Лабораторные работы по биологии 10-11кл
опыты и эксперименты по биологии (10 класс) на тему
Материал для использования на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторные и практические работы
по биологии
в 10 -11 классе.
Лабораторная работа №1
«Изучение приспособленности организмов среде обитания»
Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.
Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.
Ход работы
- Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.
- Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.
Вид | Ареал | Место обитания | Форма и окраска тела | Развитие когтей |
Агама кавказская | ||||
Агама степная |
3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.
Лабораторная работа №2
«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»
Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре.
Оборудование: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.
Ход работы
- составить морфологическую, физическую и эколого-географическую характеристики для живых организмов.
- Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия.
Критерии вида | Показатели критерия для объекта №1 | Показатели критерия для объекта №2 |
1.Морфологический | ||
2. Физиологический | ||
3.Эколдого-географический |
- Ответьте на вопросы:
-можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?
- Какова структура вида?
- Какова роль популяций в эволюционном процессе?
Лабораторная работа №3
Тема: строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы
1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой
микроскоп, организмы.
3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?
Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?
Лабораторная работа № 4
«ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ.
ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ»
Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости,
методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.
Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).
Ход работы. |
1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.
Результат занесите в таблицу:
Номер листовой пластинки | Длина листовой пластинки |
2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.
3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны листовой пластинки.
4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?
5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.
Лабораторная работа №5
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;
2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.
Ход работы:
1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)
Особи, млн
Рис.2. Пирамида чисел
2. постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.
3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.
4. Ответьте на вопросы:
- Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?
- В чем сущность правила экологической пирамиды?
- Чем определяется устойчивость биоценозов?
Лабораторная работа №6.
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Выявление типов взаимодействия разных видов
в данной экосистеме (на примере дубравы).
Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть
показатели, характеризующие биоценоз;
2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,
определить их значение в природе и жизни человека.
Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и
коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.
Ход работы.
1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав
растений.
2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.
П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.
2)Приведите примеры влияния растений на животных
и животных на растения. Данные внесите в таблицу.
Виды взаимоотношений | Организмы, вступающие во взаимоотношения | Значение |
симбиоз | ||
микориза | ||
паразитизм | ||
хищничество | ||
конкуренция |
3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.
1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,
отметьте цепи питания).
1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.
У. Вывод. Что такое дубрава?
Практическая работа №1.
«Решение генетических задач и составление родословных»
Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления; продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на многогибридное и дигибридное скрещивания; записывать задачи, ее решение ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии.
Оборудование: инструктивные карточки-задания.
Ход работы.
1. Полное доминирование.
Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомства?
2. На неполное доминирование.
У львиного зева красная окраска цветков А не полностью доминирует над белой окраской а. Взаимодействие генов А и а дает розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых ¼ имела красные цветки, ½ розовые и ¼ белые. Определите генотип и фенотип родителей.
3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО.
У матери третья группа крови у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?
4. Полигибридное скрещивание.
- Какая часть потомства от самоопыления гибрида АаВвСс будет доминантна по всем генам?
- У душистого горошка высокий рост растения, зеленый цвет и гладкая форма семян – доминантные признаки. Скрещены растения: высокое с зелеными с зелеными морщинистыми семенами и карликовое с зелеными гладкими семенами. Из гибридных семян выросло ¾ растений высоких с зелеными гладкими семенами и ¼ высоких с желтыми гладкими семенами. Каковы генотипы скрещенных растений?
5. На сцепленное с полом наследование.
Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма: если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?
П. Анализ родословных.
В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые.
Составьте схему родословных трех поколений и определите:
а) каковы генотипы всех упомянутых лиц;
б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?
Практическая работа № 2.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Цели: 1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.
2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.
Оборудование: карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.
Ход работы:
Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами).
1. Определите формы влияния человека на живую природу.
2. Приведите примеры этих влияний.
3. Данные занесите в таблицу.
Влияние человека на живую природу.
Формы влияния | Примеры | Последствие влияния |
Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.
Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.
Предложите пути решения этих проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.
Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47944.jpg)
Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-86237-1350384967.jpg)
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378601-1389290351.jpg)
ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
Материал раскрывает вопросы использование метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-69360-1391877963.jpg)
Лабораторная работа по биологии "Строение почек"
Лабораторная работа по биологии в 6 классе. Содержит инструктивную карточку и блок контрольных заданий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408071-1392886654.jpg)
Лабораторные работы по биологии , 8класс
Дидактический материал по проведению лабораторных работ по биологии в 8классе. Программа И.Н. Пономарёвой. Человек и его здоровье....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-389810-1390541171.jpg)
Критерии к лабораторной работе по биологии
Критерии к лабораторной работе по биологии "Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированн...