Обобщённый урок по теме « Царство грибов».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Быхалова Мария Викторовна

Урок  закрепления  знаний  на основе  ране   изученного. Целеполагание  на повторение  темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_urok_na_konkurs.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщённый  урок  по  теме  « Царство  грибов».

Тип урока: Урок  закрепления  знаний  на основе  ране   изученного. Целеполагание  на повторение  темы.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
  3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».

Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), мобильный класс.

Психологический   настрой   на урок.

Учитель: Здравствуйте,  ребята! Меня  зовут  Мария  Викторовна! Сегодня  я шла  в школу  с  отличным настроением. Как  вы  думаете, почему?

Дети: Потому  что  вы хотели  быстрее с  нами  встретиться. Если   не  отвечают  дети.

Учитель: Я  хотела  встретиться   с    вами.

Учитель: Конечно! Хотелось бы, чтобы  урок  вам  оказался   полезным  и  впечатления  об  уроке  остались  хорошими. Мы  сегодня  работаем  по  группам.

Учитель. Сядьте  правильно, красиво.

Учитель. Что вы  ожидаете  от  нашего  открытого  урока? А, что  нужно  сделать  и  каким  нужно  быть, чтобы  добиться  этих  результатов?

Заслушиваются  ответы  детей.

Слайд  2.

Давайте  сформулируем   тему, выполнив   следующее  задание. Для  этого  надо  разложить   каждое  из  чисел  на  сумму  разрядных  слагаемых.

Например  число  21  это  сумма  двух  десятков  и  одной  единицы, на  пересечении  находится  буква  «Ц».

Одна  группа  расшифровует  первую  строку,  а  вторая  группа  вторую  строку.

21, 43,64, 36, 55, 32, 24                61,64, 26, 34, 24, 32.

Ц    А   Р    С     Т     В    О                  Г   Р    И    Б   О      В    Слайд  3.

Тема  урока: Царство  грибов. Обобщающий  урок. Слайд  4.

 У каждой  группы  на столах у  вас  лежат  грибы. За  правильный  ответ,  берите  по грибу.

Перед  вами  лежат  рабочие  листы, запишите  число  и  тему  нашего  занятия.

Учитель.  О  чём  мы  сегодня  будем  говорить?

Притча  о  грибах. Слайд

Грибы – одни  из  самых  загадочных  обитателей  Земли.   Люди  издавна  чувствовали  в  грибах, что – то  таинственное. Да  и  само появление  грибов  после  дождя  человек  считал  сверхъестественным.

Грибы  и  сейчас  остаются  для нас  загадкой.  О  их происхождения   известно  три  теории:

  1. Произошли от  водорослей
  2. Произошли от бактерий
  3. Животные, растения, грибы  разделились  между  собой    на  уровне  одной  клетки.

Вопрос: Может  быть  кто  то  из  Вас  знает  о  происхождении  грибов? А  вы  встречались  с  грибами?  ( дети  отвечают  да). Где? А  может  вы  знаете  как  они  называются? (шампиньоны, свинушки, опята). А  в  осеннее-зимний  период  вы собирали  грибы  у  нас  в  лесополосе?

Итак,  добро  пожаловать  в одно  из  самых  загадочных  царств    живой  природы – Царство  Грибы. Но прежде, чем  мы  будем   говорить   об  этих   загадочных   организмах,   давайте  вспомним, пословицы  о грибах.  У  вас  на  столах  лежат   конверты    со  словами  пословицы  о   грибах, которые  надо  будет  собрать. Слайд 6-7-8-9

Изучением  царства  грибов  занимается  наука -  микология, возникшая  в  конце  19 века, основателем,  которой  был  учёный  Генрих  Антон  де  Бари.  Слайд 10

Записали  в  рабочих   листах   новый  термин  МИКОЛОГИЯ -  это  наука,  изучающая  грибы. По  калмыцки  гриб – тенгрин  ки.

Давайте  определим  цели  урока, чем  мы  сегодня  будем  заниматься? Слайд  11.

Учитель.  К  какому  царству   относятся  следующие  признаки (выходят  признаки, определить  к  какому  царству   они  относятся). Слайд 12

К  концу  урока  мы  должны  определить основные  признаки, характеризующие  царство  грибов.(Строение, питание,  передвижение, условие  прорастание).

В  природе  существует  большое  многообразие  грибов.  Слайд 13

Грибы  бывают  разные. Все  грибы, которые  вы  назвали  какие? ( шляпочные).

1.Одни  со  шляпками – это шляпочные  грибы. Кроме  шляпочных  грибов, какие  ещё  бывают  грибы?

2.Зеленоватая  плесень  на  старом  куске  хлеба, варенье, овощах –   грибы (мукор.)

Демонстрирую  гриб  Трутовик. Скажите, что  это  за  гриб?

 3 Грибы,  вызывающие  заболевания  растений, животных  и  человека  относятся  к  паразитам.  

4.Ежедневно   в пищу   мы  употребляем хлеб. Какой   гриб  используют  в  хлебопечении-  дрожжи.

Сейчас  мы  будем  в  роли  лаборанта – исследователя. А  это будет  наша  творческая  лаборатория. Лабораторная  работа  называется « Строение  шампиьона».

Ребята   у  вас   на  столах  лежат  грибы.  Определите  название  гриба?.( Шампиньон).

Посмотрите   из  каких  частей   состоит   плодовое  тело? ( Плодовое  тело  состоит  из  шляпки, пенька.) На  ощупь  какой  гриб? (влажный)  так  как   состоит  из  90%  воды. Какие   необходимы  условия  для  прорастания  грибов? ( Тепло  и  влага).

Какой  ещё   есть  элемент  строения  гриба, которого  мы  не  можем  увидеть  на  данном  грибе  -  мицелий.  Дети  рассказывают   несколько  слов  о  мицелии. Слайд 14

Давайте  заглянем  под  шляпку  гриба?   Для  этого  нам  необходимо  разрезать  гриб  вдоль. Что  вы у видели?  ( пластинки) это  пластинчатый  гриб

  А  есть  ещё  один  вид  шляпочного  гриба.  

Где под   шляпкой  расположены  трубочки -  трубчатый  гриб.

Классификацяи  шляпочных  грибов  на  пластинчатые  и  трубчатые. Слайд 15-16

Это  по  строению  какой гриб – многоклеточный  его можно  увидеть  без  микроскопа.  но  есть  грибы, которые   нельзя  увидеть вооружённым глазом  - мукор  и  дрожжи это  грибы  одноклеточные.  Их  строение  мы  рассмотрим с  помощью  микроскопа.

Вторая  часть  нашей  лабораторной  работы   называется  «Строение  дрожжей и  мукора». Нам  понадобиться  микроскоп  и  грибы: мукор, находящийся  на  кусочке  хлеба   и  хлебопекарные, дрожжи. Сопроводительный  лист   к  лабораторной  работе.

Прежде  чем  работать с микроскопом,  давайте  вспомним  технику  безопасности  при   работе с  микроскопом.

- необходимо  снять  очки

- не  делать  резких  поворотов головой вблизи  тубуса.

- объектив   следует  опускать  под контролем  зрения.

- не  использовать  зеркало для  наведения   «Солнечных  зайчиков».

Ребята,что вы  увидели  под  микроскопом? Какую  картинку? Слайд 17

Итог  лабораторной  работы.  Почему  одни  грибы   мы  рассматривали  с  помощью  микроскопа, а  другие  вооружённым  глазом. ( одноклеточные  и  многоклеточные).

Работа  у  доски. .

Составим   схему   на  доске.

Одноклеточные  и   многоклеточные                                                

Аутотренинг

Если  весело   живётся  делай  так (2 раза) слайд 18

Если  весело  живётся  мы  друг другу  улыбнёмся  

Если весело  живётся  делай  так.

Продолжаем  работу  с  схемой. Давайте  назовём  представителей   каждой  группы.

Одноклеточные  и   многоклеточные

 Дрожжи           и      мукор                                                    Шляпочный  гриб

                                                                                Пластинчатый                     трубчатый

Вспомним  цели  нашего  урока.  Мы  должны  определить  признаки  царства  грибов.

Строение  рассмотрели. Рассмотрим  питание.

А  как  питаются  грибы?  (ответы  детей).

По  способу  питания  выделяют три  группы: Сапротрофы,  паразиты, симбионты. (записывают  в  рабочий  лист). Слайд  19.

Запишите  виды  питания  в  рабочий  лист.

Какие  существуют  способы  размножения  грибов? Слайд 20  Видео  размножения. слайд 21

Заполнить  схему  у  доски. «Значение  грибов». Какую  роль  играют  грибы  в  природе? . Какое  значение  грибы  имеют   в  жизни  человека?

А  теперь  давайте  поиграем  в игру « Собери  в  лукошко».  А  все  ли  шляпочные  грибы  съедобны? Нужно  собрать  в  лукошко  только  съедобные  грибы.Слайд 22.

Ребята, а, что  у  меня  в  руках? Ответы  детей (Красная  книга). в  ней  занесены  грибы, которые   исчезли  или  находятся  на  грани  исчезновения. Вы  с  ней  подробно  можете  познакомиться  в свободное  время  в  библиотеке.

Урок  подходит  к  концу  и мы  должны  сформулировать  признаки  царства  грибов. Слайд 23.

В  рабочих листах   найдите  задание « Верите ли  вы?». Работу   Верите  ли вы  проверим  у  ученика,   у  которого больше  всего   грибов.  Он  зачитывает  ответы,  если правильный, дети  хлопают  в  ладоши.

Слайд 24. Вопросы  в  презентации.

Рефлексия . Слайд 25.

Домашнее  задание. Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»

Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»Слайд 26.

Ответить на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией? Слайд 24.

Молодцы! Я  очень  рада, что  нам  удалось  это  сделать.  А  теперь  оцените  свою  работу  в  группе по  пятибалльной  шкале.

Спасибо за  внимание.

.

.