«Основные группы скелетных мышц». По Л.Н.Сухоруковой
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Елена Викторовна Михайленко

Рассматриваются основные группы мышц, их значения, приводятся интиресные факты о мышцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_8_klass.docx65.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по биологии в 8 классе

Тема: «Основные группы скелетных мышц».

Тип урока: комбинированный, развитие знаний и умений.

Цели урока:

Познакомить обучающихся с особенностями строения мышц и функциями, которые они выполняют; рассмотреть основные группы мышц человека.

Задачи урока:

 1.Обучающая – закрепить полученные знания об основных группах мышц, описывать их работу,

сравнивать и различать строение и функции скелетных мышц.

2.Развивающая – продолжать развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, выделять главное, находить и систематизировать информацию о роли физических нагрузок в укреплении организма,  объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполняемыми ими функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, осуществлять самоконтроль, самоанализ и самонаблюдение.

3.Воспитательная – продолжать формировать познавательный интерес к предмету, выражать своё мнение, уважительно относиться к мнению других, работать в группе, формировать представления о здоровом образе жизни.

Методы обучения: 1.Словесный – беседа, объяснение; 2. Демонстрационный;

3. Практический.

План урока:

1.Организационный момент(2 мин)

2.Актуализация имеющихся знаний, побуждение к получению новой информации (7 мин.)

3.Изучение новой информации(23 мин.)

4.Рефлексия(10 мин.)

5.Подведение итогов урока(3 мин.)

                           ХОД УРОКА

1.Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку.

2.Проверка д/з.

-Беседа по вопросам(добавочный скелет)

-Индивидуальная работа по карточкам.

3. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учениками собственных целей обучения.

В переводе с латыни этот орган переводится как «мышь». Что это за орган?( мышца)

История.

История изучения и открытия мышечных структур. Впервые о наличии в человеческом теле мышц говорили еще в древности. Египтяне, римляне, персы, китайцы упоминают в своих книгах об этих структурах, находящихся под кожей человека. Однако описания конкретно мышц как таковых встречается уже гораздо позже. Так, огромный вклад в это внес Леонардо да Винчи. Из 600 с лишним рисунков по анатомии человека, которые он после себя оставил, большая часть посвящена именно мышцам, их расположению на теле, строению, внешнему виду. Также описания мышц встречаются в работах Андреаса Везалия. 

4.Получение новой информации.

Знаете ли вы, что…

  • Тело человека состоит более чем из четырёхсот мышц. Все они выполняют свои строго определённые функции. На мышечную ткань  приходится до 40% от общего веса человека, т.е. это в среднем 20-30 кг.
  • Для своей работы мышцы используют химическую энергию, выделяемую клетками при расщеплении молекул. Для работы мышц требуется от 20% до 40% всей вырабатываемой химической энергии.
  • В теле человека мышцы или группы мышц отделены друг от друга фасциями, т.е. плёнкой. Фасция представляет собой соединительно – тканевую оболочку, которая защищает мышцы от ненужного трения между собой, ограничивает смещение групп мышц в стороны. Большая ягодичная мышца самая крупная. Её длина составляет 20 см. Стременная мышца самая маленькая, длина её 1,27 мм. Язык – это самая  сильная мышца, а вот самые быстрые — это мышцы, выполняющие моргание. Челюстные мышцы, расположенные на коренных зубах, могут развить усилие до 72кг. Тем, кому за 40, теряют до 2% своей мышечной массы ежегодно.
  • До 25% всех мышц сосредоточены на лице и шее человека, благодаря чему наша мимика так разнообразна и красноречива.
  • Как утверждают французские невропатологи, плачущий человек приводит в движение 43 мышцы лица, смеющийся же всего 17 мышц. Просто разговаривая друг с другом, мы включаем в работу до 100 мышц груди, шеи, языка, челюстей и губ.
  • Вам будет интересно знать, что после нагрузки на мышцы, трицепсы восстанавливаются быстрее других групп мышц, в отличие от мышц нижней части спины, которые восстанавливаются медленнее всех. Изнурительные нагрузки могут повысить температуру тела до 40˚С. Следует учесть, что после тренировок потребуется около двух суток для полного восстановления мышц. Мышцы живота после родов способны восстановиться в течение двух-трёх лет.

И мы сегодня с вами подробно познакомимся с основными группами мышц человека.

(Рассказ учителя с одновременным заполнением таблицы)(слайд 1,2)

                                        Основные группы мышц человека

Группы мышц

Особенности строения

функции

Мышцы головы

Представлены мимическими и жевательными мышцами. Мимические мышцы прикрепляются к коже лица и во время сокращения перемещают некоторые участки кожи

Обеспечивают процесс жевания и мимику

Мышцы туловища

Состоят из мышц грудной клетки, живота и спины. К ним также принадлежит диафрагма

Обеспечивают процесс дыхания, движение туловища и конечностей. Удерживают внутренние органы, предохраняя от опущения и выпадения.

Мышцы верхних конечностей

К ним принадлежат дельтовидная мышца, двуглавая(бицепс), трёхглавая(трицепс) мышцы, а так же мышцы предплечья и кисти.

Обеспечивают движение верхней конечности

Мышцы нижних конечностей

К ним принадлежат портняжная мышца, четырёхглавая мышца, двуглавая мышца, мышца стопы.

Обеспечивают движение нижней конечности.

Самонаблюдение: «Координация работы мышц».

Самостоятельно формулируем выводы.

5.Закрепление материала.

В организме человека есть мышца, которую называют «мышцей гордеца». Как вы думаете, что делает эта мышца?

6.Домашнее задание: изучить параграф учебника.

C:\Users\Иван\Desktop\Новая папка (2)\bazovye-i-izoliruyuschie-uprazhneniya-dlya-myshechnyh-grupp_1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

Прзентация к уроку. К огромному сожалению, из-за ограничения размера, загружаемого файла (не более 3МБ), часть слайдов пришлось не только "сжать", но и удалить. Полный вариант работы можно посмотреть...

Основные группы сложноподчинённых предложений

Содержание урока, его методическая структура построены в соответствии с программой и УМК под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской. Это первый урок темы «Виды сложноподчинённых предложений». Ос...

Основные группы односоставных предложений.

Урок посвящён знакомству с типами односоставных предложений. Опроеделённо-личные предложения....

Методическая разработка "Силовые упражнения для развития основных групп мышц"

Открытый урок«Железо делает чудеса…» по разделу "Атлетическая гимнастика"Представлены упражнения с отягощениями и собственым весом для формирования мышечного рельефа. Перечислены мышцы,участвующи...

Работа скелетных мышц

Урок-игра проверяет знание учеников по теме:"строение и работа скелетных мышц"...

Урок: Основные группы мышц человека. 9 класс. Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о мышцах головы, туловища и конечностей , их группах и значении в жизнедеятельности человека.Задачи: Коррекционно-образовательн...

Урок по биологии. 9 класс. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ ЧЕЛОВЕКА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок  по биологии. 9 класс. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ ЧЕЛОВЕКА  (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...