Презентация к уроку по биологии 7 класс по теме Отряды птиц
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Конспект урока по биологии 7 класс по теме Отряды птиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx25.4 КБ
Файл urok_v_1_shkole.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока -Отряды птиц.

Цели:

  •  углубить  и обобщить знания учащихся по классу: «Птицы»;
  • расширить представления о многообразии птиц.

Задачи:

Образовательная: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о птицах.

Развивающая: уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес к природе, умение наблюдать и делать выводы.

Воспитывающая: воспитывать разумное, бережное и заботливое отношение к птицам, обосновать необходимость охраны пернатого мира.

Оборудование: мультимедийный проектор, картинки с изображением птиц, выставка книг: «Птицы – наши друзья», листы с тестами.

                                 Ход урока

  1. Организационный момент
  1. (Создание учителем положительного настроя на работу.)

- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны ,добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните:  беспокойство, неуверенность в своих знаниях

Вдохните в себя: свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

Эпиграфом нашего урока будут слова из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

- А о каком мире пойдет, речь на сегодняшнем уроке вы узнаете, прослушав несколько строк.

                                               На нашей планете живут

                                            Чудесные создания.

                                            Они летают и поют,

                                            И землю свято берегут…

Дети о ком идёт речь .( Птицы)

Учитель- Сегодня у нас третий  урок по теме: «Класс птицы» 

У: Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полёты.

 А чтобы выяснить и оценить уровень ваших знаний я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие в мир птиц. Цель  путешествия закрепить и расширить  знания о птицах.

1-Фронтальная беседа по вопросам.

  1. – Как называется наука, изучающая птиц?(ОРНИТОЛОГИЯ)
  2.  – Кто такие птицы?(ПТИЦЫ – это позвоночные животные, которые приспособились к полету и их тело покрыто перьями.
  3. – Кто был родоначальником птиц? (АРХЕОПТЕРИКС)
  4. – Самая крупная нелетающая птица? (СТРАУС)
  5.  – Единственная железа у птиц? (КОПЧИКОВАЯ)
  6. Как вы объясните загадку? «В воде купался, а сух остался» (ПТИЦЫ смазывают свои перья секретом копчиковой железы, предохраняя от намокания)

У-Ребята, вы показали хорошие знания по пройденной теме. Мы можем смело отправиться дальше. - Я вам предлагаю тесты.

- Прочитайте внимательно задание и выполняйте его самостоятельно.

                        ТЕСТ(карточки)

Задание: Выбери правильный ответ, отметив признаки приспособления птиц к полету.

  1. Одной из черт приспособления птиц к полету является:

А) наличие передних конечностей

                Б) обтекаемая форма (туловище легко обтекает воздухом при полете)

В) наличие туловища

2. Одной из черт приспособления птиц к полету является:

А) наличие головы

Б) Отсутствие зубов (делает голову легкой)

В) Наличие шеи

3. Почему у птиц такой легкий скелет?

А) в нем мало костей

Б) кости очень тонкие и маленькие

В) кости полые, заполненные воздухом (это делает скелет легким)

4.  Рулевые перья расположены:

А) на крыльях

Б) на хвосте

В) на туловище        (рулевые и маховые перья – обеспечивают полет, сохраняют тело, защищают от механических повреждений)

5.  Маховые перья

А) на крыльях

Б) на хвосте

В) на груди

6.Зачем птицам киль?

А) для прикрепления мышц ( к килю прикрепляются мышцы)

Б) для придания устойчивости

В) для координации в полете

7. Сердце птиц:

А) двухкамерное

Б) трехкамерное

В) четырехкамерное (артериальная кровь отделена от венозной. Это лучше снабжает организм кислородом)

Теперь ребята я прошу вас обменяться тестами, выполнить взаимопроверку и сдать мне работы. (Ответы и критерии оценки вывести на слайд).

 У- Изучая многообразия животных мы должны чётко знать  к какому типу, классу, отряду относятся те или иные представители животного мира сейчас я предлагаю вам взять карточки и поработать в парах. Вам необходимо подчеркнуть лишнего представителя и объяснить свой выбор.

                Карточка №1

Пингвин, страус (не летающие), лебедь (перелётные)

Карточка №2

Серый гусь, кряква, (водоплавающие) ,нанду (не водоплавающая)

Карточка №3

Пингвин императорский, Адели ( не летающие обитают только на материке Антарктида),пингвин малый (у берегов Австралии, Тасмании Новой Зеландии)

Следующее задание-установите соответствие.  Выберите понравившийся вам рисунок и соответствующий термин, который объясняет  это биологическое явление

На стенде – рисунки   На доске – термины

  1. Колибри на цветке
  2. Птица Аист черный  
  3. Соловей поет

Эти рисунки говорят об особенностях птиц.

  1. Опыление
  2. Красная Книга
  3. Ритуальное поведение

У- -:Ребята А теперь  давайте отдохнем

Физминутка

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся покажем

Крылья сложим назад.

  1. У-Мы получили заряд бодрости. Теперь мы  можем продолжить знакомство с представителями новых отрядов птиц. Название отрядов вы узнаете, отгадав загадки

   Всю ночь летает —
  Мышей добывает.
 А станет светло —
 Спать летит в дупло. Сова (Отряд Совы)

Без особого усилья,

Широко расправив  крылья,

Славу в небе приобрёл,

 Над землёй парит …(Орёл)  Дневные хищники

Разноцветный петушок,

 Серой курочки дружок,

 Там где травка, где бурьян

Ищет зёрнышки…Фазан  (Отряд куриные)
 Ребята а как вы думаете какая цель нашего сегодняшнего урока ?– познакомиться с представителями дневных  хищных птиц, отрядом Совы Куринные, особенностями их строения, значения .

У- ребята откройте тетради запишите число и тему урока  Отряды птиц. 

Знаете ли вы,  что? портрет

15 января 1900г- И. Павлов Сформировано учение об условном рефлексе  Ребята а как это открытие связано с темой нашего урока ? Условные рефлексы помогают птицам при миграциях .

15 января 2001 г. - открылся сайт Википедии где вы можете найти много полезной информации,  в том числе и о птицах.

Изучение новой темы , самостоятельно работая с параграфом № 29  и Заполните таблицу 1- ряд- Дневные хищные  птицы

                                 2- ряд-Отряд Совы

                                 3- ряд Отряд Куриные

Подготовить выступление с характеристикой признаков указанного отряда  с заполнением таблицы

Отряды

Характерные признаки отрядов

Места гнездования

Тип развития птенцов

Представители

Дневные хищные птицы

Ноги умеренной длины, у большинства с острыми когтями. Клюв крючковидный, изогнутый.

Различные ландшафты

Гнездовые

Ястреб, сокол, гриф.

Совы

Ноги короткие или умеренно длинные, наружный палец может быть обращен и впереди и назад. Надклювье загнутое, с острыми краями.

Леса, пустыни, тундра, горы.

Гнездовые

Филин, ушастая сова, домовой сыч, сипуха.

Куриные

Ноги средней длины, ильные; крылья короткие, широкие; летают тяжело. Клюв короткий, сильный; надклювье слегка загнутое.

Степи, леса, пустыни

Выводковые

Тетерев, фазан, индейка, куропатка.

Что мы с вами узнали, какие выводы по сегодняшнему уроку мы сделали?

Птицы –это друзья человека, санитары леса, Их нужно беречь и охранять.
Домашнее задание параграф 29

Творческое задание подготовить по желанию  доклад о птицах  отряда Воробьинообразные обитающие  в Ростовской области.

Работа с книгой - ребята найдите ответ на вопрос почему необходимо охранять хищных птиц  ? На странице 147 . Кто найдет, поднимите руку.

Ребята , а теперь посмотрите  какие птицы занесены в красную книгу Ростовской области.

 Какие же вы должны соблюдать меры по охране птиц?

Предложите свои:

Не разорять гнезд

Не кричать в лесу

Не брать яйца птенцов из гнезда

Устраивать кормушки, скворечники.

Рефлексия.

Молодцы! Мне было приятно с вами работать. Не забывайте, что мы тоже часть природы и наш долг сохранить ее многообразие и красоту для будущих потомков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

«Как прекрасен этот мир, посмотри…»

Слайд 4

ПОПУГАЙ

Слайд 7

1– Как называется наука, изучающая птиц ? ( ОРНИТОЛОГИЯ ) 2 – Кто такие птицы ? ( ПТИЦЫ – это позвоночные животные, которые приспособились к полету и их тело покрыто перьями . 3– Кто был родоначальником птиц? ( АРХЕОПТЕРИКС) 4– Самая крупная нелетающая птица ? (СТРАУС) 5 – Единственная железа у птиц? ( КОПЧИКОВАЯ) 6-Как вы объясните загадку? «В воде купался, а сух остался » (ПТИЦЫ смазывают свои перья секретом копчиковой железы, предохраняя от намокания) Фронтальная беседа по вопросам

Слайд 8

Задание : Выбери правильный ответ, отметив признаки приспособления птиц к полету. 1- Б, 2-Б, 3- В, 4- Б, 5 А, 6- А, 7-В. Критерии оценки теста: оценка «5»-всё верно. «4»- 1 ошибка. «3»-3 ошибки. «2»-более 3 ошибок . ТЕСТ

Слайд 9

Вам необходимо подчеркнуть лишнего представителя и объяснить свой выбор. Карточка №1 Пингвин, страус, лебедь Карточка №2 Серый гусь, кряква, нанду Карточка №3 Пингвин императорский, Адели ,пингвин малый Карточки

Слайд 10

Карточка №1 Пингвин, страус (не летающие), лебедь (перелётные) Карточка №2 Серый гусь, кряква, (водоплавающие) , нанду (птица пустынь и степей) Карточка №3 Пингвин императорский, Адели ( не летающие обитают только на материке Антарктида), пингвин малый (у берегов Австралии, Тасмании Новой Зеландии) Карточки

Слайд 11

О чём говорят эти рисунки

Слайд 12

Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят Как они тихо садятся покажем Крылья сложим назад. Физминутка .

Слайд 13

1-Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. Сова (Отряд Совы ) Загадки

Слайд 14

2-Без особого усилья, Широко расправив крылья, Славу в небе приобрёл, Над землёй парит … ( Орёл) Дневные хищники Загадки

Слайд 15

3-Разноцветный петушок, Серой курочки дружок, Там где травка, где бурьян Ищет зёрнышки … Фазан (Отряд куриные) Загадки

Слайд 16

А знаете ли вы, что? 15 января 1900г- И. П. Павлов Сформировано учение об условном рефлексе. Ребята а как это открытие связано с темой нашего урока ? 15 января 2001 г. - открылся сайт Википедии где вы можете найти много полезной информации, в том числе и о птицах. Иван Петрович Павлов

Слайд 17

Изучение новой темы , самостоятельно работая с параграфом № 29 1- ряд- Дневные хищные птицы 2- ряд-Отряд Совы 3- ряд Отряд Куриные Подготовить выступление с характеристикой признаков указанного отряда с заполнением таблицы.

Слайд 19

Хищные птицы — птицы, которые охотятся в полёте. Они обладают хорошим зрением, большими когтями и клювом, приспособленными для захвата или умерщвления жертвы.

Слайд 20

Стервятники питаются падалью – трупами погибших животных. У них голые или редко оперённые голова и шея; мощный клюв, загнутый книзу; широкие крылья, ноги с тупыми когтями.

Слайд 21

«Эрудиты». 1. «Всякая птица своим клювом сыта» - утверждает народная мудрость. Каков ее биологический смысл ? «Водный» клюв « Зерноядный » клюв « Насекомоядный » клюв « Хищный» клюв

Слайд 22

Разреши проблему «Зачем охранять птиц?»

Слайд 23

меры по охране птиц. Не разорять гнезд Не кричать в лесу Не брать яйца и птенцов из гнезда Устраивать кормушки, скворечники.

Слайд 24

Домашнее задание: Домашнее задание § 29 Творческое задание подготовить по желанию доклад о птицах отряда Воробьинообразные обитающие в Ростовской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».

Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...

Конспект урока по биологии по теме «Отряды птиц».

Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а...

Урок-презентация 7 класс по теме "Отряд перепончатокрылые"

Урок с использованием ИКТ "В гостях у шмеля". Тип урока: костюмированная ролевая игра.Цели: Формировать понятие об особенностях строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни...

Презентация проекта учащихся 11 класса на тему"Озеленение с. Петропавловка" (Руководитель - Поломошнова Н.И, учитель биологии)

Презентация сделана к проекту "Озеленение с. Петропавловка" и является отчетом о проделанной работе. Данный проект  учащимися осуществлялся в течении одного года. Это итоговый про...

Урок по биологии в 7 классе по теме "Происхождение птиц"

Урок-путешествие по теме "Происхождение птиц"....

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....