Рабочая программа по биологии 5 класс (КТП)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Жиренко Надежда Владимировна

Календарно – тематическое планирование  по биологии составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы. Биология. 5-9 классы: - М. Просвещение. 2011. – (Стандарт второго поколения), авторской программы основного общего образования. Биология 5-9 классы. В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов – М.: Дрофа, 2015 год с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования  Белгородской области  ОГАОУДПО «Белгородский институт развития образования»  «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2015-2016 учебном году». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей-предметников

МБОУ «Пристеньская ООШ»

_________ / Шматова Т.И. /

Протокол № 7

от «26» июня 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Пристеньская ООШ»

______________ / Бабенко Е.В. /

« 26» июня 2015 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Пристеньская ООШ»

__________ /Решетняк И.И. /

Приказ №  92

от  «31» августа 2015 г.

Календарно-тематическое планирование

Жиренко Надежды Владимировны

высшая квалификационная категория

по учебному предмету «Биология»

5 класс

Базовый уровень

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Календарно – тематическое планирование  по биологии составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы. Биология. 5-9 классы: - М. Просвещение. 2011. – (Стандарт второго поколения), авторской программы основного общего образования. Биология 5-9 классы. В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов – М.: Дрофа, 2015 год с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования  Белгородской области  ОГАОУДПО «Белгородский институт развития образования»  «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2015-2016 учебном году».

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
  •  овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии  и средообразующей роли живых организмов;
  • овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
  • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Программа реализована в следующем УМК:

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2015 г.
  3. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы / М.: Дрофа, 2015 г.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.

Место учебного предмета в учебном плане

Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

  • На изучение учебного предмета «Биология» в 5 классе в рамках реализации ФГОС второго поколения и согласно уставу образовательного учреждения предусмотрен 1 час в неделю, всего 34 часа.

        Календарно – тематическое планирование  содержит изменения: в авторской программе на изучение курса 5 класса отводится 35 часов,  а  в связи с уменьшением общего количества учебных недель с 35 до 34 на изучение биологии в 5 классах отводится 34 часа. Этот час сокращён за счёт резервного времени. А также в связи с праздничными днями,  установленными постановлением правительства РФ «О переносе выходных дней в 2015 году» и «О переносе выходных дней в 2016 году»;  и в соответствии с расписанием уроков школы на 2015 -2016 учебный год,  объединены уроки № 33 по теме  «Повторение по разделу «Клеточное строение организмов»  и № 34 по теме «Повторение по разделам «Царства: Бактерии, Грибы, Растения».

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, биологических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ.

При конструировании учебных занятий будут использоваться материалы портала «Сетевой класс Белогорья».

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности   (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Дата

Наименование

раздела и темы

Характеристика основной деятельности ученика

ЭОР/

ЦОР

Примечания

план

факт

Введение (6 часов)

1.

03.09

Биология — наука о живой природе

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.  Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

2.

10.09

Методы исследования в биологии.  П/р «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии.

3.

17.09

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

4.

24.09

Среды обитания живых организмов.

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

5.

01.10

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

6.

8.10

Обобщающий урок. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.

РАЗДЕЛ 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7.

15.10

Устройство увеличительных приборов  Лабораторная работа  №1 «Рассматривание строения растения с помощью лупы»

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

8.

22.10

Строение клетки

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

9.

29.10

Лабораторная работа  №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

10.

12.11

Пластиды. Лабораторная работа №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

11.

19.11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

12.

26.11

Жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа №4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

13.

03.12

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

14.

10.12

Деление клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

15.

17.12

Понятие «ткань». Лабораторная работа №5

«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

16.

24.12

Обобщающий урок

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (2 часа)

17.

14.01

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Выделяют существенные признаки бактерий

18.

21.01

Роль бактерий в природе и жизни человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)

19.

28.01

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

20.

04.02

Шляпочные грибы

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

21.

11.02

Плесневые грибы и дрожжи  Лабораторная работа  № 6 «Особенности строения мукора и дрожжей»

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

22.

18.02

Грибы-паразиты

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

23.

25.02

Обобщающий урок

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (11 часов)

24.

03.03

Ботаника — наука о растениях

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

25.

10.03

Водоросли. Лабораторная работа №7

«Строение зеленых водорослей»

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

26.

17.03

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

27.

07.04

Лишайники

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

28.

14.04

Мхи, папоротники, хвощи, плауны Лабораторные работы

№8 «Строение мха» (на местных видах)

№9 «Строение спороносящего хвоща»,

№10 «Строение спороносящего папоротника»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

29.

21.04

Голосеменные растения Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов)

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

30.

28.04

Покрытосеменные растения Лабораторная работа №12 

«Строение цветкового растения»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

31.

05.05

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.

32.

12.05

Обобщающий урок

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.

33.

19.05

Повторение по разделу «Клеточное строение организмов»  

Обобщают информацию, повторяют термины, решают тесты

34.

19.05

Повторение по разделам «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

Обобщают информацию, повторяют термины, решают тесты

Описание учебно-методического   и материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество штук

Процент обеспеченности

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.

7

100

2.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2015 г.

7

100

3.

Биология. Рабочие программы. 5—9 классы / М.: Дрофа, 2015 г.

1

100

4.

Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М. Просвещение. 2011. – (Стандарты второго поколения)

1

100

5.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов].- М.:Просвещение,2011.-342 с. – (Стандарты второго поколения).

1

100

Печатные пособия

1.

Портреты учёных биологов

1

100

2.

Комплект таблиц по ботанике

1.Генеративные органы растений.

2.Проводящая ткань растений (ксилема).

3.Основная ткань растений.

4.Вегетативные органы растений.

5.Декоративные и культурные растения.

6.Жизненные формы растений.

7.Царство живой природы.

1

100

Информационно-коммуникативные средства

1.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса  биологии:  

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.

1

100

2.

1. ФИПИ http://fipi.ru.

2. http://xn--80aikaaqfdpng.xn--p1ai/news/169

3.  http://www.mon.gov.ru

1

100

Технические средства обучения

1.

Мультимедийный компьютер

1

100

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.

1.Микроскоп лабораторный

2.Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

3. Лупа ручная

8

1

10

100

100

100

2.

Микропрепараты

Микропрепараты «Ботаника»

Микропрепараты к разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Сорус папоротника

1

1

1

1

100

100

100

100

3.

Модели объёмные

Растительная клетка

Модель цветка картофеля

Модель цветка яблони

    1

1

1

    100

100

100

4.

Динамические модели

Динамическая модель «Классификация растений и животных»

Динамическая модель «Размножение шляпочного гриба»

1

1

100

100

5.

Рельефные модели

Растительная клетка

1

100

6.

 Муляжи

Набор муляжей грибов (съедобные и ядовитые)

Набор муляжей овощей

Набор муляжей, овощей и грибов

1

1

1

100

100

100

7.

 Модели-аппликации

М/а «Размножение папоротника»

М/а «Размножение шляпочного гриба»

М/а «Размножение сосны»

М/а «Размножение одноклеточной водоросли»

М/а «Деление клетки»

М/а «Размножение мха»

1

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

100

8.

Гербарий

1.Гербарий с определительными карточками.

2.Гербарий деревьев и кустарников.

3.Гербарий «Основные группы растений».

4.Гербарий «Растительные сообщества».

5.Гербарий сельскохозяйственных растений.

6.Гербарий важнейший культурных растений.

7. Гербарий по морфологии растений (1шт.)

8. Гербарий лекарственных растений.

9. Гербарий для начальной школы (1шт.)

10.Гербарий дикорастущих растений

11. Гербарий по морфологии и биологии растений.

12. Гербарий по курсу биологии

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

9.

Коллекции

Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников

Голосеменные растения

Коллекция «Минеральные удобрения»

Коллекция сухих и сочных плодов и их приспособленность к распространению

Коллекция «Почва и её состав»

Коллекция семян

Коллекция сухих и сочных плодов

Коллекция древесных пород

1

1

1

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

100

100

100

Специализированная учебная мебель

1.

Стол демонстрационный

1

100

2.

Столы двухместные  ученические в комплекте со стульями

12

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...