошади

Слайд 12

Третье веко, ушная раковина, аппендикс у человека и животных

Слайд 15

Соотношение путей эволюции

Слайд 16

Решить развивающие каноны 1 2 Конвергенция Аналогичные органы Параллелизм ? дивергенция Гомологичные органы Ароморфоз Усложнение идиоадаптация ? дегенерация упрощение

Слайд 17

Разминка1 Индивидуальные задания Пауза-разминка Развивающие задания итоги 1 2 3 1 4 1 15 5 2 14 9 2 10 4 3,12 5 9 5,6 7 7 2 9 8 10 9 11 10 12 11 13

Слайд 18

Биологический прогресс ароморфозы идиоадаптации дегенерация монофилия параллелизм конвергенция коэволюция дивергенция Гомологичные органы Аналогичные органы Гомологичные органы

Слайд 19

Доказательства эволюции Сравнительно- анатомические палеонтологические эмбриологические Рудименты и атавизмы Гомологичные органы Ископаемые формы Переходные формы Сходство зародышей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа в 11 классе по программе И.Н.Пономаревой

Контрольная работа содержит варианты вопросов  в соответствии с ЕГЭ по биологии (А,В,С). Работа расчитана на 45 мин.урока....

Урок по теме: Как переселяются растения? 5 класс по программе И.Н. Пономаревой

Цель: познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению семян.Оборудование: коллекция плодов и семян, мул...

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая прогамма  6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...

Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...

Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...

Рабочая программа (ФГОС) по биологии для 5 и 6 классов по программе И.Н. Пономаревой.

Рабочие программы ФГОС по биологии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы проф. Пономаревой И.Н....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...