Открытый урок с технологической картой по теме «Строение растительной клетки».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Задачи урока:

1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – заданиями, терминами, компьютером.

2. – воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.

3 – развивающие:        развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки  самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы, и умения пользоваться ПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_5_klasse.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока биологии в 5 классе.

Открытый урок-исследование по теме «Строение растительной клетки» - 1 час.

Предмет: биология, 5 класс, учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2013.

Учитель: Ломанцева Алла Владимировна

Дата: 22.10.2014г.

Место проведения: МБОУ СОШ №83 г.о. Самара (уровень ОО)

Цель урока: повторение, закрепление и расширение знаний по заданной теме.

Задачи урока:

1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – заданиями, терминами, компьютером.

2. – воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.

3 – развивающие:        развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки  самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы, и умения пользоваться ПК.

Ведущая дидактическая цель: повторение с контролем.

Форма урока: комбинированный урок

Оборудование: доска, экран, компьютеры, проектор, схемы, карточки – задания, презентация по теме «Строение растительной клетки»; рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Интернет-ресурсы: fipi.ru; pedmir.ru; uchpotal.ru;  ppt4web.ru

Этапы урока

Приём урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Предварительная

Подготовка.

За неделю до урока.

Объявление темы урока, объяснение правил его проведения; подготовка схем, электронных кроссвордов, карточек-заданий и заданий повышенной сложности, подготовка презентации по теме: «Строение растительной клетки».

Повторяют пройденный материал по теме: «Строение клетки» (учебник «Биология» В.В. Пасечник.)

Учащиеся помогают в  подготовке дополнительного материала.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Перед началом урока

Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. Раздаёт каждому учащемуся схемы, карточки-задания, листки самоконтроля. Пишет на доске тему урока и цель урока.

Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения и раздаче материалов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

1

Ход урока.

Организационный момент

Приветствие.

Определение целей и задач урока

2 мин

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;         логические: формулирование проблемы

2

Дополнительная информация по теме.

Расширение знаний. Сообщения учащихся об учёных, открывших клетку, сопровождаемые показом фотографий на слайде.

Ознакомление с термином «цитология»

5 мин:

4 мин

1 мин

Слушает сообщения двух учащихся об учёных. Демонстрирует слайд с портретом учёных и термином «цитология» на экране.

 Просит учащихся записать термин в рабочих тетрадях

Слушают сообщения, смотрят слайд. Записывают в рабочих тетрадях значение термина «цитология».

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные- моделирование,

Логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3

Повторение изученного материала.

1 задание

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа по схемам

Работа в парах.

Проверка и оценка работ.

Самоконтроль.

5 минут (4 на выполнение задания, 1-на проверку схем)

Выдаёт детям схемы. Проводит инструкцию:

  1. Подпишите свою фамилию на листке со схемой;
  2. Обозначьте основные части клетки и соответственно раскрасьте их.

Показывает на экране схему «Строение растительной клетки». Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.

Даёт задание: подпишите фамилию  на листке самоконтроля и выставьте оценки за 1 задание.

Работают со схемой.

Подписывают свою фамилию внизу на листке со схемой. Обозначают основные части клетки под цифрами 1-6 и раскрашивают их в соответствующие цвета.

Обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения и оформления, сверяя со схемой на слайде, оценивают работу.

 Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля и выставляют оценки за 1 задание.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий партнера

2 задание

Индивидуальная работа

Дифференцированный контроль (карточки – задания)

Работа в парах.

Проверка и оценка работ.

Самоконтроль.

6 мин (5 мин выполнение задания, 1мин проверка

Слово учителя.

Проводит инструктаж:

  1. Подпишите свою фамилию на карточках заданиях;
  2. Ответьте на вопросы по строению органоидов клетки (задания на повышенном уровне для 6 учащихся, которые занимаются на «4» и «5»)
  3. Допишите фразу…(для остальных учащихся)

Показывает слайд с ответами их заданиями, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.

Просит учащихся выставить оценки за 2 задание в листки самоконтроля.

Отвечают на вопросы повышенного уровня (6 уч-ся)

Дописывают фразу (10 уч-ся)

Обмениваются карточками – заданиями, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.

Выставляют оценки за 2 задание.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже осознано учащимися и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

3 задание

Групповая работа

Проведение физкультминутки: упражнения для глаз

10 мин

2 мин

Слово учителя.

Проводит инструктаж:

  1. Занять рабочие места за компьютером.
  2. Найти файл кроссворд «Строение клетки»
  3. Разгадать кроссворд
  4. Получить оценку за работу и выставить её в листках самоконтроля за 3 задание

Работают за компьютером в группах, разгадывают кроссворд, получают оценку и выставляют в лист самоконтроля оценки за 3 задание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: осознавать личностный смысл полученных знаний.

4

Дополнительная информация по теме.

Расширение знаний. Ознакомление со всеми органоидами строительной клетки и с клеточной теорией.

4 мин

Демонстрирует слайд «Строение растительной клетки» где изображены все органоиды с целью расширения знание по теме.

Просит учащихся исследовать подробное строение клетки по слайду и записать в рабочих тетрадях название незнакомых для них органоидов.

Организует беседу с учащимися по результатам исследования.

Демонстрирует слайды с изображением основных клеточных органоидов, просит учащихся подробно ознакомиться с их строением.  

Собирает листки самоконтроля и заносит оценки в журнал.

Знакомятся с подробным строением клетки, которую будут изучать в старших классах, сейчас было изучено только 6 основных частей клетки.

Записывают в рабочей тетради название новых органоидов, местоположение и их окраску.

Знакомятся с основными положениями клеточной теории, которую подробно будут изучать в старших классах.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5

Итог урока.

Подведение итогов.

Рефлексия.

5мин.

Организует беседу с классом по вопросам:

  1. Достигли ли вы цели урока?
  2. Что было главным на уроке?
  3. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
  4. Что нового вы узнали?
  5. Что было интересным?
  6. Чему научились?

Комментирует оценки.

Демонстрирует слайд с домашним заданием.

Домашнее задание: параграф 7, ответить на вопросы после параграфа устно, индивидуальные домашние задания: часть учеников получает задание по поиску материала в сети Интернет, часть учеников готовит сообщения о функциях отдельных органоидов клетки для подготовки совместного проекта по теме «Строение клетки растения». Часть учеников получает задание изготовить модели строения растительной клетки и отдельных частей клетки для подготовки совместного проекта по теме «Строение клетки растения».

Отвечают на вопросы.

Выставляют оценки в дневник.

Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: осознавать личностный смысл полученных знаний.

Допишите фразу:

  1. Клетка-это…

  1. Вакуоль содержит…

  1. Хлоропласты находятся в частях растения:…

Задания повышенного уровня сложности. Ответьте на вопросы:

  1. Какую роль играет ядро в клетке?

  1. Какие вы знаете пластиды, какую роль они играют?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по теме «Строение растительной клетки»

Данный конспект урока используется при повторении и закреплении  темы "Строение растительной клетки"...

План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"

Цель урока:  изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...

Открытый урок на тему "Строение растительной клетки"

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний о строении растительной клетки. Комбинированный урок с выполнением лабораторных работ....

Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"

Урок проводился 22 января 2015 года  для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...

Конспект урока по теме "Строение растительной клетки" 5 класс

Конспект выполнен на основе программы Пономаревой по теме Строение клетки. Ткани. 5 класс...

Урок по теме "Строение растительной клетки" по ФГОС 5 класс

Представленная разработка урока составлена для учебника линии Пасечника, 5 класс. Это первый урок по данной теме. Имеется презентация к уроку...