Олимпиада
олимпиадные задания по биологии на тему

Тимербаева Гульшат Фидаиловна

Задания региональных и муниципальных этапов ВОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon bio_re-15_09.pdf957.19 КБ
PDF icon bio_re-15_10-11.pdf987.2 КБ
Microsoft Office document icon bio_obvety-praktika_bio_re-15_bk.doc350.5 КБ
Office spreadsheet icon bio_otvety_re-15_bk.xls51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ. 2014-15 ГОД.

11 КЛАСС

БИОХИМИЯ

  1. Какое вещество выпадает в осадок? Cu2O (2 балла)
  2. В результате какой реакции оно образуется? R-CHO + Cu2+ = R-COOH + Cu+, Cu+ + OH- = CuOH, 2CuOH = Cu2O + H2O ( 4 балла)
  3. Какой из углеводов находится в этой пробирке? глюкоза (2 балла)
  4. Какой из углеводов находится в этой пробирке? крахмал   (2 балла)
  5. Какая реакция протекает с этим углеводом в присутствии слюны? Какой углевод при этом образуется? крахмал расщепляется с образованием мальтозы и глюкозы  (4 балла)
  6. Какой фермент, содержащийся в слюне, обеспечивает протекание этой реакции? альфа-амилаза (3 балла)
  7. Объясните, почему в оставшейся пробирке не образуется осадок? сахароза не содержит альдегидных групп и не расщепляется альфа-амилазой (3 балла)  

АНАТОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНОВ РАСТЕНИЙ

Критерии оценки:

1. Методика и техника работы с микроскопом и
приготовления среза (мах. 5 баллов)

2. Техника исполнения и грамотность рисунка (мах. 7 баллов)

3. Определение исследуемого органа растения  (мах. 2 балла)

4. Определение систематического положения
изучаемого растения (мах. 2 балла)

5. Обоснование ответов (мах. 4 баллов)


МИКРОБИОЛОГИЯ И ГЕНЕТИКА

Задание 1. Подготовка культуры дрожжей. Перед началом тура распустить дрожжи (лучше прессованные, они хорошо почкуются, но можно и сухие) в небольшом количестве воды с сахаром.

Практическая часть.

Техника приготовления препарата очень простая, в принципе, можно проводить без горелок и соблюдения стерильности, это зависит от возможностей организаторов.

Требования к приготовлению препарата – чтобы капля была небольшой, жидкость из-под покровного стекла не вытекала, препарат должен быть не толстым, без пузырей, аккуратным.

Раствором Люголя можно выявить гликоген в виде окрашенной в коричневый цвет части цитоплазмы (отдельные гранулы не видны). В клетках также можно увидеть вакуоль,  возможно, ядро. Отметить почкование.

Ответ на вопрос 1. Дрожжи являются эукариотами, относятся к грибам (сумчатым, аскомицетам).

Ответ на вопрос 2. Ядро, вакуоль, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, включения запасных веществ. Цитоплазматическая мембрана, клеточная стенка и т.д.

Ответ на вопрос 3. Это хемоорганогетеротрофы. Или: это хемотрофы  и гетеротрофы. Факультативные аэробы. Способы получения энергии: аэробное дыхание и брожение.

Ответ на вопрос 4.

Уравнение: глюкоза = 2 этанол + 2 СО2 – 1 балл.

Расписать реакции гликолиза и дальше (хотя бы в общем) – 2 балла.

Написать, что в некоторых случаях (например, если добавить бисульфит) образуется глицерол (2я форма брожения по Нейбергу) – 3 балла.

Ответ на вопрос 5. Чем больше напишут, тем лучше. Пищевая промышленность (можно подробнее), спирт, вино, пиво, квас. Витамины. Кормовые добавки (в СССР была программа выращивания дрожжей на углеводородах для кормовых целей).

В настоящее время их применяют в производстве ксилита, ферментов, пищевых добавок, для очистки от нефтяных загрязнений. Также дрожжи широко используются в науке в качестве модельных организмов для генетических исследований и в молекулярной биологии. Пекарские дрожжи были первыми из эукариот, у которых была полностью определена последовательность геномной ДНК. Важным направлением исследований является изучение прионов у дрожжей.

Ответ на вопрос 6. Плоды, листья, нектар цветов, виноград и другие фрукты. сокотечения (свежие пни). Подстилка, почва. Негативное: вызывают криптококкозы, кандидозы, паршу, портят некоторые продукты. Если ответы неполные, то вместо балла давать 0,5 балла. Если совсем плохие, то 0.


Задание 2. Для выполнения практикума каждому участнику понадобятся две пары монет разного достоинства. При этом необходимо иметь некоторый запас монет, с учетом того, что часть участников может потерять их или взять себе на память, а четыре монеты должны сохраняться на рабочем месте от смены к смене.

2.1. Схема скрещиваний

Р:                                   ppTT х PPtt

                            бел, высок        пурп, карл

F1:                                        PpTt

                                        пурп, высок

F2:   9 P-T-  :   3 ppT-  :  3 P-tt   :   1 pptt

                 пурп, выс   бел, выс  пурп, карл  бел, карл

В таблице следует засчитывать любые генотипы, записанные с использованием предложенных обозначений, и не засчитывать генотипы, записанные буквами А и В (поскольку в условии нет генов, обозначенных подобным образом).

Фенотипы должны соотноситься с указанными для растений генотипами.

Вероятности для отдельных фенотипов в таблице следуют из указанных выше фенотипов и составляют 9/16 для пурпурного высокого, 3/16 для белого высокого, 3/16 для пурпурного карликового и 1/16 для белого карликового.

2.2. Вероятность получить 3 доминантных фенотипа и 1 рецессивный в выборке из 4

особей составит 27/64 (засчитываются также 0,422 или 42,2%) так как элементарных комбинаций будет 4 а вероятность одной их них составит ¼ х (¾)3  (засчитывать  также 10,5% или 0,105).

2.3  Ожидаемое количество особей также следует из расщепления 1 : 3 : 3 : 9 и составляет для соответствующих фенотипических классов 10 : 30 : 30 : 90. Значение критерия χ2 составляет 0,711, что меньше критического значения, поэтому предположение о независимом наследовании признаков высота стебля и окраска цветка подтверждается. В случае противоречия между подчеркнутыми утверждениями в последнем предложении (например, участник ответил, что значение критерия χ2 меньше критического, но независимость наследования не подтверждается), ставится 0 баллов.


10 КЛАСС

ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

Методические рекомендации к проведению практического тура. Кабинет «Физиология растений».10 класс

Ответы:

Уравнение химической реакции:

 K4 [Fe(CN)6] + 2CuSO4 = Cu2[Fe(CN)6] + 2 K2 SO4.

Схема с обозначениями

Ответы на вопросы:

1. Один из продуктов реакции, а именно  ферроцианид меди (II) Cu2[Fe(CN)6] представляет собой полупроницаемую мембрану, которая  хорошо попускает воду   и задерживает продукты диссоциации сульфата меди (II) . При этом вода поступает через мембрану по градиенту концентрации и растворяет кристаллик желтой кровяной соли. Объем раствора увеличивается, тем самый увеличиваются размеры мешочка – искусственной «клеточки»  Траубе. При увеличении объема «клеточки» возможен разрыв мембраны, тогда между двумя растворами опять происходит химическая реакция и образуется новая замкнутая мембрана, через которую проникает вода и наблюдается рост клеточки. В основе опыта – явление осмоса.

2- в.

Критерии оценивания:

Опыт – 4, Уравнение – 4, Рисунок – 6, Ответы: 5, Тест - 1

ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ

Мах. 20 баллов. Критерии оценки даны на бланке задания.


АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Задание 1 (Анатомия человека, мах.12 баллов)

Название органа – 2 балла (если орган парный и при этом  участник не указал правый или левый, следует удержать 0,5 балла)

Функции органа – 2 балла

Гормоны, мишенью которых является орган – 2 балла (для получения максимальной оценки, например, в случае какой-либо костной структуры достаточно указать основные общеизвестные гормоны – кальцитонин, паратгормон, соматотропный гормон).

Итого за каждый препарат/муляж максимально 6 баллов, за все задание – 12 баллов.

Задание 2 (Методы исследования человеческого организма, мах. 8 баллов)

1)

Параметр

Норма (рис. 1)

Пациент (рис. 2)

Время мочеиспускания

14 -15 сек1

 

0,5 балла

70-75 сек1

0,5 балла

Время до достижения максимальной скорости потока мочи

3 – 5 сек1

0,5 балла

6 – 7 сек1

0,5 балла

Максимальная скорость потока мочи Qmax (мл/с)

17-19 1

0,5 балла

5 – 71

0,5 балла

Средняя скорость потока мочи (мл/с)

11-132

0,5 балла

1-22

0,5 балла

Выделенный объём мочи (мл)3

150 - 1701

0,5 балла

110-1351

0,5 балла

1Правильным следует считать любое указанное участником значение в заданном интервале

2Необходимо зафиксировать значение скорости потока мочи каждые 2,5 секунды вплоть до конца времени мочеиспускания и затем посчитать среднее значение.

3Определяется площадью под графиком. Каждый полный квадрат под графиком соответствует 25 мл мочи (5 мл/с х 5 с).

Максимальная оценка за правильное заполнение таблицы – 5 баллов.

2) – 3) Причиной выявленных отклонений могут быть заболевания, физически затрудняющие опорожнение мочевого пузыря. Основной причиной подобного затруднения – увеличение в объеме предстательной железы (простаты), что в свою очередь затрудняет пассад мочи по уретре. Следовательно, пациент – мужчина (0,5 балла). Увеличение объема предстательной железы вплоть до сдавления уретры может быть как доброкачественным (аденома простаты или ДГПЖ – доброкачественная гиперплазия предстательной железы – как чаще обозначают врачи данное заболевание), так и злокачественным (рак простаты). Следует отметить, что такое известное заболевание, как простатит (воспаление тканей простаты) так же не даст приведенной в задаче урофлуометрической картины. Подобный ответ следует считать ошибочным. Снижение объема выделенной мочи у пациента может ввести часть участников в заблуждение. Здесь речь не идет о различных неврологических и прочих заболеваниях, ведущих к снижению диуреза и уменьшению тонуса мочевого пузыря (при данных патологиях характер кривой будет совершенно иниым, например не бует «пиков» в интервале 30 – 70 с). У рассматриваемого пациента снижение объема выделенной мочи достигается за счет увеличения т.н. остаточной мочи, диурез (образование мочи) при этом не страдает.

За правильное определение пола пациента – 0,5 балла

За верные рассуждения и указание в ответе на аденому простаты (ДГПЖ) и рак простаты – 2,5 балла.

Итого за все задание – 8 баллов.


9 КЛАСС

МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЯ

(мах. 20 баллов)

  1. Жизненная форма растения (1 балл).
  2. Подземные органы (1 балл).
  3. Побеги (1,5 балла):
    а) по функциям;
    б) по структуре;
    в) по положению в пространстве.
  4. Стебель (форма и опушение) (1 балл).
  5. Листорасположение (1 балл).
  6. Лист (2 балла):
    а) черешковый, сидячий;
    б) наличие прилистника;
    в) простой или сложный;
    г) жилкование.
  7. Тип соцветия (1 балл).
  8. Характеристика цветка (1 балл).
  9. Формула цветка (3 балла).
  10.  Диаграмма цветка (3 балла).
  11. Семейство, род и вид данного растения (1,5 балла).
  12. Ход определения исследуемого объекта (3 балла).

ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ  

Мах. 20 баллов. Критерии оценки даны на бланке задания.


АНАТОМИЯ, ГИСТОЛОГИЯ И ЦИТОЛОГИЯ

Задание 1 (Гистология)

Название ткани – 3 балла.

Клетки, входящие в состав ткани – 2 балла

Характеристика межклеточного вещества – 1 балл.

Суммарная максимальная оценка за задание – 6 баллов.

Задание 2 (Цитология)

Название структуры – 2 балла

Функции структуры в клетке – 1,5 балла

Итого за каждую структуру максимально 3,5 балла, за все задание – 7 баллов.

Наименование структур

Вариант 1

А- ядерные поры; Б – митохондрия.

Вариант 2

А – аксонема; Б – митохондрия.

Вариант 3

А – ядро; Б – микроворсинки.

Вариант 4

А – саркомер; Б – микротрубочки.

Вариант 5

А – ядро; Б – метафазная хромосома (=хромосома)

Вариант 6

А – центросома; Б – агранулярный (=гладкий) эндоплазматический ретикулум.

Задание 3 (Анатомия. Нумерация зубов человека)

Согласно описанной в задании системы классификации зубов взрослого человека к порядковому номеру каждого зуба (1-8) впереди добавляется номер квадранта (1-4).

 

В случае нумерации молочных зубов аналогично взрослых к порядковому номеру каждого зуба (1-5) впереди добавляется номер квадранта (но только не 1–4, а 5-8).

 

Ниже приведен рисунок зубной системы взрослого человека и ребенка с нумерацией зубов.

Ниже представлены правильные ответы на вопросы задания с рекомендациями по оценке:

№ вопроса

Вопрос

Ответ

1

Какой наименьший номер зуба может быть у человека?

11 (0,5 балла)

2

Приведите название зуба человека с наименьшим номером. Это молочный или постоянный зуб?

верхний правый средний резец  (0,5 балла)

постоянный зуб взрослого человека (0,5 балла)

3

Какой наибольший номер зуба может быть у человека?

85 (0,5 балла)

4

Приведите название зуба человека с наибольшим номером. Это молочный или постоянный зуб?

нижний правый второй моляр (0,5 балла)

молочный зуб (0,5 балла)

5

Укажите номера клыков у взрослого человека

13; 23; 33; 43 (0,5 балла за каждый верно указанный номер, в сумме максимально 2 балла)

6

Укажите номера клыков у ребенка в возрасте 3-х лет

53; 63; 73; 83 43 (0,5 балла за каждый верно указанный номер, в сумме максимально 2 балла)

 

Максимальная оценка за данное задание составляет 7 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Встречаем Олимпиаду. От Олимпиады – 80 к Олимпиаде -2014»

Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Классный час помогает учащимся проследить развитие ол...

Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также  можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...

Олимпиада 10 класса. Олимпиада 8 класс.

Подготовка к олимпиаде....

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...

"От олимпиады к олимпиаде"

Экскурсия расскажет об Олимпийских Играх, познакомит с легендами древних греков, символикой Игр...