«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Горленкова Светлана Владимировна

Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»  из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дыхание100.68 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская  государственная Академия    постдипломного  педагогического    образования                                                              

                 

                            МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»  из курса «Биология.Человек» 8 класс

с применением технологии развития критического мышления

Разработал:   Горленкова С.В.,  учитель школы № 469     Выборгского района г. Санкт-     Петербурга

 

                                                       

                                                     2010г.        

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

1.1 Технология развития критического мышления: основные педагогические идеи, характерные особенности, цели и задачи.

1.2   Технологическая карта урока по технологии  РКМЧП .

1.3  Методы развития критического мышления.

1.4  Использование  ТРКМ на уроках биологии.

2.Разработка урока из курса « Биология. Человек » 8 класс.

2.1 Стратегия урока.

2.2 Пример урока с  использованием  методов  ТРКМЧП.

3.Заключение.

4.Литература по теме.

1.  ВВЕДЕНИЕ

1.1 Технология развития критического мышления:  основные педагогические идеи, характерные особенности, цели и задачи.

        В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе. Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?», заполнение кластеров, таблиц). Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов: 1) вызов, 2) осмысление содержания, 3) рефлексия.

Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер.

Характерные особенности ТРКМ

--Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый свободно  формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных, самостоятельно решает даже самые сложные вопросы; при этом он  вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.

--Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

--В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Следовательно, сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем.

Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное «накопительное» образование - когда головы учеников служат своеобразными «счетами», на которые учителя кладут знания, - на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами, формулируя проблемы  на основе собственного жизненного опыта, и затем решают  их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.

--В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

 --В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. поэтому необходимо использовать на  занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся.

    Б. Гершунский выделяет следующие цели и задачи технологии «Развития критического мышления»:

                                                     Цели:

-- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

                                 Задачи: научить школьников:

· выделять причинно-следственные связи;

· рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

· отвергать ненужную или неверную информацию;

· понимать, как различные части информации связаны между собой;

· выделять ошибки в рассуждениях;

· делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

· избегать категоричности в утверждениях;

· быть честным в своих рассуждениях;

· определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

· выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

· уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

· подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

· отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

    Таким образом,  по мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

· Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

· Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

· Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Цели учеников: 

  • мыслить критически.
  • брать на себя ответственность за собственное обучение,
  • работать сообща.

Цели учителей: 

  • мыслить критически.
  • устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение,
  • строить обучение на основе методов критического мышления,
  • активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельность,
  • стать размышляющими практиками,
  • делиться опытом с коллегами.

                           1.2   Технологическая карта урока по технологии  РКМЧП 

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

        Составление списка “известной информации”.

        Рассказ-предположение по ключевым словам.

        Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

        Верные и неверные утверждения.

        Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

“V” - известная информация

 “-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям  -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

        Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

        Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

        Ответы на поставленные вопросы.

       Организация круглых столов и дискуссий.

        Написание творческих работ.

        Исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

                                                                                                 

1.3  Методы развития критического мышления

Название метода

Описание метода

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?

 

 

 

 

Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

2 прилагательных, описывающих тему
3 глагола, характеризующих действие
Фраза из 4 слов, содержит основную мысль
Синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

? – фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Таксономия вопросов:

Простые /фактические/
Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /
Объясняющие / «Почему?»/
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

http://mozliceum.na.by/files/images/mr/rkmpch_1.jpg

2.
     1 этап – мозговой штурм (идеи)
     2 этап – систематизация, оформление в кластер
     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп


2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение
http://mozliceum.na.by/files/images/mr/rkmpch_2.jpg

Осмысление

«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике

Осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия

1.4  Использование  ТРКМ на уроках биологии.

   Биология в современной школе должна являть собой пример передовой науки, в которой постоянно открывается и исследуется что-то новое. Изменяющийся мир, ухудшение экологии, открытия в генетике,  новые биотехнологии,  проблемы биоэтики, а также огромное количество  разнообразной информации  из СМИ и глобальных информационных сетей  требуют  осмысленного понимания и критического подхода, умения выделить , поставить проблему и найти пути ее решения, дать собственную оценку явления и услышать и уважать чужую.

   Но, к сожалению, часто современные школьники  не умеют работать с текстовой и визуальной информацией. «Глотая» все подряд, «вымуштрованные» телевизионными каналами, тексты статей учебника прочитывают, не умея выделить главных тезисов, доказательств, причинно-следственных и смысловых связей, с трудом формулируют определения и доказательства. Даже довольно интересно написанные статьи часто воспринимаются  учениками как скучный, чужеродный, оторванный от жизни и – обязательный для заучивания материал. Рефераты и доклады бездумно скачиваются из Интернета, ответы на вопросы выискиваются в учебнике механически, соответственно формулировке вопроса. Такой стиль обучения формирует личность пассивную, зависимую, малоспособную к развитию, не ответственную и не самостоятельную.                                    К тому же репродуктивный метод обучения, где «учитель говорит- ученик внимает, запоминает и воспроизводит» исключает нормальную возможность социальных контактов учащихся в течении всего учебного времени – и это немалая часть дня. В итоге – плохое поведение на уроке и неумение работать коллегиально и коллективно.

    Приемы  ТРКМЧП эффективно помогают решать данные образовательные, воспитательные и социальные проблемы.

   Приёмы технологии РКМЧП целесообразно постепенно вводить с самого начала обучения биологии, но можно начать и с любой удобной для этого темы.                                 В курсе биологии есть как проблемные темы, требующие тщательного исследования и осмысления, так и темы с избыточным количеством информации, требующей систематизации. Решение этих задач возможно с применением как уже известных приёмов технологии, так и с использованием новых элементов технологии РКМЧП.

   К числу наиболее эффективных приёмов технологии РКМЧП, используемых  на уроках биологии, относятся следующие:

  • маркировка текста «ИНСЕРТ»;
  • составление концептуальной таблицы;
  • оставление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов;
  • составление кластеров;
  • создание синквейнов (как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии);
  • составление рассказов по ключевым словам (фразам);
  • анализ верных и неверных утверждений и др.

                2.Разработка урока из курса « Биология. Человек » 8 класс.

     2.1 Стратегия урока.

  Для разработки урока с использованием методов технологии РКМ  выбрана тема             « Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика».  Данная тема является вводной, основной, целеполагающей, системной, многоинформативной, проблемной, решающей здоровьесберегающие задачи.

       На стадии вызова использован прием вопросов  « Верю – не верю », где вопросы составлены таким образом:  чтобы ответить на одни, надо сформулировать понятия, для ответов на другие актуализировать свой жизненный опыт, кругозор, где-то подумать логически. Также вопросы должны быть интересными, занимательными. Работа идет индивидуальная, самостоятельная

     Цель урока можно сформулировать, исходя из смысла вопросов и ответов, т.е. поменять местами этапы  1 и 2.

   Затем здесь же применяем метод мозгового штурма, чтобы активизировать знания учащихся и  метод  составления  кластера, чтобы первоначально их систематизировать.

    На стадии осмысления вводится метод «INCERT» для индивидуальной работы с текстом о значении дыхания, т.к. там много неизвестной информации,  и далее дополняется кластер.

   Такие  отдельные вопросы, как «носовая полость», «гортань», «трахея и бронхи», и т.д., небольшие, но емкие, и их много, потребовали применения метода «Зигзаг», при этом времени потребовалось гораздо больше, чем при обычной работе  текстом. Для этого вместо 1 часа на тему использовали 2 часа. Дополняется  кластер.

   Последний вопрос «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека» очень важен для формирования правильных взглядов на сохранение своего здоровья. Здесь применен прием «Эффективная лекция».

  На стадии рефлексии снова применяется прием «Верю-не верю», ребята уже по-другому , ответственно отвечают на вопросы. Заполняется общий кластер, проводится творческая работа – сочинение сказки по теме. Ребята оценивают урок и свою работу на уроке, свой интерес и качество полученных знаний, эмоциональное состояние и интерес к такому виду учебной деятельности.

      2.2 Пример урока с  использованием  методов  ТРКМЧП.  

                        «ДЫХАНИЕ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,                                                    ЗАБОЛЕВАНИЯ  ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА»

         Цель урока:  раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания в связи с их функцией, процесс образования голоса и речи, меры профилактики заболеваний дыхательной системы.                

                                                       Задачи урока:

1. Дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни.

2. Установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей .

3.Рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи.

 4. Познакомить с болезнями верхних дыхательных путей.

5.Развивать у учащихся умение  самостоятельно добывать знания, работая с печатной и зрительной (муляжи и видео-) информацией,  применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

6. Работать в малых группах, применять методы развития критического мышления.

7..Начать формирование гигиенических понятий о правильном дыхании, о пользе носового дыхания, о гигиене дыхательной системы, профилактике болезней дыхательной системы, вреде курения.

Демонстрационное оборудование:  торс человека с внутренними органами, муляж легких, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”, фрагменты аудиозаписей пения вокалистов с различными типами певческих голосов.

Тип урока: урок-введение, комбинированный, знакомство с новым материалом на основе методов развития критического мышления.

                                                 

ПЛАН УРОКА

1.Постановка цели урока и ознакомление с темой.

2.Активизация мотивации изучения нового материала при помощи метода «Верю - не верю!»

3.Актуализация имеющихся знаний из жизненного опыта, учебной и научно-популярной литературы и т.д. по теме «Дыхание» с составлением общего кластера.

4.Изучение и осмысление  нового материала.

1) значение дыхания.

2) строение и функции органов дыхания.

3) верхние и нижние дыхательные пути.

4) альвеолы .

5) заболевания органов дыхания.

6) голосообразование и формирование речи

7) вредные привычки и их влияние на здоровье человека посредством дыхательной сис -темы

5. Закрепление изучаемого материала. Просмотр видеофильма.

6.Проверка полученных знаний.

7.Рефлексия.

8.Задание на дом.          

                                                              ХОД УРОКА

1.Вступление. Цель урока и задачи

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым. Поговорка: “Это нам нужно как воздух!”, выражает особую потребность организма в воздухе.

Еще древнегреческий философ Анаксамен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух “Пастбищем жизни”. Хотя представления о воздухе как единственном условии существования всего живого и наивно, но оно отражает понимание огромного значения воздуха для организма.

Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание – в основе речи и пения. Даже простой вздох бессознательно выражает душевное состояние человека.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

2.Активизация. Тест «Верю – не верю» .Учащиеся отвечают на вопросы в таблице, не пользуясь никаким справочным  материалом. На этой стадии вызова решается задача заинтересовать ребят, увеличить мотивацию урока, активировать знания ребят.

Вопросы:    «веришь ли ты, что…?»

1)  « дыхание – это медленное горение» , окисление органических веществ с выделением энергии (+)

2)  дышат не только легкие, но и клетки организма (+)

3)  каждая клетка человеческого тела обменивается газами с окружающей средой (+)

4)  при дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению организма (+)

5)  существует «бронхиальное дерево», на  конечных  ветвях  которого «висят» гроздья полых шариков, оплетенных капиллярами (+)

6)  нельзя дышать через нос, так как воздух в нем охлаждается, высушивается и загрязняется (-)

7)  на слизистой оболочке носа постоянно идет борьба иммунных клеток крови – фагоцитов и лимфоцитов  с бактериями, вирусами и грибами (+)

8)  связки – это «струнно – духовой аппарат»  человека (+)

9)  чем толще и длиннее голосовые связки – тем ниже голос человека,  а при высоком голосе связки короткие и тонкие (-)

10)  речь – это звуки голосовых связок (-)

11)  тембр голоса, его оттенки определяются вибрацией полостей в лицевых костях (+)

12)  дикторы и актеры ежедневно делают гимнастику для языка, губ, челюстей и связок(+)

13)  воздухоносные пути организма покрыты клетками с ресничками (до 200 на каждой клетке) – мерцательным эпителием, и бактерицидной слизью, выделяемой бокаловидными клетками (+)

14)  миндалины не нужны человеку и их лучше заранее удалить, чтобы не заболеть тонзиллитом , ангиной или дифтерией (-)

15) табачный дым имеет в своем составе больше 30 особо вредных веществ, среди которых: никотин, синильная кислота, канцерогенные смолы, угарный газ, метиловый спирт, бензопирен, формальдегид, бензол. соединения мышьяка, полоний 210 и много других токсичных веществ. Они отрицательно действуют на органы дыхания и весь организм. (+)

3.Актуализация. Метод мозгового штурма.  Одна группа вспоминает все, что мы знаем о дыхании и органах дыхания, заболеваниях дыхательной системы, другая записывает.  Составление  общего кластера на доске, в котором будут отмечены главные рассматриваемые в теме вопросы, как «Значение дыхания», «Строение и функции органов дыхания», «Верхние дыхательные пути», «Нижние дыхательные пути», «Заболевания органов дыхания и их профилактика», «Голосообразование и формирование речи», «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека посредством органов дыхания».

4.Изучение и осмысление  нового материала.

1) вопрос «Значение дыхания» изучаем с помощью метода маркировки текста INCERT, читая текст учебника на стр.132 – 134 и делая пометки на полях и у себя в таблице:« ! « - уже знал, «+» - новое, «-« - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы; дополняем кластер. 

 Значение дыхания:

- 1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

- 2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

- 3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ

2) – 6)  строение и функции дыхательных путей изучаем с помощью метода «ЗИГЗАГ» .

        Класс делится на группы по 6 человек, где каждому ученику дается свое задание: прочитать и составить конспект по тексту учебника:

а) носовая полость – стр.134-135

б) носоглотка – стр.134,137-миндалины и аденоиды

в) гортань и звукообразование – стр.135,136

г)  формирование речи – стр.136

д) трахея и бронхи – стр.136-137

е) альвеолы – рис.59 на стр.133, стр.134 абзац 4, стр.140 абзац 3, рис. на стр.40 атласа

       Затем формируются новые  группы: а)-а), в)-в), г)-г) и т.д. - с идентичными вопросами, в которых знания сверяются и дополняются, составляется схема или кластер , далее собираются пары с дополняющими вопросами: а)-б) –носовая полость – носоглотка, в)-г) – звукообразование и речеобразование, д)-е) – трахея, бронхи и альвеолы , где ученики обмениваются информацией.

        По окончании обсуждения  собираются первоначальные группы, где  каждый рассказывает о том, что он узнал от собеседника, с использованием муляжей и таблиц; при этом группой  составляется общий кластер  на листе ватмана на тему «Органы дыхательной системы,  их функции, заболевания, гигиена»

 После выступления  каждый участник группы задает остальным  проблемный вопрос по своей теме. Вопросы и задания заранее распечатываются на карточки. Можно собраться всем классом и обсудить вопросы и задания не  в группах, а на общем собрании.

а)Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните.

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

б) Вопрос: почему современные медики остерегаются « вырывать гланды» , кроме случаев хронических сильных воспалений?

в) Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью? Что в это время происходит в глоткогортани?

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.Почему?

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

г) Задание. Скажите  известную вам скороговорку. Теперь прочитайте ее, максимально стараясь не двигать языком, а затем губами. Скажите скороговорку быстро. Выясните, что происходит во время произношения во рту. Почему в детском саду принято учить много скороговорок?

Задание. Произнесите звуки «А», «О», «У», «И», а затем « Т-Д», «Ш-Ж», «Х-Г», «Б-П». Где в это время находится язык, губы? Что происходит с голосом? Сделайте вывод.

д) Вопрос.Недавно ученые обнаружили в слизистой оболочке бронхов вкрапления обонятельных клеток, которые реагировали на горький вкус .Как вы думаете, зачем бронхам «нюхать» воздух? Почему при заболеваниях нижних дыхательных путей человек кашляет? Как нужно помочь бронхам исцелиться?

е) Вопрос. По какому физическому закону кислород из воздушной смеси в альвеолах переходит в кровь в кровеносных сосудах, оплетающих альвеолы?

7)  эффективная лекция .

О вредных привычках рассказывает «Доктор» - ученик в белом халате, приготовивший дома доклад. Учащиеся сначала  фиксируют  свои предположения, затем, слушая, основные тезисы, интересные факты, цифры в бортовых журналах в парах.  В группах его рассказ дополняется, идет обсуждение на тему «Что делать?», вырабатываются меры борьбы и профилактики. Выписываются предложения на лист ватмана, вывешиваются на стену, идет представление.

    Возвращаемся к первоначально составленному кластеру на тему «Дыхание».

Индивидуально – анализируем

В группах по шесть человек – обсуждаем, фиксируем предложения

Представители групп (капитаны) выходят к доске и дополняют общий кластер.

Творческая работа в  произвольных группах . Сочинение и рассказывание сказки в  веселых  картинках  о приключениях  команды сказочных  героев (из шести человек)  в  «Царстве Дыхания». Серии картинок вывешиваются, одна сказка рассказывается.

ВЫВОДЫ

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.

 
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости

4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких

5.Необходима гигиена органов дыхательной системы

5.Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (12мин.).

6. Повторение.

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;    Г) бронхи.

Дополнительные вопросы:

  1. Когда я ем, я глух и нем. Почему?
  2. Почему надо дышать носом?
  3. Почему задняя стенка трахеи мягкая?
  4. Как образуется в гортани звук?
  5. Как формируется речь?
  6. В какое время года длинный нос полезнее короткого?
  7. Почему появление насморка меняет голос?

Ответы (на задание «дополните фразы») 

1.Мерцательный эпителий.     2.Легочные пузырьки.                                                                                                        3.Клетки тканей.    4.Бронхи.   5.Трахея                                                                                                                                                                                                                                                                    6.Надгортанник.    7.Гортань.     8. Хрящевые кольца                                              9.Плевра.    10.  Носовая полость

Дополните фразы:

  1. Не пропускает пищу в гортань –
  2. Не дает трахеи сужаться -
  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его и увлажает –
  4. Поверхностный слой воздухоносных путей –
  5. Выстилает наружную поверхность легких -
  6. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров (последовательно) -
  7. Внутри находятся голосовые связки -
  8. Место диффузии газов -
  9. Потребители кислорода –

На доске ответы:

1.Мерцательный эпителий.                                                                                                     2.Легочные пузырьки.                                                                                                        3.Клетки тканей.                                                                                                                            4.Бронхи.                                                                                                                                       5.Трахея.                                                                                                                                6.Надгортанник.                                                                                                                                                   7.Гортань.                                                                                                                                  8.Хрящевые кольца                                                                                                                        9.Плевра                                                                                                                                                        10.Носовая полость

8.Рефлексия.   «Верю – не верю» заполняется второй раз.

Вопросы ребятам:

---интересно ли было работать?                                                                                                             ---интересная ли была тема?                                                                                                       ---трудно или легко было учиться сегодня?                                                                                            ---понравился или нет сегодняшний урок? почему?                                                                                  ---как лучше, по-твоему, учиться – слушать и запоминать , или самому добывать знания?                                                                                                                                                                 ---как вы думаете, пригодятся ли вам знания, усвоенные сегодня?---расскажите ли вы дома родителям, братьям, сестрам что-нибудь из того, что сегодня узнали?

7.Итоги урока.

Оценки за активную работу на уроке, за тест, за сказку.

Домашнее задание: параграф №26, выполнить задания из рабочей тетради; подобрать загадки, пословицы, высказывания , стихи, строки из песен о дыхании, воздухе, принести  записи вокальных голосов – отрывки из опер, песни.

Прилагаемый дополнительный материал

Вокальные (певческие) голоса.

В хоре выделяют четыре основные хоровые партии (голоса):

СОПРАНО (женский высокий) - S (Soprano)

АЛЬТ (женский низкий) - A (Alt, Alto)

ТЕНОР (мужской высокий) - T (Tenor)

БАС (мужской низкий) - B (Bass)

3.Заключение.

    Подготовка и проведение урока с применением технологии РКМ , использованием некоторых взаимодополняющих методов, таких как  «Верю-не верю», «Кластеры», «INCERT», «эффективная лекция», «Зигзаг» показало эффективность таких уроков, больший интерес к ним. большую самостоятельность и активность. причем даже у тех учеников, которые обычно минимально активны, «отсиживаясь»  на уроке. Ребятам интересно было «угадывать» ответы на вопросы вначале, этот интерес сохранился и в конце, при вторичном заполнении таблицы «Верю-не верю». С радостью откликались они на возможность работы в паре и в группах.

   Сложным оказалось уследить за временем, выполнение заданий растягивалось, требовало большего времени, чем было запланировано, но все же в 2 часа уложились, оставив на дом творческое задания для большинства.

   Неравнозначность способностей учащихся, разный темп выполнения заданий тоже сказался на общей работе класса. Некоторые ученики не успели усвоить до конца свои вопросы, при общем обсуждении учителю пришлось вносить дополнения.

    При всем этом итоговые оценки при проверке оценочных тестов были только «4» и «5»,что дает с уверенностью утверждать, что «конструирование своего знания» намного эффективнее и значимее традиционных форм усвоения материала. Особенно важно то ,  что у учащихся вырабатывалось собственное мнение и отношение к информации.

Литература по теме «Технология развития критического мышления»

1. Стил, Дж. Л., Мередит К. С., Темпл, Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. Пос. 1. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997.

2. Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. - М., 1997

3.  Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 503 с. (Университетское КМ)

4.   Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003.

5. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. 2003 / http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802

6. Щербо И.Н. Развитие критического мышления и формирование ответственности учащихся за свой уровень образования на уроках истории // Образование в современной школе. 2000. N 11-12.

7. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608с..

8. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

9. Галактионова Т.Г. . От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.

10. Н.В Богатенкова, И.В.Муштавинская Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения.СПб.:  Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2001.

11. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология человек 8 класс. 2014г.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

В проекте  учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...

План конспект урока биологии в 8 классе Профилактика заболеваний органов дыхания

Познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания...

Презентация Профилактика заболеваний органов дыхания

Презентация Профилактика заболеваний органов дыхания...

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

План-конспект урока по теме "Заболевания органов дыхательной системы"

План-конспект урока отражает основные методы и приемы объяснения данной темы на уроках биологии в 8 классе...

Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"

Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...