Конспект урока-исследования по биологии "Состав, строение и свойства костей" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Неснова Наталья Александровна

Разработка урока по изучению состава костной ткани, свойств кости, строения трубчатых костей и основных типов костей. Данный урок выстроен в формате исследовательского задания и полностью соответствует требованиям ФГОС, предъявляемым к современному уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок биологии на тему "Состав, строение и свойства костей"

Цель: формирование знаний о химическом составе, строении и свойствах костей на основе биологического исследования; раскрытие роли биологических знаний в сохранении здоровья.

Задачи: образовательные(предметные УУД):

- изучить строение трубчатых костей и выявить причины их прочности;

- показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций;

- рассмотреть особенности строения основных типов костей;

        развивающие(метапредметные УУД):

- развивать навыки работы в группе

-развивать навыки работы с различными источниками информации;

- развивать умение обобщать, анализировать и делать выводы;

        воспитательные(личностные УУД):

- воспитывать бережное отношение к здоровью;

-самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.

Ожидаемые результаты:

предметные: ученик должен знать/понимать:

- строение, состав и свойства костей

- зависимость строения кости от выполняемой функции

- основные типы костей

метапредметные: ученик должен уметь:

-находить информацию в различных источниках

-проводить эксперимент по инструкции

-анализировать результаты исследований

-объяснять причины прочности костей

- делать выводы по исследованию  и уроку

-владеть языком предмета;

-работать в группе, сотрудничать.

личностные: использовать приобретенные знания в практической деятельности и  повседневной жизни для соблюдения мер по охране здоровья (целостности опорно-двигательного аппарата).

Тип урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальный опрос, групповая работа

Методы: постановка проблем, беседа-диалог, мозговая атака, исследование.

Технологии: проблемно-развивающее обучение, деятельностный подход, ИКТ, элементы межпредметной интеграции.

Оборудование: модель скелета человека, муляжи костей, прокаленные и декальцинированные кости, макет Эйфелевой башни, штативы, грузики, бумага, учебники, атласы по анатомии человека.

Ход урока

Основные этапы урока:

1. Мотивация

2. Постановка проблемы, гипотезы

3. Целеполагание, задачи

4. Актуализация знаний

5. Работа в группах по исследовательским заданиям

6. выступление групп

7. Формулировка выводов

8. рефлексия

1. На слайде изображения колонн здания.

Ребята, перед вами изображение колонн, которые имеются у фасада многих зданий и внутри них. Еще древние архитекторы использовали их в своих постройках. Скажите, что они вам напоминают? На какую часть нашего тела они похожи?...

Совершенно верно, ноги. (рядом на слайде появляется картинка)

Колонны не только похожи на ноги человека, но и имеют те же пропорции высоты и площади подошвы (основания),  что обеспечивает им наибольшую устойчивость. Именно строение нашего тела, определенное природой, послужило примером и подсказкой для архитекторов.

2. Сопоставьте следующие факты: (слайд)

        а) бедро выдерживает вертикально груз 1500кг

        б) Большая берцовая кость - 1650 кг

        в) Плечевая кость - 850 кг, коленная чашечка - 600 кг

        г) Кость тверже кирпича в 30 раз. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.

        д) Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70кг равна всего 8-9 кг.

Какой вопрос у вас возник по этим данным? (почему скелет такой прочный, несмотря на его легкость)

- ...

Какие гипотезы возникают у вас по этому противоречию?(записать на доске)

- ...

3. Давайте озаглавим наш урок, какова тема?

- ...

Какова будет наша цель? (выявление причин высокой прочности костей скелета )

- ...

Сформулируйте задачи урока... (изучить состав и строение кости, найти причины высокой прочности их, сделать выводы)

- ...

4. Прежде чем приступить к решению наших задач, давайте освежим в памяти знания, которые нам сегодня понадобятся:

        1) какая ткань образует кость?

        2) Из чего она состоит?

        3) перечислите клетки костной ткани и их функции

        4) что входит в состав межклеточного вещества?

5. Хорошо. Молодцы.

 Давайте, наконец, приступим к решению поставленных задач. Работать будем в четырех группах. Каждая группа будет заниматься своим исследованием. У вас на столах есть все необходимое оборудование, включая инструктивные карты и дополнительный материал. По истечение 10 минут вы должны сообщить классу результаты своих исследований и выводы, к которым вы пришли.

Итак, уважаемые исследователи, время пошло.

-работа в группах- темы не произносятся

гр 1: изучение взаимосвязи химического состава кости и ее свойств

гр 2: изучение прочности конструкций разной формы

гр 3: изучение строения трубчатой кости и ее прочности на примере Эйфелевой башни

гр 4: изучение основных типов костей на примере муляжей

учитель в ходе работы оказывает необходимую помощь

6. Время вышло. Завершить работу в группах. Заслушаем выступление групп по плану:

что изучали?

 как изучали?

какие выводы сделали?

- выступление групп -

7. Спасибо, ребята. Вы очень хорошо потрудились.

 Какая из гипотез, записанных на доске, подтвердилась? ...

Давайте вместе сформулируем общие выводы по уроку и запишем их:...

(прием незаконченных предложений)

        1) кость состоит из костной ткани

        2) костная ткань содержит минеральные и органические вещества

        3) минер вещ-ва придают кости твердость, но хрупкие

        4) орг вещ-ва придают кости упругость и эластичность

        5) трубка обладает большей прочностью, чем плоскость такой же массы

        6) особое расположение перекладин губчатого вещества обеспечивает прочность конструкции         при ее легкости

     7) существуют кости трубчатые, губчатые и плоские

Подытожить нашу беседу я хотела бы словами П.Ф. Лесгафта: "Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет собой крепость и в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения".

8. Давайте подведем итоги вашей деятельности на уроке:

         Мы делали вместе:                                                     Нам помогли:

         Мы делали в группе:

 Оценивание

 Д/З

Инструктивная карта группы 1

Перед вами 3 кости куриных голеней. Обследуйте кость №1(текстура, окраска и т.п.). Запишите ваши наблюдения.

____________________________________________________________________________________            Кость №2 хорошо прокаленная (сожженная). Какие внешние отличия от кости №1 вы заметили? ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кость №3 выдержанна в растворе соляной кислоты. Наблюдаете  ли вы какие-либо внешние отличия от кости №1?   ________________________________________________________________________________________

Попытайтесь сломать  кость №1 пополам. Каковы наблюдения и результат?___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возьмите в руки прокаленную кость и попытайтесь ее сломать. Каковы наблюдения и результат? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

То же самое проделайте и с костью, которая некоторое время пролежала в кислоте. Что вы обнаружили? ____________________________________________________________________________

Какой вопрос у вас возник? (Что вы исследовали?)_________________________________________

_____________________________________________________________________________________

На основе знаний о составе костной ткани предположите причины появления этих отличий: Запишите свои гипотезы __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С помощью параграфа 10 учебника  и полученных результатов исследования определите верную из гипотез.

Сделайте выводы по своему исследованию(что изучали и что получили): ________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На основе жизненного опыта и полученных знаний сравните кости детей и пожилых людей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструктивная карта группы 2

Лабораторное исследование:"Строение трубчатой кости и изучение ее прочности"

Оборудование: учебник, штативы, бумага, грузики

Изучите пункт учебника "Макроскопическое строение кости стр 47". Запишите основные характеристики и термины по строению трубчатой кости: ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте предположение о том, может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность?

_______________________________________________________________________________________

С помощью оборудования, находящегося перед вами, докажите или опровергните свою гипотезу (эксперимент спланируйте самостоятельно). Запишите полученные результаты ____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сделайте вывод по своему исследованию:_________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструктивная карта группы 3:

Изучите рисунок 18 (б,в) учебника стр 46, краткую аннотацию к рисунку и макет ажурной, но в то же время очень прочной Эйфелевой башни. Что вы обнаружили? ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Какой вопрос у вас возник? ____________________________________________________________

Запишите ваши предположения по этому вопросу:_________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Изучите пункт параграфа 10 "микроскопическое строение кости" и дополнительный материал, обсудите ваши варианты и выберите верное предположение.

Сделайте вывод по своему исследованию: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительный материал

В 1889 г. в Париже по проекту Эйфеля была сооружена трехсотметровая металлическая башня, ставшая символом столицы Франции. Эта конструкция является ярким примером единства закона формообразования естественных и искусственных структур. Ученые обнаружили, что распределение силовых линий в конструкциях башни и в берцовой кости человека идентично, хотя при создании инженер не пользовался живыми моделями.
        Легкая и хрупкая кость, способная выдерживать большие нагрузки, стала предметом исследований ученых и архитекторов. Всесторонне изучая скелет как комплекс пространственных систем, известный математик-конструктор Ле-Реколе установил, что прочность этой биологической конструкции заключается в соответствующем расположении в материале  плоскостей и  пустых пространств, т. е. обрамлений отверстий соединяемых различным образом. Пластинки губчатого вещества кости располагаются так, что противостоят растяжению и сжатию. При этом происходит разложение сил на две составные. Поскольку перекладины опираются на компактное вещество кости, возникает жесткая и прочная , в которой нагрузка равномерно распределяется на всю ткань.

На основе конструктивного изучения структуры костей и других природных моделей родился в архитектуре принцип дырчатых конструкций, положивший начало разработке новых пространственных систем.. При удивительной экономии материала они обладают большой прочностью и выдерживают большое гидростатическое давление. Это яркий пример достижения максимальной прочности наиболее рациональным путем.

Инструктивная карта группы 4

Рассмотрите муляжи костей скелета человека. С помощью атласа по анатомии человека определите, какие кости вам выданы: ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Постарайтесь разбить их на группы. Какой вопрос у вас возник?  ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Предложите свои гипотезы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучите пункт учебника Типы костей на стр 48 и выберите верную из гипотез. Классифицируйте выданные вам кости и сделайте вывод по вашему исследованию: ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-исследования по теме "Обломов и Штольц" в 10 классе

материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца...

Конспект урока-исследования по теме "Свойства параллельных плоскостей». 10 класс, геометрия

Урок проводится в  форме урока-исследования.Урок разбит на 4 блока – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно:1. повторение теории2. тесты ...

Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».

Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить  её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...

План-конспект урока-исследования по математике в 6 классе "Площадь круга"

План-конспект урока-исследования по математике в 6 классе "Площадь круга"...

Конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе

Познакомить обучающихся со свойствами воды, со  значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле; развивать внимание, логическое мышление, речь....

Конспект урока-исследования: "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й класс

Конспект урока-исследования:"Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й классЦели урока:Обучающая: Способствовать      ...